|
| 19 ОКТЯБРЯ 2023 (Четверг) 09:33:15 С детства я слышал выражение "фома неверующий". Так с упреком говорили о ком-то, кто не верит вполне достоверным известиям. Был даже такой стишок про пионера Фому, который никому не верил, в том числе людям, которые предупреждали об опасности, а в итоге его съел крокодил. В общем, Фома был символом упорного неверия. Тогда я ничего не знал об апостоле, по имени которого пошло это выражение, а когда узнал лучше, понял, что он являет что-то совсем другое.В евангельском повествовании достаточно людей, которые выражают неверие и требуют доказательств. Господь отказывает им. Фома требует доказательств — и их получает. Почему? Потому что неверие бывает очень разным. Бывает так, что человек не смеет верить — для него Благая Весть слишком блага, слишком хороша, чтобы быть правдой: "Оно, конечно, было бы замечательно: Любящий Бог, Готовый простить, утешить и даровать вечную жизнь, но это все утешительные фантазии, а в реальности — потерянность, бессмыслица, боль и смерть". Бывает другое неверие: когда Благая Весть и не кажется благой, и человек настаивает, как Антихрист у Соловьева: "Не воскрес! Не воскрес! Сгнил, сгнил в земле!" Весть о том, что Иисус есть Господь и Спаситель, кажется ему страшно неудобной, неприятной, глубоко огорчительной — и он яростно хочет, чтобы это было неправдой. Такой человек, как и евангельские фарисеи, требует знамений именно затем, чтобы их не получить. Он не собирается верить в любом случае. Неверие Фомы — именно первого типа. Фома выглядит пессимистом. В горестные, сокрушительные вести он верит сразу и без испытаний, в радостные — нет. Когда Господь говорит о том, что будет убит, апостолы просят дать сесть по правую и по левую сторону от Него во славе — как будто совершенно не понимая, о чем идет речь. И из всех учеников, насколько мы можем видеть из текста, только двое верят Его словам прямо и буквально. Иуда, который начинает искать себе возможности покинуть эту опасную (и обреченную) группу и заодно поправить свои финансовые дела, и Фома, который через некоторое время говорит: "Пойдем и мы умрем с ним" (Иоан.11:16). Он сразу верит в смерть — и сомневается в Воскресении, но он не уходит и не предает. Он готов пойти и умереть с Иисусом. Не ожидая победы, не ожидая славы, не ожидая вообще ничего хорошего. Просто, раз уж Господу надлежит умереть, надо идти и умереть с Ним. Это тоже вера — но не радостная уверенность в победе, а готовность хранить верность и следовать за Господом Иисусом куда угодно, даже ясно видя впереди смерть. В сказке К.С. Льюиса "Серебряное Кресло" Лужехмур отвечает колдунье, правящей в подземном мире: "Может, и правда все, что вы тут говорили. Не удивлюсь. Лично я из тех, кто всегда готов к худшему. Так что не стану с вами спорить. Но все-таки одну вещь я должен сказать. Допустим, мы и впрямь увидели во сне или придумали деревья, траву, солнце, луну и звезды и даже самого Аслана. Допустим. В таком случае вынужден заявить, что наши придуманные вещи куда важнее настоящих. Предположим, что эта мрачная дыра — ваше королевство — и есть единственный мир. В таком случае он поразительно жалкий! Смешно. И если подумать, выходит очень забавно. Мы, может быть, и дети, затеявшие игру, но, выходит, мы, играя, придумали мир, который по всем статьям лучше вашего, настоящего. И потому я за этот придуманный мир. Я на стороне Аслана, даже если настоящего Аслана не существует. Я буду стараться жить, как нарниец, даже если не существует никакой Нарнии. Так что спасибо за ужин, но если эти двое джентльменов и юная леди готовы, то мы немедленно покидаем ваш двор и побредем через тьму в поисках Надземья. Этому мы и посвятим свою жизнь. И даже если она будет не очень долгой, то потеря невелика, если мир — такое скучное место, каким вы его описали". Апостол Фома всегда готов к худшему: Христос не воскрес, жены мироносицы бредят, апостолы — вслед за ними, но он не предает и не уходит. Фома — и это очень важно отметить — остается с учениками. Поэтому его неверие — совсем другого рода, чем неверие фарисеев. И Христос отвечает на сомнения Фомы — Он является ему лично. И Фома немедленно восклицает: "Господь мой и Бог мой!" Господь отвечает ему словами: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Иоан. 20:29). Иногда люди говорят: "У меня нет веры", имея в виду примерно то, что у них нет радостного переживания присутствия Божия, ликующей уверенности в том, что Христос воистину воскрес... Они вообще легко впадают в пессимизм. Но пример Фомы показывает, что там, где человек совершает выбор быть со Христом, следовать за Ним, оставаться с Его учениками, даже если никакой уверенности нет — Христос Сам приходит, чтобы дать ему веру. И блаженство таких людей особенно велико, когда они решают веровать, не видев. Сергей Худиев /pravoslavie.ru/ / sobor.by/ (просмотров 1046) |
| Церковные праздники
4 ДЕКАБРЯ 2025 (Четве Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы3 ДЕКАБРЯ 2025 (Среда Церковь чтит память преподобного Григория Декаполита2 ДЕКАБРЯ 2025 (Вторн Пророка Авдия вспоминает сегодня Церковь1 ДЕКАБРЯ 2025 (Понед Мученика Платона вспоминает сегодня Церковь30 НОЯБРЯ 2025 (Воск Церковь чтит память преподобного Никона, игумена Радонежского, ученика преподобного Сергия28 НОЯБРЯ 2025 (Пятн Церковь чтит память преподобного Паисия Величковского27 НОЯБРЯ 2025 (Четв Сегодня день памяти апостола Филиппа25 НОЯБРЯ 2025 (Втор Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, вспоминает сегодня Церковь21 НОЯБРЯ 2025 (Пятн 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных20 НОЯБРЯ 2025 (Четв Сегодня празднование иконы Божией Матери "Взыграние" (Угрешской)19 НОЯБРЯ 2025 (Сред Сегодня Церковь вспоминает преподобного Варлаама Хутынского18 НОЯБРЯ 2025 (Втор Церковь вспоминает святителя Тихона, патриарха Московского и всея России |