BEL ENG DEU FRA



К дню памяти жировичского старца схиархимандрита Митрофана (Ильина) († 30.01.2006)

 
  
28 ЯНВАРЯ 2023 (Суббота) 14:13:04
Однажды в начале 1990-х в Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь приехала семья: муж, жена и ребёнок. Малыш болел детским церебральным параличом: не мог спокойно сидеть, движения его были нескоординированными, порывистыми, ручонки искривлены. Семья подошла к свечному ящику, где познакомилась со священником преклонного возраста — отцом Митрофаном. Одного взгляда на малыша оказалось достаточно, чтобы сердце батюшки сжалось от боли. Старец посоветовал приложить с молитвой дитя к самой маленькой в мире чудотворной иконе Божией Матери — Жировичской.



— Бог по молитвам Божией Матери поможет! — как-то особенно уверил батюшка в тот раз. И через непродолжительную паузу благословил ещё съездить окунуть ребёнка во святом источнике — месте особого действия Божией благодати. Находится он в полутора километрах от монастыря. На протяжении двухсот лет родниковая вода выходит там на земную поверхность, обладает целительными свойствами и приносит исцеления телесных и душевных недугов многим людям в соответствии с мерой их веры.



Родители всё сделали, как посоветовал батюшка: посетили источник и окунули малыша в купальне — небольшом специально сооружённом водоёме, огороженном в то время простым строительным материалом. Природную тишину внезапно нарушил душераздирающий и радостный выкрик матери. Обливаясь слезами, женщина не могла поверить своим глазам: её ребёнок сам впервые в жизни полз на коленках, слаженно двигая ручками и ножками.











Конечно, это чудо произошло благодаря помощи Божией Матери. Как несомненно и другое — с молитвенным участием отца Митрофана. Его подлинное небезразличное отношение к людям и прозрение их судеб — дары достаточно редкие. Весть о них людская молва разнесла далеко за пределы Жировичского монастыря. В келию к батюшке стали выстраиваться очереди паломников. И не только для совета и утешения, но и чтобы просто побыть рядом. Ибо через такой опыт общения посетитель незримо прикасался к одной из главных добродетелей отца Митрофана — вверять себя и своих ближних Богу.

Понятие "вера" имеет несколько значений. Существует вера как убеждение. Например, можно верить в бытие Бога. Но доверять Ему, вверять Ему себя — иное. Отличаются они степенью возрастания. Доверие — это уже подтверждённая, испытанная вера, несущая в себе способность полагаться в жизни на Господа вплоть до полного вверения себя Ему. Познаётся доверие Богу в личном опыте через испытание на себе действия силы Божией, а также может быть усвоено из непосредственной духовной близости с людьми, постоянно живущими таким доверием.

Отец Митрофан (в миру — Николай Тимофеевич Ильин) принял иноческий постриг в 1958 году в возрасте сорока трёх лет с именем Георгий и как школьник начал постигать эту великую науку у своего духовника — иеромонаха Иеронима (Коваля). В начале 1930-х годов, в ту самую "первую безбожную пятилетку" СССР, когда имя Бога планировали "забыть" к 1 мая 1937 года, отец Иероним служил иеродиаконом в одном из храмов Москвы. Его стали вызывать в ОГПУ, устраивали там словесные казни и предлагали отречься от монашества.



Каждый допрос он считал последним днём своей жизни и однажды без всяких "церемоний" заявил:

— Что вы со мной возитесь? Ставьте меня к стенке!

Истязатели были шокированы смелостью отца Иеронима и ничего лучше придумать не смогли, как сказать:

— Ты ещё не готов, — и выслали из Москвы, не догадываясь, что таким образом избавили его от участи быть расстрелянным.

"Неустанно Богу молись, и сам всего плохого берегись, и тогда будешь спасён Богом", — резюмировал этот рассказ отец Иероним "молодому" иноку Георгию, ставшему его келейником.



Спустя несколько десятилетий отец Митрофан уже сам вторил своему духовнику: "Богу молюсь и ничего не боюсь!" Слова отца Митрофана наполнялись чувством великого доверия Богу, потому что он Им непрестанно жил. Как образовывалось это доверие в сердце батюшки — тайна. Можно только сказать, что за долгую жизнь он выработал очень простое и действенное правило, которому учил и других: "Живи одним днём". Но не в том смысле, как полагают многие: "Живём один раз — насладимся же жизнью в этот день по полной программе…" Нет. Этот ценный совет о другом. Он помогает человеку не увязнуть в непрестанных заботах о своём завтрашнем дне и его проблемах, зачастую возникающих только в представлении; помогает отсекать ненужные движения рассудка — в них легко запутаться, не зная источника мыслей; не погружает внимание в область воображения — стихию, где часто являются благовидные образы от духов злобы, приносящих в душу тревогу и тяжесть. Один глубоко удручённый человек поведал другому о своих заботах и спросил: "Почему мне так ужасно тяжело?" — "Потому, — ответил тот, — что ты вместе с настоящей ношей захватил и будущую и несёшь эту и будущую ношу своей силой, не Божией", полагаясь только на себя. Это невидимый недуг нашего времени.

Жить одним днём — означает трудиться в день сегодняшний и верой возлагать заботы о своём дне завтрашнем на Бога, предоставляя возможность беспокоиться прежде всего Ему. Святитель Иоанн Златоуст, растолковывая евангельские слова не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6: 34), говорит: "Но как же, — скажешь ты, — разве Христос не повелел просить хлеба? Но Он присовокупил: насущного, и опять к этому прибавил: сегодня. То же самое Он и здесь внушает; не просто сказал: “не заботьтесь”, но: не заботьтесь о завтрашнем дне. Таким образом, Он вместе дарует и свободу нам, и обращает душу нашу к предметам более необходимым. Видишь ли, как и здесь Он уверяет Своих слушателей, что они непременно получат настоящие блага? Тот, кто подаёт большее, тем скорее даст меньшее. Не для того, говорит Он, Я не велел заботиться и просить, чтобы вы бедствовали, ходили наги, но чтобы во всем был у вас достаток. А этим Он всего более мог привлечь слушателей к Себе. Потому, как при подаянии милостыни Он запрещает им показываться людям, убеждая преимущественно тем, что обещает через то большую честь, так и здесь, отклоняя их от искания благ настоящих, отклоняет особенно Своим обещанием — доставить им эти блага в большем изобилии, если не станут искать их".

И как писал святой Исаак Сирин, "если однажды вверил ты себя Господу, Вседовлеющему для охранения твоего и смотрения о тебе, и если пойдёшь во след Его, <…> скажи душе своей: “на всякое дело достаточно для меня Того, Кому единожды я предал душу свою. Меня здесь нет; Он это знает”. Тогда на деле увидишь чудеса Божии. <…> Как скоро человек отринет от себя всякую видимую помощь и человеческую надежду и с верою и чистым сердцем пойдёт во след Богу: тотчас последует за ним благодать, и открывает ему силу свою в различных вспоможениях. <…> Многие удары, приближающиеся к нему, часто исполненные опасностей, проходят мимо, когда человек о них и не помышлял: между тем благодать неощутимо и весьма чудесно отражает от него это, и хранит его, как питающая чад своих птица, которая распростирает над ними крылья свои, чтобы не приблизился к ним от чего-либо вред".

Этому наставлению следовал и отец Митрофан, трансформируя его в краткое и интересное по форме высказывание: "Никто как Бог тебе поможет". Оно произносилось на одном дыхании, без пауз и лишалось при написании всяческих знаков препинания, к тому же в нём специально опускалась отрицательная частица "не". Следуя нормам русского языка, правильно говорить: "Никто, как Бог, тебе не поможет". Словосочетание "не поможет" для батюшки являлось несозвучным смыслу сказанного. Поэтому из отрицания он сделал утверждение в виде собственной речевой конструкции: "Никто как Бог тебе поможет". Можно смело утверждать — оно было ежедневной проповедью старца. Эти слова пронимали внутренней силой сказанного. Как говорил апостол Павел: ...и слово мое и проповедь моя — не в убедительных словах мудрости, но в явлении Духа и силы… (1 Кор. 2: 5-4)

Об этой силе однажды очень хорошо сказал митрополит Антоний Сурожский: "Самая сильная проповедь, которую слышал я в своей жизни, была проповедь, может быть, не слишком образованного, скромного, самого обыкновенного священника, которого я знал. Он стал в Великую Пятницу перед Плащаницей с намерением проповедовать: долго стоял, молчал и плакал, потом повернулся к нам и сказал: “Сегодня Христос умер за нас...” — стал на колени и зарыдал. И после этого было долгое, долгое молчание — и истинный плач из глубины души у многих прихожан. О Распятии можно сказать многое! Но этого нельзя сказать, если твою душу не пронзило оружие (Лк. 2: 35). Вот как надо проповедовать".





Часто отец Митрофан своё любимое выражение любил употреблять дважды. При повторе слова произносились выразительно, медленно и отделялись равными по длительности паузами. Для более сильного воздействия на слушателя, более глубокого запечатления в памяти, батюшка задавал темп, словно метроном: "Никто - как Бог - тебе - поможет".

— Бог всё устроит! Бог поможет! Всесильной помощи от Бога! — без тени сомнения дополнял отец Митрофан.

Человеку, чтобы без устали так утверждать, нужно иметь особую силу веры. Её достаточно точно описал в повести "Дуэль" Антон Павлович Чехов — выдающийся рассказчик о быте и нравах дореволюционной России: "А вот у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что когда в засуху идёт в поле дождя просить, то берёт с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы его на обратном пути дождик не промочил. Вот это вера! Когда он говорит о Христе, так от него сияние идёт, и все бабы и мужики навзрыд плачут. Он бы и тучу эту остановил и всякую бы вашу силу обратил в бегство. Да... Вера горами двигает".

Фраза отца Митрофана "Никто как Бог тебе поможет" часто с любовью адресовывалась не только близким, но и незнакомым людям. Его чувство доверия Богу передавалось не только взрослым, но и детям.

Одна женщина, после возвращения из поездки в Жировичи, отдала подаренную ей иконку мальчику двух с половиной лет. Ребёнок перекрестился, поцеловал образок и спросил:

— А что в твоей сумке ещё есть? — заглянул туда и с нетерпением стал ждать.

Увидев в руках хозяйки фотографию отца Митрофана, выхватил её и удивлённо спросил:

— Кто это?

— Это батюшка Митрофан. Он живёт в Жировичском монастыре.

Мальчик заулыбался и с неким ликованием стал просить:

— Хочу видеть батюшку Апафана! Хочу к нему!..

Затем при каждой встрече с малышом женщина слышала от него постоянную просьбу:

— Покажи мне батюшку Апафана, что в сумке.

Дома ребёнок просил только об одном: поехать к тому батюшке, "что у тёти В. в сумке". Вскоре семья просто вынуждена была посетить Жировичи — сынишка не давал покоя.

Отец Митрофан с особой лаской и любовью встретил малыша. От умиления у батюшки на глазах выступили слёзы.

— Ах, какой топотунчик славный! — любовался малышом старец. — Подарочек надо ему дать. И иконочку. Ах, какой топотунчик!

Улыбка не сходила с лица любвеобильного батюшки "Апафана". Когда ребёнок вприпрыжку забегал по келии, из глаз старца стало выглядывать солнце.

Шёл холодный ноябрьский дождь. Семья попросила батюшку благословить окунуться в источнике. Всем: и взрослым, и малышу.

— Никто как Бог тебе поможет, — сказал он ребёнку и осенил крестом. Затем благословил и мать с отцом.

Малыш с радостью искупался и по возвращении домой, в день посещения храма услышал, как кашляет старушка. Ребёнок подошёл к ней и вполне серьёзно сказал:

— Поезжайте на источник батюшки Апафана. Искупаетесь и кашлять не будете…

Узнать более подробно о жизни и поучениях отца Митрофана можно в книге "Старец Митрофан Жировичский", выпущенной в свет Издательством Дмитрия Харченко. Издание будет интересно всем, кто в нынешнее тревожное время чувствует жизненную необходимость возрастания в вере.



Издательство Дмитрия Харченко

taki.by

Подписи к фотографиям:

1. Схиархимандрит Митрофан (Ильин) в своей келии. Весна 2003-го года. Фото прот. Георгия Савицкого

2. "Дальний" источник в Жировичах. Начало 1990-х. Фото прот. Владимира Трофименко

3. Иеромонах Иероним (Коваль) и инок Георгий (в монашестве — Митрофан (Ильин)). Начало 1960-х. Фото из личного архива прот. Геннадия Логина

4. Схиархимандрит Митрофан (Ильин). 2004 год.Фото прот. Георгия Савицкого


/ sobor.by/

(просмотров 1310)





Новости разделов:

Новинки книгоиздания

4 ИЮНЯ 2024
Издана книга «Путь к священству. Психологическая готовность студентов духовных учебных заведений к священническом служению»
2 ИЮНЯ 2024
Издана книга иерея Антония Семилета «Пастыри борисовские (1874-1917)»
25 АПРЕЛЯ 2024
25 апреля в Минске состоится презентация книги, посвященной митрополиту Гурию (Егорову; 1891–1965)
15 АПРЕЛЯ 2024
Издана очередная книга серии «Новы Запавет Госпада нашага Іісуса Хрыста» в переводе на белорусский язык Библейской комиссии БПЦ
14 ЯНВАРЯ 2024
В издательстве Свято-Петро-Павловского собора города Минска вышел «Беларускі праваслаўны каляндар, 2024»
24 НОЯБРЯ 2023
Издан учебник "Сектоведение" авторства В.А. Мартиновича
14 СЕНТЯБРЯ 2023
Увидел свет уникальный источник по истории Православия в Беларуси первой половины XIX в.
28 АПРЕЛЯ 2023
Издана книга о церковном историке протоиерее Федоре Кривоносе
28 ЯНВАРЯ 2023
К дню памяти жировичского старца схиархимандрита Митрофана (Ильина) († 30.01.2006)
5 ЯНВАРЯ 2023
Выйшаў у свет «Беларускі праваслаўны каляндар»
26 ОКТЯБРЯ 2022
Издана книга «Что Бог пошлет, то и буду терпеть…» о священномученике Константине Жданове, пресвитере Шарковщинском
21 ОКТЯБРЯ 2022
Издан «Краткий церковнославянско-белорусский словарь православной лексики»
  Церковь и общество

24 ИЮЛЯ 2024
В гостях у прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" - группа паломников из России
24 ИЮЛЯ 2024
23 июля паломники из города Петриков Туровский епархии посетили приход иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Минска
23 ИЮЛЯ 2024
Продолжается прием работ на Летний марафон воскресных школ Белорусского Экзархата
23 ИЮЛЯ 2024
Состоялся III Международный фестиваль христианского искусства «Несвиж Христов приглашает»
23 ИЮЛЯ 2024
В Могилеве на этой неделе завершает работу экспозиция «Пространство мира и созидания»
22 ИЮЛЯ 2024
ТВ "Союз". Успех фестиваля социального кино «Общежитие» в Витебска предварил успех одноименного кинолектория
21 ИЮЛЯ 2024
21 июля в Несвиже в третий раз пройдет Международный фестиваль христианского искусства «Несвиж Христов приглашает»
21 ИЮЛЯ 2024
23 июля состоится крестный ход в честь Божией Матери ради Ее иконы Барколабовской
21 ИЮЛЯ 2024
Приезжайте потрудиться у матушки Валентины Минской
21 ИЮЛЯ 2024
Празднование Собора белорусских святых у блаженной Валентины Минской. Фоторепортаж
20 ИЮЛЯ 2024
IV молодежный фестиваль колокольного звона «Богатырские Перезвоны» – 2024 приглашает всех желающих
20 ИЮЛЯ 2024
Летний слет молодежь зовет
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.