Митрополит Дубнинский Иоанн: мать Мария (Скобцова) несёт свет святости сегодняшнему миру
31 марта 1945 года, накануне Пасхи, в газовой камере фашистского концлагеря в Равенсбрюке погибла русская монахиня Мария (Скобцова). 1 мая 2004 года Константинопольская Православная Церковь причислила мать Марию к лику святых.
"Она сумела, следуя по стопам своего Господа и Учителя, любить „напрасно“, „безрезультатно“: любить людей пропащих, безнадёжных, тех, „из кого всё равно ничего не выйдет“, кого „и могила не исправит“, — потому только, что они ей были „свои“, русские, обездоленные, погибающие; а позже, во время войны, просто потому, что они были люди в смертной опасности, в страхе, в гонении, голодные, осиротелые — свои по крови не потому, что они принадлежали той или другой национальности, а потому, что для них Свою Кровь излил Христос, потому, что ею овладела до конца Божественная Его Любовь", - так писал о ней митрополит Антоний Сурожский.
О личности матери Марии, о том, какую роль она сыграла в жизни русских эмигрантов, рассказывает митрополит Дубнинский Иоанн (Реннето), глава Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции.
Это Божие благословение – то, что Константинопольский Патриархат канонизировал мать Марию Скобцову. Она ‒ нетипичная личность. Родилась в России, училась философии, богословию, была головой города, уехала в эмиграцию, оказалась в Париже; она дважды была замужем, у неё были дети… Она прошла путь духовного обращения. На этом пути её сопровождал митрополит Евлогий. Когда он постригал её в монашество, он вверил ей особое служение. Оно заключалось в том, чтобы помогать бедным, и это было евангельское служение. В то время русские эмигранты в Париже были поистине обездоленными людьми. Мать Мария, когда переехала на улицу Лурмель, организовала первый благотворительный ресторан, где стала кормить людей…
У неё был великолепный литературный дар. То, что она написала, очень глубоко во многих отношениях. У неё поэтическая душа.
Она внесла большой вклад в развитие Русского студенческого христианского движения, была его первым секретарём и плечом к плечу с митрополитом Евлогием занималась его организацией. Она помогала митрополиту Евлогию, посещала с ним самые бедные приходы. В те времена приходы были рассеяны почти повсюду. Были также заводы, где работали русские. Когда митрополит Евлогий уезжал, чтобы служить Литургию, мать Мария привозила одежду, раздавала еду людям, которые были в ужасном положении. Некоторые выпивали… Единственным местом, где эти люди находили любовь и сочувствие, где могли ощутить любовь христову и обрести утешение в скорбях, была Церковь. Мать Мария играла очень большую роль во всей этой работе.
Пусть отдам мою душу я каждому,
Тот, кто голоден, пусть будет есть,
Наг – одет, и напьётся пусть жаждущий,
Пусть услышит неслышащий весть.
От небесного грома до шёпота,
Учит всё – до копейки отдай.
Грузом тяжким священного опыта
Переполнен мой дух через край.
И забыла я, – есть ли средь множества
То, что всем именуется – я.
Только крылья, любовь и убожество,
И биение всебытия.
Она встала на путь борьбы с нацизмом. В отличие от французов, которые, к несчастью, которые выдавали евреев, мать Мария не могла мириться с этим. Вместе с отцом Димитрем Клепининым она выдавала евреям справки о крещении: чтобы гестапо не отсылало их в концентрационные лагеря. Но в итоге в концлагерь попали они сами.
Мать Мария, размышляя о конце своей жизни, писала: "Быть может, это будет огонь"… Она много говорила об огне, и она окончила свою жизнь в огне. Её сожгли.
У нас нет мощей матери Марии, но нашей драгоценной реликвией является её дух, её евангельский дух. Он нетипичный. Она не была монахиней, которая живёт в монастыре, возжигает свечи… Она была монахиней, которая отдавала себя целиком, вся свою любовь – ближнему. И я думаю, что эта личность очень важна для жизни Церкви. С одной стороны, есть монахини, которые живут в монастыре, в молитве, в келье, и с другой стороны — мать Мария, которая отдавала себя служению бедным, чтобы накормить голодных людей, чтобы быть рядом с теми, кто страдает. Она также стала связующим звеном для тех, кто впоследствии участвовал в Русском студенческом христианском движении – звеном интеллектуальным, поэтическим, культурным.
Она вышила много облачений, и когда вышивала, она находилась в состоянии молитвы. Она была нетипичной, но она несёт свет святости сегодняшнему миру. Современный мир – невыдуманный, а реальный мир, в котором мы сегодня живём – это жестокий мир. И я думаю, что матери Марии этот мир был хорошо знаком. И для бедных людей, для эмигрантов, она была олицетворением божественной любви, милосердия. В мире, где люди ощущали тревогу, неуверенность в завтрашнем дне: не знали, что с ними будет завтра. А мать Мария была рядом, она давал им еду, она давала им одежду. Она их выслушивала, она их утешала. И благодаря её деятельности Архиепископия (Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции – прим. Р.) могла воплотить этот образ открытости Церкви. В том числе через деятельность Русского студенческого христианского движения, которое в эпоху атеизма имело большое значение и для самой России тоже.
Я знаю, зажгутся костры
Спокойной рукою сестры,
А братья пойдут за дровами,
И даже добрейший из всех
Про путь мой, который лишь грех,
Недобрыми скажет словами.
Не будет гореть мой костёр
Под песнопенье сестёр,
Под сладостный звон колокольный,
На месте на Лобном, в Кремле,
Иль здесь, на чужой мне земле,
Везде, где есть люд богомольный.
От хвороста тянет дымок,
Огонь показался у ног
И громче напев погребальный.
И мгла не мертва, не пуста,
И в ней начертанье креста –
Конец мой! Конец огнепальный!
17 июля 1938г., Париж
/ sobor.by/ Беседовал М. Родов, перевод с французского Е. Тихонова, стихи взяты с сайта журнала "Новый мир"