BEL ENG DEU FRA



Кино надо уметь читать – монахиня София (Ищенко)

 
  
20 ОКТЯБРЯ 2014 (Понедельник) 17:50:27

Монахиня София (Ищенко) - Президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча», одного из крупнейших фестивалей православного кино, который в 2015 году пройдёт уже в юбилейный 10-й раз. В фестивале ежегодно принимают участие режиссёры из целого ряда стран. Здесь очень внимательно относятся к кино и эффективно используют его как средство воспитания. О муках, в которых рождалась первая «Встреча», о том, кто может помочь и кто помогает делать такие фестивали, что такое настоящее кино, какие мультфильмы стоит предлагать детям и почему россияне отдают предпочтение гувернанткам-украинкам в интервью с монахиней Софией Ищенко.



- Матушка, Вы по-прежнему продолжаете свою деятельность в епархиальном духовно-просветительском центре «Вера, надежда, любовь»?



- Да, я являюсь заместителем директора центра по образованию



- Расскажите, пожалуйста, о деятельности этого центра, чем он отличается и как транслируется его опыт?



- Лет 8-10 назад по России прошла волна строительства духовно-просветительских центров - необходим был обмен опытом. К нам приезжали из разных мест, интересовались структурой, кадрами, методикой работы. Сейчас таких центров много, и последние годы к нам, к сожалению, никто уже не приезжает. Мне, как сотруднику центра, было бы очень интересно узнать, какие центры ещё существуют и по каким направлениям работают. Обмен опытом по-прежнему полезен. У нас есть паломническая служба, миссионерская служба, просветительский отдел. Мы организовали (в 15-м году это будет уже 10-й) Международный православный кинофестиваль «Встреча», который известен уже далеко за пределами России. А в ноябре этого года пройдёт уже 10-я Всероссийская конференция «Мой род, мой народ», которая носит патриотический характер. К нам приезжают школьники и педагоги со всех концов России. Может, только с Дальнего Востока и Сибири не приезжают, потому что это затратно; очень много людей приезжает из Центрального Федерального округа, ближайших округов, из Калмыкии. Желающих очень много. Другое дело, что мы не можем принять очень много, потому что сама конференция проходит на территории центра «Златоуст». Этот изумительный, на мой взгляд, молодёжный центр построил наш владыка, митрополит Калужский и Боровский Климент. Летом там в несколько смен отдыхают дети из нашей епархии, а в учебный период проходят самые разные мероприятия. Проводят свои мероприятия школы, приходы, и нужно за полгода записываться, чтобы туда попасть. Дело в том, что этот молодёжный центр может принять не более трёхсот человек, но комфортнее, когда человек 200. И получается, что на конференцию к нам приезжают 120 детей и 80 педагогов. Конференция проходит в 2 этапа. Сначала участники присылают нам свои рефераты, а на втором этапе авторы отобранных работ приезжают к нам сами. Конференция длится 3 дня, в течение которых участники общаются, педагоги дают мастер-классы, организуются семинары для детей. Работают 6 секций: историческая, краеведческая, искусствоведческая, литературоведческая, секция произведений, созданных самими детьми, и выразительное чтение. Эту секцию мы включили лет 5 назад, потому что священники стали обращать наше внимание на то, что когда ребята поступают в семинарию, то совершенно не умеют выразительно читать. Им же приходится читать Псалтирь, проводить духовные чтения на приходах, а они читать не умеют, стихов не знают. Нет чёткого, хорошо поставленного выразительного чтения. Чтение, как и пение, к сожалению, уже выходит за рамки культурного общения. А в моей молодости мы собирались, чтобы просто почитать стихи.

Сейчас это крайне редко, случайно, а мы когда – то собирались именно для того, чтобы почитать. Кто-то какое-то необыкновенное произведение нашёл - давайте соберёмся, почитаем. Мы собирались, читали, пели. Сейчас, к сожалению, такого нет. Даже у молодёжи из хороших интеллигентных семей такого способа проведения культурного досуга нет. И мы решили в какой-то мере это возродить. И эта секция стала самой популярной, потому что не все дети могут написать реферат, не все дети могут написать сказку, стихотворение, басню, а вот прочитать, как им кажется, могут все. Им хочется поучаствовать в конференции, они присылают заявку, приезжают. И мы смотрим, как на фоне, например, 20 человек только 2 или 3 читают, остальные - участвуют. Но это опыт. Они слушают других. Захотели прочитать – значит, у них есть желание, а опыт может прийти. Я считаю, что это очень хорошо для детей. Хотелось бы, чтобы мы сделали ещё конкурс сольного и хорового пения.



Вот такой работой занимается просветительский отдел нашего Центра. Ещё у нас 2 воскресные школы - одна для детей, другая – для взрослых. При детской воскресной школе создан театр, где воспитанники ставят спектакли к большим церковным праздникам. Часто они выступают на различных детских площадках, в детских больницах, иногда в студенческом клубе, где есть небольшой театральный зал. Такие мероприятия центра имеют значение и для города и для всей области.



- Матушка, знаю, что Вы долгое время, будучи очень занятым человеком, занимаясь и центром и фестивалем, преподавали в медучилище. Продолжаете преподавать?



- Нет. Уже не преподаю, потому что подготовка к фестивалю и конференции занимает всё время. 5 лет я совмещала и то и другое. Но когда фестиваль разросся до международного, когда столько фильмов в конкурсной и внеконкурсной программе, - совмещать стало невозможно. Проводится очень большая работа. Мы ведь готовим фестиваль не за месяц, не за два. Фестиваль закончился, неделю мы отдыхаем и начинаем готовиться снова. А в этом году это уже будет 10-й, юбилейный, и подготовка идёт уже полным ходом.



- А как родилась идея фестиваля? Вы любили кино с детства?



- Конечно, любила кино, но это была не выдающаяся любовь. У нас в России много кинофестивалей. И «Встреча» - один из самых младших. Фестивалю Николая Бурляева «Золотой Витязь» уже 25 лет, «Радонежу» - 22 года, «Вечевому колоколу» в прошлом году было 15 лет, Лучезарный ангел» наш ровесник, фестиваль «Семья России» тоже.

С этого кинофестиваля, можно сказать, всё и началось. Будучи приглашённой на фестиваль, я увидела, что этот маленький форум привлекает большое количество людей, и мне показалось, что организовать что-то подобное у себя очень просто. Но верхушка айсберга очень здорово блестит на солнце… И вот мне захотелось сделать свой кинофестиваль. Я приехала, поговорила с руководителем духовного центра и поехала за благословением к Владыке. Он был очень увлечён этой идеей, благословил наше начинание, и мы приступили к работе. Учредители кинофестиваля - это наш центр и 2 физических лица: я и один режиссёр из Обнинска. Мы создали некоммерческую общественную организацию «Кинофестиваль «Встреча». Я подробно рассказываю об этом для тех людей, которые захотят создать подобное - всё равно каких размеров, не обязательно делать масштабное мероприятие - это может быть что-то локальное. Для того чтобы получать финансовую поддержку, в т.ч. от государственных структур, надо знать, что они не имеют права финансировать чисто церковную организацию. Если бы наше Министерство культуры захотело перечислить деньги, оно не имело бы такой возможности, а вот общественные организации имеют право перечислять. Cоздав некоммерческую организацию в форме партнёрства, мы обратились в Министерство культуры Калужской области, и нас поддержали на всех уровнях. Это дало нам и финансовую и административную поддержку государства, дало жизненные силы проекту. Когда родилась идея, казалось всё просто, а когда мы начали это делать… В общем после первого фестиваля я сказала, что никогда больше не буду этим заниматься....



-Я читала, что Вы квартиру заложили…



-Нет, чуть не заложила, мне осталось только оформить документы. Есть такая особенность у людей: обещают дать - и не дают, отказывают в последний момент. Я пригласила людей, они живут в гостинице, где должны провести 5 дней, а организация, обещавшая мне деньги, их не перечисляет. Администрация гостиницы требует внести деньги, а иначе грозят начать собирать деньги с проживающих. Для некоторых это был первый фестиваль. Их пригласили бесплатно, у них даже не было с собой таких денег. Я была в шоке. Но Господь всё управил, и теперь мы готовим 10-й фестиваль, а я благодаря этому испытанию стала мудрее. Стала лучше понимать некоторые вещи. Доверять людям меньше я не стала, а страховать подобные риски научилась.



- Кто сейчас оказывает поддержку фестивалю, кто вам особенно помогает?



- Вы знаете, я даже затрудняюсь выделить кого-то. Министерство культуры России очень хорошо помогает, Союз кинематографистов оказывает бесценную помощь. Она заключается в том, что, во-первых, они помогают мне встретиться с представителями кино в России и за рубежом. Во-вторых, они помогают в отборе фильмов, помогают найти очень профессиональных кинокритиков, которые участвуют и в экспертном совете и входят в состав жюри фестиваля. Очень хорошо, очень тепло к нам относится администрация Калужской области. Сейчас мы стали своего рода визитной карточкой области. Я бы ещё хотела сказать вот о чём. Бывает, когда строится храм, находятся спонсоры, которые дают и пятьсот тысяч, и миллион, а есть бабушка, которая несёт в храм тысячу со своей пенсии. Но тысяча с пенсии - это очень большой вклад, и он оказывается ценнее, чем спонсорский миллион. Это как в притче о лепте бедной вдовы. Так вот я бы очень хотела отметить пожертвования фестивалю со стороны простых людей. У нас есть один человек, чьи поступки трогают меня до глубины души. Это предприниматель очень средней руки, к которому мы обратились за помощью, когда готовили второй фестиваль. В тот год он дал нам 5 тысяч, через год ещё 5 тысяч, потом 10, потом 15, затем 30 тысяч, и вот на 9-й фестиваль этот человек принёс 50 тысяч. Согласитесь, что 50 тысяч для предпринимателя средней руки - это большие деньги. Но дело в том, что мы обращались к нему всего лишь раз и больше не просили его о помощи. Но каждый год где-то за два месяца до фестиваля он приносит нам деньги. Если меня нет на месте, он просто оставляет секретарю конверт и говорит: «Передайте матушке для фестиваля». Он об этом никогда не забывает. Я его спросила: «Слушайте, Вы жертвуете такую сумму. Это, наверное, тяжело?». А он говорит: «Ничего, я её за полгода начинаю копить, собираю по 5 тыс., по 3. Написал на конверте фестиваль и кладу, кладу…». Вот кого Господь послал. Вот это трогательно. Тогда начинаешь понимать, что как храм, построенный всем миром, будет жить, так и фестиваль, создаваемый всем миром, будет жить. Потому что он нужен не только тебе. Тут понимаешь, что ты делаешь что-то, что интересно другим. Очень помогают прихожане храмов города. Перед фестивалем мы бесплатно распространяем билеты, а для тех, кто хочет нас поддержать, мы ставим в храмах ящики с надписью «Пожертвования на фестиваль». И вот когда начинаешь раздавать билеты перед фестивалем, вспоминаешь про эти ящички - маленькие такие. Но перед фестивалем их привозят полные денег, т.е. горожане как будто говорят: «Мы хотим, чтобы фестиваль продолжался». Меня это всегда очень трогает. Поэтому сказать, кто больше помогает, просто нельзя. Это такой народный фестиваль.



- Представители каких стран принимают участие в фестивале? Есть постоянные участники?



- Да, конечно есть. Это в основном страны СНГ: Россия, Беларусь, Грузия, Крым (до недавнего времени Украина) присылали и присылают целые серии фильмов. Получается такая замечательная подборка фильмов этих стран. Сейчас стали присылать картины из Польши, 5-7 фильмов нам присылают из Германии. Там живёт, видимо, большое количество русских людей, и они делают фильмы о жизни русских приходов. Приходят работы из Франции – немного, но очень интересного содержания, показывают жизнь верующих людей у них. Цель нашего фестиваля - показ православного образа жизни в современных условиях средствами киноискусства. Потому что когда я создавала фестиваль и знакомилась с другими фестивалями, то обратила внимание, что каждый фестиваль имеет свою нишу. «Золотой витязь» собирает фильмы духовно-нравственного содержания. Они могут быть и нерелигиозные, но там есть некие движения души христианского человека. «Радонеж» больше собирает фильмов исторического плана. Краснодарский кинофестиваль «Вечевой колокол» отбирает фильмы военно-патриотического характера. Каждый нашёл свою нишу. «Семья России» говорит о семье, причём только позитив, они не берут картины о страданиях, проблемных вещах - только позитив о семье. Создавая свой фестиваль, мы задумались над тем, что выбрать самим. И пришли к выводу, что 10 лет назад и до сего времени не теряет своей актуальности некое убеждение наших людей в том, что нравственно жить невозможно, потому что время сейчас такое. И мне захотелось собрать видеосвидетельства о том, что в наше время наши современники на разных континентах, в разных жизненных коллизиях способны жить по Заповедям Христа. Этот такой момент истины, в некотором смысле даже обличение: почему герой этого документального фильма может жить, руководствуясь евангельскими заповедями, а ты нет… То есть, нашим фестивалем хотелось бы достучаться до наших современников, сказать им языком кино о том, что нравственные заповеди в любой исторической ситуации соблюдать можно. На это нужна только твоя свободная воля. Списать всё на непростое время не получиться: абсолютно благополучного периода для соблюдения христианских заповедей у человечества никогда не было.



- Как человек, который следит за новинками кинематографа, что Вы можете сказать об уровне современного русского кино?



-Да, за кинематографом я слежу. Конечно, не все фильмы смотрю, потому что это не душеполезно, а в основном пользуюсь информацией от своих приятелей из Союза кинематографистов, где очень много православных, воцерковлённых людей. Я отсматриваю фильмы, чтобы понять, нужно ли мне пригласить его авторов на «Встречу». Есть ряд фильмов, о которых просто трещит светская молва, выходят многочисленные рецензии, но кинокритики мне говорят: «Матушка, это такое безобразие, скажем так: это не наш фильм». И я его даже не смотрю. Но есть фильмы, о которых мне говорят: «Матушка, их просто нужно посмотреть, это наше кино». Вот такие фильмы я смотрю обязательно. Но бывает, мне говорят люди православные, что это наше кино, а я смотрю и вижу, что оно не наше. Иногда не хватает глубины понимания. Ведь недаром же врага человечества называют лукавым. А что называют лукавством? Это когда под образом добра скрывается безумное зло. Тогда человек, сердце которого жаждет добра, за этим мнимым добром не видит зла. Несколько лет назад мне принесли фильм, говорят: посмотрите замечательный фильм, режиссёр Наталия Назарова. Я этого режиссёра очень люблю и всегда её выделяю, хотя в России она не очень-то известна широкой публике. И вот мне порекомендовали один её фильм. Я стала смотреть и увидела, что это полное безобразие. А принесла мне его прихожанка нашего храма - регент хора. Она была в восхищении от этого фильма, а у меня прямо волосы на голове зашевелились от ужаса. Сюжет там такой. Девушка приезжает из Казахстана в Москву, к сестре. Она очень хочет петь, учиться композиции. А у сестры беда: заболел её сын, и ему нужна срочная пересадка почки. Сестра не богата. Она где-то работает и подрабатывает, но деньги уходят на содержание квартиры. А когда мальчик заболел, ей пришлось уйти с работы и оставить только подработку. Они еле сводят концы с концами. И приехавшей из Казахстана сестре и жить-то негде. Она помогает сестре, сменяя её в больнице. И срочно нужна огромная сумма денег, чтобы пересадить ребёнку почку. Мать мальчика когда-то была мастером спорта по стрельбе и, чтобы заработать эти деньги, она соглашается стать киллером. Её нанимает жена одного бизнесмена, обещая деньги на операцию за убийство мужа. И вот эта мать предпринимает попытку убийства, но только ранит жертву. Её отправляют в тюрьму. И её молоденькая сестра остаётся одна с больным племянником. Она ищет работу и абсолютно случайно трудоустраивается именно к тому бизнесмену, которого едва не убила её сестра. Ранение было лёгким, и он быстро поправился. Этот человек ведёт совершенно безнравственный образ жизни, но тем не менее она в него влюбляется. Она ему тоже небезразлична, и он предлагает ей близость. Она соглашается провести с ним ночь, а утром просит денег. Он удивляется: ему казалось, что всё было по любви, а тут… В общем он со смехом бросает ей 200-300 долларов и выгоняет. Через некоторое время мы видим, что её везут на каталке по больничному коридору: она отдаёт ребёнку свою почку. Мальчик выздоравливает. Бизнесмен, узнав, для чего ей были нужны деньги, и узнав о матери мальчика, прощает её и отзывает своё заявление. Мать отпускают к ребёнку, а девушка возвращается в Казахстан. В последних кадрах картины показано, что этот бизнесмен приехал в посёлок, где живёт эта девушка. Она выходит из дома, а он смотрит на неё… Вот такой сюжет. И я задала вопрос прихожанке нашего храма, которая дала мне диск с этим фильмом: «Что здесь христианского, скажите?» Она мне в ответ: «Как же? Она отдала свою почку, она себя отдала…» Ребята! Это что за христианство? Во-первых, нам болезни посылаются Господом, даже смерть – это промысел Божий. И не надо никого убивать. Есть другие пути: находить какие-то благотворительные фонды, в конце концов просто отдать свою почку… Или если ты пошла на близость, то сразу бы сказала: да, ты мне нравишься, но мне нужны деньги. А здесь что? Ложь, обман, прелюбодеяние, убийство. И всё это подаётся как высокая любовь женщины к ребёнку. У нас очень много любящих и жертвенных родителей. Так что, для того чтобы учить своих детей где-нибудь в Гарварде, они пойдут работать киллерами? Где здесь Православие? Это лукавая подмена: берётся высокий идеал: ради ребёнка, ради жены, ради жизни, ради здоровья, и совершается страшное преступление. Все заповеди попираются ради высокой цели. Но нет на свете такой цели, ради которой могли бы быть попраны заповеди Божьи. Мне возражают: но ведь это было сделано, чтобы спасти мальчика. Ребята! А может, Господь не хочет его спасать? Не давая ему и вам никаких возможностей спасти его, может, Он уготовил ему и вам другие ситуации в жизни. Ведь бывало, и десятки раз бывало, когда ребёнок уходил, а мама становилась во главе благотворительного фонда и помогала сотням таких же детей. Ведь смерть - это не для христианина. Для человека неверующего это крах и конец всего, а у православных всё по-другому. И убивать одного, чтобы спасти другого, это не по-христиански. И когда я увидела восторженную реакцию нашей прихожанки на этот фильм, я поняла, что мы, молясь вместе, причащаясь из одной Чаши, по-разному понимаем, что такое Заповеди Христа. И я стала ей высказывать своё мнение, что это антихристианский фильм, что это даже от лукавого, и что если мы будем называть его христианским, то и другие люди будут прельщены этим, и они родителей, братьев, сестёр начнут грабить и убивать, прикрываясь высокими целями, наученные нами. Это псевдохристианство, это ужас, язычество. И вот такие фильмы встречаются очень часто. Очень. И важно понять язык кино, увидеть в этом произведении подлинное изображение христианских заповедей. Смотришь этот фильм лукавый, а он белое выдаёт за чёрное. И мы бываем так увлечены, что не видим опасности. Это как красивая кочка на болоте: делаешь шаг - и тонешь. В этом опасность любого искусства сегодня. Лукавый идёт через душу, мы не можем отделить чёрное от белого, добро от зла. Поэтому мы создали в городе киноклуб, где 2 раза в месяц показываем фильмы и делаем их скрупулёзный разбор. В таком ключе работаем уже несколько лет. И если раньше приглашали студентов и школьников, чтобы заполнить зал, то сейчас люди приходят сами, приходит интеллигенция. Мы вывешиваем на сайте репертуарный план, указываем, кто будет ведущим киноклуба. Люди приходят, и завязывается очень интересная беседа. Иногда я провожу эти вечера, готовлюсь, вычленяю из этого киноповествования вопросы для зрителей. Надо сказать, что меня переубедить очень сложно, я тяжело меняю свою точку зрения, но недавно одному из зрителей это удалось. Мы смотрели фильм «Жених» (вы , возможно, видели этот 12-серийный фильм, он шёл по каналу «Россия»). Для фестиваля подготовили 3-часовую версию, посмотрев которую я и другие женщины, присутствовавшие на показе, стали негодовать на главного героя. Мы были уверены, что во всех своих злоключениях герой виноват сам: у него было недостаточно мужества, он слишком многое прощал своей жене. И вот встал зритель (а он часто бывает на наших показах) и очень аргументированно разбил все наши доводы. Оказалось, что у героя было самое правильное поведение. И вот после убеждённого, аргументированного высказывания этого зрителя-мужчины мы увидели это кино совсем по-другому. Жаль, что не было режиссёра на просмотре. Здесь была настоящая жертва, которую, может быть, и сама режиссёр не увидела в полной мере. Но актёр и сценарист сумели сделать так, что за флёром сюжета приоткрылась такие тонкие и глубокие перипетии.



-Получается, смотрели фильм про женщину и переживали с женской точки зрения, а фильм оказался про мужчину.



–Да. Я его вообще как мужской фильм не воспринимала… И таких фильмов, в которых скрыт не один пласт, очень много. По сути, возьми любой хороший фильм, и при внимательном, вдумчивом просмотре найдёшь там много таких линий, которые мы на подсознании улавливаем, а потом при разговоре переводим это из подсознания в сознание. Это приносит нам большую пользу. Хотелось бы, чтобы при приходах организовывались киноклубы. Потому что сейчас во всем мире, не только у нас в России (у нас это просто бич), очень мало читают, но очень много смотрят. И то, что люди видят, должно быть более однозначным, чтобы добро и зло в этих фильмах было более ясно выражено. Чтобы, как в фильме Н. Назаровой, о котором я говорила, не было под видом добра показано зло. Кстати, а Вы не смотрели её фильм «Дочь»?



–Нет.



-Потрясающий фильм. Получил очень много наград. У нас она в прошлом году получил гран-при. Потрясающий фильм, детектив. В небольшом городке на протяжении долгого периода убивают молодых девушек, в том числе и дочь священника. И вот спустя несколько дней убийца приходит к этому священнику на исповедь. Слушая его, батюшка понимает, что перед ним больной человек, предлагает ему лечиться и предлагает помочь найти врача… После исповеди, когда тот уходит, он от ужаса рвёт на себе волосы и кричит. Это замечает матушка и понимает, кто мог у него быть. Она говорит об этом следователю, и тот требует от священника назвать имя убийцы. Но он не называет… И вот когда мы обсуждали этот фильм, многие люди сказали, что священник должен был сказать следователю, кто убийца. Эту точку зрения поддержали и многие священники. Другие же священники сказали: а тайна исповеди?.. Тайна исповеди!.. Режиссёр показала нам этот закон, канонический закон: не имеешь права разглашать, что тебе сказали на исповеди. Многие этого не понимают, даже священники.



- Поэтому многие не идут в храм, не доверяют.



- Этот фильм как раз об этом. Он очень хорошо поставлен, замечательно играют актёры. А оценка героев разная… Т.е. люди забыли, что такое добро, что такое заповедь. Этот фильм я бы порекомендовала посмотреть. Здесь добро, подлинное добро, оценивается героями и многими зрителями как зло: ну как же, священник знает, кто убил, а следователю не докладывает… Настолько люди в советский период привыкли, что церковь - это что-то вроде филиала КГБ, и это предаётся из поколения в поколение. Поэтому цель нашего фестиваля учить видеть, не смотреть, а именно видеть. Мы иногда берём очень острые, очень спорные фильмы и делаем как закрытые показы для участников. Там пух и перья летят, идут ожесточённые споры. Настолько люди потеряли ориентиры добра и зла, что некоторые вещи, на мой взгляд, абсолютно очевидные, трактуют по-другому. По-разному смотрят даже те, кто причащается из одной Чаши, исповедуется у одного священника, живут, казалось бы, одной жизнью… У меня это вызывает потрясение. Ну как же мы перед Господом станем на Суде? Как же судить Он нас будет?.. Всё надо поверять евангельскими заповедями, не отходить от нравственных законов, внимательно относиться ко всему, что тебе предлагает мир и современное киноискусство в частности.



На базе нашего Центра мы уже много лет назад создали методические пособия для школьных учителей. Там подобрано 28 фильмов и к ним пособие, чтобы помочь учителю подкрепить материал уроков истории, литературы, обществоведения, каких-то других гуманитарных предметов, фильмом. Чтобы показывать этот фильм, учитель должен уметь его читать. В Министерстве образования Калужской области есть очень хороший институт модернизации образования, который возглавляет Татьяна Александровна Артемова. Она верующий человек, и на этой почве мы с ней объединились и создали методическое пособие. Сначала мы сделали пособие для школьников, а через несколько лет и для дошкольников. Во-первых, у нас создали такую единую систему дошкольного-школьного образования, ГОСТы образования включают теперь и дошкольное образование. Детей с 3-х лет начинаем образовывать, а воспитательное цели у нас ясно не прописаны. То есть, меньше воспитания, а больше образования, что не совсем полезно для человека, поэтому для воспитателей детских садов мы подготовили пособие из мультфильмов. Но в ходе семинаров, когда мы демонстрируем работу с этими фильмами или мультфильмами, но оказалось, что педагоги не умеют читать фильм. Это как язык картины: картину тоже надо уметь читать. Почему бывают выставки одной картины? Экскурсовод подводит людей к одной картине и часа два им про картину рассказывает. И все заворожённо слушают, а смотрят только на эту картину. И для того чтобы учитель или воспитатель смогли увлечь детей, смогли научить их чему-то на этом материале, мы создали методические пособия. Ведь обычно у нас как проходят кинолектории для школьников: показали фильм, спросили, понравилось или нет, и на этом всё… Общий уровень педагогов, к сожалению, сейчас низок. Вообще, после перестройки резко снизился общий уровень культуры работников школ, библиотек, врачей и т.д. Поэтому у нас растут дети, которые не любят читать - они не видят папу и маму, бабушку и дедушку с книжкой.



- Я стала замечать какое-то странное отношение к чтению – как к игре. Ко мне приехала в гости 11-летняя племянница и три дня не выпускала из рук книгу. Я было порадовалось за неё. Когда она прочла её до конца, я спросила, о чём книга. Но она не могла мне ответить. Она сказала, что книгу не совсем поняла, но зато в социальных сетях она сможет «с чистой совестью сказать, что прочитала толстую книгу за 3 дня».



- Да, у меня был один знакомый, который читал запоем. Он читал за едой, приходя с работы, сразу брал в руки книгу.. Жена не могла попросить его о чём-нибудь. В ответ: «Ты не видишь, что я читаю?» Он читал всё подряд. Я считала, что это психическое заболевание, такая зависимость. Он не мог без чтения. Но он не мог ответить, каков замысел был у писателя, что он хотел сказать. Он очень примитивно пересказывал сюжет, но не утруждал себя анализом, размышлениями... Точно также и с кино. Если люди не умеют смотреть кино, как же они помогут детям получить пользу от просмотра этого фильма? А если ребёнок привыкнет каждый раз анализировать увиденное, то появится привычка, которая поможет в восприятии фильма. Наша методичка разошлась по всей России. Когда я езжу в командировки, мне показывают мастер-классы, как они с этим работают. Есть очень интересные наработки. В Саратове по ним работают в нескольких школах, разработали мастер-классы. Очень талантливо подошли педагоги к этой работе, я даже не ожидала такого, и было очень радостно. Ещё мы недавно закончили работу над пособиями для мужских и женских колоний. Подобрали фильмы, чтобы разбудить совесть, вызвать эмоции, ведь многие из тех, что сидят, не считают себя виновными. Надо чтобы они ощутили, что прочувствовала жертва или близкие этой жертвы. Отбирали фильмы вместе с тюремными психологами. Когда их показывали заключённым, реакция была разная: кто плакал, кто ругал, кто обвинял психолога: «Вы специально принесли эти фильмы, чтобы нас унизить!». И именно такая реакция давала понять, что дошло. Многие женщины сидят за кражи, за убийства, за распространение наркотиков. Вот есть такой фильм «Меня это не касается», слышали?



-Да, это фильм протоиерея Александра Новопашина из Новосибирска, у нас проходила его презентация и большое обсуждение на разных площадках.



- Когда этот фильм стали показывать именно тем, кто распространял наркотики, была именно такая реакция. Заключённые говорили: вы нас хотите оскорбить… Но их не хотели унизить или оскорбить, им показали результат их преступления, о котором они и не задумывались. Вот сейчас мы закончили работу над этим пособием. Подобрали 10 фильмов для женщин и 10 для мужчин. Я психолог, но и предположить не могла, что те фильмы, которые мы отобрали для мужчин, больше тронут женщин. Они просто рыдали во время просмотра. И наоборот, те, которые мы готовили для женщин, в большей степени поразили мужчин. Мы апробировали это пособие полтора года в нескольких колониях. И вот сейчас будет работать экспертный совет Министерства исполнения наказаний России, и они примут решение по поводу использования этого пособия. Предполагается, что его будут использовать во всех колониях. Но опять-таки нужно собирать всех психологов и учить их самих смотреть, читать язык кино, чтобы они потом смогли пользоваться фильмом как инструментом.



- А психологи, с которыми Вы сотрудничаете, говорили Вам о каких-то результатах? Может быть, уже есть статистика…



- За полтора года результат весьма и весьма ощутимый. Это не значит, что все кинулись исповедоваться, но многие пришли в храм, многие стали просить индивидуального общения с психологами. Человек посмотрел и задумался, и это уже начало процесса реабилитации, который очень важно поддержать. Сейчас мы начинаем работу над подготовкой пособий для центров реабилитации наркозависимых. Но мы пока только на начальной стадии.



- Где можно приобрести эти пособия?



- К нам можно обратиться. Написать на сайт www.vstrecha-obninsk.ru, мы вам вышлем наложенным платежом.



- Матушка, сейчас появилось много фильмов, таких как «Легенда № 17», «Поддубный», которые воспитывают патриотизм. И эти фильмы получают государственные дотации. Как Вы относитесь к такому кино?



- Это очень хорошо, что государство задумалось о госзаказе. Это и раньше было, а теперь после присоединения Крыма к России необыкновенно возрос патриотический дух. И мне кажется, возникла какая-то уверенность. Вот эти последние 20 лет после перестройки мы чувствовали себя какими совками, отбросами, а тут мы вдруг почувствовали, что у нас есть сила, мы можем сказать «это наше, и мы его не отдадим», а до этого мы были больными. И большой процент пьянства был ещё и по причине того, что мы были не способны на поступок, боялись настоящих поступков. Человек, который постоянно боялся, что его ударят, что его оскорбят, вдруг нашёл в себе силы ответить на оскорбление. И после присоединения Крыма люди почувствовали , что если нас будут оскорблять или отбирать наше, то у нас есть силы ответить. И если ленты патриотического характера качественные будут создаваться, то это будет замечательно. Что касается «Легенды № 17», это просто очень хорошая реклама, но ничего там особенного нет. В советский период таких фильмов делалось сотни, это последние годы перестали брать эту тему. Не все эти фильмы удачны. Если взять, например, «Сталинград», то с художественной точки зрения - это безобразие. А если говорить о войне, то минус в историческую копилку. Но хорошие фильмы стали появляться. И народ теперь уже идёт на российское кино, потому что надеется, что увидит такой же хороший фильм, как предыдущий.



- Вы следите за событиями на Украине?

- Слежу.



- Вот если бы Вам предложили написать сценарий для фильма о последних событиях, каким бы был замысел этой картины? К чему было бы приковано основное внимание?



- Главным героем я бы сделала ребёнка, и его глаза на весь экран, чтобы в них отразился весь этот ужас, который ему пришлось испытать. И ребёнка немаленького, а подростка. Он, может быть, уже и немножко взрослый, может совершить какой-то поступок, но в то же время ничего не понимает, не может понять. У него нет общего представления о мире. В украинских школах не изучают нашу общую историю - изучают новейшую украинскую, полностью переписанную. И что поражает, что она переписывалась и переписывается тогда, когда живы ещё люди, творившие эту историю. Это участники Великой Отечественной войны, это мы, жившие в Советском Союзе. На Украине утверждают, что велась информационная война, направленная против украинского народа. Но как они могут так думать, если жили в Советском Союзе? Мне 65 лет, и я же помню, как мы жили с Украиной, с Беларусью, с другими советскими республиками. Я очень любила путешествовать и объездила весь Советский Союз. И я помню, что не было никакой вражды, никакого противостояния. Я приезжала на Украину - там было хорошо, приезжала в Белоруссию, и здесь не ощущала никакой разницы. Может быть, только в Прибалтике отношение отличалось. Я нигде не чувствовала себя чужой. Это всё была моя Родина. Но эти же люди, которые жили тогда в Украине, научили детей, что Россия - это монстр. Откуда? Ведь у россиян никогда не было такого отношения к украинцам. Вы посмотрите, кто гувернантки в России? В основном, хохлушки. Кто бы пустил в свою семью человека той национальности, которую не любят, отвергают? Кто бы допустил врага к своему чаду, к самому дорогому, что у нас есть? Но у нас подавляющее число гувернанток - украинки. Это лишь один маленький штрих…. И поэтому я показала бы этого мальчика, которому в школе говорили, что русские плохие. Он пережил бомбёжку нацгвардии, и вот он беженец, едет в Россию. И русские, плохие русские, его принимают и обогревают, относятся как к своему. Я бы показала изменение мировоззрения этого подростка, которое только складывается, формируется. Его научили одному, а он видит совсем другое. Восстановление подлинной истории через личность человека.



- Матушка, у каких режиссёров хорошо бы поучиться создателям современного кино?



- Я бы тут даже не называла имён. Просто современное духовно-нравственное, христианское кино нужно делать воцерковлённому человеку, чтобы не впасть в ошибки, о которых я говорила. Потому что режиссёр – это личность, сценарист - это личность, и через них преломляется эта линия добра и зла. Хорошо бы, чтобы это были воцерковлённые люди, потому что фильм может быть прекрасно сделан, но он не будет соответствовать тем задачам, которые были изначально поставлены - сыграет личность режиссёра. Вот возьмём фильмы Павла Лунгина: ведь «Царь» ужасный фильм и «Остров» ужасный фильм.



-Почему «Остров»?



-Потому, что псевдохристианский. Он не правдив, он ложь от начала до конца. Вот вы ещё молоды и не помните, что, когда началась перестройка, начали открываться храмы, пошла мощная волна младостарчества. Так вот этот фильм о младостарчестве. Этот старец, кто он, откуда он появился, кто его создал как старца, где у него истоки старчества? У нас старцы, особенно прозорливые, были из полы в полу, т.е. была преемственность: он видел, как живёт другой старец, он у него учился, он находился в подмастерьях десятки лет и только после этого становился сам старцем. А здесь? Герой живёт при монастыре, его подобрали из воды, его духовно окормлял, наставлял вот тот настоятель, сапоги которого он сжёг. Что такое христианство? Это любовь. В основе всегда лежит любовь, как говорит апостол Павел. Любовь, которая всё понимает, всё прощает… Где в этом фильме у старца любовь? Назовите мне персонаж в фильме, к которому у него была любовь. Он мазал двери - это что, любовь? Зачем он это делал? Сжёг сапоги, причём сапоги, которыми настоятель не кичился, не лелеял свою гордыню. У него больные ноги, он живёт на севере, причём, подвизается много лет в этом монастыре. Что, сапоги это самое главное? В этом фильме нет любви. Просто люди шли к главному герою за чудом. Когда прошёл этот фильм, мне предлагали его на фестиваль. Я отказала. Сказала, что не возьму это псевдоправославие. Мы всегда заканчиваем фестиваль в Оптиной пустыни, где у нас совершается благодарственный молебен, проходят встречи со старцами. И вот мы приехали туда, приехали все наши режиссёры, нас принял настоятель, завязалась беседа. И вот его спрашивают: «А что Вы скажете про «Остров»?». Он говорит: «Это ужас». Оказывается, в монастыре и среди прихожан после показа мнения разделились. Одни считали его безобразием, другие говорили, что фильм просто супер. Но если это от Бога, то в создании его участвовали светлые силы. Разделения тогда не было бы. А тут семьи разделялись: жена говорит да, а муж нет. Разделение было во всём. И настоятель говорит: «Вы что думаете, после этого фильма люди пришли в храмы? Мне оборвали телефоны, звонили и высокопоставленные чиновники, и простые люди с одним и тем же вопросом: «Скажите, а такие чудотворцы у вас есть, можно попасть к ним, таким чудотворцам Оптиной?» Настоятель отвечал: «У нас все чудотворцы, приезжайте , посмотрите, все чудотворцы до единого». Понимаете, людям нужно это шаманство: раз - и пошёл, раз – и исцелился.



-Быстрый результат?



-Да, а быстрый результат это как раз антихристианство. Такие фильмы играют как раз на руку. Вот у Павла Лунгина столько безобразных фильмов, но они профессионально сделаны. «Царь» - это кошмар, а ему дают награды, дают деньги. Но у него есть фильм «Дирижёр». Не смотрели?



- Смотрела.



- Это хороший фильм. Здесь он, конечно, лягает Православие как всегда, оскорбляет. Но сам фильм, идея фильма очень хорошие: каким бы ты ни был профессионалом, какого бы таланта у тебя ни было, если у тебя нет любви, счастливым ты не будешь. Может быть, и сам Лунгин и не хотел вкладывать такое, но Господь это вложил: если в человеке нет любви, он проигрывает.



- «Дирижёр» меня поразил своей глубиной. И по поводу «Острова» у меня всё-таки другое мнение, отличается от Вашего. А «Царь» поразил своим ужасом. Я с трудом его досмотрела.



- А я выдержала 20 минут. Больше не смогла. Эти отрубленные петушиные головы. Православное кино не может быть натуралистическим никогда. Это не свойственно христианскому искусству и культуре. Если ты хочешь делать картину христианского свойства, то натурализма там не должно быть нисколько. Или «Чудо» Прошкина… Это же кошмар. А на Украине его наградили всеми возможными и невозможными наградами, просто озолотили. Помню, мы были в Киеве на фестивале «Покров», выходили из кинотеатра. Ко мне подходили простые люди и говорили: «Матушка, или я чего не понимаю, но почему такое кино показывают на православном фестивале?». Я была возмущена до глубины души. А его «Орду» не смотрели?



-Нет



-И не смотрите, потому что на Страшном Суде только за то, что мы смотрели, нам отвечать придётся. Самое печальное для людей, которые создают такие фильмы, это то, что их награждают церковные власти. Им ордена дают. Что это такое? Как подобного рода произведения могут награждаться? Ведь простой народ, который смотрит, впадает в ступор или начинает принимать такие вещи за подлинные.



-А «Поп»?



- «Поп» хороший фильм, очень хороший фильм В. Хотиненко. Но понимаете, чего бы мне хотелось? Современного кино. А «Поп» - исторический фильм, Маковецкий прекрасно сыграл, но таких фильмов, кроме «Попа», больше нет. Вот два фильма чисто христианской тематики: «Поп» и «Дочь». В этих фильмах есть любовь, подлинная, высокая, даже непонятная. Вот снова возьмём «Дочь». К священнику на исповедь приходит убийца его дочери, а он не берёт его за грудки, он его лечить собирается. Попадья этого не выдерживает, она идёт в полицию и сообщает, потому что она видела, кто к священнику приходил. Он пришёл, потом ушёл, а батюшка в храме стал кричать: ему было так больно, что он стоял и кричал от боли, что приходил убийца. И она это увидела и поняла. Следователь приходил и спросил кто, но священник не ответил. Но попадья видела и знала, что он не скажет. И рассказала сама. Потом происходили страшные события. Этого больного просто забили в полицейском участке без суда и следствия - страшно. Драматическая вещь. Но она правдивая от начала до конца. И вот это образ современного священника, который всё понимает, и страдает, и прекрасно образован, и любит. «Возлюби врага своего»... Тяжелее в христианства ничего нет, чем выполнить эту заповедь. Многие трудно выполнить, но можно, а вот эту... Не просто простить, а возлюбить… В Православии таких фильмов больше нет, я думаю. Серийного убийцу он любит как человека в целом. Я думаю, многие священники, которые спорили, не могли его образ принять, потому что они сами не такие. И даже интуитивно они не могут его принять. И это парадоксально.



Этот фильм обязательно надо смотреть. Причём Наталья Назарова сделала и фильм про киллера, о котором я говорила, и «Дочь». Когда мы с ней познакомились, мы очень много говорили. И, когда я вручала ей награду за фильм «Дочь», она сказала: «Если бы не матушка, этого фильма бы не было. После беседы с матушкой я стала различать добро и зло. И сделала этот фильм». А я этот фильм про киллера драконила как могла: «Наташа, как можно вот это безобразие выдать за подвиг? Ну, почку она отдала - это подвиг. Но всё остальное вокруг этого? А почему она сразу не отдала? Вот она приехала в Москву, у ней прекрасная совместимость с ребёнком. Зачем нужно было раздувать такой сюжет, заниматься прелюбодеянием и показывать всё это безобразие, чтобы потом эту почку отдать?» Режиссёры могут заблуждаться. Но если он готов сомневаться, готов вникать и признавать ошибку, если он ошибается, но при этом идёт к Богу, это дорогого стоит.





- На Вашем фестивале широко представлены и мультфильмы. Какие из них Вы бы, как педагог, посоветовали современным детям?



- Прекрасный мультсериал «Лунтик», очень добрый и хорошо сделан. Телеканал «Радость моя» выпускал «Хуторок». К сожалению, производство приостановлено, потому что прекращено финансирование телеканала. «Хуторок» придумал священник Дмитрий Ершов. Делают его люди православные. Мультфильм напоминает «Простоквашино». Там 4 героя: Пёс, Кот, Баран и Баба Зина. Очень позитивный, радостный и абсолютно понятный ребёнку. Ещё они выпустили мультфильм «Кто-то рядом». Семья взяла мальчика из детдома, который открывает для себя жизнь в семье, у него появляются друзья, он познаёт мир. И в самом конце, в 4-ой серии, он понимает, что всегда есть кто-то, кто постоянно рядом с ним. И вот он узнаёт, что это его Ангел-хранитель.

Такие мультфильмы нужно смотреть. Есть такая серия «Смешарики». Внук со мной спорит, но это кино для взрослых людей, в нём очень тонкий, интеллигентный юмор. Но он, конечно, только для взрослых. Это хорошая режиссёрская работа, мультипликационная работа. Ну, и конечно, «Фиксики». Это очень полезные мультики. У меня был случай. когда мы с дочерью и внуком что-то делали на даче, и внук мне говорит: «Бабушка, возьми рычаг». Он предложил ветку использовать как рычаг. Спрашиваю: «Откуда ты знаешь, что это называется рычаг и как ты вообще догадался?» Он говорит: «Из «Фиксиков».

Если родители берут какую-то кинопродукцию, они обязательно должны её просмотреть. Например, есть замечательная серия «Гора самоцветов», но не все вошедшие в неё мультфильмы можно показывать детям. Надо фильтровать. Возьмём ещё мультсериал «Маша и Медведь». Он сделан великолепно. Но это мультфильм для взрослых, потому что ведь дети всё копируют, даже жесты, интонации. Мы внуку перестали его показывать, потому что увидели, что он начал копировать Машу…



-А может, нужно больше обращаться к книге?



-Было бы замечательно, но, к сожалению, дети сейчас практически не читают. И от этого никуда не денешься. Но если мы разрешили ребёнку телевизор, мультфильмы, то то, что он видит, должно быть самым доброкачественным. Самым лучшим. Иначе мы вновь потеряем целое поколение.



-Спасибо Вам большое.



/ sobor.by/ Беседовала Анна Галковская

(просмотров 4240)





Новости разделов:

Интервью

17 НОЯБРЯ 2020
К 100-летию легализации абортов. Протоиерей Павел Сердюк: Мы — залгавшиеся люди, и наша жизнь — коллективная психотравма
14 СЕНТЯБРЯ 2020
Иллюзия или послушание? Интервью с психологом Мариной Филоник и священником Александром Бойко
26 МАЯ 2020
«Только не пишите пафосно, я ничего такого не делаю». О волонтёрах
5 МАЯ 2020
Психолог Людмила Логунова: современные мальчики в большей степени ориентированы на семью, чем девочки
1 МАЯ 2020
"Всегда со светящимися глазами. Синего цвета, как небо!". В Минске простились с отцом Геннадием Бутько
20 АПРЕЛЯ 2020
"Спасибо тем, кто был со мной этой ночью в храме". Прот. Сергий Лепин о праздновании Воскресения Христова во время эпидемии
18 АПРЕЛЯ 2020
Вероника Сердюк: Лучшее средство от паники - помощь ближнему, которому хуже, чем нам
9 АПРЕЛЯ 2020
О любви к салу, экологических привычках и откровенных разговорах. Интервью с блогером и волонтёром Татьяной Станкевич
24 МАРТА 2020
Митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето): о митрополите Филарете, собственном пути к Богу и жизни после воссоединения с Московским Патриархатом
22 МАРТА 2020
Протоиерей Николай Коржич: одна из важнейших составляющих служения митрополита Филарета — это миротворчество
21 МАРТА 2020
Монахиня Сергия (Бульчик): в историю каждой епархии, каждого возрождённого монастыря имя владыки Филарета может быть вписано большими золотыми буквами
21 МАРТА 2020
Игумения Евдокия (Левшук): в 80-е годы на поступление в монастырь была очередь
  Искусства

18 НОЯБРЯ 2020
Итоги конкурса рисунка "Пасхальная радость" подвели в Бобруйске
14 НОЯБРЯ 2020
Премьера фильма о сщмч. Леониде Бирюковиче состоится на телеканалах «Спас» и «Союз»
6 НОЯБРЯ 2020
Открыт прием заявок для участия в III Международном инклюзивном детско-юношеском фестивале-форуме «СоТворение»
19 ОКТЯБРЯ 2020
20 октября в Белгосфилармонии - концерт "Молитва о мире". Вход свободный!
19 ОКТЯБРЯ 2020
Двум приходским хоровым коллективам присвоен статус Экзарших хоров
7 ОКТЯБРЯ 2020
Благотворительный концерт «Молитва о мире» состоится в Минске 20 октября
7 СЕНТЯБРЯ 2020
Объявлены даты проведения ХХ Международного фестиваля «Державный глас»
3 СЕНТЯБРЯ 2020
Музыкальный вечер в честь святой Царской Семьи состоится в Могилеве
1 ИЮЛЯ 2020
Детский хор "Клавиши" исполнил песню «За того парня» ко Дню Независимости Беларуси
15 МАЯ 2020
Архиерейский хор Свято-Духова собора Минска презентовал музыкальный подарок
7 МАЯ 2020
"Арт-карантин" - в Минске работает выставка, посвященная 85-летию митрополита Филарета
18 АПРЕЛЯ 2020
Свято-Елисаветинский монастырь выпустил серию клипов на музыку Георгия Свиридова
  Просвещение

26 НОЯБРЯ 2020
Открытие и пленарное заседание Шестых Белорусских Рождественских чтений [прямая трансляция]
26 НОЯБРЯ 2020
Программа Шестых Белорусских Рождественских чтений
23 НОЯБРЯ 2020
В Минской духовной академии пройдут X Иеронимовские чтения
14 НОЯБРЯ 2020
Шестые Белорусские Рождественские чтения пройдут в дистанционном формате
29 СЕНТЯБРЯ 2020
Встреча с главным специалистом в области исследования подвига и прославления новомучеников состоялась в Минске
25 СЕНТЯБРЯ 2020
13 ноября состоятся VII Туровские Епархиальные Образовательные Чтения
18 СЕНТЯБРЯ 2020
Успейте записаться на Миссионерские курсы при Минской духовной академии: запись до 20 сентября
17 СЕНТЯБРЯ 2020
В Могилеве проходит выставка, посвященная жизни и духовному пути Государя Николая II и его семьи
14 СЕНТЯБРЯ 2020
В Минской духовной академии состоится ежегодная научная конференция
8 СЕНТЯБРЯ 2020
Открывается набор на миссионерские курсы при Минской духовной академии
24 АВГУСТА 2020
Мирянская богословская коллегия при Покровском соборе города Гродно объявляет набор на новый учебный год
8 ИЮНЯ 2020
"Дерзайте! Идите вперед! Преодолевайте трудности, совершенствуйтесь!" Владыка Вениамин напутствовал выпускников
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.