8 апреля, когда Церковь празднует Собор Архистратига Гавриила, мы собрали для вас самые популярные вопросы об ангелах и ангельском мире.
Все мы слишали об ангелах и вроде бы многое знаем о них, но у многих все равно остаются вопросы. Предлагаем вам самые частые вопросы и ответы на них.
Ангелы (ἄγγελος – греч. "вестник") – бесплотные духи, обладающие разумом и свободной волей, осознанно избравшие путь послушания и служения Богу, активные участники Божественного Промысла.
Когда был создан ангельский мир?
Ангельский мир был сотворен прежде устроения видимого мира (Быт.1:1). Изначально все они были созданы добрыми. Впоследствии часть из них злоупотребили свободой произволения и отпали от Бога. Другие же ангелы остались верными своему Создателю и своему изначальному предназначению.
После этого падшие ангелы были низвержены с Небес, а светлые утвердились в добре и любви к Богу.
Чем различаются и чем занимаются светлые ангелы?
Если говорить в общих чертах, жизнь светлых ангелов состоит в совершенствовании, прославлении Бога (Ис.6:3) и служении Ему.
Ангельские силы подразделяются на иерархические степени. Священное Писание обозначает девять таких степеней или чинов: Серафимы (Ис.6:2), Херувимы (Иез.10:1), Престолы (Кол.1:16); Господства (Кол.1:16), Силы (Рим.8:38), Власти (Кол.1:16); Начала (Рим.8:38), Архангелы (Иуд.1:9), Ангелы (Рим.8:38). Поскольку именование "Ангел" означает "Вестник", постольку оно приложимо к представителям не только низших иерархических степеней, но и вообще любых, даже высших.
Помимо того, что ангелы отличаются друг от друга степенью власти и совершенства, их разность усматривается в направлениях деятельности, связанных с зонами личной ответственности. Так, Писание сообщает об Ангеле вод: "И услышал я Ангела вод" (Откр.16:5), Ангеле огня: "Ангел, имеющий власть над огнем" (Откр.14:18), ангелах, покровительствующих царствам, народам, церквам. Наконец, при Крещении каждому христианину уделяется особый ангел-хранитель. Служение Богу они осуществляют не механически, а осмысленно, творчески (см.: Способны ли Ангелы к творческой деятельности?).
Обусловленность ангелов пространством и временем отличается от той обусловленности, что характерна для представителей видимого мира. В силу этого все они могут молниеносно перемещаться из одной области вселенной в другую. Между тем, они всё же зависят от времени и не могут единовременно присутствовать в двух разных местах. Считается, что по причине того, что ангелы суть бесплотные духи, они не подлежат троякому измерению.
Ангелы – бестелесны. Однако их бестелесность не абсолютна, ибо такая особенность характерна лишь для Бога, Чистейшего, Высшего Духа. Являясь же перед людьми видимым образом, ангелы обнаруживают не свои личные тела, а результат специального действия, в силу которого человек видит их, словно бы они были вещественными.
Будучи созданы бессмертными, ангелы никогда не умрут. Кроме того, однажды сделав свой нравственный выбор и поддерживаемые в своей деятельности Божьей благодатью, они никогда не согрешат.
- Ангел есть дух (хотя и не столь совершенный, как Бог);
- описать Ангелов невозможно, т.к. они принадлежат к миру духовному; являясь людям, они преобразуются для нашего мировосприятия (могут являться и в виде обычных людей, одетых в современную людям одежду);
- Ангелы бестелесны, но не вездесущи (как Бог), а пространственно ограничены (когда находятся на небе, их нет на земле);
- Ангелы стремительно передвигаются в пространстве и свободно проходят сквозь материальные объекты;
- Ангелы не имеют пола и возраста, не претерпевают изменения;
- охраняя людей, Ангелы в то же время не остаются на земле все время, но посещают Небеса и видят "лице Отца Небесного" (Мф. 18:10);
- число Ангелов не изменяется, поскольку они не размножаются (Мф.22:30), сколько Господь их сотворил при начале мира, столько их и останется до конца истории;
- хотя Ангелам неизвестен день Суда Божьего, они будут его исполнителями: когда история мира сего подойдет к концу, они проявятся в видимом образе "и отделят злых из среды праведных" (Мф.13:49);
- Ангелы ‒ не равнодушные исполнители воли Божией; они "радуются о каждом кающемся грешнике" Лк.15:10, то есть они искренне заинтересованы, чтобы воля Божия осуществлялась;
- Ангельские существа живут в нашем времени (они не могут заглядывать в будущее или отсюда переноситься в прошлое) и ограничены нашим пространством;
- Ангелы могут переноситься в любую точку мироздания, могут посещать те сферы бытия, которые недоступны нам (мир, в котором находятся души усопших), однако они не вездесущи. Они не могут одновременно находиться и здесь, и там;
- Ангелы чрезвычайно могущественны. Василий Великий писал, что "один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению".
Для чего ангелам крылья?
Ангелы – бесплотные духи, не имеющие вещественных тел. Соответственно, они не имеют и таких телесных элементов, как крылья, подобные птичьим. Несмотря на это, Ангелы могут представать перед людьми в телесных образах, например, в образе человека или в образе крылатых животных.
Формы образов, в которых Ангелы являются людям, соответствуют целям Божественного Домостроительства, а также условиям и обстоятельствам, при которых осуществляются эти явления. Особенности образных форм символически отражают те или иные особенности ангелов.
Крылья символизируют способность Ангелов к быстрому – мгновенному, молниеносному – перемещению. В символике ангельских крыльев можно также видеть принадлежность их Горнему, невидимому, "Небесному" миру. В некоторых случаях крылья могут указывать на иные особенности. Так в видении пророка Исаии серафимы прикрывали крыльями лица – символ смирения (перед Богом) (Ис.6:2). На православных иконах положение крыльев Ангелов (распахнуты, сложены, одно опущено – другое поднято вверх, и т. д.) может указывать на готовность Ангела к совершению или не совершению того или иного действия.
На иконе Пресвятой Троицы прп. Андрея Рублева под образами ангелов символически представлен Бог-Троица: Отец и Сын и Святой Дух. В этом случае распростертые крылья "Ангелов" символизируют Божественный благодатный покров.
Откуда известно, что ангелы не могут находиться одновременно в двух местах?
Абсолютная независимость от условий пространства и времени свойственна только Богу. В этом выражаются такие Его сущностные свойства, как вечность и неизмеримость (неизмеримость и вездеприсутствие).
Напомним, что по Своим сущностным свойствам Бог принципиально отличается от всех творений. Сущностные свойства Божьи отражают различные стороны Его беспредельности. Ангелы же не беспредельны, а ограничены, в том числе условиями пространства и времени.
В Священном Писании неоднократно сообщается о том, что ангелы посылаются Богом, перемещаются в пространстве (а, следовательно, и зависят от условий пространства, занимая в тот или иной момент времени определенное место).
О том, что ангелы не могут находиться одновременно в двух местах, свидетельствовали многие святые отцы, в том числе преподобный Иоанн Дамаскин.
Как понимать места Священного Писания, где Ангелы вкушают пищу?
Ангелы, будучи бесплотными духами, не нуждаются в подкреплении своих сил вещественной пищей, подобно тому, как в этом нуждаются люди, живущие земной жизнью. Между тем, в церковном Предании есть примеры того, как ангелы "трапезничали" с людьми. Существует мнение, что во всех этих случаях они лишь имитировали потребление пищи. В качестве одного из аргументов в пользу данного мнения нередко приводятся слова Ангела Рафаила: "Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил – только взорам вашим представлялось это" (Тов.12:19). Однако это мнение не объясняет, куда девается "как бы потребленная" ангелами пища. В этой связи уместно привести рассуждение блж. Феодорита Кирского. Отвечая на вопрос "что ели Ангелы в куще Авраама (Быт.18.8)?", он дал следующий ответ: "…Как сами они и Владыка их, имея бесплотное естество, казались имеющими тела (потому что через это стали видимы); так представлялись ядущими, не в уста и чрево внося пищу (потому что и тел не вмели), но истребляя ее, как им было угодно. Ибо крайнего неразумия дело – любопытствовать, как совершилось неизреченное".
Разговаривают ли ангелы между собой?
Ангелы общаются между собой. Подобно тому, как одним из средств общения между людьми является язык, условно говорится и о существовании ангельского языка (1Кор.13:1).
Правда ли что за грехи Ангел-Хранитель может покинуть человека?
Ангел-Хранитель дается человеку в крещении на всю жизнь. Если человек ведет порочную жизнь, он отходит от него, потому что с его святостью несовместим греховный смрад, который от такого человека исходит. Однако совсем такого человека Ангел-Хранитель не оставляет. Удалившись от него, он продолжает молиться за того, кто находится под его небесным покровительством. Когда человек духовно пробуждается, приносит покаяние и начинает исправлять свою жизнь, Ангел-Хранитель к нему возвращается.