BEL ENG DEU FRA

«Почему мы должны отдавать дань языческой традиции?» Отец Евгений Громыко – про Хэллоуин и суеверия

 
 
  
30 ОКТЯБРЯ 2019 (Среда) 15:02:43
Каждый год 31 октября мир отмечает Хэллоуин, и с каждым годом этот праздник становится всё более массовым. И пока производители карнавальных костюмов и тематического реквизита подсчитывают прибыль от праздничной продукции, в среде христиан всё чаще звучит вопрос – а так ли нужен нам Хэллоуин?

О том, что на самом деле лежит в основе этого праздника и подобных ему традиций, мы поговорили с протоиереем Евгением Громыко, руководителем информационного отдела Минской епархии БПЦ и клириком минского храма святого Николая Чудотворца.

- Правомерно ли, что очень многие православные христиане не любят Хэллоуин?

- А как мы можем любить или не любить то, что не имеет к нашей культуре никакого отношения? Мне кажется, наиболее правильным будет просто не обращать на него внимание.

- А сам верующий человек может принимать участие в Хэллоуине?

- А вот это уже другой вопрос! Я думаю, что верующему человеку принимать участие в таких праздниках и ритуалах всё-таки не стоит. И не столько потому, что это другая культура, что это для нас не свойственно.

Если вдуматься в сам характер праздника, ясно, что это не просто карнавал, когда люди надевают костюмы каких-то персонажей. В карнавале, может быть, ничего страшного и нет. Но если наряжаются в представителей тёмных сил, ведьм, чёртиков, получается, что такой человек себя в какой-то степени с этим персонажем идентифицирует. И получается, что мы себя начинаем ассоциировать с тёмными силами, а как христианин может так делать? Конечно, это неправильно, не по-христиански.

Эта традиция наряжаться в разных ведьм, нечистых духов появилась, на самом деле, совсем недавно. Изначально это был семейный праздник, когда просто чтили предков. Мы можем по-разному к этому относиться, мы можем это считать язычеством, да так оно и есть. У белорусов тоже были подобного рода праздники, те же самые Дзяды, просто сейчас это христианизировалось. Церковь старается, с одной стороны, не оскорбить чувства людей, но с другой стороны всё-таки их вывести из язычества, поклонения предкам. Для этого были введены поминальные дни, когда предков надо чтить, но не устраивать языческие ритуалы, а помолиться за них. Я неоднократно встречал очень интересную мысль – если ты хочешь отпраздновать Хэллоуин, пойди в церковь и помолись за своих усопших сродников.

- Есть верующие, которые очень агрессивно реагируют на всё связанное с Хэллоуином.

- Агрессия – это не то, как мы должны на что-либо реагировать. Очень печально, когда люди, которые называют себя верующими, позволяют себе ненависть, злобу. Это абсолютно нехристианские чувства, и питать их к тем, кто отмечает какие-то праздники, абсолютно неправильно.

- Можно ли воспринимать этот карнавал, эти переодевания не как что-то мистическое, а просто как дань традиции?

- Традиция традиции рознь, есть хорошие традиции, а есть плохие. И почему мы, христиане, должны отдавать дань языческой традиции? В дохристианские времена было принято поклоняться идолам. Это была традиция, это была отеческая вера, но ведь мы же это отвергли! Мы понимаем, что это не то, это не поклонение истинному Богу. Естественно, что когда человек в этом участвует, он вольно или невольно принимает участие в языческих обрядах.

- Насколько для наших современников, на ваш взгляд, характерно обращение к подобным практикам, которые предполагают контакт с миром злых духов?

- Точно сказать мне трудно. Но приходится констатировать, что даже у верующих людей всё равно остаются какие-то отголоски язычества. Достаточно много людей пытается, пусть даже неосознанно, совместить христианство с какими-то языческими обрядами, вплоть до страха перед чёрной кошкой или плевков через левое плечо. Это из области суеверий, но это встречается. Человек вроде бы и в Бога верует, но на всякий случай прибегает и к такому.

В последнее время я столкнулся с тем, что большое количество людей носит красную ниточку на руке. Когда я совершаю крещение и вижу, что у младенца, которому ещё года нет, на руке завязана красная нитка, я всегда спрашиваю – а что это у вас такое? Мне либо прямо говорят, что это от сглаза, или обещают сейчас же нитку убрать. Они понимают, что вроде бы это не то, но считают – на всякий случай пусть будет, так будет спокойнее. Соблюдём языческий обряд, но нам будет спокойнее.

Это двойственность сознания, связанная с тем, что язычество в нашем народе так и не изжито, тем более что безбожная эпоха тоже отложила свой отпечаток. В Бога мы верить перестали, но во что-то же верить надо. И поэтому даже атеисты, те, кто отрицал существование Бога, в повседневной жизни всё равно старались небольшие языческие ритуалы соблюсти. Верили, например, что если чёрная кошка пробежит перед ними, то это к неудаче.

Подобные практики существуют, но мы как священники стараемся разъяснять, что есть вера в Бога и наша христианская жизнь, а есть суеверия и языческие обряды, которые христианину не стоит соблюдать.

- А в чём корень околоцерковных суеверий?

- Я бы сказал, что это потребительское отношение к Богу. То есть я не хочу принести свою жизнь Богу, жить по воле Божьей, а хочу, чтобы этот добренький Боженька мне помогал, чтобы мне было хорошо. Как правило, суеверия к этому сводятся – я вот сейчас что-то такое сделаю, а Ты, Боженька, мне помоги, Ты же добрый, меня не оставишь.

Из-за этого, наверное, потом начинают говорить, что верующие люди – как дети. Говорят, что они инфантильные, слабые, что вместо принятия на себя ответственности они скидывают всё на Бога. Это превратное представление, потому что на самом деле христианство учит человека ответственности за свои поступки, христианство учит человека быть самостоятельным. А вот из-за этих суеверий, из-за такого отношения к Богу у внешних людей и создаётся это превратное представление о христианстве.

- Ходят ли сейчас люди к экстрасенсам, целителям?

- Люди, конечно, ходят. Бывает, и на исповеди каются в том, что ходили к целителям, гадалкам. Это похоже на то, что мы уже обсуждали – дескать, на всякий случай схожу, хуже не будет, может быть, мне чем-нибудь помогут. Иногда даже начинают доказывать, что ничего в этом плохого нет, они же помогают. У людей складывается ложное представление, что все эти целители, гадалки, экстрасенсы и так далее – это люди, которые могут помочь, к которым стоит обращаться.

- Ещё говорят, что это люди, дар которых – от Бога. Они могут использовать святую воду, у них могут быть заговоры на основе молитв…

- Да, есть такая мысль, что они же всё это с Божьей помощью делают. Что касается заговоров, то это такой момент, который надо прояснить. Есть заговор, а есть молитва.

Что такое молитва? Молитва – это обращение к Богу. Конечно, есть такая проблема, что часть людей просто не понимают то, что они произносят в качестве молитвы, потому что молитва на церковнославянском языке. Но изначально молитва – это осмысленный текст, в котором мы обращаемся к Богу как к нашему Отцу, просим прощение за наши грехи, просим благословения на какие-то дела и так далее. То есть это определённый осмысленный текст.

Если взять заговоры, то там, как правило, текст – это просто набор слов. Это похоже на произнесение заклинания. То есть существует принципиальная разница между молитвой и заговором. Поэтому целители, экстрасенсы молитвы не используют, они используют именно заговоры. Это уже ближе к колдовству, что для христианина абсолютно недопустимо. А Библия и иконы – это для экстрасенсов внешний антураж, который позволяет человека привлечь к себе. Может быть, они не всегда сами понимают, что они делают. Они сами попали в ловушку, что с помощью заговоров и использования священных предметов они могут что-то сделать. Но на самом деле, конечно, они фактически общаются с тёмными духами и ничего хорошего предложить человеку не могут.

- А если визит к экстрасенсу действительно помогает?

- Скорее это только впечатление. Может случиться так, что в чём-то человеку помогло, а в другом навредило. Лучше к подобного рода сомнительным личностям не обращаться, потому что они могут в лучшем случае оказаться просто шарлатанами.

Опять же, есть такое понятие, как эффект плацебо. Человек сам себе внушил, что ему помогли, и получил то, что хотел. Господь об этом говорил – "По вере вашей да будет вам", то есть человек поверил, что ему могут помочь. Но то, что он отвратил себя от Бога, не пошёл к Богу, а с помощью экстрасенса или целителя попытался решить проблему – вот это ему наносит очень большой вред.

Читайте также:

Большинство верующих американцев не празднуют Хэллоуин>>>

Болгарский митрополит высказался против растущей популярности Хэллоуина в стране>>>

Чёрный карнавал в школе>>>

/ sobor.by/ Надежда Филипчик. Фото topgorod.com

(просмотров 316)




Новости разделов:

Церковь и общество

8 НОЯБРЯ 2019
В Гомеле состоится женская встреча "Ты можешь больше"
5 НОЯБРЯ 2019
Писатели Израиля и Беларуси реализовывают новый социально значимый проект
5 НОЯБРЯ 2019
Творческий вечер поэтессы Екатерины Полянской состоится в Минске 15 ноября
30 ОКТЯБРЯ 2019
5 ноября в Гомеле состоится лекция известного историка Александра Мраморнова
30 ОКТЯБРЯ 2019
«Почему мы должны отдавать дань языческой традиции?» Отец Евгений Громыко – про Хэллоуин и суеверия
30 ОКТЯБРЯ 2019
Доклад митрополита Вострского Тимофея на конференции «Митрополит Никодим: путь служения Церкви» в Минске. Видео
29 ОКТЯБРЯ 2019
В Минске пройдут V Белорусские Рождественские чтения «Великая Победа: наследие и наследники»
28 ОКТЯБРЯ 2019
В Минске пройдёт показ фильмов фестиваля «Лучезарный ангел»
18 ОКТЯБРЯ 2019
Начался новый сезон просветительских встреч с участием архимандрита Саввы (Мажуко)
17 ОКТЯБРЯ 2019
В Минске открылась православная книжная выставка-форум «Радость Слова»
16 ОКТЯБРЯ 2019
При Марьиногорском аграрно-техническом колледже освящён православный храм
7 ОКТЯБРЯ 2019
УВД Гродненской области передали хоругвь с образом святителя Николая
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.