«Пост, которого Бог от нас требует». Святые отцы о соблюдении поста

  
9 МАРТА 2011 (Среда) 13:49:18
Да постится ум твой от суетных помышлений.

Да постится память от злопамятства.

Да постится воля твоя от злого хотения.

Да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118, 37).

Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова.

Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклоняйся от зла и делай добро (1 Петр 3:11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

Святитель Тихон Задонский

В самом деле, пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез.

Кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения перед Богом. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, - здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, - пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста из-за слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток вышесказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения, когда не будем пользоваться врачевством поста… Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей горе… Итак, и постящийся благодарит Бога за то, что имел довольно сил понести постный труд, и ядущий также благодарит Бога, потому что это нисколько не повредит ему в спасении души, если он захочет.

Святитель Иоанн Златоуст

Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни.

Св. прав. Иоанна Кронштадтский

Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. А тут еще целые дни проводить без пищи?! Можно бы и это, в ту неделю, когда готовились причащаться Св. Таин. Весь-то пост так себя томить для чего? И положили бы каждый день кушать понемногу. Мысль ваша всегда считала бы вас ядцею и пийцею, а теперь, верно, величает вас — и бороться надо. Подчас прорвется и услаждение своим подвигом, а за это наказание Божие следует, обнаруживающееся обычно умалением теплоты и собранности. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру. В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост. Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая!

Святитель Феофан, затворник Вышенский / sobor.by/ По материалам pravkniga.ru
(просмотров 5151)





Новости разделов:

Церковные праздники

11 ИЮЛЯ 2025
Икона Божией Матери, именуемая "Троеручица"
10 ИЮЛЯ 2025
Сегодня Церковь совершает празднование иконы Божией Матери "Сукневичская", явленной в XVII веке в село Сукневичи Сморгонского района
10 ИЮЛЯ 2025
Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского. Церковный календарь: 10 июля
9 ИЮЛЯ 2025
Сегодня Церковь совершает празднование иконы Божией Матери "Тихвинская"
8 ИЮЛЯ 2025
8 июля - день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии
7 ИЮЛЯ 2025
7 июля - Рождество Иоанна Предтечи
7 ИЮЛЯ 2025
Рождество Пророка Иоанна Предтечи. Возглавил Божественную литургию епископ Несвижский Авксентий
6 ИЮЛЯ 2025
Сегодня празднование Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
5 ИЮЛЯ 2025
Священномученик Евсевий, епископ Самосатский. Церковный календарь: 5 июля
4 ИЮЛЯ 2025
Обретение мощей преподобного Максима Грека. Церковный календарь: 4 июля
3 ИЮЛЯ 2025
Сегодня Церковь вспоминает священномученика Мефодия, епископа Патарского.
2 ИЮЛЯ 2025
Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец. Церковный календарь: 2 июля
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.