BEL ENG DEU FRA



6 февраля Церковь чтит память блаженной Валентины Минской

 
  
6 ФЕВРАЛЯ 2018 (Вторник) 11:21:53
В 1888 году 7 апреля по старому стилю Господь даровал жизнь новорожденной девочке, получившей во Святом Крещении имя Валентина. Она увидела Свет Божий в семье священника Феодора Иосифовича Чернявского, служившего в это время настоятелем Свято-Николаевской приходской церкви в деревне Станьково Минского уезда и проживавшего в соседней деревне Коски, где находились его усадьба и земельный надел. Там же в Косках действовала приписная церковь в честь Святой Праведной Анны, располагавшаяся поблизости от дома священника. В этом доме Валентина провела свое детство и юность. Её отец был из числа выпускников Минской Духовной Семинарии, которую он окончил в 1873 году. Его рукополагал Преосвященный Александр (Добрынин), епископ Минский и Бобруйский. После принятия иерейского сана отец Феодор служил вначале на Полесье, в церкви деревни Качановичи, затем в деревне Достоево. Оба прихода находились в пределах Пинского уезда.

В Станьковский приход он прибыл в сентябре 1885 года. Здесь прошли наиболее важные годы его иерейского служения. С особой любовью молодой пастырь относился к детям, изучавшим Закон Божий в местном народном училище. Преосвященный Симеон (Линьков), епископ Минский и Туровский, объявил ему в1890 году признательность. Послужной список отца Феодора свидетельствует, что в 1902-1904 годах он исполнял обязанности благочинного, был награждён наперсным крестом, а в 1910 году удостоился ношения ордена Святой Анны III степени.

Его супруга Софья Петровна Чернявская разделяла все жизненные труды своего мужа. Это была волевая, строгая женщина, благочестиво воспитавшая не только Валентину, но и ещё трех дочерей: старшую Анну 1882 года рождения, Ксению 1886 года рождения и младшую Ольгу 1892 года рождения. Все они выросли в дружной семье, с любовью относясь к родителям и в том же духе общаясь между собой. Детство сестёр прошло в живописной сельской местности, через которую и сегодня протекает река Уса.

Незадолго до первой мировой войны Валентина Чернявская вышла замуж, став избранницей Феодора Васильевича Сулковского. Как и его невеста, Феодор Васильевич происходил из духовного сословия и служил в Минском уездном правлении в звании коллежского советника.

Мирная жизнь молодожёнов продолжалась недолго, вскоре грянула война, и Феодор Сулковский принял в ней участие в качестве чиновника военного ведомства, занимаясь решением вопросов, связанных с тыловым обеспечением действующих армий Западного фронта.

Жизнь в условиях войны была непростой: гибли люди, многие подавались в беженцы, выезжая во внутренние губернии России; продукты питания стремительно дорожали. Чтобы как-то свести концы с концами, Валентина окончила в феврале 1917 года в Минске трёхмесячные курсы по переписи бумаг и обучилась работе на печатных машинках. В августе 1917 года она выехала в Оршу (вероятно, к мужу), где и проживала вплоть до отступления немецких войск из Белоруссии, которое началось в конце 1918 года. Затем вместе с мужем она вернулась на свою малую родину.

Её отец к этому времени уже не являлся настоятелем церкви в Станьково, так как сильно болел. Изредка он совершал богослужения в маленьком приписном Свято-Аннинском храме в Косках. В возрасте шестидесяти девяти лет 27 декабря 1919 года протоиерей Феодор Чернявский мирно отошёл ко Господу и был погребён поблизости от причтового дома на церковном погосте.

Не имея возможности продолжать исполнение своих прежних обязанностей, Феодор Сулковский занялся личным подсобным хозяйством, завёл скот, стал пахать землю и сеять хлеб. В 20-е годы в условиях новой экономической политики это давало семье скромную возможность обеспечить своё существование. Валентина помогала своему мужу вести хозяйство.

Казалось, что жизнь постепенно входит в своё нормальное, естественное течение, и труженики земли смогут со временем добиться благополучия.... Но эти надежды рассеялись с началом коллективизации. В 1930 году в Косках был создан колхоз под названием "Пробуждение", в него в ноябре вынуждены были записаться Сулковские. По деревням пошли так называемые "красные обозы", изымавшие у крестьян собранный их трудами урожай. Людей, неугодных и несогласных с творившимся беззаконием, стали арестовывать.

В 1931 году эта участь постигла и Феодора Васильевича. Лишив свободы, его сослали в лагерь, который находился недалеко от станции Потьма Московско-Казанской железной дороги (так называемый "Темлаг"). В нём он пробыл до апреля 1933 года, после чего получил разрешение выехать на вольное поселение в Астрахань. Там Феодора Сулковского вновь арестовали и выслали на Дальний Восток.

В начале 30-х годов пострадали также и другие родственники Валентины: муж старшей сестры Анны, священник Василий Степура, был арестован в 1933 году и выслан в Казахстан сроком на три года. Муж сестры Ксении, священник Сергий Родаковский, в том же 1933 году постановлением Особой тройки НКВД БССР был приговорен к расстрелу. В 1999 году иерей Сергий Родаковский был прославлен со святыми в лике новомучеников и исповедников Минской епархии в чине священномученика.

Оставшись без мужа, Валентина по-прежнему проживала в Косках, ухаживая за престарелой матерью. Можно только догадываться о том, что она пережила в эти годы... Тогда болезнь, связанная с воспалением почек, уже начала подкашивать её здоровье, и Валентина была вынуждена подолгу лежать в немощи.

Господь не оставил её в беде, послав добрых людей, которые стали помогать Валентине и её родительнице. Большую заботу проявил о них племянник Феодора Васильевича, Александр Александрович Сулковский, который поначалу проживал в качестве ссыльного в городе Златоусте Уральской области, а с конца 1934 года работал на одном из заводов Нижнего Тагила.

Ежемесячно он вместе со своей супругой, имя которой, к сожалению, неизвестно, высылал в Коски почтовым переводом по 100 рублей. До конца земной жизни матушка Валентина хранила отрывные талоны этих переводов как наглядное воспоминание о той безвозмездной помощи, которую оказали ей и её родительнице эти люди. Помогали также и сёстры. Посильные денежные переводы присылала овдовевшая Анна Феодоровна Степура. Младшая сестра Ольга замуж не вышла, жила в Минске, работала заведующей двухклассной школой и старалась помогать Валентине, делясь, порою, последним.

В начале 1937 года умерла Софья Петровна Чернявская, и Валентина осиротела. По её просьбе в Коски приехала Ольга и упросила соседей Антона и Евфросинью Лойко взять на себя труд по уходу за болящей Валентиной.

В июле 1937 года власти арестовали в Минске последнюю группу православного духовенства епархии, объединявшуюся вокруг епископа Филарета (Раменского), который совершал богослужения в церкви святой равноапостольной Марии Магдалины. В числе арестованных, наряду с протоиереями Стефаном Кульчицким и Антонием Киркевичем, иереями Михаилом Рубановичем и Сергием Садовским, оказался и диакон Владимир Лобач. Все они были расстреляны 1 ноября 1937 года...

Потеря мужа, смерть матери, гибель последних священнослужителей Минской епархии были пережиты Валентиной Феодоровной. Но эти трагические испытания стали горнилом, в котором укреплялся её дух и решимость принять на себя подвиг блаженного служения Господу. Страдания не сломили её, не ввергли в отчаяние, ибо вера в Бога вдохновила её продолжить жизнь на новом поприще, свидетельства о том, как в немощи человеческой совершается сила Божия (см.: 2 Кор. 12: 9).

Блаженная Валентина стала олицетворением особой преемственности, которую доверил Господь Своей угоднице, пережившей Первую и Вторую мировые войны, гражданскую смуту и послереволюционные репрессии, гонения, воздвигнутые на Церковь в 50-е - 60-е годы, удушливую тесноту 70-х… В её жизни отразились судьбы людей разных поколений, сопричастных церковной истории Минской епархии в XX столетии и связанных воедино незримой духовной нитью.

В дальнейшем служение матушки Валентины протекало в период весьма неблагоприятный для церковной жизни, особое напряжение которого наступило в конце 50-х - первой половине 60-х годов. Тогда Святая Церковь претерпевала усиленное гонение со стороны безбожной власти. В условиях массовой антирелигиозной пропаганды, повсеместного закрытия и разрушения храмов, советским гражданам внушалось, что через двадцать лет с Церковью будет покончено навсегда, а по телевидению "покажут последнего попа". Религиозная литература и проповедь была запрещена, и людям было очень сложно не потерять себя в омуте того дурмана, куда всё глубже погружалась общественная жизнь.

Свой молитвенный подвиг матушка Валентина совершала ради утверждения в вере тех, кто являлся непосредственным свидетелем и участником сопротивления Церкви в её мужественном противостоянии атеистическому государству. В этой молитвенной помощи состоял смысл служения блаженной Валентины Богу и людям в тяжкие времена.

Своим просветлённым взором она видела мир с его духовной, чаще всего невидимой для внешнего взгляда, стороны. Поэтому она духом прозревала жизнь посещавших её людей; не спрашивая, кто, зачем пришёл, давала ответы на невысказанные вопросы. Обычно такого рода поучение облекалось в форму иносказаний, притч и было понятно только тому, на чей внутренний вопрос она отвечала. Матушка ясно видела прошедшее и будущее и, когда считала необходимым, возвещала это людям. Открывая сокровенное в душе посетителя, она утверждала в нём веру в Господа Иисуса Христа, обличала не раскаявшихся грешников, призывала их к покаянию и спасению. Матушка Валентина утешала скорбящих и своей молитвой помогала им, по милости Божьей возвращала здоровье больным.

Особенно важным в её служении было то обстоятельство, что в неразрешимых, на первый взгляд, жизненных ситуациях она помогала людям, которые не просто искали чудес или телесного исцеления, но стремились найти истину, вступив на путь покаяния и воцерковления, сознавая свою духовную нищету перед Богом. Тем же, кто приходил к ней без упования на помощь Творца и воспринимал её как чародейку-целительницу, она никогда и ни в чём не помогала. Таким образом, соприкасаясь с чужим горем, матушка Валентина старалась привить человеку духовный навык упования на милость Господа, на помощь Его Пречистой Матери и предстательство святых угодников Божиих.

Глубокой, искренней любви и благоговения к матушке Валентине исполнены воспоминания её земляков и односельчан, до сих пор с благодарностью Богу рассказывающих о тех многочисленных случаях чудной помощи со стороны матушки, свидетелями и участниками которых они были в разное время. В этих свидетельствах образ блаженной зримо предстает перед нами во всей своей духовной красоте.

Она запомнилась своим современникам, людям, проживавшим по соседству с нею, как человек необыкновенной доброты и сострадания, постоянно пребывавший в молитве. Очень важно, что все, кто пережил в своей жизни благодатную помощь, оказанную им матушкой, были когда-то детьми, но даже спустя десятилетия благоговейно, как величайшую святыню, сохранили память о ней, - осветившей их земную жизнь своими молитвами перед Господом.

Редко о человеке, почившем сорок лет назад († 1966), вспоминают с такой любовью и признательностью за его бескорыстное, самоотверженное служение Богу и людям, как о матушке Валентине, которую ещё при жизни односельчане называли святой.

В конце XX века по причине известных перемен, происшедших в жизни общества, многие стали посещать храмы Божьи, познали Господа. У каждого человека свой неповторимый путь Богопознания, столь же особенный, как и каждый человек. Веянием Духа Святого Господь касается души человеческой скрытым для посторонних глаз образом. И только тот, кто сам пережил опыт соприкосновения с промыслительным и бесконечно любвеобильным попечением Творца о нас, кто сердцем ощутил благодать и помощь Небесного Отца, тот способен осознать всем своим существом, что Господь всегда близок к человеку.

Блаженная Валентина и сегодня, после упокоения в обителях небесных, помогает людям яснее понять это. Подтверждение мы находим в свидетельствах о её молитвенном предстательстве о нас перед Богом, в свидетельствах, которые принадлежат нашим современникам, сподобившимся через молитвенное обращение к матушке Валентине открыть для себя Господа Животворящего и укрепиться в вере./ sobor.by/
(просмотров 2630)





Новости разделов:

Блаженная Валентина Минская

21 ИЮЛЯ 2024
Приезжайте потрудиться у матушки Валентины Минской
21 ИЮЛЯ 2024
Празднование Собора белорусских святых у блаженной Валентины Минской. Фоторепортаж
29 СЕНТЯБРЯ 2023
К празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня верующие украсили место упокоения блаженной Валентины Минской осенними цветами
20 СЕНТЯБРЯ 2023
Приезжайте потрудиться у Святой Матушки Валентины Минской
28 ИЮНЯ 2023
Ко дню памяти Собора Белорусских святых верующие украсили место погребения блаженной Валентины Минской
6 ФЕВРАЛЯ 2023
6 февраля Церковь чтит память блаженной Валентины Минской
6 ФЕВРАЛЯ 2023
Матушка Валентина, спасибо за помощь, моли Бога о нас! Истории благодарных верующих в сюжетах Sobor.by
11 ИЮЛЯ 2022
Паломники украсили место упокоения блаженной Валентины Минской к празднику Петра и Павла
6 ФЕВРАЛЯ 2022
Православные верующие празднуют память блаженной Валентины Минской
30 СЕНТЯБРЯ 2021
Образ трудника: кто создает красоту на могилке блаженной Валентины Минской
5 СЕНТЯБРЯ 2021
В праздник Успения Божией Матери паломники паломники пришли помолиться у могилки матушки Валентины Минской
19 АВГУСТА 2021
Невероятная красота! К празднику Преображения Господня верующие преобразили место упокоения блаженной Валентины Минской
  Церковные праздники

6 НОЯБРЯ 2024
Сегодня празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость»
5 НОЯБРЯ 2024
5 ноября - день памяти великого молитвенника и заступника перед Богом - преподобного Елисея Лавришевского
5 НОЯБРЯ 2024
Сегодня Церковь вспоминает апостола Иакова, брата Господня по плоти
4 НОЯБРЯ 2024
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковный календарь: 4 ноября
3 НОЯБРЯ 2024
Преподобный Иларион Великий. Церковный календарь: 3 ноября
3 НОЯБРЯ 2024
3 ноября Церковь чтит память священномученика Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилевского
1 НОЯБРЯ 2024
Мученик Уар и с ним семь мучеников, учителей христианских. Молитва за некрещеных. Церковный календарь: 1 ноября
1 НОЯБРЯ 2024
3 ноября Белорусская Православная Церковь торжественно отметит день памяти священномученика Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилевского
1 НОЯБРЯ 2024
2 ноября Церковь чтит память преподобного Гавриила Ургебадзе
31 ОКТЯБРЯ 2024
Апостол и евангелист Лука. Церковный календарь: 31 октября
30 ОКТЯБРЯ 2024
Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Церковный календарь: 30 октября
29 ОКТЯБРЯ 2024
Мученик Лонгин Сотник, Каппадокийский, иже при Кресте Господни. Церковный календарь: 29 октября
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.