Началась Страстная неделя

  Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Воскресением Христовым, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении.

На протяжении недели каждый день в храмах совершаются особые богослужения. Каждый день называется Великим. Таким образом, подчёркивается значимость событий, которые произошли в Иерусалиме в последние дни земной жизни Христа, пострадавшего ради простых людей.

Верующие вспоминают страсти Христовы: предательство Иуды, молитву до кровавого пота среди оливковых деревьев Гефсиманского сада, арест, приговор, обрекавший Господа на крестную смерть, отречение ближайших учеников, крестный путь на Голгофу, распятие, смерть, погребение и трёхдневное сошествие Господа в ад, откуда Он вывел праведников, попавших туда до Него.

Пятница — самый скорбный день в православном календаре. Верующие вспоминают распятие Христа.

В этот период верующим нужно соблюдать строгий пост. Яйца красят в Чистый четверг или Великую субботу. Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу или в воскресную ночь после богослужения.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев. у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мёртвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокажённого, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил своё сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В Великую среду на литургии Преждеосвящённых Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

День Великого пятка посвящён воспоминанию осуждения на смерть. Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении её в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из тёмных постных в белые праздничные одеяния.

После Литургии начинается освящение пасхальных яств – обычно во дворах храмов. Принято не только освящать их для себя, но и оставлять часть в храме – духовенству, алтарникам, певчим – и жертвовать бедным.

В Великую субботу полагается в храмах весь день или хотя бы последние часы перед пасхальной службой читать Деяния Апостолов.

А пасхальная служба начинается с чтения на полунощнице канона "Плач Пресвятой Богородицы", после которого Плащаница уносится в алтарь. Начинается Пасхальная заутреня – первая служба Светлого Христова Воскресения./ sobor.by/

(просмотров 1025)





Новости разделов:

Церковь и общество

16 ДЕКАБРЯ 2025 (Вторн
18 декабря в Минду состоится творческая встреча с Заслуженным художником России Борисом Сергеевым
16 ДЕКАБРЯ 2025 (Вторн
17 декабря в Минске состоится открытие фотовыставки «Остров Божье дело» и творческая встреча с фотографом Дмитрием Каменевым
15 ДЕКАБРЯ 2025 (Понед
В Минской духовной семинарии пройдут Богословские курсы выходного дня по углубленному изучению Священного Писания Ветхого Завета
15 ДЕКАБРЯ 2025 (Понед
В Гомель прибудет ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца
15 ДЕКАБРЯ 2025 (Понед
Важные события церковного календаря на неделю с 15 по 21 декабря
14 ДЕКАБРЯ 2025 (Воскр
14 декабря объединение «Логос» приглашает на встречу
12 ДЕКАБРЯ 2025 (Пятни
Начал работу сайт комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Борисовской епархии
11 ДЕКАБРЯ 2025 (Четве
ТВ "Союз". В Беларуси освящен первый храм в честь преподобного Алексия человека Божия
10 ДЕКАБРЯ 2025 (Среда
В библиотеке Минской духовной академии состоится семинар-практикум «Атрибуция рукописных, старопечатных и редких книг»
10 ДЕКАБРЯ 2025 (Среда
Частица мощей святителя Николая Чудотворца, хранящаяся в Свято-Духовом соборе, будет принесена в храмы 1-го Минского районного благочиния
9 ДЕКАБРЯ 2025 (Вторн
12 декабря Минское духовное училище приглашает на праздничный концерт "В ожидании Рождества Христова"
9 ДЕКАБРЯ 2025 (Вторн
Программа XI Белорусских образовательных Рождественских чтений «Просвещение и современность: формирование личности и вызовы времени»

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004 - 2025.