На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
При поддержке: промышленные покрытия отзывы
 

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

В 1997 г. по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси и в соответствии с решением Синода при Минском епархиальном управлении Белорусского экзархата был создан Архитектурно-художественный совет. Он был сформирован из представителей духовенства, госучреждений, творческих союзов, болеющих за рост духовного и профес-сионального уровня произведений православной архитектуры и искусства.

Являясь консультативно-совещательным органом при правящем архиерее, Совет определил для себя основные задачи:

  • активизация творческой деятельности в области православного зодчества и иконописания;
  • рассмотрение, обсуждение и принятие решения по предложенным проектам (архитектура, малые формы, элементы интерьера, декоративные программы и т.д.);
  • методическая помощь в выборе и разработке проектов объектов православного строительства, программ росписей храмов;
  • разработка соответствующих программ по подготовке архитекторов и иконописцев. Взаимодействие с учебными заведениями, на базе которых будет вестись подготовка специалистов;
  • постоянный сбор данных о развитии православного искусства и архитектуры;
  • сбор историко-архивных и библиографических сведений о развитии православного искусства и архитектуры Беларуси;
  • организация экспозиций, отражающих достижения и проблемы православного искусства и архитектуры Беларуси.

Архитектурно-художественным Советом совместно с обществом "Православная инициатива" в 1998 г. был организован первый научно-практический семинар, посвященный проблемам развития православной архитектуры Беларуси. На встрече тогда присутствовали и священники, и прихожане, и специалисты, в своих выступлениях и спорах затронувшие разные аспекты православного храма как архитектурного воплощения высшего озарения.
Специфика проблем, поднятых на том семинаре, обусловила довольно узкий состав участников. Ведь, по существу эта встреча - первая попытка собрать для конкретного разговора специалистов, разными способами решающих одну задачу.
И задача эта - возрождение традиций белорусской церковной архитектуры. По какому пути ей развиваться? Такой вопрос постоянно встает при каждом рассмотрении Советом того или иного проекта храма или декоративной программы. Подытожив работу Совета, можно смоделировать своего рода виртуальный "круглый стол". Его участники - члены Совета:

Протоиерей Игорь КОРОСТЕЛЁВ, настоятель прихода в честь иконы Божией матери "Всех скорбящих Радость";

БОНДАРЕНКО Александр Васильевич, главный государственный инспектор по охране историко-культурного наследия Управления культуры Мингорисполкома ;

ДЯТКО Николай Михайлович, архитектор, директор творческой мастерской Белорусского союза архитекторов;

ЖАРОВ Павел Анатольевич, иконописец, архитектор;

ЛАВРЕЦКИИ Геннадий Александрович, архитектор, доцент кафедры "Теория и история архитектуры" БГПА;

МИХНЕВИЧ Татьяна Георгиевна, архитектор;

ШЕЙКИН Геннадий Николаевич, референт Минского епархиального управления.

Протоиерей Игорь Коростелев:

- С самых древних времен храм был воплощением понятий красоты, свойственных каждой эпохе. И в Византии, и в Древней Руси основой возведения храма был образ. Удивительное свойство древней православной архитектуры - слияние нескольких символических пластов в казалось бы обусловленной только конкретным функциональным назначением объемно-пространственной композиции. Такими и предстают перед нашим взором лучшие образцы церковной архитектуры. Храм всегда был особым элементом в культурно-исторической среде. На каждом этапе развития искусства именно храм являлся носителем высших достижении художественного гения.

Жаров П.:

- В последние годы оживилось строительство православных церквей и украшение их святыми иконами Широкомасштабное возведение святынь требует привлечения большого числа архитекторов и художников. Вдохновленные древним православным зодчеством, современные мастера ищут нетрадиционные пути реализации своего индивидуального видения храма. Сегодня можно говорить уже о храме XXI в. Относясь с глубокой доброжелательностью и чувством восхищения к таланту многих коллег, к сожалению, приходится признать, что не все создаваемые в наши дни творения православного искусства проникнуты высоким художественным вкусом и отвечают каноническим требованиям. Бондаренко А.: Более того, часто можно видеть в сооружениях, элементах церковной утвари, росписях, иконах образцы смешения стилей, которые по своей сути не могут сосуществовать. Многие архитекторы в качестве творческого метода в настоящее время используют популярный в прошлом веке принцип стилизаторства, тиражируя так называемые "муравьевки". Прототипическое проектирование на основе открыток "По Золотому кольцу России"- это факт сегодняшнего дня. В настоящее же время такая архитектура вносит ощутимый диссонанс, являя в большинстве примеров метод имитации, нежели возрождения традиций.

Лаврецкий Г.:

- Большинство авторов, работающих в области церковной архитектуры и иконописи, имеют специальное, но светское образование. Это явно отражается в проектах храмов и малых архитектурных форм, иконах и росписях. К сожалению, специализации в православном искусстве в вузах до сих пор не существует. Совет должен установить контакт с соответствующими кафедрами учебных заведений для подготовки специалистов, которые будут получать специализацию по профилю православного искусства.

Протоиерей Игорь Коростелев:

- В самом деле, опыт проектирования может быть основан на создании и свободного ассоциированного образа, лишенного конкретно-исторической артикуляции. Церковь ли, костел ли, протестантский ли храм - за все сегодня берется архитектор в поисках хлеба насущного. Нынешнего творца не смущает ни дремучесть в истории церковной архитектуры, ни профанация содержания храма (даже на уровне правильного наименования частей церкви), ни отсутствие навыков в антропометрии и гематрии, выработанных Преданием и Писанием Церкви.

Михневич Т.:

- Произведения, исполненные в духе свободной импровизации, порой эффектны внешне, но скудны и противоречивы по сути. Нельзя, однако, не оценить высокого технического уровня их изготовления. Таким образом, проблема состоит именно в отсутствии правильного методологического подхода и комплексного решения в создании тех или иных произведений еще на стадии идеи. Часто прихожане стоят перед проблемой создания небольшого, возможно, временного храма. Для этого необходимо разработать типовые проекты недорогих храмов, которые бы, в то же время, отвечали эстетическим требованиям. Такая работа может вестись в нескольких проектных организациях.

Дятко Н.:

- Совет должен найти критерии объективной и всесторонней оценки произведений церковной архитектуры. Отношения художника и священника были во многом определены на VII Вселенском Соборе. Мы и сегодня говорим (и это правильно!), что священник построил храм, хотя за этим стоит тяжелая кропотливая работа и проектировщиков, и строителей. Тем не менее, определяющей причиной того, будет ли строиться храм, являются приход и священник. Для конкретной практики необходимо тесное взаимодействие Совета с заказчиком. Нужен епархиальный архитектор, который бы выдавал задание на проектирование в расширенном смысле этого слова.

Лаврецкий Г.:

- В наше время многие храмы восстают из небытия. Реставрируются не столько носители материальной, сколько духовной культуры, связывающие прошлое и настоящее. Речь идет и о воссоздании особой сакральной среды. Часто это происходит в уже сложившейся градостроительной ситуации. Стремление отгородиться от окружающего мира, административно самоопределиться в такой же степени неприемлемо, как и желание видеть в храме только объект "недвижимого" наследия. Существует пагубная для храмов-памятников архитектуры практика придания им мнимого благолепия и красивости. Этим нарушается не только историческая ценность, но и дискредитируется высокая миссия церкви как носителя высших достижений боговдохновенного таланта.

Протоиерей Игорь Коростелев:

- Да, первейшей проблемой на сегодняшний день является поиск путей осознания и верующими, и пастырями, и зодчими тех традиций, которыми богата история Православной церкви в Беларуси. К великому сожалению, отсутствие информации, а порой и нежелание отходить от "наработанных образцов" приводит к обезличиванию православного храма.

Лаврецкий Г.:

- Сформировавшаяся на высоких образцах византийской архитектуры и иконописи, наша православная культура всегда была носителем и ярким представителем идеи творческого переосмысления традиций. Пример тому - разнообразие школ православного зодчества в ХII-ХIII вв. на территории Беларуси и их несомненное влияние на архитектуру соседних земель. На протяжении XIV-XVIII веков православное искусство Беларуси продолжало искать новые пути развития канонической художественной формы, обладающей глубоким духовным содержанием.

Жаров П.:

- В процессе творчества православный архитектор или иконописец не стремится слепо следовать "гарантированным" методам. Уверенность в том, что использование определенных божественных или "золотых" соотношений при работе приведет в итоге к безусловно высокому по своим эстетическим характеристикам произведению, было бы великим искушением. Логический, рассудочный аспект никак не может заменить истинного, бытийного. Потому-то икона или храм и содержат в себе не только идею красоты, а, в первую очередь, Божественную тайну.

Лаврецкий Г.:

- Отношения между церковью и миром требовали своего рода условного знака. Смысл христианской символики раскрывался оглашенным не сразу, а по мере их приготовления к крещению. Скрывать не только от врагов, но и от оглашенных до определенного времени основные христианские таинства было правилом, установленным святыми отцами и основанными на священном писании. "Не излагают язычникам таинственного учения об Отце, Сыне и Святом Духе, да и оглашенным о тайнах не говорится ясно, но о многом часто выражаемся прикровенно, чтобы знающие верные разумели, а не знающие не терпели от них вреда", - писал Святой Кирилл Иерусалимский еще в IV в. Дионисий Ареопагит также говорит о "священных условных знаках боговыражения из числа тайных, выставленных и приумноженных, и ставших делимыми из неделимых, образными и многовидными из бесформенных и необразных, коих скрытую красоту если бы кто-нибудь смог увидеть, нашел бы все таинственным и боговидным и наполненным многого богословского света. Да не подумаем, что условные знаки созданы ради них самих: ведь они выставляются для прикрытия неизреченного и неведомого для многих знания, - чтобы не стало доступным для непосвященных всесвятое и чтобы открывалось оно только истинным приверженцам благочестия, удалившим и способным, благодаря простоте ума и свойству умозрительной силы, восходить к простой сверхъестественной, находящейся выше символов истине".

Протоиерей Игорь Коростелев:

- Максим Исповедник также поучает: "В образе сокрыто истинное и не предназначенное для общего пользования. Образы и символы не ради них самих были придуманы, но из-за недостойных, - чтобы доступное им не показалось заслуживающим презрения".

Дятко Н.:

- Поскольку в основе создания храма лежит образ, архитектор вправе сам формировать из символических пластов тот образ, который ему ближе по духу. Бондаренко А.: Но при том, что в основе храма лежит образ, в каждом регионе сложилось индивидуальное, свойственное для конкретной школы зодчества умение организовать сакральное пространство.

Лаврецкий Г.:

- То, насколько отличался подход в формировании такого пространства, отчетливо видно, если сравнить памятники православной архитектуры Великого княжества Литовского, как ожидалось в. XV в. - истинного преемника византийской культуры, и Московского княжества, провозгласившего себя таковым. Тогда в архитектуре Великого княжества Литовского происходят значительные стилевые изменения. Именно тогда и было построено множество монументальных храмов, которые значительно расширили ареал распространения новых форм. Появляется то, о чем сейчас принято говорить как о готике с национальной определенностью, в зависимости от их расположения - на Украине или на Беларуси. Но не только готические черты были присущи архитектуре Литовской Руси того времени. Соединение стилевых и типологических признаков было широко распространено как в Византии, так и в Западной Европе. Подобный опыт имел множество примеров не только в сакральной архитектуре, но и жилых, и общественных зданиях. При широчайшем типологическом диапазоне (крестово-купольный, базиликальный, зальный, ставроэпистегос и др.) православные храмы Великого княжества Литовского обладали и богатой образной палитрой: "храм-космос", "храм-человек", "храм-дом", "храм-крепость", "храм-Иерусалим", "храм-Рай" и др.

 
 
ФОРУМ
НОВОСТИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Храмы Белорусской Православной Церкви, построенные до революции.


Спасо-Евфросиниевская церковь XII в., г. Полоцк


Свято-Михайловская
церковь XV в.,
д. Сынковичи,
Гродненская обл.


Храм Рождества
Богородицы XVI в.
д. Мурованка


Свято-Николаевская
церковь XVII в.
г.Могилев


Спасо-преображенская
церковь XVI в.
г.Заславль


Свято-Петро-Павловский
собор XVII в.
г. Минск


Свято-
Крестовоздвиженский
собор XIX в.
г.Полоцк


Свято-Воскресенский
собор XIX в. г.Борисов

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым