Митрополит Макарий (Булгаков). Речь в день Благовещения Пресвятой Богородицы
7 АПРЕЛЯ 2017 (Пятница) 14:32:48 Слово митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в день Благовещения (1858 год)."Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий, сын Девы бывает!" Созерцая верою великое таинство, ныне явленное, – таинство воплощения Сына Божия, не знаешь, братие, чему более удивляться: тому ли, до какой степени истощил, умалил Себя Бог, приняв зрак раба, соделавшись человеком (Флп. 2:7); или тому, до какой степени возвысилась человеческая природа чрез это истощание Божества. Она изумительно возвысилась прежде всего в лице самого воплотившагося Господа. Сын Божий принял на Себя человеческое естество навсегда, и принял в единство своей Божеской ипостаси, так что хотя в Нём ныне два естества – Божеское и человеческое, но они соединены в Нём нераздельно и составляют одно лице, одну ипостась Божескую. Он и по воплощении и в естестве человеческом есть всё тот же единый истинный Сын Божий и истинный Бог, каким был до воплощения. Вследствие такого ипостаснаго соединения во Христе двух естеств, человечество в Нём приобщилось Божеству и обожилось, т. е., усвоило от Божества всё, что способно было усвоить, не теряя свой ограниченности и человеческих свойств, обогатилось от Божества и премудростию и святостию и животворною силою и другими Божественными совершенствами. Вслед за тем обоженное в лице Господа Иисуса человечество соделалось в Нём причастным и Божеской славы и Божеского поклонения. Ныне Он возседит на престоле славы одесную Бога Отца в своём человеческом естестве; ныне Ему уже во плоти "дадеся всяка власть па небеси и на земли" (Матф. 28:18); ныне Ему и в человеческом естестве поклоняется, как Богу, "всяко колено небесных и земных и преисподних" (Флп. 2:10). Что ж, скажите, может быть выше того, чего удостоилась во Христе наша человеческая природа? Если не до такой, то всё же до изумительной степени возвысилась наша природа и в лице Пресвятой Девы Марии, родившей Господа. Она родила Его, без сомнения, не по Божеству, а по человечеству. Но так как человечество во Христе с самой минуты Его зачатия нераздельно и неразлучно соединилось с Божеством в одну Божескую Его ипостась: то значит, что Пресвятая Дева и зачала, и носила во утробе, и родила истинного Сына Божия, истинного Бога. Следовательно есть воистину Богородица. А удостоившись быть Материю Господа, Творца всего существующаго, Она естественно возвысилась чрез то над всеми Его созданиями не только земными, но и небесными, и по достоинству исповедуется честнейшею даже херувим, и славнейшею, без сравнения, серафим, т. е., самых высших сотворённых духов. Она есть первая по Боге, есть Царица неба и земли! Если не до такой, то всё же до изумительной степени может возвышаться человеческая природа и в каждом из людей, которые только веруют в воплотившагося Сына Божия. Тогда как одна из дщерей человеческих удостоилась быть Материю Господа, все мы, верующие в Него, удостоиваемся быть братиями Его, сынами Отца Его небеснаго, причастниками Святого Духа. В таинстве крещения мы рождаемся от Бога, облекаемся во Христа. Чрез таинство миропомазания приемлем в себя Духа Святаго. Чрез таинство евхаристии приискренне соединяемся со Христом, так что Он в нас пребывает, а мы в Нём (Иоан. 4:15). И если после этого мы живём благочестиво, по-христиански: то мы более и более воображаем в себе Христа (Гал. 4:19) и не ктому живём мы, а живёт в нас Христос (Гал. 2:20). Но, "возлюбленнии", скажем со св. апостолом, "ныне чада Божия есмы" и только братия единородного Сына Божия, и "не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем" (1 Иоан. 3:2. 5). Вемы, что мы соделаемся тогда "наследниками Богу, сонаследниками же Христу" (Рим. 8:17), что мы "воцаримся с Ним" (2 Тим. 2:12) и совозсядем с ним на престоле славы Его (Апок. 3:21). Присовокуплять ли, братие, нравственное наставление? Оно всякому очевидно. Если до такой степени возвысилась наша природа в лице воплотившагося ныне Господа и Его пречистой Матери и может возвышаться в каждом из нас: то научимся уважать свою природу и вести себя сообразно с ея высоким достоинством. Будем твёрдо помнить, что она действительно возвышается в одних праведниках, истинных христианах, чрез их благочестие, а в грешниках только более и более уничижается, и тогда как первые, восходя по степеням нравственных совершенств, взойдут наконец на небо, чтобы там царствовать со Христом, последние, постепенно ниспадая, ниспадут наконец в бездну ада, чтобы там вечно мучиться с диаволом. Аминь. На фото: Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 год. / sobor.by/ azbyka.ru (просмотров 2774) |
Новости разделов: