BEL ENG DEU FRA



"Истинный пост и покаяние требуют от нас самоотвержения". Слово в Крестопоклонную неделю Великого поста

 
  
10 МАРТА 2018 (Суббота) 20:16:28
Перед началом четвёртой седмицы Великого поста предлагаем вам прочесть проповедь русского духовного писателя XIX века митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Слово владыки посвящено Крестопоклонной неделе Великого поста, которая в этом году припадает на 11 марта.

"Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет"

(Марк. 8, 34).


Вся жизнь христианина должна быть исполнением этой заповеди Спасителя. Но особенно ей посвящаются, по намерению св. Церкви, дни христианского поста и покаяния. Истинный пост и покаяние непременно требуют от нас самоотвержения, – иначе они невозможны, – и состоят именно в том, что мы, каждый на собственном кресте, "распинаем плоть" свою "со страстьми и похотьми" (Гал. 5, 24), и стараемся умертвить своего "ветхого человека сь деяньми его", т. е., отложить и очистить свои грехи (Ефес. 4, 22). Подвиг нелёгкий для наших слабых сил, тем более, что он в настоящий пост должен продолжаться целую четыредесятницу! Что же делает наша св. руководительница? Едва мы совершили половину трудного поприща, как она износит из алтарей и поставляет пред нами св. крест самого Господа Иисуса, по следам которого мы шествуем, чтобы мы, взирая на высокий образец нашего "Предтечи" (Евр. 6, 20) и Началовождя, ободрялись после пройденного пути и укреплялись на дальнейший труд поста и покаяния. Можно ли найти средство более близкое и надежное?

Скажите, за кого это пострадал Христос Спаситель? Он пострадал не за Себя, а за нас; Он чист от всякого греха и совершенно невинен, но благоволил воспринять на Себя грехи всего человечества, и за них-то умер на кресте, чтобы искупить нас своею смертию от вечных мучений за грехи и приобресть нам вечное блаженство. А мы за кого страдаем или должны страдать на своих крестах? Мы страдаем за себя и для себя. Мы изнуряем плоть свою, воюющую на дух, отказываем себе в порочных навыках и удовольствиях, не даём пищи своим страстям, сокрушаемся о своих грехах, сетуем, скорбим... для того, чтобы самих себя очистить от всякого беззакония, самих себя предохранить от огня адскаго, самим себе стяжать царство небесное. Итак, если Христос пострадал за нас, единственно из любви к нам: ужели мы откажемся страдать за себя, из любви к себе? Ужели из одной благодарности к Нему не найдём в себе довольно твёрдости, чтобы нести вслед за Ним свой крест и продолжать подвиг поста и покаяния?

И что это за страдания, что это за крест, которые мы должны понести? Как малы, ничтожны они пред крестом и страданиями нашего Спасителя, продолжавшимися всю Его жизнь! Вам кажется прискорбным воздерживаться в течение известного времени от ваших любимых яств, утучняющих тело, и быть вообще умереннее в пище и питии: а Христосъ – Страдалец, как Он постился для нас? Он постился сряду сорок дней и сорок ночей, не вкушая никакой пищи и пития, пока наконец взалкал; на кресте томила Его такая смертельная жажда посреди мучений за нас, что он воскликнул: "жажду", – и для утоления этой жажды Ему поднесли оцет с желчию! Вы обременяетесь тем, что должны в продолжение поста чаще посещать храмы Божии и усилить свои молитвы и в храмах и в своих жилищах. А вспомните, сколько молился за нас Христос, вовсе не имевший нужды в молитве для Себя, как, уединившись, проводил Он целыя ночи в молитве. Вспомните особенно Его молитву в гефсиманском саду незадолго пред крестными страданиями, которая была так сильна, пламенна и продолжительна, что тело Его источало кровавый пот. Тяготит вас и этот вид смирения, уничижения, грусти, какого требуют сокрушение о грехах и самое время покаяния. А Христос в каком унижении находился ради нас в течение всей своей жизни, какия поругания перенёс пред своею смертию, какому позору и поношению подвергся на кресте, когда "вид" Его был, по истине, "безчестен и умален паче всех сынов человеческих" (Ис. 53, 3)! На наших крестах если умерщвляется мало-по-малу наш ветхий человек, – то умерщвляется в смысле нравственном. А Христос потерпел за нас физическия страдания: Он подвергся биению, оплеваниям, заушениям, Он "язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша" (Ис. 53, 5), Он испытал на кресте "болезни адовы" (Псал. 17, 6) и вкусил смерть самую позорную и мучительную.

Посмотрим, наконец, и на последствия Его страданий. Своим крестом наш Спаситель победил мир, во зле лежащий, и диавола. Итак, если во дни поста и покаяния эти враги нашего спасения нападают на нас даже более, чем когда-либо, – да не страшимся их и не унываем духом: под знаменем Победителя их мы в состоянии отразить все их нападения. Своим крестом наш Спаситель усыновил нас Богу и стяжал для нас неисчерпаемое обилие благодатных даров Святого Духа: итак, если изнеможем в борьбе, то воззовём к Отцу нашему небесному, и Он даст самого "Духа" Святого "просящим у Него" (Лук. 11, 13), Духа всесильнаго, "способствующого нам в немощех наших" (Рим. 8, 26). Господь не только победил наших врагов своим крестом, но и приобрёл нам друзей и братий в лице ангелов Божиих и вообще небожителей: будем призывать и этих помощников наших, особенно же ангела хранителя своего, когда почувствуем оскудение наших сил при подвигах поста и покаяния. Господь чрез свои крестныя страдания "вошел в славу свою" по самому своему человечеству (Лук. 24, 26) и нам отверз вход в царство небесное к вечной славе: Устремляйте взоры и на эту вожделенную славу, к которой ведёт путь креста, и воодушевляйтесь, мыслию, что если мы "постраждем" со Христом, "то с Ним и прославимся".

Таким образом, братие, "терпением да течем на предлежащий" ещё "нам подвиг" поста и покаяния, "взирающе на начальника веры, и совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе" (Евр. 12, 1 и 2). И если мы совершим этот подвиг, как подобает христианам и сынам православной Церкви: то приготовимся достойно встретить и светлое воскресение нашего Спасителя и сподобимся быть участниками Его торжества и славы. Аминь.

1858 год.

***

Читайте также:

Крестопоклонная неделя. Проповедь епископа Артемия >>

"Оставаться в падении нельзя". Слово святителя Феофана Затворника в Крестопоклоную неделю >>

/ sobor.by/ azbyka.ru. Фото: uspenskysobor.ru

(просмотров 1741)





Новости разделов:

Просвещение

28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
5 МАРТА 2022
Вручены дипломы церковным звонарям - выпускникам 44 набора отделения звонарей МДУ
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.