Всё богослужение Великого пятка посвящено благоговейному и трогательному воспоминанию спасительных страстей и крестной смерти Богочеловека.
Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещённых между разными частями службы.
Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как "Путь и Истину и Жизнь", как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир". Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет нам весь смысл прихода Спасителя:
"Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино"
Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.
В Великую пятницу, когда умер на кресте Спаситель, Божественная Литургия не совершается, но на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.
Вечерня Великой пятницы ("Вынос Плащаницы") посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.
Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение - "гроб", украшенный цветами, а на престол помещается Плащаница - большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.
Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После входа с Евангелием и пения "Свете тихий" читаются отрывки из Книг Исхода, Иова и 52-я глава Книги'пророка Исайи. Апостол читается из первого Послания к Коринфянам и Евангелие опять составлено из четырёх повествований о Христовых смерти и погребении. Стихи прокимнов и "Аллилуйи" заимствованы из пророческих псалмов Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Пс. 21, 18). Боже, Боже Мой, вонми Ми, векую оставил Мя еси (Пс. 21, 1). Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Пс. 87, 6).
После добавочных песнопений, тоже о смерти Христовой, во время пения молитвы св. Симеона Богоприимца, священник надевает полное облачение (самое темное) и кадит Плащаницу, всё ещё находящуюся на престоле.
Затем после "Отче наш", во время пения тропаря, он поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает её на гроб.
"Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благовониями) во гробе нове покрыв положи (Тропарь Великой субботы).
В некоторых церквях после Вечерни поётся Повечерие или так называемый "Плач Пресвятыя Богородицы" (см. в нашем издании)./ sobor.by/ zavet.ru