"Чтобы дарить людям радость, музыканту не обязательно выходить на сцену" - скрипачка Юлия Лебеденко
26 ИЮЛЯ 2018 (Четверг) 11:12:20 Юлия Лебеденко — профессиональный музыкант, который и вполне успешно реализует себя в творческом плане. Но кроме этого, уже более трех лет, она очень активно участвует в делах милосердия — помогает детдомовцам, подопечным домов престарелых, пациентам онкоцентра в Боровлянах, участвует в благотворительных акциях добровольческого движения храма иконы "Всецарица" и Свято-Елисаветинского монастыря. Также Юлия — связующее звено между Веной - Австрийским православным центром "Венские купола" - и Минском, она лично инициирует разные благотворительные акции, в том числе концерты.Прежде чем подробно рассказать о благотворительности, несколько слов про Юлю как музыканта. Ее жизнь уже 25 лет связана со скрипкой. Юля родилась в Минске. Сейчас с семьей живет в Вене. Закончила Республиканский музыкальный колледж при Белорусской государственной академии музыки. После победы в специальном конкурсе получила стипендию на обучение в международном колледже в Италии. Для совершенствования исполнительского мастерства выбрала Австрию и поступила сразу в две главные консерватории Вены. Одновременно совмещала занятия в магистратуре Лондонской королевской академии искусств. В итоге впитала опыт мастеров скрипичного искусства разных стран Европы. Сегодня Юля много выступает как за границей, так и на родине. Имеет опыт пения и управления церковным хором в Свято-Никольском соборе Вены. Захотелось побеседовать с Юлей не о благотворительности в целом, а конкретно — о милосердии через искусство. И, первым делом, просился вопрос о том, что же вдохновило ее помогать нуждающимся. Она рассказала историю теплого, доверительного общения с 80-летним жителем Вены, выходцем из Пакистана. Этот человек очень любил музыку и часто собирал у себя музыкантов. Уход столь неординарной личности родил желание в память о нем устроить благотворительный концерт. Юля стала главным организатором. На этом не остановилась, потом стала помогать еще и землякам — белорусам. - Итак, Юля, встреча с человеком дала первый импульс, родила желание помогать другим? - Да. В трудных жизненных ситуациях видишь, кто способен тебя поддержать. И когда все благополучно разрешается, начинаешь ценить помощь, которую оказывают люди, которые тебя совсем не знают. Вначале я не могла понять, почему они так поступают? Ведь они от тебя ничего не ждут, не имеют с тобой никаких родственных связей. Но потом поняла, что такие люди появляются в нашей жизни для того, чтобы мы начали понимать, к чему нужно стремиться. Видимо, этих людей когда-то кто-то поддержал, согрел. И они по опыту знают, что этим нужно делиться. - Юля, а ты делишься еще и музыкой... - Мне доводилось много путешествовать. Если дорога длинная, успеваешь близко познакомиться с человеком. Часто приходилось рассказывать о своей деятельности, и люди просили поиграть, ведь инструмент был со мной. Общение заставило задуматься: с одной стороны, всегда престижно выступление на большой сцене, но с другой стороны для того, чтобы дарить людям радость, музыканту не обязательно выходить на сцену. Если есть подходящая атмосфера, желание, ты можешь подарить человеку, который, может, никогда в жизни вживую не слышал скрипку, несколько минут радости или удивления. Это твоя возможность, как профессионала, раскрыть человеку тайну музыки. Некоторые говорят о классической музыке: "Да мы вообще никогда ее не слушаем, не понимаем". Но когда даешь человеку шанс прочувствовать ее вживую, он начинает по-другому относиться к ней. Чувствует эмоции композитора и то, что проживаешь ты, что передаешь через невербальное общение, когда играешь. Возникает невидимая связь, которая наводит человека на мысль: в том, что происходит сейчас, есть ценность! Важно, какое произведение сочинил композитор, но ведь важно и исполнение — то, когда и кто это делает. И если есть шанс что-то перевернуть во взглядах человека, заинтересовать его, то это дорогого стоит. Для меня такие встречи более ценны, чем выход на большую публику. - Ты согласна с тем, что шедевры классической музыки облагораживают, возвышают душу? - Уже научно доказано, что классика, в принципе, направлена на возрождение или, скажем так, на поддержание гармонии человеческой души. Диссонансная музыка всегда будет вызывать неспокойное состояние внутри человека. Я ощутила это при посещении концерта современной музыки в Вене. После этого вынуждена была не один день перенастраивать себя, чтобы войти в спокойное состояние. Я имею в виду симфоническую музыку атонального характера, с использование шумов и посторонних эффектов вместо звучания определенных инструментов. Не знаю, на что вдохновляет подобная музыка? Если она не способна воодушевить, гармонизировать и направить на что-то позитивное, духовное, то смысл? Зачем сочинять такие "произведения"? Чтобы провоцировать дисбаланс в обществе, в каждом человеке и, исходя из этого, диссонанс в отношениях людей? В своих проектах я определила для себя: какого бы статуса мероприятие ни делаю, по максимуму даю музыку, которая была бы гармоничной и благоприятно воздействовала на человека. Способную выразить только хорошее, поддержать, наставить на хорошие мысли. А не такую, что приводит к пессимизму и не дай Бог к депрессии. - Юля, как в твоей благотворительной деятельности появилась музыкальная составляющая? - Мы решили начать с помощи детям. Естественно, всех, кому мы помогали, интересовало, кто мы такие. Узнав, просили сыграть. Для меня не сложно поделиться своим искусством, но я не знала, какой будет реакция у детей. Это был новый опыт. Плюс дети особенные — живущие в детских домах, приютах. Сначала мы выбрали репертуар классический, а потом поняли, что надо его расширять, что детей можно заинтересовать только исполнением чего-то знакомого, особенно если они никогда не слышали классической музыки. Чтобы раскрыть их и настроить на восприятие, мы стали брать песенки из нашего детства, из каких-то мультфильмов известных. Стали танцевать с детьми, шутить, давать им интерактивные загадки, шутки, конкурсы проводить. Потом садились вместе пить чай. Все это настраивает на неформальное общение. А в следующий раз, когда мы приехали, детям захотелось самим выступить перед нами. Они подготовились — выучили песенки, стишки. Все же в разных детских домах по-разному. В Минске есть много хороших людей, которые периодически, а не одноразово, помогают. И дети уже их знают, есть определенный фактор доверия. Такие люди могут настроить детдомовцев на какие-то жизненные цели, показать им право выбора в жизни, потому что таким детям очень трудно сравнивать — они до 18 лет находятся в замкнутом пространстве и не имеют большой свободы выбора. А как потом выбрать свою дорогу, свой путь, реализовать себя? Открыть дверь и выйти в никуда? Это очень сложно, не имея конкретных представлений. Поэтому очень важно, чтобы взрослые могли делиться с ними своими умениями, интересами. Важно делать какие-то мастер-классы — по фотографии, рукоделию, музыке. - Но для этого нужны именно систематические встречи, а не одноразовые. - Естественно. Вот девочка Даша решила, что хочет быть парикмахером. И мы в Вене собрали для нее специальный набор, чтобы она могла обучаться. Многие дети пользуются социальными сетями. С желающими мы остаемся в контакте и переписываемся. Мне кажется, ребенку важно иметь кого-то, у кого можно спросить что-то касающееся не только музыки. - На твой взгляд, что дают детям именно музыкальные выступления? - Это комплексное воздействие, не просто ознакомление с классической музыкой, а еще и общение — то, что нельзя позволить себе во время официального концерта. Некоторые воспринимают мои выступления как что-то недостижимое: к нам пришел представитель классической музыки из Вены! А на самом деле, через общение ты даешь детям понимание, что, в принципе, нет границ между людьми. Главное — желание общаться. Даешь момент веры в себя. Дети должны понимать, что, если они хотят добиться какой-то цели, надо пробовать. А не сидеть и бояться! - Вы даете им надежду и дерзновение… - Да. Они очень нужны, особенно ребенку, который воспитывается без родителей, без той поддержки, которая могла бы вести его по жизни. По себе могу сказать, что моего профессионального становления не было бы без активного участия моих родителей. Были серьезные трудности. Но когда ты получаешь поддержку с родины… Вот почему я так часто приезжаю в Беларусь. Здесь удается подпитать свои силы, получить вдохновение. - Какие самые яркие моменты с музыкальной арт-терапией запали в память? - Самые непростые для меня визиты в онкологический центр в Боровлянах. Когда попадаю туда, то всегда настраиваюсь определенным образом: я иду дарить музыку, эмоции. Однажды в больницу попала девочка из детского дома, и мы с одной знакомой журналисткой поехали ее поддержать. Привезли подарки, поиграли с ней. Я на всякий случай взяла с собой скрипку. И это было для ребенка такое! Она так радостно бегала, прыгала, что в палату начали собираться те, кто услышали и могли прийти. Потом мы пообщались с психологом, и она попросила пройти по палатам и сыграть для тех, кто не может выйти. Теперь каждый раз я попадаю в новое отделение. Самое, пожалуй, тяжелое для меня место, где дети в изолированных боксах, где делают пересадку костного мозга. Дети там общаются с родителями через стекло. И когда играешь через трубку переговорного устройства, то видишь реакцию — меняется выражение лица, кто-то даже подпевает. Когда мы приходили в игровые комнаты, дети туда приходили с капельницами, а я играла подвижные произведения, и хоть дети не могли плясать, но на каких-то песенках все равно вставали и раскачивались в такт! Родителям действительно очень тяжело в этой больнице, очень! А тут они могут отвлечься, переключиться. И ты понимаешь, что кому-то становится лучше, радостней, легче. В каждом случае все по-разному — многие выздоравливают, некоторым не удается. Но ты настраиваешь этих людей на то, что все будет хорошо. Все равно в человеке должна быть надежда! Это дает то состояние, которое способствует и улучшению здоровья, и вере. Я считаю, что это очень важно, очень! Я чувствую потребность ездить в этот центр. Если это приносит хоть какую-то пользу людям, хоть маленькое утешение, поддержку, то я буду это делать в меру своих возможностей. Такое невербальное общение, через музыку — самое искреннее, ты как бы протягиваешь между людьми "ниточку", и они открываются, и сами для себя что-то внутри открывают. - Искусство, музыка — это все-таки больше из области душевного. А ты чувствуешь разницу между душевным и духовным? - Не помню, кем это сказано, что классическая музыка — это самое приближенное к молитве состояние. У меня есть концертные программы разного формата — и развлекательные, и духовные — в храмах в сопровождении органа. Например, был концерт, где звучали все "Аве Мария". И когда я стою в костеле, исполняю это произведение, а передо мной образ Богородицы, то я мысленно обращаюсь к Ней. В этот момент для меня важнее мое обращение, чем профессионализм. Это своего рода молитва, когда выходишь на сцену и музыкой обращаешься к Богу… Беседовала Елена Наследышева / sobor.by/ (просмотров 2767) |
Новости разделов: