BEL ENG DEU FRA



Священник: "Для меня сейчас два главных праздника – Пасха и День Победы"

  
8 МАЯ 2018 (Вторник) 15:49:32
Как Церковь воспринимает праздник День Победы? Что значит Священная война? Разве христиане могут убивать, исполняя заповедь о любви к ближнему? Как привить детям память о великом подвиге наших дедов и прадедов? Ответить на эти и другие вопросы Sobor.by попросил протоиерея Алексея Климова, клирика минского прихода в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость". В Великой Отечественной войне у отца Алексея воевали два деда и дядя.

- Отец Алексей, можно ли говорить о церковном и светском понимании праздника День Победы? В чём разница?

- Церковь смотрит на события в контексте учения Христа и Божьего промысла с перспективой на вечность. Светский же взгляд помогает посмотреть на событие с разных точек зрения, с позиций верующих и неверующих, в разных географических и политических масштабах.

В годы войны многие наши церкви были закрыты либо разрушены. Церковь сама пострадала от той власти и страны, которую ей пришлось защищать… Мы видим, как изменилась позиция нашего руководства во время войны – вернулись к элементам царской формы, к погонам, стали открывать храмы, освобождать священников. Стало ясно, что одними танками и пушками невозможно победить такого страшного, бесчеловечного врага. Это была не просто война за какие-то прибыли и территории, война не экономическая, а метафизическая: "не ради славы – ради жизни на земле".

9 мая мы служим в храмах благодарственные молебны Богу, ведь по планам фашистов в ходе Второй мировой войны целые народы должны были бы исчезнуть. Когда некоторые говорят, что сдайся мы, то сейчас пили бы "баварское"… Большинству пришлось бы пить "бухенвальдское". Чтобы выслужиться перед фашистами, заручиться благосклонностью оккупантов пришлось бы активно сотрудничать – быть полицаем, участвовать в карательных операциях. Такой ценой заработать себе "баварское" - не знаю, кем надо быть, как надо исказить свой человеческий облик. Кстати, большинство таких пособников покинуло нашу Родину вместе с отступающими фашистами и затем осело в ряде стран (поэтому для меня большой вопрос – кто они, так называемые "наши соотечественники, по всему миру раскиданные после войны").

Помимо молебнов благодарственных 9 мая в храмах обязательно служатся панихиды за воинов, положивших жизнь за своё Отечество.

- Но для Церкви День Победы - это больше праздник или слёзы о количестве убитых?

- Как же не праздник, когда мы победили и смогли отстоять возможность жить! Есть хорошая песня со словами "это праздник со слезами на глазах". Посмотрите фотографии победы, на этих лицах и слёзы, но сколько в них радости!

В современном обществе пропагандируется идея жить в удовольствие, избегая сложностей. Но иной раз умереть будет честно и почётно, а выжить любой ценой – подло и постыдно.

Для меня сейчас два главных праздника – Пасха и День Победы. Все другие церковные праздники входят в Пасху, ведь весь смысл нашей веры в том, что Христос воскрес. Но Пасха – это праздник для христиан. А День Победы – это торжество и объединение для самых разных людей: когда ещё в истории, было такое, чтобы так были объединены атеисты и верующие, православные и католики, мусульмане и буддисты даже!

- Тем не менее, известно, что в эмиграции некоторые молились за Гитлера, видя в нём освободителя от советского строя…

- Действительно, что страшно – сначала часть христиан перешла на сторону Гитлера, в том числе и многие наши эмигранты. Лишь спустя время они поняли, к чему он ведёт.

Мы знаем, что вначале Гитлер как-то поддерживал христианские храмы и даже в Беларуси были открыты и отреставрированы православные церкви. Но это было сделано по соображениям тактики – чтобы заручиться поддержкой христиан в войне с Советским Союзом. Он знал, что в СССР вера находилась в состоянии запрета, и рассчитывал, что фашистов начнут воспринимать не как оккупантов, но как освободителей. Можно в интернете сейчас найти много листовок того времени, в которых Гитлера называют освободителем, который пришёл убрать безбожников, а людям дать счастье и благополучие. Но это всё пропаганда. Сейчас уже известно, что не было никакого плана дать счастье народу. Было разделение на сверхлюдей и недочеловеков…

- Что значит Священная война?

- Это война за святыни. Защита своей семьи, своей Родины. Это война в защиту веры. Думаю, что священной будет война против врага, который пришёл не просто забрать наши богатства, не просто заменить собой нашу власть, но уничтожить нас, как народ, лишить нас будущего, а тех, кого "любезно" оставят в качестве лакеев, лишить самосознания и личности.

- Но как христиане могут убивать, когда по заповеди они должны любить даже врагов?

- Нужно прилагать все усилия в защиту мира, но если враг обнажил оружие и идёт на семью (а это моя жена, дети, родители, соседи и вся моя страна) – то с ним нужно бороться, возможно, даже отнимая у него жизнь. Я даже сочинил такое двустишие:

Если взял нож обезумевший брат,

Ты помолись и возьми автомат.


Если брат на молитву "Господи, помилуй" не отреагировал – бери оружие и сражайся. А уже если ты сумел его не убить, а ранить – перевяжи и веди с ним душеспасительную беседу, побуждай к миру, но только тогда, когда он уже обезоружен.

Если же враг сдался – относись к нему с милосердием. Если он погиб – похорони его или отдай его тело его родным. Воин христианин отличается от простого воина тем, что враг для него тоже человек, к которому нужно проявить милосердие.

- Всегда ли Церковь благословляет войну, на которую граждан отправляет светская власть?

- Нет. Даже нам в школе в советское время рассказывали о справедливых и несправедливых войнах, участвовать в которых преступно и постыдно. Также и святые говорили, что есть войны в защиту Отечества, а есть войны захватнические и грабительские, в которых христианину участвовать не надо. Вопрос, как эти войны распознать. Кстати, если афганскую войну Церковь не поддержала, то за победу Красной армии в Великой Отечественно войне она молилась. Точнее, молились и об "афганцах", чтобы они вернулись домой, но именно Великая Отечественная война была Церковью признана священной. В храмах молились о победе над врагом. Церковь собирала средства на военную технику (есть фотографии танковой колонны с надписями "Димитрий Донской").

- Как быть, если государство отправляет на войну, преступную на взгляд христианина?

- Как сказал один мыслитель, любая война братоубийственна, так как изначально все мы братья. В Социальной церковной концепции сказано, что Церковь может призвать людей к непослушанию государства в случае, если государство предлагает вести себя преступно. Никто не говорит, что христиане бессловесные овечки. Если у нас власть народная, как сказано в Конституции, значит общество делегировало группе людей эту власть и, соответственно, люди (выборщики) могут спросить у власти, как и что она делает.

- Может ли христианин отказаться участвовать в войне?

- Это дело совести каждого человека. Мы не должны быть автоматами, как нам сказали, так всё и делать. Мы можем размышлять и рассуждать – за свои поступки каждый будет нести перед Богом ответ, а не пользоваться отговоркой "нам так приказали".

- Как быть, если война гражданская?

- Нет ничего хуже гражданской войны и войны на религиозной почве. Это почти не решаемые конфликты. Что мы и видим в ряде стран в наши дни.

- Но даже если война оборонительная, разве не важнее сохранить жизнь человека, чем границы государства?

- Конечно, надо сохранять жизнь человека. Но вот, идёт враг, а ты пацифист и опустил свой штык в землю, а враг убил твою семью и пошёл дальше и убил ещё 100 человек. Кого же ты сохранил? Христиане не пацифисты, не толстовцы. Христианин – это человек, который берёт на себя ответственность. И, если Бог дал мне жену и детей, которых я должен кормить, а не ждать манны с неба, то и защищать их придется самому, а не ждать ангелов с огненными мечами. Мы должны быть сильными и миролюбивыми, а не слабыми и боязливыми. Если у страны сильная, боеспособная армия, то одно её наличие уже сохраняет жизнь всего народа.

- Когда Церковь благословляет на войну, является ли убийство врага грехом?

- Является невольным грехом (кроме случаев воинских преступлений). Ты выполняешь свой долг, защищаешь Родину и вынужден применять оружие. Но, вернувшись с войны, солдаты шли на исповедь и приносили покаяние. Надо только понимать, что эта вина ложится на всю страну. Пошли воевать определённые люди, но отправило их правительство, которое выбрало всё остальное население. А значит воевали мы все, но руками определённых людей… поэтому всем надо понимать эту ответственность.

- Нормально ли, когда дети играют в войнушку?

- На мой взгляд, в войнушку играть можно и нужно, но в войнушку справедливую, по правилам. Без расстрелов и пыток противника… В стране есть необходимость её защиты и мужчин нужно воспитывать соответственно.

- Как детям привить память об этом подвиге?

- Рассказывать о войне. Показывать реликвии, награды. Вместе с детьми изучать историю. И, конечно же, защищать нашу победу от всей той клеветы, которую сейчас распространяют недобитые фашисты и их пособники.

- Как по-христиански отпраздновать День Победы?

- Поделиться этой радостью с другими, и на службу сходить, и посетить могилы или своих родственников-ветеранов, пока они с нами…

/ sobor.by/

(просмотров 6457)





Новости разделов:

Интервью

26 МАЯ 2020
«Только не пишите пафосно, я ничего такого не делаю». О волонтёрах
5 МАЯ 2020
Психолог Людмила Логунова: современные мальчики в большей степени ориентированы на семью, чем девочки
1 МАЯ 2020
"Всегда со светящимися глазами. Синего цвета, как небо!". В Минске простились с отцом Геннадием Бутько
20 АПРЕЛЯ 2020
"Спасибо тем, кто был со мной этой ночью в храме". Прот. Сергий Лепин о праздновании Воскресения Христова во время эпидемии
18 АПРЕЛЯ 2020
Вероника Сердюк: Лучшее средство от паники - помощь ближнему, которому хуже, чем нам
9 АПРЕЛЯ 2020
О любви к салу, экологических привычках и откровенных разговорах. Интервью с блогером и волонтёром Татьяной Станкевич
24 МАРТА 2020
Митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето): о митрополите Филарете, собственном пути к Богу и жизни после воссоединения с Московским Патриархатом
22 МАРТА 2020
Протоиерей Николай Коржич: одна из важнейших составляющих служения митрополита Филарета — это миротворчество
21 МАРТА 2020
Монахиня Сергия (Бульчик): в историю каждой епархии, каждого возрождённого монастыря имя владыки Филарета может быть вписано большими золотыми буквами
21 МАРТА 2020
Игумения Евдокия (Левшук): в 80-е годы на поступление в монастырь была очередь
20 МАРТА 2020
Айцец Сергій Гардун: я быў на самай першай службе мітрапаліта Філарэта ў Мінску
11 МАРТА 2020
Протоиерей Павел Сердюк: Мы должны создавать положительный образ брака как союза мужчины и женщины
  Приход Всех Скорбящих Радость

28 МАЯ 2020
Вознесение Господне. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
26 МАЯ 2020
Sobor.by запускает документальный проект «Минский приход иконы "Всех скорбящих Радость". История в датах»
26 МАЯ 2020
"История прихода в датах". 1992 год: Посещение прихода Блаженнейшим Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием
25 МАЯ 2020
Неделя о слепом. Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва
25 МАЯ 2020
Обучающая встреча для руководителей и специалистов Российской Федерации прошла в Социальных мастерских прихода "Всех скорбящих Радость"
18 МАЯ 2020
Неделя о самаряныне. Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва
18 МАЯ 2020
Социальные мастерские прихода продолжают информационную поддерживающую помощь родителям
12 МАЯ 2020
В минском приходе зацвела уникальная для Беларуси сакура. Репортаж ПТК "Союз"
11 МАЯ 2020
Ибо мы соработники у Бога. Проповедь протоиерея Виктора Мельникова
8 МАЯ 2020
«Жизнь продолжается»: Сад надежды минского Радосте-Скорбященского прихода украсили цветы сакуры
4 МАЯ 2020
Неделя святых жен-мироносиц. Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва
3 МАЯ 2020
Прямая трансляция Божественной Литургии в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. Собор "Всех скорбящих Радость", Минск, 3 мая 2020 года.
  Церковь и общество

29 МАЯ 2020
Стартовал конкурс семейной фотографии «Семейное счастье»
27 МАЯ 2020
Учителя гомельской СШ № 30 записали воодушевляющее видео
25 МАЯ 2020
Отошёл ко Господу протоиерей Николай Уляхин
20 МАЯ 2020
Национальная библиотека открыла доступ к видеоархиву новейших исследований о Жировичах
18 МАЯ 2020
В Жировичах построят 57-метровую колокольню с 12 колоколами
18 МАЯ 2020
Памятник преподобному Серафиму Жировичскому устанавливают в Свято-Успенском Жировичском монастыре
14 МАЯ 2020
Души солдат в стае журавлей: 9 Мая в Николаеве стая птиц кружила над городом во время исполнения на площади песни "Журавли"
13 МАЯ 2020
Торжества по случаю 500-летия Жировичского монастыря перенесены на более поздний срок
9 МАЯ 2020
Слово Патриарха Московского Алексия (І) в День Победы 9 мая 1945 года
9 МАЯ 2020
С Днем Великой Победы!
7 МАЯ 2020
Бобруйский центр "Покрова" объявил конкурс семейной фотографии
7 МАЯ 2020
Архиепископ Гурий передал защитные костюмы для медицинских работников Слонимской больницы
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.