Чудо радости. Интервью с художницей Ксенией Ангеловой
18 МАРТА 2015 (Среда) 14:20:35 Есть человек, и он как мир живой - эти слова из стихотворения Ольги Седаковой дали название проходящей сейчас в Минске выставке художницы Ксении Ангеловой. Первые картины Ксении Ангеловой появились в переломный момент её жизни и стали спасением. Нынешнюю выставку, как и другие, сопровождают написанные художницей три ангела и иконы Богородицы. Последние годы Ксения много внимания уделяет иконописи. Глубоко переосмыляя Священное Писание, начала писать картины на евангельские сюжеты. Подробности в беседе с художницей. - Ксения, расскажите о нынешней выставке. Какие картины на ней представлены? - На этой выставке представлены картины десятилетия моей жизни. С ними я живу. Картины для меня не форма, которая заключает содержание, а, скорее, они и есть то содержание, которое есть в моей жизни. Любая боль, любое страдание заключаются в том, что в поисках возможности пережить это, я рисую. И нарисовав, я как бы это уже пережила, и оно легче мною воспринимается. А я по характеру склонна всё драматизировать. Даже смену пор года. Сейчас весна, а для меня это повод задуматься о драме всего здесь сущего. Я никогда не забываю о конечном результате земной жизни, о том, что смены года ведут к известному финалу - к смерти. Это меня не печалит совсем, но драма остаётся драмой, и осознание этого учит меня мужеству. Надеюсь, что эти картины передают это. Человек, который следит за ними, пусть, если у него также мало веры, как у меня, хотя бы надевает маску стоика, способного устоять перед трудностями. - Вы уже несколько лет пишете иконы, недавно стали писать картины на евангельские сюжеты, делаете это в традиционной манере, используя старые технологии. Я знаю художников, которые, придя к иконописи, перестали писать картины, а Вы по-прежнему много пишите маслом, совмещаете и то и другое… - У меня это совмещается. Я сейчас делаю деисусный чин для внешней апсиды церкви в Ратомке, и там совершенно каноническая икона - никаких своих фантазий. А почему никак не могу уйти от светскости, от мира?.. Я такой человек, обуреваемый страстями, и даже в пост, перед Пасхой, не могу уйти от них. Всё равно и в этот период у меня рождаются фантазии. Но, думаю, это не мешает жить, хотя, наверное, и помочь не призвано. Думаю, что пишу по слабости. - Недавно у Вас появились картины на евангельские сюжеты. Возьмём, например, картину на сюжет о Генисаретском озере, что Вы хотели ей сказать? - Этот сюжет важен для меня тем, как радостно рыбаки достают этот невод, как много в нём рыбы. Это всегда очень большая земная радость. Большой улов сулит прокормление семьям рыбаков и в голодное время помогает пережить тяжёлые дни. Эта радость отчасти понимаемая и мной. Я хоть и не рыбак, но по-земному радуюсь, когда приходит большой улов. А когда он такой чудесный и благословен Господом, это радость вдвойне. - А сюжет об усохшей смоковнице? - Сюжет с усыханием смоковницы меня пугал с детства. Когда я впервые о нём услышала, ещё не читая Евангелия. Пугал и тогда, когда я его услышала в воскресной школе у своего сына (воцерковлялась я вместе со своими детьми). Мне стало страшно от того, как Господь мог благословить такое: стоит живое дерево, питается соками, живёт, и тут вдруг Господь делает так, что оно усыхает. За что? Но не нам судить. Так – значит, так. Теперь я понимаю, что относиться к этому нужно с пониманием того, что, не принося плодов, мы уже усохшие, и это уже с нами произошло. Пусть даже у нас на ветвях множество зелёных листиков, это совсем не значит, что мы где-то пригодились или где-то кому-то помогли. Это повод задуматься. - А картина «Брак в Кане Галилейской»? - Это моя любимая работа. Это первое чудо Божье, чудо радости. Свадьба - самый счастливый день для людей, для их семей. И когда Господь посетил этот праздник, это была величайшая радость. Но не мы, ни, думаю, те люди, которых посетил в этот день Господь, не могли в полной мере осознать масштаб происходящего у них за столом, в их небогатом жилище: Сам Господь посетил их. А тут Он ещё и совершает Своё первое чудо: претворяет воду в вино… И мне эти бочки показались настолько благословенными… Я увидела их в этом жёлто-белом цвете. И мне было особенно трепетно и радостно. Я вспомнила, как сама была невестой. И пока я делала эту работу, я всё это переживала заново. И это было чудесно. - В какой технике выполнены эти картины? - Отчасти я переношу сюда технику иконописную. Дроблю камешки и получаю пигмент. Он смешивается с желтком, добавляется чуть-чуть вина с водой. Потом я пишу на доске по левкасу. А потом приступает к работе мама. Она берёт эти же камни, только уже раскалывает их, а потом пинцетом выкладывает мозаику - получается оклад. - Как давно Вы работаете в этой технике? - Уже 6-й год. - На выставке в галерее БГУФК этих работ нет. Где их можно увидеть? - Ряд наших икон и картин можно будет увидеть на выставке-ярмарке «Вербны кірмаш» во Дворце искусств. Ряд икон представлен в магазине «Православная книга» Издательства Белорусского Экзархата. - Спасибо. / sobor.by/ Подготовила Анна Галковская (просмотров 4588) |
Новости разделов: