BEL ENG DEU FRA



Сегодня Великая Среда Страстной седмицы

 
  
1 МАЯ 2024 (Среда) 11:54:15
Великая Среда – день особый, наложивший отпечаток на весь церковный год. В среду всегда, кроме особых случаев, полагается пост – в память о предательстве Иудой Христа. Однако центральная фигура этого дня на Страстной седмице – вовсе не предатель Иуда, а безымянная грешница, омывшая ноги Христа миром. Иуда в этой истории существует как ее двойник-перевертыш: она отдает, он берет; она вверяется Христу, он – отвергается от Него.

Блудница приступает к Тебе, миро со слезами возливая на ноги Твои, Человеколюбче, и смрада зла избавляется по повелению Твоему! А дышащий Твоей благодатью неблагодарный ученик отказывается от нее и одевается в смрад, из жадности продавая Тебя…

Простре блудница власы Тебе, Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо прияти оставление, ов же взяти сребреники…

Пока грешница приносила миро, ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя драгоценное благовоние, а другой пытался продать Бесценного. Одна узнавала Владыку, а другой разлучался с Ним. Одна освобождалась, а Иуда становился рабом врагу…

В каноне-трипеснце Косьмы Маюмского, читаемом на утрене, уделяется несколько слов и Иуде, и даже синедриону, собирающемуся против Спасителя, но большая часть песнопений посвящена кающейся блуднице (среди них – знаменитое творение преподобной Кассии "Господи, яже во многия грехи впадшая жена…", которое мы здесь приводить не будем):

Тебя, Сына Девы, узнав как Бога, блудница молила, плача, ибо о многом содеянном ею стоило плакать: "Отпусти мне долг, как и я волосы свои распускаю, возлюби любящую, справедливо ненавидимую…"

Приступила женщина смрадная и оскверненная, слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, и о своем страдании свидетельствуя: "Как я взгляну на Тебя, Владыку? Но Ты Сам пришел спасти блудницу! Меня, умершую, из бездны подними, воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба. Прими меня, злосчастную, Господи, и спаси меня!"

И так далее. В любом случае безвестная грешница-мироносица куда интереснее, чем вор и предатель Иуда.

В Евангелии есть небольшая путаница. Апостол Иоанн описывает эту женщину, но утверждает, что она – сестра Лазаря Мария. Евангелист Матфей не называет ее по имени, как и Марк и Лука. При этом Матфей и Марк говорят, что она возлила миро на главу Господа, а Лука и Иоанн – что она помазала Его ноги. Все, кроме Луки, описывают возмущение присутствующих по поводу бессмысленной траты дорогого благовония, Иоанн уточняет, что возмущался лично Иуда (причем объясняет его мотивацию: он был нечист на руку и приворовывал из ящика для пожертвований), а Матфей – что недовольны были ученики, а Иуда затем отправился к первосвященникам. Марк не рассказывает о реакции Иуды в качестве свидетеля этой сцены, но упоминает, что после нее тот созрел до предательства и отправился договариваться о цене. И наконец, только Лука говорит, что эта женщина была грешница.

Хронология у евангелистов тоже разнится. Матфей и Марк единогласно сообщают, что через два дня должна была быть Пасха, Лука вставляет этот сюжет в Галилейский период проповеди Спасителя, а по Иоанну выходит, что это произошло за день до входа Господня в Иерусалим.

Реальные причины разночтений неизвестны. Святые отцы (как и многие библеисты) полагают, что в Евангелиях описаны разные женщины; возможно, поскольку детали рассказа принципиального значения не имеют, кто-то из апостолов был более точен, а кто-то перепутал даты. Авторы и составители богослужения Великой Среды решили, что это неважно, и просто совместили все четыре рассказа, отбросив имя Марии. Итак: за двое суток (не за два дня! это важно для понимания дальнейшей хронологии: Христос, согласно Матфею, в тот день сказал ученикам, что Пасха будет "через два дня", то есть на третий – значит, если дело происходит в среду, то Пасха должна наступить в субботу) до праздника жена-грешница омывает ноги Спасителя дорогим миром, а Иуда в противовес ей предает Христа первосвященникам.
Интересно, что Евангелие с этим важнейшим сюжетом читается в конце богослужебного дня – на Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене мы слышим совсем другой фрагмент, из 12-й главы Евангелия от Иоанна (стихи 17-50). Из него мы узнаем несколько важных деталей:
– фарисеи опасаются, что после воскрешения Лазаря за Иисусом пойдет весь мир;
– к Иисусу приходят пришедшие на праздник в Иерусалим эллины (видимо, обращенные в монотеизм);
– Иисус говорит, что пришло время Ему прославиться, но для этого Ему придется умереть;
– евангелист обличает фарисеев за неверие и за страх исповедовать свою веру во Христа Иисуса;
– Христос говорит о Своем тождестве со Отцом ("Видящий Меня видит Пославшего Меня").
Согласно мнению многих историков и исследователей Библии, Христа воспринимали как бунтовщика и опасались, что Он поднимет восстание против римлян – потому и предали на смерть. Но из евангельского контекста (выскажу личное мнение) следует прямо противоположное: фарисеи боятся не бунта, а, напротив, что за Ним пойдет весь мир. Именно после прихода эллинов Христос говорит: "Пришел час прославиться Сыну Человеческому".

Именно этого и боятся фарисеи: что не будет никакого освобождения от язычников, а, напротив, с ними будет не просто мир и дружба, а полное объединение.

Ассимиляция, если хотите. Учение о Едином Боге станет равным достоянием всего человечества. Так сказать, миро веры – всему миру, во имя мира в Боге.
Через этот мотив Великая Среда соединяется с предыдущим днем: помните, мы размышляли о добродетели, талантах, в число которых входит и истинная вера?
То, что богослужение Великой Среды объединяет в себе два таких разных сюжета – "общественно-миссионерский" и глубоко личный, о покаянии и падении – далеко не случайно. Мы движемся к Великому Четвергу – дню Тайной Вечери, дню установления Таинства Евхаристии, в котором со Христом объединяется и личность, и Церковь – народ Божий./ sobor.by/ pravmir.ru
(просмотров 821)





Новости разделов:

Церковь и общество

16 МАЯ 2024
Объявлен открытый конкурс литературных произведений для детей и юношества «Книга мне – книга во мне»
15 МАЯ 2024
17 мая 2024 года в рамках ХХХ Международных Кирилло-Мефодиевских чтений состоится ХХ научно-практическая конференция «Духовное возрождение общества и православная книга»
15 МАЯ 2024
ПРОГРАММА научно-практической конференции ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА И ПРАВОСЛАВНАЯ КНИГА
13 МАЯ 2024
"История прихода в датах". 2010 год: Митрополит Минский и Слуцкий Филарет вручил главе Департамента финансовых расследований КГК Беларуси икону апостола Павла
13 МАЯ 2024
14 мая – Радоница
12 МАЯ 2024
13-28 мая в приходе святителя Луки Крымского в Минске будет пребывать чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Локотская
11 МАЯ 2024
С 15 мая по 26 июня в Борисовской епархии будут пребывать ковчег с частицей мощей и икона блаженной Матроны Московской
10 МАЯ 2024
В Минске пройдет республиканский молодежный форум «Смысл. Жизнь. Будущее»
9 МАЯ 2024
Белорусские казаки возложили венок к монументу Победы в городе Минске
7 МАЯ 2024
В Минске проходит Пасхальная звонильная неделя
6 МАЯ 2024
ТВ "Союз. Студенты БГУИРа принимают участие в республиканском конкурсе социальных молодежных проектов
5 МАЯ 2024
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Православные верующие празднуют Пасху
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.