BEL ENG DEU FRA



Память преподобномученика Афанасия Брестского празднует сегодня Церковь

 
  
18 СЕНТЯБРЯ 2017 (Понедельник) 11:33:55
Cвятой преподобномученик Афанасий Брестский родился около 1597 года в благочестивой белорусской семье Филипповичей. За год до этого, в 1596 году в Бресте была заключена уния между частью Православной Церкви Юго-Западной Руси, входившей в то время в состав Польско-Литовского государства, и Римо-Католической Церковью.

Уния имела целью латинизацию Святой Православной веры и русской народности. В ответ на заключение унии Православный Собор, состоявшийся также в 1596 году, принял постановление: "Мы даём обет веры, совести и чести за себя и за наших потомков, не слушать этих осуждённых соборным приговором митрополита и владык, не повиноваться им, не допускать их власти над нами; напротив, сколько возможно противиться их определениям, действиям и распоряжениям, стоять твёрдо в нашей святой вере и при истинных пастырях нашей святой Церкви, особенно при наших Патриархах (имеются в виду Восточные Патриархи), не оставляя старого календаря... и сопротивляясь всем притеснениям, насилиям и новизнам, которыми бы стали препятствовать целости и свободе нашего богослужения, совершаемого по древнему обычаю".

Эти заветы, которые от лица Церкви возложили на её верных чад представители Восточного Православия на Брестском соборе, стали призванием святого Афанасия, и их осуществлению была отдана вся его жизнь.

В молодые годы он некоторое время преподавал в домах польского шляхетства, в том числе у канцлера Литовского Льва Сапеги. Разгульная жизнь, которую он наблюдал при дворе польского вельможи, лишь укрепила в преподобном Афанасии намерение оставить мирскую суету. Он удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 году принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподобный Афанасий был послан на послушание сначала в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем - в Межигорский около Киева, где "не малое время учился воле Божией и жизни по закону". Из Межигорья преподобный Афанасий был вновь вызван в Вильну, где преподобный был посвящён в сан иеромонаха и затем назначен наместником Дубойской (Дубовской) обители под Пинском. Через три года, в 1636 году, обитель оказалась в ведении иезуитов; преподобный Афанасий был переведён на послушание в Купятицкий монастырь. Отсюда он совершил для сбора подаяний весьма трудное и опасное путешествие в Москву, сопровождаемое видимым покровительством и помощью Божией Матери.

В 1640 году святой Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Прибыв в Брест на игуменство, преподобный Афанасий прежде всего разыскал старые грамоты, епископские и королевские, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему монастыря. Найдя в грамотах, что "уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки", преподобный Афанасий стал открыто в храме и других местах поучать об этом. Это произвело столь сильное действие, что во всём воеводстве униаты начали испытывать величайшую тревогу. В 1641 году святой Афанасий отправился в Варшаву на сейм, где собирался закрепить исконные преимущества православного братства в Бресте и отстоять полную свободу богослужения и обрядов по уставу Восточной Церкви, но ему отказали. Тогда преподобный Афанасий обратился за советом и помощью к православным духовным влиятельным лицам, но и здесь не нашёл он поддержки.

Воспевая однажды акафист Божией Матери, святой Афанасий вдруг явственно услышал от её образа слова: "Афанасий! Жалуйся теперь на сейме при помощи иконы Моей Купятицкой, в кресте изображённой, перед королём польским и государством, грозя праведным гневом и страшным судом Божиим, который вот-вот поистине наступит, если не образумятся. Пусть прежде всего на веки осудят проклятую унию, - в этом самая насущная нужда, - и им ещё может быть хорошо". Исполняя это повеление, преподобный в 1643 году, уподобляясь святому пророку Илии, ревнителю об истинной вере, отправился на сейм в Варшаву, взяв с собой образки Купятицкой иконы Богоматери и записанное предостережение о гневе Божием за преследование Православия и покровительство унии, которые и раздал всем знатнейшим членам сейма, в том числе и королю.

Он обратился в сейме к королю с речью, в которой изложил все притеснения и обиды, чинимые православным иезуитами и униатами. К смелым словам подвижника отнеслись с явным неудовольствием и отправили его на суд к Киевскому митрополиту Петру Могиле. В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии Брестского монастыря вновь восстановлен в игуменском достоинстве.

По возвращении в Брест преподобный Афанасий всецело отдался монашеским подвигам. Уединённая жизнь иноков постоянно нарушалась нападениями на монастырь, издевательствами, насмешками, препятствиями в общении со святыней и прочими притеснениями, чинившимися иезуитами и униатами. В ноябре 1644 года он был взят под стражу, отвезён в Варшаву и брошен в оковы, в которых содержался более года. В заключении святой Афанасий написал молитвословие, которое распевал для утоления душевной боли: "Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непорочной". Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу ІV три послания, причём одно из них на генеральный сейм 1645 года, с просьбой защитить православную Церковь в Западной Руси.

Результатом этих посланий было то, что Киевскому митрополиту было предписано забрать святого Афанасия из тюрьмы и отправить его в такое место, где бы он уже не мог "чинить никаких тревог". Исполняя повеление короля, митрополит Пётр Могила оставил Брестского игумена в Киево-Печёрском монастыре. Под влиянием ясно обнаружившегося расположения православных к святому, после последовавшей 1 января 1647 года кончины митрополита Петра Могилы, преподобный Афанасий вновь вступил в своё игуменство. Во время пребывания в Киево-Печёрской Лавре святой Афанасий создал одно из замечательнейших своих произведений - "Дневник" ("Диариуш"). Как свидетельствует история создания "Дневника" и сам текст этого выдающегося памятника общественной мысли первой половины ХVІІ века, святой Афанасий стремился создать такой литературный памятник, который обличал бы унию, имел актуальность не только в то время, но и в будущем, и в котором была бы показана одна из исторических страниц напряжённой борьбы православного народа против римо-католической агрессии.

Вернувшись в Брест, святой Афанасий недолго ощущал покой в своей обители. В июле 1648 года его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: "Ты проклинаешь унию?" "Да, - ответил святой Афанасий, - потому что она и есть проклята". Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови Брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осуждён на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить святого не губить себя. Но страдалец за истину ответил ему: "Путь иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть".

В ночь на 5 сентября 1648 года гайдуки повели преподобного Афанасия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскалённым железом, принуждали отказаться от слов, произнесённых игуменом против унии и католицизма. Не теряя самообладания, святой подвижник мужественно ответил палачам: "Что я сказал, то я сказал, и с тем умираю". После этих слов палачи приказали одному из прослезившихся гайдуков расстрелять святого Афанасия. Потрясённый мужеством и стойкостью святого игумена, гайдук просил у него прощения и пастырского благословения. Получив то и другое, он выстрелил, но не убил святого. Раненый двумя мушкетными пулями, преподобный Афанасий с окровавленной головой продолжал стоять, прислонясь к сосне. Страшное кровавое зрелище при внезапно разразившейся сильной грозе до такой степени испугало гайдуков, что они поспешили втолкнуть его ещё живым в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом кверху, сложил руки крестообразно и предал душу Господу.

В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие, засыпанное землёй, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. 1 мая 1649 года один мальчик указал братии Брестского Симеоновского монастыря место погребения их игумена. Земля, в которой был погребён мученик, оказалась временно принадлежавшей иезуитам, поэтому пришлось действовать тайно. Иноки ночью выкопали нетленное тело игумена и тотчас перенесли на другое место, а утром - в свой монастырь. Через несколько дней, 8 мая 1649 года преподобный Афанасий был с честью погребён у правого клироса в главном храме монастыря в честь преподобного Симеона Столпника.

Преподобный Афанасий был признан чтимым святым вскоре после своей мученической кончины. 5 января 1658 года архимандрит Киево-Печёрской Лавры Иннокентий Гизель вместе с Иосифом Нелюбович-Тукальским (с 1664 года митрополит Киевский) писали царю Алексею Михайловичу, что тело святого Афанасия, "откровенно бывши, и доселе, дивно Богу во святых Своих, в Бресте пребывает нетленно". В 1666 году в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется "святым и преподобномучеником". Глубоко чтилось верующими западнорусского края святое имя преподобномученика, а нетленные мощи его, положенные в медную гробницу, были прославлены благодатным даром чудотворений и привлекали множество верующих. 8 ноября 1816 года во время пожара, происшедшего в Брестском Симеоновском монастыре, деревянный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой хранились мощи святого, расплавилась. Обожжённые частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были найдены на следующий день священником Самуилом Лисовским и благочестивыми жителями Бреста. Их уложили на оловянное блюдо и положили в алтаре монастырской трапезной церкви. В 1823 году для частиц мощей был устроен ковчег и они были поставлены для всенародного поклонения. В 1824 году Симеоновский монастырь был упразднён, его храм обращён в приходской, а святые мощи преподобного Афанасия положены в Николаевском соборе. После сооружения в 1865 году в Бресте нового каменного Симеоновского собора святые мощи преподобного были перенесены в храм. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чём свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления.

Всецелое утверждение Православия и полная отмена унии - вот в чём видел святой Афанасий свою цель, осуществлению которой посвятил всю жизнь. "Я не пророк, а только слуга Бога Творца моего, посланный согласно с временем, чтобы говорить каждому правду... Он для того послал меня, чтобы я наперед возвестил об истреблении проклятой унии". Такими были слова твёрдого, непреклонного и вдохновенного борца за Православие, глубоко веровавшего в победную силу истинного исповедания. Не страшила его и мученическая кончина, ибо он провидел исполнение своего пророческого предсказания: "Там, где тело моё искалеченное и израненное во имя Божие положено будет, вера православная расцветёт, как лилия посреди терниев". Память преподобномученика Афанасия Брестского празднуется также 5/18 сентября и в день Собора Белорусских святых (Неделя 3-я по Пятидесятнице).

exarchate.by / sobor.by/

(просмотров 1695)





Новости разделов:

Церковь и общество

18 МАРТА 2024
Протоиерей Игорь Коростелев с клириками приняли участие в чине прощения в Свято-Духовом кафедральном соборе
17 МАРТА 2024
Прощеное воскресенье: простить и испросить прощения
16 МАРТА 2024
О раскаянии без покаяния, или почему так важно уметь прощать себя
16 МАРТА 2024
Анонс трансляции: богослужения прощеного воскресенья
14 МАРТА 2024
В Минской духовной семинарии пройдут иконописные курсы
10 МАРТА 2024
В помощь хозяйке: рецепты блинов на масленицу
6 МАРТА 2024
Книжная и художественная выставка, посвященная 215-летию Н. В. Гоголя, открылась в Минске
6 МАРТА 2024
Проходит конференция, организованная Сретенской и Минской духовными академиями
5 МАРТА 2024
"История прихода в датах". 2013 год: Экскурсии, посетившие приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в течение года
4 МАРТА 2024
Календарь событий и дат в Белорусской Православной Церкви: март 2024 года
2 МАРТА 2024
1 марта состоялась встреча дискуссионного сообщества Логос
2 МАРТА 2024
Послание Синода Белорусской Православной Церкви священнослужителям, монашествующим и мирянам Белорусской Православной Церкви в связи с 185-летием Полоцкого церковного Собора 1839 года
Новости
Архив новостей :