"Настоящий воин-христианин – это человек мужественный и кроткий одновременно". Интервью о патриотизме с о. Алексеем Климовым
21 МАРТА 2016 (Понедельник) 15:01:25 Сегодня - когда по всему миру идут локальные конфликты, когда почти не осталась ветеранов, отдавших свою жизнь за Родину в годы ВОВ, когда молодёжь стремится уехать из родной страны за границу в поисках лучшей жизни - вопросы патриотизма, любви к своему Отечеству особенно актуальны. Sobor.by решил пообщаться на эту тему со священнослужителями. Первым нашим собеседником стал клирик минского прихода в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерей Алексей КЛИМОВ.Отец Алексей, что для Вас патриотизм? - Когда я начал интересоваться этим термином, то увидел, что есть разные мнения на этот счёт. Термин "патриотизм" древний, античный, и в общем виде означает "любовь к Родине". Причём это не какое-то сентиментальное чувство – умиление закатами, запахом хлеба (эмоциональной составляющей патриотизма) – но всё же это определённая активная позиция и служение своему Отечеству. Патриотизм должен проявляться в реальных созидательных действиях на пользу Отечеству, в жертвенности, а не просто декларироваться на словах. Сегодня, когда человек вовлечён в разные социальные группы, в противовес патриотизму иногда говорят о космополитизме – любви ко всем вообще, предлагают осознавать себя "человеком мира". А некоторые, говоря о патриотизме, приравнивают его к верности к любимой футбольной команде. Я считаю, что любить мир вообще, не умея любить ближних, – пустые слова. А проливать кровь за любимую команду (футбольные ультрас) - глупость. Поэтому для меня патриотизм – это высшее проявление служения своей вере, своим предкам, своей Родине, своей семье. Наверное, правомочно рассматривать несколько уровней патриотизма. Представим себе несколько концентрических кругов: в центре находится ближайшее окружение человека – его семья, где и начинается патриотизм. Затем это наши друзья, школа, родительский дом – малая Родина. Когда человек взрослеет, восприятие дома у него расширяется до границ всей страны. Конечно, это упрощенно. Ведь общество неоднородно, и с одними соотечественниками мы ощущаем единство, а интересы других нам могут быть совершенно чуждыми. Но, все эти люди – наши. И патриотизм побуждает трудиться на общее благо, а не подчёркивать разногласия. Можно сравнить общество с лугом, где вместе растут различные цветы и травы. Это красивее, чем однообразные грядки. Что подразумевается под активной гражданской позицией? - Это зависит от степени вовлечённости человека в жизнь страны – каждый на своём месте должен стремиться жить не как берущий, мол, я здесь родился, поэтому лелейте меня и хольте. Но есть понятие "служение", когда ради общего блага приходится ущемлять свои личные потребности. Если в стране всё идет ровно, как часики, то её гражданам достаточно быть добросовестными тружениками и хорошо выполнять свои обязанности. Но иногда возникает необходимость сделать что-то большее. Особенно в ситуациях опасных, когда Отечеству грозит какая-то беда. Как патриотизм соотносится с христианством, которое призывает любить ближнего, а не родного по крови, и говорит о том, что наше Отечество – на Небесах? - Патриотизм ничуть не нарушает любви ко всем людям. Можно сравнить его с жизнью в многоквартирном доме, где есть семья и соседи – ближайшие и дальние. И ко всем мы относимся хорошо. Это добрососедство. Также мы должны относиться и к жителям других стран – ближайших, где, возможно, есть наши родственники и знакомые, и дальних, где я, возможно, никого не знаю, но в душе желаю всем добра. Получается, что патриотизм начинается в своей стране, но векторы его любви выходят далеко за её границы, когда другого человека мы воспринимаем как возможного друга, а не врага. Мы видим, что многие государства именно так и строят в лучших своих исторических периодах отношения с другими странами – устраивают союзы. Правда, часто это бывают союзы против кого-то. Важно помнить, что дружить с одним не значит враждовать со вторым. Чтобы любить свою нацию, нет необходимости иметь негативное отношение к другим нациям. Ведь большинство стран – многонациональные. С другой стороны, любовь к своей стране не может быть сформирована путём принуждения и насилия. Принуждать можно и нужно только соблюдать закон, а что касается вопросов культуры и веры, это должно выбираться свободно. Многие конфликты возникают именно потому, что одна группа пытается навязать свои ценности и предпочтения другой группе. Кстати, этим пользуются для дестабилизации общества, когда некие экстравагантные (мягко говоря) ценности начинают активно и агрессивно пропагандировать в стране. А как быть с тем, что по своей сути патриотизм говорит о привязанности к чему-то земному – дому, стране… Привязанность не должна быть страстной. Ведь мы живём на земле, о будущей жизни только мечтаем и готовимся к ней. Но реально живём здесь. Господь говорит, что по делам нашим мы после смерти окажемся либо в лучшем месте, либо в худшем. Если здесь враждуем, то как сможем жить в месте, где любовь и мир, и согласие? Земная жизнь – время нашей учёбы и становления. Человек существо обучаемое. Чему он научится, тем он и станет. Это к тому, что и патриотизму нужно обучать и обучаться. Часто идеи патриотизма в целях манипуляции людьми используют разные политические группы. Как не попасться на их уловки? - Христианин не должен быть безвольным винтиком, который могут завинтить власть имущие или к власти идущие. Чтобы этого не происходило, нужно быть более образованным, изучать историю, политологию, участвовать в жизни своей страны. Нужно понимать, что у всех конфликтов есть заказчики – те люди, у которых денег много-много, а совести – мало-мало. Как говорится "кому война, а кому – мать родна". Если бы идущие громить очередных врагов во имя очередных светлых целей, могли бы увидеть реальных выгодополучателей… А с другой стороны – "штыки – в землю" часто также провокация и манипуляция: когда враги жгут наши сёла, о пацифизме говорят предатели. Ещё раз повторюсь: реальный патриотизм – это очень серьёзно и ответственно. Если каждая профессия требует длительного обучения, то тем более – "профессия Родину защищать". Должны ли христиане интересоваться политикой? Многие перестают смотреть новости, чтобы не терять душевный покой… - Это понятно - сегодня СМИ обрушивают на нас шквал информации, переполненный ужасами и страхами, чтобы как можно больше взбудоражить душу человека. Устав от этой пустой болтовни, от страстей и оскорблений, христианин, не желая наносить себе духовный вред, перестаёт интересоваться новостями. Но тут есть опасность – если ты просто устранишься от всего происходящего, то станешь винтиком, и за тебя будут решать. Поэтому и здесь должен быть баланс. Нужно изучать политику. Но делать это не только по новостям. Из новостей можно собирать лишь факты и высказывания людей. А дальше на основании этого (и самостоятельно изученного по серьёзным источникам) уже делать выводы. Важно также помнить о логической ошибке – поспешном обобщении, этого нужно избегать. Будем внимательными: если нас активно на что-то подвигают, если мы видим, что кто-то целенаправленно будоражит обстановку, то, как правило, нас просто хотят использовать, как орудие. Я даже придумал такой стишок: Кто обстановку нагнетает, Тот, вероятно, забывает Синоним слова НАГНЕТАТЬ, А это будет НАДУВАТЬ. Читая прессу, не забудь: Тебя стараются надуть. Поэтому если идёт кампания, обращённая к глубинным негативным эмоциям – гневу, ненависти, всплеску обид – то важно понимать, все эти эмоции нужны, чтобы людей толкнуть на противоправное действие. У нас в стране два государственных языка. При этом служба на белорусском языке – скорее событие исключительное, чем повсеместная практика. С другой стороны, на фоне событий на Украине некоторые прихожане боятся перевода богослужений на белорусский язык, усматривая за этим политические мотивы… - Казалось бы, что даже на самых безобидных вопросах – на каком языке говорить – возникают распри! Мы можем говорить об обязательном употреблении нормативной лексики, что ты не должен своей речью оскорблять других – и всё. А уже на каком языке разговаривать – это совершенно свободный выбор каждого человека. На мой взгляд, родная речь та, на которой ты впервые услышал слова. Для большинства людей у нас родными являются русский и белорусский языки. Такая ситуация сложилась исторически. Так как родной язык – это данность, ведь мы уже говорим, то агитировать и требовать "учи родной язык" - неразумно. Я помню, как в лихие 90-е пытались "одним махом всех белоруссифицировать". Даже лозунги были для несогласных: "Чемодан, вокзал, Россия". Никто не должен навязывать человеку, как ему разговорить с ближними и с Богом. Традиционно в Православной Церкви служба в нашей стране идёт на церковнославянском языке, и здесь копья ломать не нужно – это не есть догмат веры, молиться можно на любом языке. И давно все эти вопросы решены. Если есть большое количество людей, для которых какой-то язык является родным и на нём не совершаются богослужения, то это повод для Церкви провести миссионерскую работу и перевести богослужения на этот язык. Что и делалось в своё время для малых народов Российской империи… Принуждать Церковь сменить язык богослужения – это значит порождать конфликт внутри Церкви. В своё время эти вопросы поднимали люди, только приходящие в Церковь, которые хотели подкорректировать Церковь под свои запросы. Конечно, это нонсенс, если в Беларуси не используется белорусский язык, ведь это один из аспектов нации и любить свою родину и не любить свой язык – это совершенно ненормально. Только прививать любовь – не то же самое, что делать шприцом прививку под лопатку… Взаимные обиды между русским и белорусским языками надуманы, на мой взгляд. Хотя для некоторых людей это пунктик – пока не будет молитва на белорусском, я в вашу церковь не пойду. А есть люди, которые просто любят этот язык и не пытаются посредством его манипулировать. Если бы вся паства была белорусскоязычной, то и проповеди были бы на белорусском языке. В своё время я пробовал служить на белорусском, и всё было нормально. Но сейчас я осторожничаю, потому что вижу, как у наших братьев на Украине на языковой почве произошло противостояние, которое стало чуть ли не поводом к борьбе друг с другом – эта Церковь говорит на вражеском языке, поэтому надо её уничтожить. Здесь насилие совершенно недопустимо, ведь речь идёт даже не о говорении друг с другом, но с Богом. Пусть будут разные виды обряда, главное, чтобы люди жили в мире. Вспомним, по какому признаку Христос определяет своих учеников: "… если будете иметь любовь между собою (Ин. 13.35) " Как Вы относитесь к оппозиции? - Анатомически, - собеседник смеётся. – Давайте посмотрим на свою ладонь – у нас 4 пальчика и в оппозиции к ним большой палец. Оппозиционный значит противопоставленный - opponens (с лат.). Оппозиция пальца нужна для лучшей работы всего органа. Большой палец помогает в работе всей ладони, такая оппозиция – конструктивная. Если же этот палец постоянно борется с остальными и никогда не работает с ними согласованно, то такая позиция деструктивная. Аналогично и в обществе. Оппозиция хороша, когда её отношения с властью находятся в правовом поле и действия направлены на общее благо. Если человек что-то предлагает, он должен за это отвечать. Быть в оппозиции легко, когда ты не за что-то не отвечаешь, а только критикуешь. Есть в нынешней молодёжи чувство патриотизма? - Сейчас меньше, чем раньше. Посмотрите на отношение к воинским обязанностям. В школах военную подготовку не преподают, многие мальчишки воспитываются женщинами (часто на мужчин обиженными). И мы удивляемся, где рыцари? Хореографию изучают, наверное. Считаю, что надо возрождать военно-патриотическое воспитание юношей. Я знаю, что на некоторых оппозиционных сайтах появляется информация, что если организуется какой-то военно-патриотический клуб, то готовят боевиков. Так, например, организацию казаков, которая проводит с детками занятия по физическому воспитанию и боевой подготовке, они воспринимают как подготовку вторжения России в Беларусь. Мне кажется, это настолько несерьёзно! Это как если объявить все секции дзюдо и карате подготовкой японских диверсантов. Я считаю, что занятия с мальчишками по воинской подготовке очень полезны, другое дело, что в этих клубах не должно быть формирования образа врага. Настоящий воин-христианин – это человек мужественный и кроткий одновременно. Для него служба в армии – это именно служение, ратный труд. Сильная армия – спокойная страна. "Когда поют солдаты, спокойно дети спят". Мнение героя интервью может не совпадать с мнением редакции Sobor.by. / sobor.by/ (просмотров 4462) |
Новости разделов: