BEL ENG DEU FRA



Особенности иконографии святых Виленских мучеников

 
  
16 ИЮНЯ 2016 (Четверг) 11:01:32
Особое почитание мучеников Антония, Иоанна и Евстафия сохранилось с XIV века вплоть до нашего времени.

Это религиозное чувство в том числе выражается и написанием их святых изображений. Однако при внимательном сопоставлении разных изображений Виленских мучеников мы сталкиваемся с тем, что изображения одних и тех же святых значительно отличаются, особенно это касается образов Иоанна и Евстафия, когда на разных иконах их изображают либо в виде юноши без бороды, либо в виде человека в возрасте с бородой.

До XVII века ещё сохранялось соответствие между именами и типами ликов мучеников, а затем появились разночтения между ними. Поэтому давно назрела необходимость провести грамотный и объективный иконографический анализ их сохранившихся изображений с иконописными подлинниками, в которых содержится руководство по изображению Виленских мучеников.

Наиболее раннее изображение мучеников сохранилось на т.н. "Большом саккосе" 1414-1417 гг. (ГММК), принадлежавшем митрополиту Киевскому Фотию. Изображение выполнено в технике лицевого шитья, где Антоний, Иоанн и Евстафий представлены в нижней части передней стороны, по пояс, с крестом в правой руке и раскрытой к молящемуся ладонью левой рукой, с непокрытой головой. Иконографический тип каждого глубоко индивидуален и содержит определённые портретные черты. Важным представляется наличие надписей имён на греческом языке около изображений, что помогает с абсолютной точностью соотнести каждое изображение с его наименованием. Святые изображены следующим образом: Иоанн – юным без бороды, Евстафий - с небольшой бородой, Антоний – русый с короткой узкой бородой.

Аналогичное соответствие надписей и изображённых святых находится в Строгановском лицевом иконописном подлиннике XVI века. Некоторое отличие представляет только тип лика Евстафия - здесь он изображён с несколько удлинённой, раздвоенной бородой. Такой же вариант изображения Виленских святых и на иконе XIX в., исполненной на основе строгановского образца конца XVI в., хранящейся в ЦАКе при МДА.

Все вышеперечисленные изображения сохраняют единый принцип в надписании определённых типов ликов каждого святого: Иоанн - молодой без бороды; Антоний - с короткой бородой; Евстафий - с чуть более удлинённой.

В иконописном подлиннике Новгородской редакции XVI века происходит существенное изменение иконографии Виленских мучеников. Для описания внешности каждого мученика используется известная иконописцам форма, встречающаяся в большинстве текстовых подлинников, - это сопоставление внешнего вида святого с широко известными на Руси святыми, имеющими схожий тип лика.

Так предписывается писать мученика Антония - "аки Бориса", Иоанна - "аки Глеба", Евстафия - "аки князя Владимира". В текстовом подлиннике XVIII века, изданном под редакцией Филимонова , иконография Виленских мучеников претерпевает ещё более сильное изменение: мученика Антония предписывается писать как страстотерпца князя Бориса; Иоанна - как князя Бориса, но с бородой "подолее" ; Евстафия - молодым, без бороды. Такое новое представление об их облике складывается в связи с личной трактовкой автором житийных подробностей. Это подтверждает интересное замечание свидетельствующее об изменении иконографии: "В минеи пишут: Евстафий юн бе леты и лицем красен, а во многих подлинниках пишут, что Евстафий стар и сед, аки князь Владимир, но сие несправедливо".

Таким образом, автор корректирует изображение, ссылаясь на текст минеи и заменяет между собой, в силу своего представления о красоте, типы ликов Иоанна и Евстафия. Важно отметить, что этим неточности автора подлинника не ограничиваются, в конце описания Виленских мучеников неверно соотнесены их языческие и христианские имена: "… сих святых мучеников Антония Иоанна и Евстафия имена в нечестии (т.е. в язычестве) бяху сия: Круглец, Кумец, Нежило …"

В дальнейшем на создание многих икон Виленских мучеников, всё более оказывает влияние иконография великого князя Владимира с князьями Борисом и Глебом, такие иконы на которых одновременно изображены равноапостольный князь Владимир и страстотерпцы Борис и Глеб появляются на Руси в XVI веке. Нужно отметить, что влияние этой иконы сказалось не только в типологии ликов мучеников, но и в общем строе композиции иконы, облачении святых (изображение княжеских шуб и шапок вряд ли соответствует одеждам придворных литовского князя), изображению таких деталей как мечи, все вышеперечисленные элементы иконографии присутствуют в иконе равноапостольного князя Владимира и страстотерпцев князей Бориса и Глеба.

В Фартусовском подлиннике начала XX века автор придерживался иконографии, изложенной в иконописном подлиннике XVIII века.

Таким образом, позднейшие текстовые иконописные подлинники способствовали унификации в изображении святых, усреднив индивидуальную трактовку образов. Поэтому при написании современных икон святых Виленских мучеников имеет смысл принимать во внимание особенности в развитии их иконографии и выбирать тот вариант, который всё-таки наиболее точно соответствует более раннему историческому протографу.

Иконописец Андрей Жаров.

/sobor.by/

(просмотров 2526)





Новости разделов:

Искусства

4 НОЯБРЯ 2023
Коллективы из России и Беларуси приняли участие в хоровом концерте под сводами минского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
10 ОКТЯБРЯ 2023
Да 140-годдзя Парфірыя Заслаўскага”
4 ОКТЯБРЯ 2023
Праздничный хор прихода храма «Всех скорбящих Радость» записал новый альбом «Песнопения Русского зарубежья»
17 АПРЕЛЯ 2023
18 апреля в Минске покажут документальный фильм «Святой» о священномученике Владимире Хираско
29 МАРТА 2023
Конкурс «Пасхальная писанка – 2023» стартовал в Гомельской епархии
26 МАРТА 2023
30 марта в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска состоится Великопостный концерт «Душе моя…»
28 ДЕКАБРЯ 2022
17 января в Минске состоится концерт «Рождественский вечер»
25 НОЯБРЯ 2022
В МинДА открылась выставка, посвященная латинской и греческой графике в белорусских храмах
10 НОЯБРЯ 2022
В Национальной библиотеке открылась выставка памяти Митрополита Филарета
19 ОКТЯБРЯ 2022
30 октября в Минске состоится премьера фильма «Святой Владимир Хираско»
9 ОКТЯБРЯ 2022
До 26 октября кинотеатр "Мир" города Бобруйска приглашает на просмотр фильма "Ласточки Христовы"
5 ИЮЛЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на иконописные курсы
  Просвещение

28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
5 МАРТА 2022
Вручены дипломы церковным звонарям - выпускникам 44 набора отделения звонарей МДУ
3 ФЕВРАЛЯ 2022
4 февраля в Национальной библиотеке откроется экспозиция «Венценосная семья. Путь Любви»
4 ЯНВАРЯ 2022
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.