BEL ENG DEU FRA

Постное письмо Саввы Мажуко № 11: "Благодушное, весёлое сопротивление делает нас сильнее"
15 МАРТА 2017 (Среда)

 
  
Борьба – это труд, постоянный, ежедневный, кропотливый. Удач здесь крайне мало, но они случаются. Как говорили старые монахи: "Плохое входит пудами, а выходит золотниками". Почему на этом пути будет весело и нескучно, в очередном письме рассказывает архимандрит Савва (Мажуко)

Сначала Марк Твен лечил бессонницу шампанским. Был разработан сложнейший ритуал укладывания в постель с постепенным поглощением благородного напитка. Не помогло.

Выяснилось, что светлое бостонское пиво способно творить чудеса. Были закуплены ящики целебного напитка. Друзья и родственники участвовали в лечении бутылками и советами. Четыре бутылки способны усыпить хоть недрёманного Бальзака. Не сработало.

Путём проб и ошибок обнаружены скрытые свойства шотландского виски. Марк Твен взбодрился и мужественно взялся за лечение. Лекарство всегда было под рукой. Тёмные бутылки отражали мудрые глаза писателя. Не справились.

Замечено: если засыпать на полу в ванной, дремота берёт с такой силой, что уж потом точно схватит сон. Оккупирована ванна. Розданы инструкции. Два дня тщательной подготовки. Барабанная дробь в ушах. В груди закипают надежды. Не спит. Ворочается. Лохматит голову. Терзает усы. Всё напрасно.

Однажды улёгся в десять вечера просто так, задумавшись. Заснул. И проспал всю ночь без пробуждений и беспокойных снов. Так Марк Твен поборол бессонницу.

Мне хорошо знакома эта болезнь. Видимо, тут что-то генетическое. Но как бы там ни было, великого американского писателя я вспомнил, чтобы прояснить один закон духовных упражнений. Я не ошибся: речь именно о духовных упражнениях.

Этот термин вы нечасто встретите в православной литературе. У нас всё больше говорят о духовной жизни, причём специфически монашеским языком. То, о чём я здесь пишу, ни в коем случае не является заменой православной аскетике. Надо быть духоносным старцем, чтобы дерзать на такие вещи. Мы люди простые. Живём в городах, в суете и шуме, и, скорее всего, до высот духа нам не добраться. Мы и не претендуем. Но у нас, городских и шумных, тоже есть свои духовные проблемы. Наверное, они слишком мелкие и незначительные, но нам надо как-то их решать.

Вот об этом наши духовные упражнения – о простом и незначительном, но весьма болезненном опыте живого человека.

Марк Твен боролся с бессонницей и поборол её. Получается не у всех. Он боролся не со страстьми, а с нервным расстройством, но его опыт проясняет одну важную истину, без которой и нам, духовным и намоленным, не обойтись. Друзья Марка Твена отмечали необыкновенное, даже вызывающее благодушие, с которым отец Тома Сойера относился к трудностям. Всякая проблема порождала у Твена не уныние и разочарование, а спортивный азарт. Сражение развлекало его, а неудачи в борьбе порождали ещё больший азарт и благодушие.

Благодаря апостолу Павлу в наш аскетический лексикон вошло понятие "жало в плоть" или, для более продвинутых православных, "пакостник плоти". В известном отрывке из второго послания к Коринфянам читаем о личной проблеме апостола, которая доставляла ему невероятные мучения:

"И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён" (2 Кор. 12:7-10).

Мы не знаем, о какой немощи здесь говорит апостол. Существует целый букет версий по этому поводу: от близорукости, которой страдал Павел, до каких-то теорий романтического и романического характера. Надеюсь, мы никогда об этом ничего не узнаем. Надо уважать тайны личной жизни, даже если это личная жизнь святого. Однако то, что апостол не называет свою немощь прямо, говорит нам о том, что законы противостояния немощи универсальны. Потому я и позволил себе начать этот разговор с неправославного Марка Твена: законы духовной жизни одинаковы, потому что все мы – дети Адама.

Важно заметить вот что: апостол видит в своей безымянной немощи средство смирения: эта немощь попущена Богом, чтобы Павел не превозносился. Для нас это важно. "Пакостник плоти" есть у каждого, у каждого он свой – не стану перечислять версии, разумный поймёт. Однако эту немощь не следует провоцировать якобы для того, чтобы побороть гордыню. Случаются и такие товарищи, которые оправдывают, например, свой запой борьбой с гордостью, но это уже клиника.

Вторая подсказка от апостола: противодействие немощи, сопротивление этому "пакостнику плоти" сопровождается благодушием – вот правильная реакция на проблему. Благодушное, весёлое сопротивление делает нас сильнее. Мы все – живые люди, носим плоть, которая хранит не только предрасположенности, "подаренные" предками, но и те болезни, страсти и привычки, которые мы беспечно подхватили в течение своей жизни.

Грех – это болезнь, и реагировать на греховные импульсы следует с медицинским и спортивным интересом.

Каждый греховный поступок как бы пробивает своё русло в нашем поведении, и потом, когда обстоятельства складываются подобным образом, наша стратегия действия "разряжается" именно в это русло. Так складывается порочная привычка, замыкается порочный круг, из которого выбраться архисложно. Чем чаще мы пользуемся этим руслом, тем быстрее, бессознательнее срабатывает механизм привычки, тем чаще происходит то, что в аскетическом словаре называется падением.

Обычная реакция на эти падения – приступ уныния и отчаяния, которые провоцируют ещё больший урон. Как говорят белорусы: "Згарэў сарай – гары и хата" (сгорел сарай – гори и дом). Поэтому первое, на что нам следует обратить внимание – воспитание реакции на своё падение. Марк Твен здесь впервые согласен с апостолом Павлом: к своей проблеме следует относиться с благодушием и спортивным азартом.

Борьба делает нас сильнее. Чем сложнее проблема, чем серьёзнее противник, тем больше пользы мы можем извлечь из сопротивления этому врагу. Если "русло" поступка проложено, скорее всего, оно у вас останется на всю жизнь: бывших наркоманов не бывает, как не бывает бывших алкоголиков, блудников, сребролюбцев и прочая, прочая, прочая. Однако это не повод для уныния. Если "руслом" не пользоваться, оно постепенно зарастёт.

Если, несмотря на весь ужас очередного падения, вы найдёте в себе силы благодушествовать, разбудите в себе здоровый молодецкий азарт, то сможете провести эффективную работу над ошибками, заметить обычную тактику вашего противника, то место, на котором он вас поймал, как заманил, где очаровал и лишил способности сопротивляться. Во всём этом есть закономерности, и враг наш разнообразием подходов не отличается, не очень-то хорошо у него с фантазией.

Борьба – это труд, постоянный, ежедневный, кропотливый. Удач здесь крайне мало, но они случаются. Как говорили старые монахи: "Плохое входит пудами, а выходит золотниками". Золотник – маленькая монетка. Если ненавистное зло будет убывать хотя бы по маленькой монетке, эта борьба стоит того.

По крайней мере, будет весело.

На фото: м.Онуфрий (Поречный)/solovki-monastyr.ru.

www.pravmir.ru / sobor.by/

(просмотров 386)




Новости разделов:

Просвещение

22 МАРТА 2017
Постное письмо № 17. Завтрак буквоеда
20 МАРТА 2017
Постное письмо Саввы Мажуко № 15. Заложники совести
19 МАРТА 2017
"Оставаться в падении нельзя". Слово святителя Феофана Затворника в Крестопоклонную неделю
17 МАРТА 2017
Как строить храмы без вреда для природы
17 МАРТА 2017
Ребенок шумит в храме: как быть родителям и окружающим?
15 МАРТА 2017
Постное письмо Саввы Мажуко № 11: "Благодушное, весёлое сопротивление делает нас сильнее"
14 МАРТА 2017
Фотовыставка "Твёрдая вера: Православие на Святой земле" завершает свою работу в Минске
14 МАРТА 2017
Св. Иоанн Златоуст: не место спасает, а образ жизни и произволение
13 МАРТА 2017
В Музее книги Национальной библиотеки Беларуси прошли открытые уроки по истории православного книгопечатания
13 МАРТА 2017
Лавришевский мужской монастырь приглашает 21-23 апреля на семинар по травничеству
13 МАРТА 2017
Объявляется запись на Курс Активного Развития Памяти (КАРП).
12 МАРТА 2017
Пассия: рассказ про одну из самых необычных великопостных служб
  Церковь и общество

22 МАРТА 2017
Верховный суд Греции признал архимандрита Ефрема невиновным
22 МАРТА 2017
Творческая программа Татьяны Дашкевич «Две рыбки» состоится в Минске 1 апреля
22 МАРТА 2017
Акция ГАИ "Безопасность детей - приоритет для взрослых" пройдёт 24 марта по 4 апреля
22 МАРТА 2017
Постное письмо № 17. Завтрак буквоеда
21 МАРТА 2017
9 апреля в Минске пройдёт концерт в рамках творческого форума «Пою Богу моему дондеже есмь»
21 МАРТА 2017
Президент поздравил митрополита Филарета с Днём рождения
21 МАРТА 2017
В этом году Церковь вспоминает святых 40 мучеников Севастийских 21 марта
21 МАРТА 2017
29 марта в Минске пройдёт семинар «Формирование у девушек психологической готовности к материнству»
21 МАРТА 2017
«Покаяние и изменение себя - это самая трудная работа». Священник – о духовной брани
21 МАРТА 2017
Печём жаворонков ко дню Сорока Севастийских мучеников
20 Марта 2017
Пенсионерка из Минска, пострадавшая от пожара, просит о помощи
20 МАРТА 2017
Проповедь протоиерея Игоря Коростелева в Крестопоклоную неделю
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.