BEL ENG DEU FRA



Что мы празднуем 19 января? Беседа о празднике Крещения с отцом Владиславом Богомольниковым

  
19 ЯНВАРЯ 2016 (Вторник) 21:28:13
19 января Православные Церкви, которые живут по юлианскому календарю, отмечают праздник Крещения Господня. Многие из нас уже не в первый раз встречают этот праздник, участвуют в богослужении, набирают святую крещенскую воду, кто-то, возможно, захочет окунуться в прорубь… Но всё ли мы знаем о таком, казалось бы, привычном нам празднике?

На самые важные вопросы о дне Крещения Господня в интервью порталу Sobor.by согласился ответить клирик минского Богоявленского прихода и заведующий Церковно-историческим музеем Белорусской Православной Церкви иерей Владислав Богомольников.

В чём богословский и духовный смысл праздника Крещения Господня? В чём значение того события, которое произошло почти 2 тысячи лет назад на реке Иордан и которое мы вспоминаем 19 января?

Раскрытие смысла – процесс, который во многом зависит от особенностей, опыта и потребностей вовлечённого в этот процесс человека. Мы будто читаем текст с помощью линзы, и линза то и дело увеличивает нужный нам фрагмент, отодвигая на задний план всё остальные. Поэтому часто приходится наблюдать, что христианские авторы сосредотачивают внимание на каком-то определённом аспекте, как бы игнорируя другие.

Прямой исторический смысл Крещения заключается в том, что мало кому тогда известный Иисус из Назарета пришёл к Иоанну, прославленному в народе проповеднику покаяния, и получил свидетельство: вот, пришёл Мессия.

Нравственная сторона этой истории также важна, хоть и менее заметна. Дело в том, что обычай омовения с исповеданием грехов не был чем-то новым для жителей Палестины. И ранее так поступали прозелиты, то есть язычники, собиравшиеся принять иудаизм. По этой причине люди, считавшие себя праведниками, видели в этом обычае что-то унизительное. Спаситель, как мы видим, так не считал.

С точки зрения богословия важны следующие моменты: Господь крестился, подтвердив тем самым Свою человеческую природу, но не остался в воде для исповедания грехов, что говорит об их отсутствии. Кроме того, в ходе описываемых событий одновременно проявляются все три Божественные Ипостаси, и это даёт возможность говорить о Богоявлении как о явлении Святой Троицы.

Мистический или таинственный смысл связан с развитым впоследствии учением об освящении материи: запредельный Бог воздействует на человека при помощи привычных вещей, сама материя не инородна Божиему миру, но и ей отводится роль в деле исцеления всего сотворённого.

Духовный смысл праздника – в том, чтобы реальность "там и тогда" перевести в "здесь и сейчас". События двухтысячелетней давности обретают свою завершённость для конкретного человека, если он приобщается к ним осознанно и свободно. Тогда праздник, как и любое другое событие, может стать толчком к деятельности, к преображению себя и своей жизни.

Насколько древним является этот праздник?

Ранние христиане упоминаний о подобном празднике не оставили. Возможно, у них просто не было обычая ежегодных празднований, потому что евангельские события оставались в памяти очевидцев и их учеников, а пришествие Христа во славе ожидалось с недели на наделю.

Зато противники христиан, египетские гностики-василидиане, по-своему стали отмечать Крещение ещё в первой половине II века. Интересно то, что мандеи – одна из двух групп гностиков, сохранившихся до нашего времени – также придают большое значение практике омовения, сохраняют обычай крещения мёртвых и даже претендуют на преемство от учеников Иоанна Крестителя.

Первые письменные свидетельства о праздновании Богоявления или Просвещения в среде христиан относятся к концу II века, а к началу IV века праздник уже был достаточно широко распространён. В те времена он состоял из воспоминания целой цепочки событий в земной жизни Спасителя: Рождество, поклонение волхвов, Крещение в Иордане, чудо в Кане Галилейской, чудо насыщения пятью хлебами. В течение IV-VI веков всё больше распространяется обычай праздновать эти события не вместе, а по отдельности.

На сегодня в христианском мире существует следующая разница в литургическом употреблении термина: православные обычно называют Богоявлением праздник Крещения Господня, католики – поклонение волхвов, а дохалкидониты (из их числа белорусам лучше всего известны армянские христиане) – объединённый праздник Рождества и Крещения.

Расскажите, пожалуйста, про чин великого освящения воды на праздник Крещения. Чем вода, освящённая в этот день, отличается от воды, освящённой в любой другой день года?

Обычай освящения воды появился довольно рано, письменные свидетельства о его существовании можно найти уже во II веке, но все они недостаточно подробны.

Чин великого освящения воды складывался в Иерусалимской Церкви в течение IV-VII веков и изначально был связан с обычаем крещения оглашённых, приуроченного к празднику Богоявления. Он отличается особой торжественностью и по своей структуре соотносится с воспоминанием событий Крещения Господня. Со временем крестить людей в праздник Богоявления перестали, но и сегодня в сокращённом виде великое освящение воды совершается при каждом крещении человека в храме. Конечно, вода из крещальной купели ни для чего другого уже больше не используется.

В прочие дни года вода освящается на водосвятных молебнах малым чином освящения, который в привычном нам виде сложился примерно к XI веку.

В древности существовало два способа освящения воды: освящение посредством обращения к Богу в молитве и освящение через прикосновение к святыне. Первый способ по преимуществу отображён в чине великого водоосвящения, второй – в чине малого. Соответственно, не стоит пытаться установить градацию в степени святости самой воды, но сфера употребления крещенской воды традиционно шире. Например, именно её принято использовать при освящении Мира и антиминсов, вместе с антидором её принимают люди, которые не причащаются.

Известно, что чин великого освящения воды на Крещение проходит дважды: в конце литургии 18 числа и после литургии 19. В народе даже иногда разделяют воду на крещенскую и богоявленскую. Скажите, есть ли такое различие, и почему вода освящается два раза?

Чин освящения воды в сочельник и в сам день праздника абсолютно одинаков. Изначально воду на праздник освящали только один раз, но в Иерусалимской Церкви это делали в ночь праздника, а в Константинопольской и Антиохийской – в Навечерие. С XI века на Востоке начинают объединять две традиции, и в XIV веке с приходом на Русь Иерусалимского Устава у нас тоже закрепляется обычай освящать воду на Богоявление дважды. В середине XVII века патриарх Никон пытался вернуться к традиции единократного освящения, но уже при его преемнике практика двукратного освящения утвердилась окончательно.

Существует много традиций, связанных с крещенской водой. Иногда приходится слышать мнения, что эта вода исцеляет от всех болезней, дарует оставление грехов и т.д. В чём на самом деле смысл употребления крещенской воды?

В целях врачевания освящённую воду употребляли уже в глубокой древности, а связь воды с оставлением грехов навеяна, судя по всему, крещальными молитвами. И всё же представление о том, что сама вода исцеляет и дарует прощение – расхожее мнение в среде, скорее, нецерковной. Для христианина вода не является причиной исцеления, но и исцеление, и избавление от грехов, и желание освятить воду – всё это следствия церковной жизни, усилий, направленных на изменение себя и мира в обращении к Богу.

Смысл употребления воды тот же, что и смысл всякого Таинства – приобщение благодати на пути к обожению. Христианин стремится освящать всё вокруг себя, но не ищет от святынь гарантированной помощи.

Как правильно употреблять крещенскую воду?

Сегодня самое, наверное, важное - набрать воды так, чтобы никого при этом не обидеть и сохранить внутренний мир. За водой в храм часто приходят люди, которые считают, что воду нужно получить побыстрее и взять побольше. Но правильное отношение ко всему происходящему начинается именно с этого. Достаточно принести из храма немного воды и разбавить её дома до нужного количества.

В сам день Крещения водой окропляют жилище. Вопреки распространённому мнению, крещенскую воду можно пить не только до еды, но в любое время при болезни или ввиду других сложных жизненных обстоятельств.

Ещё принято считать, что крещенская вода не должна портиться. Конечно, обнаружив, что вода испортилась, люди начинают переживать. Несмотря на древность и авторитетность данной традиции, следует всё же признать: неизвестно, является ли это специфическим свойством освящённой воды. Есть свидетельства и о вполне обычной воде, которая сохраняется по нескольку лет. Поэтому будет хорошо поместить воду в чистую ёмкость и использовать на протяжении одного года, до следующего праздника. Если вода испортилась, её можно вылить в чистое место, где редко ходят люди.

Как относиться к мнению, что в праздник Крещения освящается вообще вся вода в мире, а не только вода, освящаемая в храме? Зачем в таком случае обращаться за крещенской водой в храм?

Есть такое мнение, и есть множество недоумений, порождённых им. Вплоть до шутки: зачем куда-то идти, если я и сам на 60% состою из воды?

Идея взята из стихиры праздника "Днесь вод освящается естество", принадлежащей святителю Софронию Иерусалимскому (VII век). В переводе на русский этот текст звучит примерно так: "Сегодня освящается природа вод, и разделяется Иордан, и удерживает течение струй своих, видя Владыку омываемым". Сказанное, судя по всему, относится ко времени воспоминаемого события, а не к его ежегодному празднованию. Из этого скорее следует, что Господь раз и навсегда освятил стихию воды, очистил её для использования в сакральных целях.

Древние христиане не мыслили себя без общины, а события церковной жизни – без момента приобщения к ним. Поэтому воду в этот день берут именно там, где её освящают.

Крещенский сочельник, как и весь период Святых дней от Рождества Христова до Крещения, в народе издавна считался самым подходящим временем для гаданий. Возможно, было бы уместно напомнить нашим читателям, как Православная Церковь относится к гаданиям.

Отношение в Церкви к гаданию всегда было негативным, древние каноны предусматривают отлучение от причастия на шесть лет по отношению к самим гадателям и к тем, кто пользуется их услугами. Сейчас мотивы для гадания у людей другие, это всё больше становится способом развлечения, но согласитесь: зачем в век фобий искать для себя неконтролируемый источник беспокойства?

Неотъемлемый элемент празднования Крещения Господня – это купание в проруби. С ним, как и с крещенской водой, также связано немало поверий. Люди считают, что во время такого купания им прощаются грехи, исцеляются все болезни, что за это окунание в прорубь они получат какую-то награду от Господа и т.д. Так как же всё-таки относиться к этой традиции?

Традиция купаться в день Крещения пришла с Востока, но закрепилась она не так давно. До революции Церковь чаще всего выступала против этого обычая в наших широтах, связывая его с народными суевериями. Окунание в крещенскую воду воспринималось людьми в качестве своего рода оберега, при этом зачастую сопровождалось распитием спиртного.

Конечно, нет запрета на купание зимой для сознательного христианина, если здоровье позволяет это делать. Но очень важно, чтобы в таком случае к купанию не принуждали детей, ссылаясь на старинный русский обычай.

Многих людей смущают обстоятельства, при которых сейчас проходят массовые крещенские купания. Всё начинается вроде бы благочестиво, священник освящает воду в купели, но затем в очереди к проруби появляется всё больше и больше нетрезвых людей, людей нецерковных, тех, кто просто ищет для себя экстрим…

Действительно, так оно и есть. Ведь для того, чтобы понять, сколько человек приходит в храм осознанно, нужно для этого зайти в храм не в праздник, а в обычный день, допустим, в обычное воскресенье. Соответственно, если мы видим, что храмы у нас переполнены во время праздников, это значит, что они переполнены за счёт людей, которые редко ходят в храм. Значит, у них какие-то свои причины для участия в крещенских купаниях. Кто-то руководствуется тем, чтобы отдать дань традиции.

Особым почитанием пользуются праздники, где что-то освящается. Если в храме освящают, например, веточки, воду или яблоки, мы сразу видим, что люди стремятся поскорее принять в этом участие. Потому, конечно, люди считают, что можно искупаться и на праздник Богоявления.

/ sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик

Информация для тех, кто хочет помочь строящемуся приходу Богоявления

(просмотров 5161)





Новости разделов:

Интервью

26 МАЯ 2020
«Только не пишите пафосно, я ничего такого не делаю». О волонтёрах
5 МАЯ 2020
Психолог Людмила Логунова: современные мальчики в большей степени ориентированы на семью, чем девочки
1 МАЯ 2020
"Всегда со светящимися глазами. Синего цвета, как небо!". В Минске простились с отцом Геннадием Бутько
20 АПРЕЛЯ 2020
"Спасибо тем, кто был со мной этой ночью в храме". Прот. Сергий Лепин о праздновании Воскресения Христова во время эпидемии
18 АПРЕЛЯ 2020
Вероника Сердюк: Лучшее средство от паники - помощь ближнему, которому хуже, чем нам
9 АПРЕЛЯ 2020
О любви к салу, экологических привычках и откровенных разговорах. Интервью с блогером и волонтёром Татьяной Станкевич
24 МАРТА 2020
Митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето): о митрополите Филарете, собственном пути к Богу и жизни после воссоединения с Московским Патриархатом
22 МАРТА 2020
Протоиерей Николай Коржич: одна из важнейших составляющих служения митрополита Филарета — это миротворчество
21 МАРТА 2020
Монахиня Сергия (Бульчик): в историю каждой епархии, каждого возрождённого монастыря имя владыки Филарета может быть вписано большими золотыми буквами
21 МАРТА 2020
Игумения Евдокия (Левшук): в 80-е годы на поступление в монастырь была очередь
20 МАРТА 2020
Айцец Сергій Гардун: я быў на самай першай службе мітрапаліта Філарэта ў Мінску
11 МАРТА 2020
Протоиерей Павел Сердюк: Мы должны создавать положительный образ брака как союза мужчины и женщины
  Церковные праздники

7 АВГУСТА 2020
Сегодня Церковь вспоминает успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы
6 АВГУСТА 2020
Сегодня Церковь чтит память святых благоверных князей Бориса и Глеба
5 АВГУСТА 2020
Сегодня Церковь чествует память иконы Божией Матери "Почаевская"
5 АВГУСТА 2020
Сегодня празднование иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками)
4 АВГУСТА 2020
Сегодня Церковь чтит память святой равноапостольной Марии Магдалины
1 АВГУСТА 2020
Обретение мощей преподобного Серафима Саровского вспоминает сегодня Церковь
31 ИЮЛЯ 2020
Сегодня Церковь вспоминает преподобного Памву Нитрийского
31 ИЮЛЯ 2020
Сегодня Церковь чтит память преподобного Иоанна Многострадального, Печерского
28 ИЮЛЯ 2020
Сегодня день памяти святого равноапостольного князя Владимира
27 ИЮЛЯ 2020
Преподобного Никодима Святогорца вспоминает сегодня Церковь
24 ИЮЛЯ 2020
Сегодня Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги
23 ИЮЛЯ 2020
Сегодня Церковь чтит память сорока пяти мучеников Никопольских
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.