«Это то, что должен сделать Предстоятель, когда Церковь опасается раскола и проделок сатаны»: почетный архиепископ Пражский Христофор о своем уходе с поста Предстоятеля Церкви Чешских земель и Словакии
1 МАЯ 2013 (Среда) 13:22:40 Блаженнейший Христофор, почетный архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии о праздновании 1150-летия миссии святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в Великой Моравии, своем уходе с поста Предстоятеля Церкви Чешских земель и Словакии и новом служении духовником Спасо-Преображенской обители г.Тешин в беседе с руководителем Восточно-Европейского бюро православного телеканала «СОЮЗ», корресподентом портала sobor.by Артемом Махакеевым.- Блаженнейший Владыка, в конце мая в Чехии состоятся торжества, приуроченные к празднованию 1150-летия миссионерского подвига святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Это будут празднества значимые не только для Вашей страны, но и для всего православного, всего славянского мира, и, наверное, для всей Европы. Я знаю, что Вы задумывали такие масштабные празднества. Какова их главная цель? - Для нас, православных в Чехии, это возможность показать Церковь святых Кирилла и Мефодия. Эти святые во всей полноте для нашего чешского и словацкого народа принесли святую веру христиан. Это было в IX веке. И в том заключается актуальность этого события, этих торжеств. Мы бы хотели показать, что именно в IX веке не было ни католиков, ни протестантов, все были православные. И мы всех приглашаем на эти торжества. Идея состоит в том, чтобы показать, в чём именно заключается наша православная христианская вера. Это вера Спасителя нашего Иисуса Христа. Это вера Креста и Воскресения. Это вера, которая постоянно повторяет качества, которые нужны для каждого человека, я бы сказал, как верующего, так и неверующего. Потому, что Иисус Христос - Бог и Человек. Он своё Евангелие дал всему человечеству. -Владыка, могут ли эти торжества дать толчок чешскому обществу к осмыслению его христианского прошлого, христианской истории? Не секрет, что сейчас Чехия - одна из самых неверующих стран и в славянском мире, и во всей Европе. Наверное, такой экскурс в историю, сопровождаемый молитвой, может дать обществу какой-то импульс? - Это понимает не только Церковь, это понимают и все, кто возглавляет сферу культурную и государственную. Поэтому эти торжества мы планировали вместе: и государство, и Церковь, и, конечно, все культурные заведения. Например, нам удалось посотрудничать над созданием фильма, своеобразного художественного документа о святых Кирилле и Мефодии, чтобы показать прошлое, в котором начинается история нашего государства. История Чешского и Словацкого государств начинается со святых Кирилла и Мефодия. Потому что раньше, когда нас ещё не благословили и не было у нас христианства, мы были как бы вне европейского общества - ведь Европа уже в IX веке была христианская. Через миссию святых Кирилла и Мефодия мы вступили в общение со всеми верующими. Была одна Церковь, одна Православная Церковь только: и на Востоке, и на Западе. Мы знаем, что и Папы Римские были православные, например, Григорий Двоеслов, литургию которого мы совершаем в Великий Пост (Литургия Преждеосвященных Даров святого Григория Двоеслова – ред.). Это нам очень помогает в том, что мы можем собрать на этих торжествах всех: и представителей культуры, государства, и всех представителей христианских церквей. - Ваше Блаженство, во время нынешнего Великого Поста, Церковь Чешских земель и Словакии и лично Вы пережили ряд не самых приятных моментов, много искушений. В итоге, Вы попросили Священный Синод освободить Вас от должности Предстоятеля Церкви, но оставить Вам преподавательскую деятельность в университете. А также испросили послушание духовника Спасо-Преображенской обители в городе Тешове, недалеко от Карловых Вар. Многие люди расценили Ваш уход чуть ли не как признание своей вины. Что на самом деле Вы хотели показать своим уходом? - Когда мы с братьями архиереями обсуждали ситуацию, которая была в Церкви во время Великого Поста, я высказал мнение, что все обвинения - это дело сатаны. И что сатана хочет разбить нашу небольшую автокефальную Церковь. Своим уходом я хотел показать пример смирения, как Предстоятель. И поэтому я попросил о дозволении удалиться в монастырь, и служить как духовник и как преподаватель на богословском факультете (Прешевского университета – ред.). История, которая поставила меня первоиерархом на 7 лет, будет продолжаться, изменяться и будет другой Предстоятель. Я уже третий, кто удалился на покой в небольшой истории нашей автокефальной Церкви. Это то, что должен сделать Предстоятель, когда Церковь опасается раскола и проделок сатаны. И я очень рад, что могу быть в монастыре, могу молиться, могу продолжать своё служение как профессор на богословском факультете и являюсь постоянным архиереем нашей Православной Церкви. - Мы знаем, что Вас обвиняли в том, что Вы якобы имеете «на стороне» десять детей, обвиняли в связях с женщинами, то есть, обвиняли в нарушении монашеских обетов. Но позже появились опровержения этой информации, что Вы нарушили монашеские обеты. И опровержение дали сами же обвинители!? - Да-да, они в письменном виде раскаялись. Матушка Рапцунова сказала, что всё это клевета, просто у неё были проблемы в семье, и она выдвинула мне обвинение для того, чтобы таким способом решить свои семейные вопросы. Что касается других, они сказали, что нет никаких доказательств. Что это было сказано просто так, чтобы меня как-то унизить, и им теперь жаль, что они так поступили, потому что это неправда… - Тем не менее, Вы остались верны выбору, который сделали? - Конечно. Я за единство Церкви, за добро. Если Церковь будет решать мой вопрос и попросит идти на какое-то другое служение или вернуться на прежнее, я отказаться не могу. Потому что мне придётся нести послушание. Я люблю Церковь и я это, конечно, сделаю. - Сейчас Вы бы хотели заниматься именно послушанием духовника? - Конечно, конечно. Именно духовника и послушание одного из профессоров нашего богословского православного факультета Прешевского университета. Как Вы сказали, я мог уйти, потому что обвинения в мой адрес - правда? Нет. Нет никаких причин, нет доказательств. Но объявили, что Церковь опасается раскола. И я знал, как церковный историк, знающий каноны, что если я причина раскола, я ухожу чтобы не допустить этого самого страшного, что может быть в Церкви, чтобы сохранить Её единство. А обвинитель вышла на телевидение, которое имеет очень большое влияние на общество. Я не хочу скандалов, не хочу принимать участие в этих делах. - Блаженнейший Владыка, Спасо-Преображенский монастырь в Тешове – шестая по счёту обитель, основанная за время Вашего предстоятельства и прежнего архиерейского служения на Оломоуцко-Брненской кафедре. Каковы Ваши планы в качестве духовника монастыря? Каким Вы видите его будущее? Будет ли монастырь иметь какой-то социальный профиль, миссионерский, духовно-просветительский? Или это будет монастырь как место молитвы, сугубо духовного делания? - Мы его создали три года назад как сугубо молитвенное место для монашествующих и для тех, кто в качестве паломников приезжают сюда. Я бы хотел продолжать моё служение здесь в этом плане, и здесь много работы. Вы видите, надо сделать церковь как подобает, сделать роспись. Мы также надеемся построить дом для паломников. И здесь, прежде всего, послушание наших братьев монахов-иконописцев. Сюда традиционно приезжают из приходов с просьбами написать иконы для новых храмов и иконостасов. А самое главное в монастыре – это послушание. Сугубо духовное делание здесь, в этом монастыре, которое, я надеюсь, будет до конца веков. - Блаженнейший Владыка, братия монастыря интернациональная… - Да. У нас отец Паисий из Македонии, наш чех Косма, он теперь подвизается на Афоне, и наш игумен из Швейцарии, он занимается миссионерской деятельностью. Приезжает по праздникам, разным событиям, молится с нами. Поэтому, если посчитать, у нас пять человек здесь. - Прихожане Церкви Чешских земель и Словакии тоже по своему этническому составу разнородны, это и чехи, и словаки, в последнее время много приезжих из стран бывшего Союза, это и украинцы, и русины? - Да, это правда. Прежде всего русины, потому что раньше была Чехословакия, которая объединяла Подкарпатскую и Закарпатскую Украину (в межвоенный период – ред.). Для русин Прага – бывшая столица, бывший центр. И много к нам приезжает работать и жить из таких городов, как, например, Мукачево… - Как складываются отношения межу представителями различных этнических православных общин? -Я всегда говорил и буду повторять, что мы – один род христиан православных. Прежде всего, наша вера православная. Эту веру нужно укреплять, углублять. Это наша задача, задача духовников и клириков нашей Церкви. И только после этого заниматься вопросами культуры, политики и другими вопросами, которые, конечно, важны. Но главное для нас, православных, прежде всего, вера наша православная. - Блаженнейший Владыка, что Вы могли бы пожелать пастве Церкви Чешских земель и Словакии и всем православным христианам? - Я рад пожелать Вам всем, чтобы в сердцах Ваших Христово Воскресение удалило всю темноту, и чтобы наша Святая Православная Церковь всегда сохраняла единство. Чтобы те великие качества, которые нам дал Господь Иисус Христос мы старались сохранять, продолжать и наполнять. Прежде всего, мне кажется, это смирение. Когда человек смиряется, он становится свободным. И потом, конечно, это любовь к Богу, к человеку, ко всему творению. Нас всех да сохраняет Господь! Христос воскресе! - Воистину воскресе! / sobor.by/ (просмотров 5626) |
Новости разделов: