Постное письмо Саввы Мажуко № 11: "Благодушное, весёлое сопротивление делает нас сильнее"

 
  
15 МАРТА 2017 (Среда) 14:08:21
Борьба – это труд, постоянный, ежедневный, кропотливый. Удач здесь крайне мало, но они случаются. Как говорили старые монахи: "Плохое входит пудами, а выходит золотниками". Почему на этом пути будет весело и нескучно, в очередном письме рассказывает архимандрит Савва (Мажуко)

Сначала Марк Твен лечил бессонницу шампанским. Был разработан сложнейший ритуал укладывания в постель с постепенным поглощением благородного напитка. Не помогло.

Выяснилось, что светлое бостонское пиво способно творить чудеса. Были закуплены ящики целебного напитка. Друзья и родственники участвовали в лечении бутылками и советами. Четыре бутылки способны усыпить хоть недрёманного Бальзака. Не сработало.

Путём проб и ошибок обнаружены скрытые свойства шотландского виски. Марк Твен взбодрился и мужественно взялся за лечение. Лекарство всегда было под рукой. Тёмные бутылки отражали мудрые глаза писателя. Не справились.

Замечено: если засыпать на полу в ванной, дремота берёт с такой силой, что уж потом точно схватит сон. Оккупирована ванна. Розданы инструкции. Два дня тщательной подготовки. Барабанная дробь в ушах. В груди закипают надежды. Не спит. Ворочается. Лохматит голову. Терзает усы. Всё напрасно.

Однажды улёгся в десять вечера просто так, задумавшись. Заснул. И проспал всю ночь без пробуждений и беспокойных снов. Так Марк Твен поборол бессонницу.

Мне хорошо знакома эта болезнь. Видимо, тут что-то генетическое. Но как бы там ни было, великого американского писателя я вспомнил, чтобы прояснить один закон духовных упражнений. Я не ошибся: речь именно о духовных упражнениях.

Этот термин вы нечасто встретите в православной литературе. У нас всё больше говорят о духовной жизни, причём специфически монашеским языком. То, о чём я здесь пишу, ни в коем случае не является заменой православной аскетике. Надо быть духоносным старцем, чтобы дерзать на такие вещи. Мы люди простые. Живём в городах, в суете и шуме, и, скорее всего, до высот духа нам не добраться. Мы и не претендуем. Но у нас, городских и шумных, тоже есть свои духовные проблемы. Наверное, они слишком мелкие и незначительные, но нам надо как-то их решать.

Вот об этом наши духовные упражнения – о простом и незначительном, но весьма болезненном опыте живого человека.

Марк Твен боролся с бессонницей и поборол её. Получается не у всех. Он боролся не со страстьми, а с нервным расстройством, но его опыт проясняет одну важную истину, без которой и нам, духовным и намоленным, не обойтись. Друзья Марка Твена отмечали необыкновенное, даже вызывающее благодушие, с которым отец Тома Сойера относился к трудностям. Всякая проблема порождала у Твена не уныние и разочарование, а спортивный азарт. Сражение развлекало его, а неудачи в борьбе порождали ещё больший азарт и благодушие.

Благодаря апостолу Павлу в наш аскетический лексикон вошло понятие "жало в плоть" или, для более продвинутых православных, "пакостник плоти". В известном отрывке из второго послания к Коринфянам читаем о личной проблеме апостола, которая доставляла ему невероятные мучения:

"И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силён" (2 Кор. 12:7-10).

Мы не знаем, о какой немощи здесь говорит апостол. Существует целый букет версий по этому поводу: от близорукости, которой страдал Павел, до каких-то теорий романтического и романического характера. Надеюсь, мы никогда об этом ничего не узнаем. Надо уважать тайны личной жизни, даже если это личная жизнь святого. Однако то, что апостол не называет свою немощь прямо, говорит нам о том, что законы противостояния немощи универсальны. Потому я и позволил себе начать этот разговор с неправославного Марка Твена: законы духовной жизни одинаковы, потому что все мы – дети Адама.

Важно заметить вот что: апостол видит в своей безымянной немощи средство смирения: эта немощь попущена Богом, чтобы Павел не превозносился. Для нас это важно. "Пакостник плоти" есть у каждого, у каждого он свой – не стану перечислять версии, разумный поймёт. Однако эту немощь не следует провоцировать якобы для того, чтобы побороть гордыню. Случаются и такие товарищи, которые оправдывают, например, свой запой борьбой с гордостью, но это уже клиника.

Вторая подсказка от апостола: противодействие немощи, сопротивление этому "пакостнику плоти" сопровождается благодушием – вот правильная реакция на проблему. Благодушное, весёлое сопротивление делает нас сильнее. Мы все – живые люди, носим плоть, которая хранит не только предрасположенности, "подаренные" предками, но и те болезни, страсти и привычки, которые мы беспечно подхватили в течение своей жизни.

Грех – это болезнь, и реагировать на греховные импульсы следует с медицинским и спортивным интересом.

Каждый греховный поступок как бы пробивает своё русло в нашем поведении, и потом, когда обстоятельства складываются подобным образом, наша стратегия действия "разряжается" именно в это русло. Так складывается порочная привычка, замыкается порочный круг, из которого выбраться архисложно. Чем чаще мы пользуемся этим руслом, тем быстрее, бессознательнее срабатывает механизм привычки, тем чаще происходит то, что в аскетическом словаре называется падением.

Обычная реакция на эти падения – приступ уныния и отчаяния, которые провоцируют ещё больший урон. Как говорят белорусы: "Згарэў сарай – гары и хата" (сгорел сарай – гори и дом). Поэтому первое, на что нам следует обратить внимание – воспитание реакции на своё падение. Марк Твен здесь впервые согласен с апостолом Павлом: к своей проблеме следует относиться с благодушием и спортивным азартом.

Борьба делает нас сильнее. Чем сложнее проблема, чем серьёзнее противник, тем больше пользы мы можем извлечь из сопротивления этому врагу. Если "русло" поступка проложено, скорее всего, оно у вас останется на всю жизнь: бывших наркоманов не бывает, как не бывает бывших алкоголиков, блудников, сребролюбцев и прочая, прочая, прочая. Однако это не повод для уныния. Если "руслом" не пользоваться, оно постепенно зарастёт.

Если, несмотря на весь ужас очередного падения, вы найдёте в себе силы благодушествовать, разбудите в себе здоровый молодецкий азарт, то сможете провести эффективную работу над ошибками, заметить обычную тактику вашего противника, то место, на котором он вас поймал, как заманил, где очаровал и лишил способности сопротивляться. Во всём этом есть закономерности, и враг наш разнообразием подходов не отличается, не очень-то хорошо у него с фантазией.

Борьба – это труд, постоянный, ежедневный, кропотливый. Удач здесь крайне мало, но они случаются. Как говорили старые монахи: "Плохое входит пудами, а выходит золотниками". Золотник – маленькая монетка. Если ненавистное зло будет убывать хотя бы по маленькой монетке, эта борьба стоит того.

По крайней мере, будет весело.

На фото: м.Онуфрий (Поречный)/solovki-monastyr.ru.

www.pravmir.ru / sobor.by/

(просмотров 2904)





Новости разделов:

Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
  Церковь и общество

21 МАЯ 2025
20 мая в Жировичах состоялись торжества, посвященные 555-летию обретения Жировичской иконы Божией Матери
20 МАЯ 2025
День славянской письменности отметят в белорусской столице
20 МАЯ 2025
В Минске состоялся международный форум «Семья – основа демографического потенциала государства» (дополнено)
19 МАЯ 2025
Протоиерей Александр Пронин и волонтеры объединения «Открытое сердце» посетили с концертной программой СИЗО Минска
19 МАЯ 2025
Стартовал конкурс малых грантов «Православная инициатива — 2025»
19 МАЯ 2025
19 мая в братстве священномученика Владимира Хираско состоится встреча с протоиереем Александром Прониным
17 МАЯ 2025
В Несвижском замке состоялась духовно-просветительская программа «Бал молодежи Минской митрополии» (дополнено)
17 МАЯ 2025
«Счастье – в детях»: в Бобруйске открылся международный фестиваль в поддержку семьи, материнства и детства
16 МАЯ 2025
17 мая семейные праздники пройдет в парках имени Горького Минска и Могилева
16 МАЯ 2025
20 мая минское духовное училище приглашает на концерт "Пасхальная радость"
16 МАЯ 2025
Фестиваль православной культуры «Пасхальный перезвон» состоится в Червене
15 МАЯ 2025
Международный день семьи отмечают в Беларуси
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.