VІIІ Коложские научно-образовательные чтения пройдут в Гродно 5-6 декабря
5-6 декабря в Гродно пройдут VІIІ Коложские открытые областные научно-образовательные чтения, посвящённые теме "Великая Победа: наследие и наследники".
Мероприятие является региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений (г. Москва, РФ) и состоится на базе УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы" (ул. Ожешко, 22), ГУО "Гимназия № 2 г. Гродно" (ул. Болдина, 10 б), ГУО "СШ № 38 г. Гродно" (ул. Вишневецкая, д. 14), ГУО "Ясли-сад № 99 г. Гродно" (проспект Клецкова, 9 a), ГУО "Гродненский областной институт развития образования" (ул. Гагарина, 6).
Порядок работы Чтений:
5 декабря
10.00 - Пленарное заседание (актовый зал ГрГУ: ул. Ожешко, 22, ауд. 218)
14.00 - Круглый стол "Победа в Великой Отечественной войне в сознании современного общества" (ГрГУ, ул. Ожешко, 22, ауд. 209)
14.00 - Дискуссионная площадка "Нужна ли нам память о Великой Отечественной войне?" (ГрОИРО, ул. Гагарина, 6)
6 декабря
10.00 - Педагогическая мастерская для работников учреждений дошкольного образования "“Дзякуем салдатам за жыццё і мір!”: что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне" (Ясли-сад № 99 г. Гродно)
13.00 - Работа секций в гимназии № 2 и СШ № 38 г. Гродно
На секциях планируется обсуждение следующих проблем:
80-летие начала Второй мировой войны и 75-летие Победы в Великой Отечественной
- События осени 1939 г. в Западной Беларуси
- Отношение населения вашей малой родины к началу Второй мировой войны и событиям осени 1939 г
- Церковь и советское государство осенью 1939 – в июне 1941 г. на территории вашей малой родины
- Участие жителей вашей местности в боевых действиях на фронтах Второй мировой войны в Европе, Африке и Азии
75-летие освобождения Беларуси
- Мемориализация памяти о войне на территории вашей малой родины
- Нарративные источники о Великой Отечественной войне в вашей местности и их интерпретация
Оккупационный режим и коллаборация. Партизанское и подпольное движение в Беларуси в 1941-1944 гг
- Развитие партизанского и подпольного движения в вашей области, вклад в борьбу с оккупационным режимом в Беларуси в 1941-1944 гг.
- Коммуникация партизан и подпольщиков с местным населением в вашей местности
- Коллаборационизм на оккупированной территории
Церковь во время Великой Отечественной войны и межконфессиональные отношения на оккупированной территории вашей малой родины
- Православная Церковь // католическая Церковь // протестантские церкви и их деятельность в вашей местности в 1941-1945 гг.
- Межконфессиональные отношения в вашей местности в 1941-1945 гг.
- Холокост и Церковь
Судьбы педагогов и священников вашей малой Родины в годы Великой Отечественной войны
- Судьбы духовенства и мирян вашей малой родины в 1941-1945 гг.
- Спасение детей представителями Церкви в 1941-1945 гг.
- Участие педагогов вашей малой родины в Великой Отечественной войне
- Деятельность "лесных школ" в период оккупации на территории Беларуси
- Развитие школьного дела в оккупированной Беларуси в 1941-1944 гг.
- Восстановление системы школьного образования в послевоенной Беларуси (середина 1940 – середина 1950-х годов)
180-летие Полоцкого Собора 1839 г
- Этноконфессиональная ситуация и конфессиональная политика российской власти на территории бывшей Речи Посполитой в конце XVIII – первой половине XIX века
- Взаимоотношения римско-католической и греко-католической церквей и процесс латинизации униатства в XVII – XVIII вв.
- Положение греко-католической церкви в Беларуси в первой половине XIX века
- Причины и предпосылки упразднения Брестской церковной унии в 1839 году
- Значение Полоцкого объединительного собора 1839 года для конфессиональной истории и общественной жизни Беларуси
- Жизненный путь и духовный подвиг, религиозные и личные мотивы присоединения к Православию участников Полоцкого собора 1839 года: архиепископа Василия (Лужинского), архиепископа Антония (Зубко), архиепископа Михаила (Голубовича), епископа Игнатия (Железновского), епископа Павла (Доброхотова), протоиерея Михаила Бобровского, священника Плакида Янковского
- История развития духовных школ Беларуси, их знаменитые выпускники XIX – ХХ вв.
- Церковно-государственные и церковно-общественные отношения в исторической проекциии и на современном этапе
Военная героика в древнерусской литературе и развитие её традиций
- Менталитет русского человека в его историческом становлении (по книге Ф. Нестерова "Связь времён")
- Д.С. Лихачёв о теме войны в русских летописях
- Исторические корни воинской повести и её место в жанровой системе древнерусской литературы
- Тема войны и противостояния князя и воина в былинах
- Тема войны в "Повести временных лет"
- Летописная повесть о походе князя Игоря на половцев
- "Слово о полку Игореве": протест против войны или апология подвига русского войска?
- Иллюстрации к "Слову о полку Игореве"
- "Слово о полку Игореве" в искусстве
- Тема войны и воинского подвига в княжеском житии: "Сказание о житии Александра Невского"
- Панегирик воинскому долгу и плач о человеке в "Повести о разорении Рязани Батыем"
- "Повесть о разорении Рязани Батыем" в иллюстрациях
- Война и люди в "Сказании о Мамаевом побоище"
- "Задонщина" как памятник древнерусской литературы
- "Сказание об Азовском осадном сидении донских казаков" в контексте развития военной темы в древнерусской литературе
Осмысление опыта Великой Отечественной войны в литературе и искусстве
- Родина, народ, человек в поэзии периода Великой Отечественной войны
- Будни войны в романе В. Некрасова "В окопах Сталинграда"
- Повесть Э. Казакевича "Звезда" и её экранизации (1949, 2002)
- Имена на поверке: стихи молодых поэтов, не вернувшихся с войны
- "Нас не нужно жалеть": С. Гудзенко и его "Солдатские стихи"
- Женщина на войне: взгляд Юлии Друниной и Светланы Алексиевич
- Война и свобода в романе В. Гроссмана "Жизнь и судьба"
- "Крик" и "Убиты под Москвой" К. Воробьева
- Война и современность в романах Ю. Бондарева "Берег", "Выбор", "Игра"
- Война как поле экзистенциального выбора: случай В. Быкова
- Повести В. Быкова о войне и их экранизации: "Восхождение", "Знак беды", "В тумане" (или другие – по выбору докладчика)
- Великая Отечественная как подвиг Человека: фильмы "Баллада о солдате", "Летят журавли", "Судьба человека", "Иваново детство"
- Психологические и нравственные конфликты в повестях Б. Васильева "А зори здесь тихие…", "В списках не значился", В. Кондратьева "Сашка"
- Война как апокалипсис: "Хатынская повесть" А. Адамовича и фильм "Иди и смотри" Э. Климова
- Война: неизбывная травма или высший миг жизни?
- Документальная проза о войне: правда и её границы в книгах "Я из огненной деревни" Я. Брыля, А. Адамовича и В. Колесника и "Блокадной книге" Д. Гранина и А. Адамовича
- Ребёнок и война: книги "Никогда не забудем" и С. Алексиевич "Последние свидетели"
- Авторская философия истории в романе В. Астафьева "Прокляты и убиты". Полемика вокруг романа как отражение разных взглядов на войну
- "Одна на всех судьба": повесть В. Распутина "Живи и помни"
- Война как повседневность на оккупированной территории (фильмы "Свои", "Враги", "Франц+Полина")
- Память поколений победителей и наследников о войне (фильмы "Белорусский вокзал" и "Мы из будущего")
- Ремифологизация войны в фильмах 2010-х гг.: "Т-34", "Спасти Ленинград", "28 панфиловцев", "Битва за Севастополь" (по выбору докладчика)
Примечания
- Рекомендуется сопровождение докладов презентациями.
- Приветствуется предложение собственных тем, но строго в русле обозначенных направлений.
Круглый стол "Победа в Великой Отечественной войне в современном общественном сознании"
- Образ героев Великой Отечественной войны в современном общественном сознании
- Герои Великой Отечественной войны и герои современности: сравнительный анализ
- Нравственный выбор в условиях войны: границы и возможности
- Экзистенциальный портрет войны: значение чувств любви (к Родине, ближнему, конкретному человеку) и ненависти к врагу в победе над фашизмом
- Бытовое и бытийное в годы войны (повседневная жизнь и деятельность культурно-просветительских, творческих, образовательных, научных организаций и коллективов в военное время, их значение для Победы)
Дискуссионная площадка "Нужна ли нам память о Великой Отечественной войне?"
- "А может, не было войны, и людям всё это приснилось?"
- Зачем мне помнить о войне?
- "То ли были героями их отцы, то ли лучше бы нам пить баварское пиво?"
- Что можем сделать мы, чтоб этот ужас вновь не повторился?
Педагогическая мастерская для работников учреждений дошкольного образования "“Дзякуем салдатам за жыццё і мір!”: что и как рассказывать детям дошкольного возраста о Великой Отечественной войне"
- "Надо ли говорить с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне?" (особенности работы с родителями)
- Проект "Зарничка" в учреждении дошкольного образования
- "Слава герою-бойцу!": встречи с детскими поэтами и писателями Принеманья
- Жизненные уроки членов семьи – защитников нашего Отечества
- "Поговорим с ребёнком о войне": возможности нерегламентированной деятельности воспитанников учреждения дошкольного образования
Тезисы, предложенные выше, указывают возможные направления рассуждений. Руководствуясь избранным направлением, тему выступления каждый докладчик формулирует самостоятельно и конкретно.
Регламент выступления на секции – 10 минут; выступление на пленарном заседании – до 20 минут. Рабочие языки чтений – русский, белорусский. Во время Коложских чтений будут организованы тематические выставки.
Подать заявку на участие в конференции можно не позднее 15 ноября, указав в ней:
- фамилию, имя, отчество;
- место учёбы (класс/курс) или работы (должность);
- тему выступления, а также секцию, в которой оно планируется;
- необходимость мультимедийной аппаратуры;
- контактный телефон, е-mail.
Заявку с указанием темы: Коложские чтения участники направляют:
- руководящие и педагогические работники, библиотекари, классные руководители, учащиеся общего среднего образования г. Гродно – в отделы образования, спорта и туризма администраций Ленинского (e-mail: len_roo@mail.grodno.by) и Октябрьского (e-mail: oktroo_grodno@mail.grodno.by) районов г. Гродно;
- руководяшие и педагогические работники, библиотекари, классные руководители (кураторы учебных групп), учащиеся учреждений общего среднего образования, профессионально-технического и среднего специального образования Гродненской области и других регионов Беларуси – в ГУО "Гродненский областной институт развития образования" (e-mail: otdelivr@mail.ru; телефон: 8-0152-96-35-17, Кивлюк Л. А.)
- представители духовенства и церковных образовательных структур, братств и сестричеств; преподаватели, студенты, учащиеся колледжей – на кафедру русской филологии ГрГУ (е-mail: Bogdevich_ECH@grsu.by; телефон: 8-0152-74-43-81).
Командировочные расходы за счёт направляющей стороны. Заявки на проживание в общежитии ГУО "Гродненский областной институт развития образования" (ул. Гагарина, 6) принимаются по телефонам:
8-0152-39-90-57; +375-29-84-19-557 (Кивлюк Людмила Анатольевна).