Что представляет из себя Литургия Преждеосвящённых Даров?
7 МАРТА 2017 (Вторник) 21:28:04 Великий пост, или Четыредесятница - единственное время в году, когда в православных храмах совершается особое богослужение - Литургия Преждеосвящённых Даров. Предлагаем прочесть фрагмент из книги известного духовного писателя XVIII века архиепископа Вениамина (Румовского) "Новая Скрижаль", посвящённый описанию этой удивительной службы, которую так полезно посетить во время поста.Пост Четыредесятницы, как основанный на строжайших правилах, чем прочие посты, древние отцы уважали так, что не положили в продолжение её святейшего таинства литургии; они опасались, чтобы во дни Четыредесятницы не помешало это как-нибудь посту. Ибо так как дни Четыредесятницы установлены и посвящены не торжеству, но сетованию и очищению наших грехов, тогда как священнодействие совершённой литургии сопровождается веселием и радостию духовного торжества: то, чтобы печалию поста не нарушить веселия этого священнодействия, или чтобы плач, необходимый в Четыредесятницу, не был расстроен торжеством совершённой литургии, отцы Лаодикийского собора решительно воспретили приносить священный хлеб, то есть совершать священнодействие совершённой литургии, во все дни Четыредесятницы, кроме субботы и воскресных дней; даже запретили и память мучеников сопровождать радостным священнодействием и торжественными службами. В 48-м правиле сего собора написано: "в четыредесять дней Великого поста не проскомисати, но токмо в субботу и неделю". В толковании на это правило объясняются и вышеприведённые причины. "Понеже оные дни", сказано, "Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениях своих разум имети, и не оставити о тех потщание, на праздники уклонятися, о тех потщание имети и духовныя радости насытитися прежде времени". Посему в 50 правиле того же собора повелено: "в четыредесять дней Великого поста, кроме субботы и недели, ни мучеником память, ни инем святым творится". Но чтобы оставлением священнодействия Божественных Даров в течение целой седмицы не лишить души небесной пищи и чтобы это священнодействие не показалось как бы уничтоженным, те же отцы, особенно отцы шестого Вселенского собора, повелели в некоторые дни седмицы совершать преждеосвященное священнодействие. Посему в 52-м правиле сего собора сказано: "во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, Преждеосвященными службу да содевают". Этим положено, – под вечер или во время вечернего пения, когда пост позволяется разрешить, отправлять подобие литургии, или некоторую её часть без освящения Святых Даров, и преподавать в церкви Божественный хлеб. Эту службу, на которой Дары уже преждеосвящённые и принесённые раздроблялись и преподавались верным, отцы того же собора рассудили назвать Божественною литургиею Преждеосвященных. В дни же субботные и воскресные не только бывает полная литургия, но делается и некоторое ослабление поста, по 64 апостольскому правилу, и даже позволяется кушать не однажды в день, но дважды, как сказано выше. Причина этого указана у Климента (Постановлений апостольских кн. 7, гл. 25): "Субботу и день воскресный празднуйте, поелику то есть воспоминание сотворения мира, а этот – воскресения". Должно нам хранить одну только субботу во всем году, то есть субботу погребения Христова, в которую и надобно поститься, а не праздновать. Когда Творец мира под землею, тогда радость сотворения вселенной уничтожается печалью смерти: ибо Создатель как естеством, так и достоинством честнее тварей, Им созданных. Сверх того известно, что 52 правило шестого Вселенского собора о преждеосвящённой литургии не есть правило новое, но подтверждение и одобрение древнего обычая. Что преждеосвящённая литургия была задолго до этого собора, то подтверждают бывшие до него уставы, как свидетельствует Симеон Солунский. "Преждеосвящённая литургия издревле учреждена преемниками апостольскими; это доказывают молитвы и древнее предание. Посему мы веруем, что она имеет происхождение апостольское, и учреждена ради поста, потому что в такое время плача нам должно не праздновать, а плакать, как и другие до нас говорили то же самое". По какой надобности учреждена преждеосвященная литургия, в котором часу дня её надобно совершать, и какую пользу мы от нее получаем, это объясняет тот же Симеон Солунский, в том же месте. "Дабы нам не быть лишёнными благодати Христовых Таинств и умилостивления чрез священные молитвы, святые отцы и установили служить преждеосвящённую литургию. Совершаем же эту службу в девятом часу (в третьем пополудни), соблюдая постный устав, предписывающий есть однажды в день – вечером" (сейчас в большинстве храмов Литургию Преждеосвящённых Даров служат утром - прим.ред.). Освящаемся же мы молитвами и чувственным и мысленным созерцанием Самого Господа, держимого руками священника, предлагаемого в умилостивление наше и преподаваемого для приобщения достойным. Во время же этой службы, а особенно во время входа, когда иерей несёт на главе Святые Дары, мы должны с теплотою души припадать к земле, прося прощения согрешившим и поминая всех верных; ибо здесь являются совершённые Таинства, и самое Тело и Кровь Христова. И если должно чествовать Дары прежде совершения, как посвящённые Богу и вместообразные, то тем более (должно чествовать) Дары, освящённые во священнодействии Божественною благодатию, истинное Тело и истинную Кровь Христову. Преждеосвящённые литургии совершаются только в одну великую Четыредесятницу, а в другие посты её не бывает. Симеон Солунский пишет: "Преждеосвящённые не совершаются в другие посты; её предписано совершать в Четыредесятницу, ибо этот пост главный, самый высокий, есть пост Господень; и только в это время предано совершать её для большего подвига. Так как эта тайна необходимейшая, страшнейшая, священная и спасительная для всего мира, то неприличным сочтено опустить её даже и в великую Четыредесятницу. Посему отцы установили совершать священное жертвоприношение в субботу и воскресный день поста, помня слова Господни: сие творите в Мое воспоминание, а в прочие пять дней совершать литургию преждеосвящённую". Хотя из сих слов видно, что преждеосвящённая освящаема была в пять дней каждой седмицы Четыредесятницы, но теперь она совершается только дважды в неделю, то есть в среду и пяток. Таков обычай был и во времена Василия Великого, что видно из 90 послания его к благородной Кесарии: "каждый день", пишет он, "хорошо и весьма полезно причащаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову по ясному свидетельству Спасителя: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный. Ибо кто усомнится, что быть всегда причастником жизни значить поддерживать постоянно жизнь? Посему мы в каждую неделю приобщаемся четырежды, в воскресенье, среду, пятницу и субботу, и даже в другие дни, когда совершается память какого-нибудь святого". Следовательно и преждеосвящённые литургии совершались для такого же приобщения только по средам и пятницам. Читайте также: Великопостные богослужения. Беседа с протодиаконом Максимом Логвиновым Фото к статье взято с сайта sedmitza.ru и носит иллюстративный характер. / sobor.by/ azbyka.ru (просмотров 4296) |
Новости разделов: