BEL ENG DEU FRA

Французский нейропсихолог нашёл причины снижения интеллекта у детей

 
  
24 ЯНВАРЯ 2020 (Пятница) 15:33:47
Вышедшая летом 2019 года книга доктора нейропсихологии Мишеля Демюрже "Фабрика экранных идиотов" стала бестселлером во Франции и настольной книгой для родителей детей младшего школьного возраста. Книга о влиянии новых технологий на развитие подрастающего поколения вышла довольно пугающей.

Автор книги отталкивается от простого факта: за последние два десятилетия коэффициент умственного развития (IQ) молодёжи не перестаёт падать, тогда как за все годы ХХ века, прошедшие с момента появления этого понятия, IQ неуклонно рос. Падение интеллекта показывают многие исследования, проводимые в западных странах. В Финляндии и Норвегии, например, определение коэффициента IQ является обязательным при приёме в армию молодых людей, то есть тест проводится в широком масштабе.

И если раньше считали, что научный прогресс должен сопровождаться ростом интеллекта человека — этому способствуют улучшение условий жизни, повышение уровня образования — то теперь это уже не является непреложной истиной. Начиная с 2000-х годов средний IQ молодёжи именно в развитых странах постепенно снижается. Франция не исключение: с 1999 по 2009 года средний IQ французов снизился на 3,8 пункта.

Учёные задались вопросом: в чём причина снижения умственных способностей молодёжи? Обычно в ответ приводят несколько факторов. Во-первых, называют экологический фактор. Многие исследования показывают негативное влияние загрязнённой атмосферы и продуктов питания на развитие мозга детей.

Существуют многочисленные медицинские исследования, доказывающие пагубное воздействие на мозг ребёнка присутствующих в атмосфере тяжёлых металлов (свинца и ртути) или используемых в сельском хозяйстве и бытовой химии эндокринных разрушителей (пестицидов, полимеров).

Империя развлечений

Фактор, о котором всё больше говорят в последнее время, — это воздействие всевозможных "экранов" на развивающийся мозг ребёнка. Под экранами понимают как телевизор (смотря который ребёнок остаётся пассивным), так и разного рода гаджеты: игровые приставки, смартфоны и планшеты.

Доктор наук в области нейропсихологии Мишель Демюрже перечислил негативные последствия долговременного использования экранов детьми. Это отставание в развитии речи у самых маленьких, проблемы с моторикой, нарушение памяти, плохая концентрация, нарушение сна, снижение креативности мышления и различные эмоциональные расстройства (депрессия, агрессивность и склонность к аддикциям).

Как объясняет Мишель Демюрже, изучение данной проблемы началось давно, задолго до появления смартфонов и планшетов. Первые исследования касались времени, которое дети проводят у телевизора. Затем учёные занялись проблемой распространения компьютерных игр. И каждый раз, по словам Мишеля Демюрже, исследователи приходили к одним и тем же результатам: чем больше времени ребёнок проводил перед экраном, тем сильнее проявлялись названные выше негативные последствия.

В своей книге "Фабрика экранных идиотов" французский нейропсихолог объяснил ставший уже общеизвестным факт: постоянное использование экранов приводит к снижению IQ у детей. Чем меньше возраст ребёнка, тем сильнее негативные последствия, отметил он в интервью Le Quotidien.

"Всё зависит от возраста. До шести лет нет никаких положительных эффектов от использования экранов. Существует множество исследований, которые показывают, что у детей до шести лет, использующих экраны по 10-15 минут в день, уже наблюдаются негативные последствия, влияющие на их развитие. Чем раньше дети получают доступ к экранам, тем больше у них развивается зависимость в более позднем возрасте. Ни одно исследование не показывает положительного эффекта от использования экранов детьми до шести лет, все отмечают только негативные".

Тотальное оглупление

Как отмечает Мишель Демюрже, развитие речи и умственных способностей у детей происходит в процессе живого общения:

"Конечно, нужно жить в ногу с эпохой, но наш мозг к этому не приспособлен, он сформировался в эпоху неандертальца. Как он работает: если вы мне даёте информацию напрямую, мой мозг откликается, его нейроны начинают работать. Если же я получаю информацию с экрана, то нейроны не будут реагировать — или будут, но значительно меньше. Если вы говорите маленькому ребёнку название цвета, например, „зеленый”, три раза подряд, то он выучит это слово. Если он услышит то же слово с экрана, то, по различным исследованиям, ребёнку необходимо от двадцати до шестидесяти раз, чтобы выучить новое для него слово.

Другими словами, наш мозг устроен так, что ему необходимо общаться с людьми. Эволюция сделала его таким. Для грудных детей просто жизненно необходимо общаться с живыми людьми. В более позднем возрасте это тоже важно. При настоящем общении мозг обрабатывает информацию иначе, чем когда он получает её с экрана. Развитие языка происходит во время разговора. Когда в доме выключены все экраны, ребёнок слышит около тысячи слов в час. А если ребёнок сидит перед экраном, то вы говорите ему примерно 100-150 слов в час. При этом доказано, что когнитивное развитие зависит от количества “получаемых” слов, особенно в раннем возрасте".

В более старшем возрасте постоянное пользование экранами приводит к снижению школьных результатов ученика. Кроме влияния на IQ, возникает и другая проблема: сидя перед экранами, дети мало двигаются, что приводит к ожирению.

"Чтобы нормально развиваться, детскому мозгу нужен покой. При постоянном шуме развиваются гиперактивность и проблемы со сном и с концентрацией внимания. Кроме этого, использование планшетов и смартфонов развивает аддиктивное поведение — то есть приучает к культуре постоянного развлечения: при использовании компьютерных игр в мозге постоянно активируется система компенсации и получения удовольствия, без которой ребёнок уже не может делать мысленные усилия", — объясняет Мишель Демюрже.

В связи с надвигающейся опасностью "тотального оглупления будущего поколения", Мишель Демюрже советует вообще не давать доступа к смартфонам и планшетам детям до шести лет. Начинающим школьникам, по его мнению, позволительно пользоваться этими гаджетами до получаса в день, а ребятам постарше — не больше часа в день. При этом во Франции существует статистика, согласно которой подростки проводят перед экранами до семи часов в сутки./ sobor.by/ rfi.fr

(просмотров 553)




Новости разделов:

Просвещение

21 ФЕВРАЛЯ 2020
23 февраля МинДА приглашает минчан на новые лекции
20 ФЕВРАЛЯ 2020
26 февраля в Минске состоится семинар «Религии Беларуси в условиях социальных трансформаций»
14 ФЕВРАЛЯ 2020
16 февраля МинДА приглашает на лекцию «Путь Великого поста»
12 ФЕВРАЛЯ 2020
Расписание встреч в Жировичском монастыре на февраль
12 ФЕВРАЛЯ 2020
Музей Библии Института теологии БГУ проводит экскурсии для всех желающих
11 ФЕВРАЛЯ 2020
Братская свеча передана в минский приход иконы "Всех скорбящих Радость"
7 ФЕВРАЛЯ 2020
Расписание лекций курсов Свет Православия на февраль
4 ФЕВРАЛЯ 2020
В МинДа прошла лекция диакона Иоанна Лященко «Подготовка к Причащению»
30 ЯНВАРЯ 2020
Ответственность христианина перед Божиим творением обсудили участники дискуссионного клуба прихода свт. Спиридона Тримифунтского
30 ЯНВАРЯ 2020
2 февраля МинДА приглашает на лекцию "Подготовка к Причащению"
29 ЯНВАРЯ 2020
В Минской духовной академии состоялись публичные лекции известных богословов из Германии
24 ЯНВАРЯ 2020
Французский нейропсихолог нашёл причины снижения интеллекта у детей
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.