Субботний выпуск программы "Святло души" посвящен апостолу Андрею Первозванному
В церковном календаре 13 декабря - день памяти святого Андрея Первозванного. Его называют "русским апостолом", первым просветившим во времена евангельского благовестия славянские земли. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, под сенью которого одержал множество побед.
Существует предание, что при основании Санкт-Петербурга и закладке Петропавловской крепости, в ее основание был вложен ковчег с мощами апостола Андрея.
Чем же славен его христианский путь?
Андрей был простым рыбаком из Вифсаиды, но всей душой стремился к Истине. Став учеником Иоанна Крестителя, он услышал пророчество о грядущем Мессии, а затем был свидетелем крещения Господа в водах Иордана. После этого вместе с Иоаннам Богословом он последовал за Христом, став первым из Его учеников и потому первозванным. Юноша привел к Учителю своего брата Симона, названного Господом Петром, и ставшего великим апостолом, одним из основателей Церкви Христовой.
Святой Андрей сопровождал Христа в Его трудах и странствиях, а по завершении земного пути Учителя стал проповедником слова Христова и отправился с апостольской миссией в восточные страны.
Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до устья Дуная, далее побережья Черного моря. Он был в Крыму, Причерноморье, и по Днепру поднялся до того места, где стоит теперь город Киев.
Здесь, у Киевских гор, он остановился на ночлег. Встав утром, он сказал своим ученикам: "Видите эти горы? На них воссияет Благодать Божия, здесь будет великий град, и Бог воздвигнет много церквей".
Святой Андрей поднялся на днепровские кручи, благословил это место и воздвиг на горе крест. Помолившись, он вновь отправился в путь.
Ладья апостола Андрей устремилась вверх по Днепру. Он прошел по нашим древним землям до поселения славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол вернулся через земли варягов в Рим для проповеди, и вновь отправился во Фракию, где в небольшом селении Византий, основал христианскую Церковь.
На своем пути первозванный апостол претерпел много испытаний и мук от язычников: его изгоняли из городов, побивали камнями, но он оставался невредимым. Верный ученик Христов нес людям проповедь о Спасителе. Последним городом, куда пришел святой Андрей и где ему было суждено принять мученическую кончину был греческий город Патры.
Многие чудеса сотворил апостол в Патре: исцелял незрячих и безнадежно больных. По его молитвам вернули к жизни жену правителя города Максимиллу. Совершенные апостолом исцеления и пламенные проповеди обратили к вере во Христа многих граждан Патры, но сам правитель города Эгеат был злобно настроен к апостолу. Не раз святой Андрей с любовью и смирением говорил ему о Христе, не вразумило того даже исцеление собственной жены и брата. Чтобы опорочить крест, который прославлял апостол, он приказал распять проповедника.
С молитвой святой Андрей сам взошел на место казни. Чтобы продлить его мучения, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их к кресту. Два дня апостол на кресте проповедовал собравшимся вокруг горожанам о Господе. Возмущенные люди требовали прекратить казнь.
Испугавшись народных волнений, правитель города приказал снять апостола с креста. Но когда слуги прикоснулись к веревкам, руки их онемели, а святой Андрей стал просить Господа о смерти, и тогда яркое сияние осветило крест и распятого на нем мученика. Необычное сияние исходило от апостола около получаса, а когда оно исчезло, его душа покинула тело. По свидетельствам, это произошла в 62 году по Рождестве Христовом.
Исцеленная апостолом жена правителя Максималла с почестью погребла его тело. А через несколько столетий, при императоре Константине Великом, мощи святого Андрея Первозванного были перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов вместе с мощами Евангелиста Луки и ученика апостола Павла Тимофея.
В настоящее время они пребывают на горе Афон в русском Пантелеймонове монастыре и в Андреевском скиту, который был возведен в честь апостола русскими иноками. До революции обитель процветала, величественный Андреевский собор считался самым большим на Балканах. Затем святыня пришла в запустение. Побывавший там русский паломник запечатлел свои воспоминания в книге "Сокровенный Афон".
Андреевский скит располагается вблизи столицы Афона - Кареи. Кстати, ее название переводится с греческого как "орешек" и, действительно, крошечная афонская столица, словно "орешек", обрамленный листочками скорлупки, окружена зеленью.
Слева, за кипарисами, показались громадные стены, опоясывающие Андреевский скит. Под мраморной сенью, в нише, над позеленевшими от патины бронзовыми воротами, хорошо сохранилась икона с висящей перед ней лампадой.
Войдя внутрь, мы увидели залитые весенним светом громадные стены Андреевского собора - самого большого храма в Греции и на Балканах. В начале 20 века в скиту проживало до восьми сотен русских монахов и наших иноков из Пантелеймонова монастыря. Мы узнали, что в этом долго пустовавшем скиту теперь живут лишь несколько греческих монахов.
Нам очень хотелось приложиться ко главе апостола Андрея Первозванного, пребывающей в скиту, но для этого нужно было отыскать кого-нибудь из здешних обитателей, кто смог бы открыть нам собор.
Пройдя вдоль стен братского корпуса, мы наткнулись на широкую стеклянную дверь. На пороге ее показался седой монах со строгим лицом. По широким ступеням мы поднялись на высокую паперть собора. В замке заскрежетал невероятных размеров ключ и, с трудом отвалив тяжелую дверь, старый грек впустил нас внутрь.
Здесь собор своей огромностью поражал еще больше, чем снаружи. Солнечные лучи, бьющие из многоцветной ротонды главного купола, сверкали на золоченых гранях богато украшенного иконостаса. Роскошный паркетный пол был словно залит расправленным золотом. Иконы в резных золоченых киотах казались написанными будто вчера.
Огромные бронзовые паникадила, узорчатые латунные подсвечники и причудливые лампады вместе с росписями и орнаментами на стенах собора производили обманчивое впечатление новизны и нетронутости. Можно было подумать, что этот огромный храм с традиционными русскими интерьерами конца 19 века только что отстроен.
Перед закрытыми царскими вратами, на широкой парчовой ленте, висела чтимая икона в лучистой золоченой раме. Исполнив нашу просьбу, старец вынес из алтаря золоченый ларец с главой апостола Андрея Первозванного. Стоило ему лишь открыть крышку, как дивное благоухание наполнило все окружающее пространство.
Ничего подобного никто из нас не ощущал, хотя каждый повидал мощей немало. Мы переглянулись. Видимо сам Просветитель Руси апостол Андрей, решил нас утешить. И, действительно, стоило лишь с молитвой приложиться к мощам, как наша усталость испарилась, на душе стало легко и радостно. Было заметно, что старый грек был растроган.
Косые солнечные лучи, лившиеся из-под купола, неожиданно ярко высветили такое знакомое, такое родное убранство этого замечательного русского храма. Громко спев величание благовестнику Христову Андрею, мы вдруг почувствовали, что мы - на Родине.
Эфир 13 декабря в 7.30 на Первом национальном канале Белорусского радио.