ИНТЕРВЬЮ. Проблема прихода интеллигенции в Церковь по-прежнему существует и находится внутри самой интеллигенции – Иван Чарота
25 АВГУСТА 2010 (Среда) 18:31:09 Интервью с ученым-славистом Иваном Чаротой, записанное после литургии в храме преп.Феодора Острожского. О братстве Виленских мучеников Начало всех дел, связанных с домом «Кинония» относится еще к 1992-му году, к моменту создания братства Виленских мучеников при минском Петро-Павловском соборе. Братство Виленских мучеников участвовало от начала в покупке, обустройстве «Кинонии». Спустя три года здесь была создана домовая церковь в честь преп. Феодора Острожского, сюда еще спустя два года была перенесена икона с частицами мощей преп Феодора. С того времени здесь регулярно проводятся богослужения. Навещал этот дом неоднократно и владыка Филарет, бывали многие епископы. Владыка Вениамин здесь служит первый раз. Костяк братства составляет интеллигенция. Так получилось, что в интеллигенции было много тех, кто открывался душой к Церкви, к вере, но вот то, что заштамповано именуется дорогой к храму, этой дороги еще не встречал и не находил. Программа братства, желание консолидировать православную интеллигенцию тогда в начале 90-х годов прошлого века воказалась значимой и до сих пор. Петро-Павловский собор – храм, вокруг которого группируется достаточно много интеллигенции, творческой, научной интеллигенции. Об использовании белорусского языка на богослужении Сегодня служилась литургия по белоруски. Недоброжелатели наши со стороны инославных говорят, что белорусский не используется в Православной Церкви. Вот свидетельство обратное. Каждую субботу в Петро-Павловском соборе служится литургия на белорусском. Это не означает, что она нужна для всех, но для тех, кому она нужна, возможность церковью предоставляется. О современных прихожанах Традиционно костяком приходов были пожилые женщины. Но это счастье наше, потому что в истории именно женщина, именно бабушка сохранила веру, сохранила Церковь не только в себе, но в детях, внуках, правнуках. Но чтобы иметь более полное и ясное представление, вероятно, не надо судить по каким-то частным случаям и отдельным приходам. Приходите в Петро-Павловский собор и вы увидите, что там 80 проц участвующих в богослужении – люди среднего и молодого возраста, и очень много детей. Уже сам тот факт, что при каждом приходе действуют воскресные школы, различные кружки, секции, организуются лагеря отдыха, молодежные братства уже показывает то, что такое суждение, во всяком случае, неосторожно. А и в принципе некорректно. Мы говорим об увеличении числа верующих, нашедших дорогу в храм, это же пришли не старые. Те ходили, они были. И мужчины стали ходить, юноши. Очень много молодых людей. О церквях в глубинке Я вчера вернулся из Кобринского района Брестской области. Был на вечерне перед Преображением, перед Спасом в одной церкви в деревне. И на Преображение – в другой. И в одной и в другой по человек 50, для маленьких деревенских церквей очень немало. И тут процентов 60 составляли именно эти пожилые женщины. В любом случае даже строительство новых храмов, а оно имеет свою динамику, количество их не уменьшается. И строятся они не только в городах. В частности, я был в новооткрытой церкви в честь святого праведного Иоанна Кормянского, святого наших дней. И эта церковь открыта у меня на Кобринщине в мае. В здании бывшего правления колхоза. Там не было храма в этой деревне, но это была воля, большое сильное желание прихожан. Проблема прихода интеллигенции в Церковь Эта проблема существует и это проблема внутри самой интеллигенции. Особенно в творческой интеллигенции. Так сложилось, особенно в писательской среде, к которой я принадлежу, эти идея, что поэт – больше, чем поэт, но функции не только социальные, но и функции надобщественные интеллигенция берет на себя. Не случайно же особенно в истории формирования белорусского писателя эта идея пророка, вождя, апостола эти слова повторяются очень часто. Это очень опасная вещь. Он (интеллигент – ред.) говорит: «Зачем мне Церковь? Я сам». Вот это и является до сих пор огромной мощной сильнодействующей причиной отчуждения, или, во всяком случае, отстранения от Церкви. И, ясное дело, что это было и в переходный период. Поэтому не хочу сказать, что массово вся интеллигенция пришла… И еще одна очень существенная причина, особенно она важна для Православной Церкви. Богослужения минимум два часа. А если уж все правила соблюдать, нужно ж еще и на вечерню придти, утреню и часы прочитать, помолиться. Вот эта нагрузка она уже в программе генетической, биологической она отсутствует, в душевной тоже, а духовная вообще еще не оформилась. Есть еще другая беда. Когда интеллигенция появляется в приходе, она еще берет на себя функции выше, нежели у священника, епископа. Какое еще священноначалие? Она будет говорить, что нужно в Церкви делать. По своему усмотрению. Не имея никакого понятия, не учитывая, что еще две тысячи лет назад Церковь существовала без них, и хорошо обходилась. Иван Чарота является секретарем Библейской комиссии Белорусского экзархата, доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой славянских литератур БГУ, председателем общества «Беларусь-Сербия», под его руководством реализуется проект «Белая Русь - сестре Сербии», в рамках которого планируется восстановить разрушенный храм в Косово. Ученый награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского, орденом Святого Саввы Сербской церкви. Профессор Чарота знает все живые славянские языки (их 10), а также церковнославянский, латынь, немецкий, испанский и английский. /sobor.by/ Марфа Шило (просмотров 7071) |
Новости разделов: