1 апреля в Могилеве состоятся торжества, приуроченные к празднованию Могилево-Братской иконы Божией Матери
28 МАРТА 2025 (Пятница) 11:04:56 1 апреля, в день празднования Могилево-Братской иконы Божией Матери, в Трехсвятительском соборе Могилева состоится праздничное богослужение, которое возглавит архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний. Начало в 8.00.По окончании Литургии Преждеосвященных Даров состоится молебен Божией Матери перед Ее иконой Могилево-Братской. Накануне, 31 апреля в 17.00 в Трехсвятительском соборе в честь праздника будет совершаться утреня с полиелеем. Об иконе 1 апреля (19 марта по церковному календарю) 2025 года исполняется 370 лет почитания святыни нашего города Могилево-Братской иконы Божией Матери, когда произошло первое чудо, произошедшее по молитвам к Богородице перед этим образом. В течение столетий святой образ благоговейно почитается жителями города на Днепре и всего нашего края. Из летописных сказаний, различных документов, хранившихся в Могилеве, а также народных преданий в конце XIX – начале ХХ веков местными церковными историками и краеведами составлено повествование о Могилево-Братской чудотворной иконе, которое легло в основу большинства публикаций и научных изысканий по этой теме. Об обстоятельствах явления чудотворной иконы написано и в "Хронике белорусского города Могилева" или "Могилевской хронике" Т. Сурты и Ю. Трубницкого. Первое чудо, прославившее эту икону, согласно вышеуказанной хронике, было в 1655 году при следующих обстоятельствах. Во время войны московского царя Алексея Михайловича с Речью Посполитой, когда Могилев был уже в добровольном подданстве у русского царя, гетман польский Радзивилл, зная, что Могилев имеет большое значение в Белоруссии, направил все свои усилия к тому, чтобы возвратить утраченный город под власть поляков. 3 февраля 1655 года он вместе с Гонсевским подступил к Могилеву и держал его в осаде до 1 мая. Сначала гетман пытался склонить город к сдаче разными "прелестными письмами". Но, не имея успеха в этом отношении, усилил осаду "приступами, подкопами, огненных ядер напущением и иными своими вымыслы". В продолжение таких предприятий и покушений Радзивилла могилевские жители, укрывшиеся внутри валовых ограждений, усердно молились Богу об избавлении от угрожавшей беды. В числе благочестивых жителей была вдова-пекарка, старушка, которая у себя дома пред иконою Пресвятой Богородицы постоянно молилась и 19 марта увидела слезы, истекавшие из очей Богоматери на иконе. В это время Радзивилл поджег сложенный в земляном подкопе порох, желая сделать брешь в городском укреплении, но взорванная земля упала на самих осаждавших и убила многих людей, не причинив городу и жителям никакого вреда. После такой неудачи, к тому же получив сведение о направлении к Могилеву казака Коробки с московским войском, Радзивилл, разграбивши и пожегши все могилевские предместья, 2 мая снял осаду и отступил от города. Источившая слезы икона Пресвятой Богородицы, показавшая заступничество городу на Днепре, признана была горожанами чудотворной и помещена в Братской Богоявленской церкви, с назначением празднования ей 19 марта и в среду Преполовения (25-й день по Пасхе). Второй случай чудесной помощи от явленной иконы целому городу был в 1708 году, когда Могилев страдал от тяжестей шведско-русской (Северной войны). На страницах местной летописи об этом рассказывается о том, князь Меньшиков, пребывая в Могилеве, подумывал, каким бы образом наказать город за побиение московитян в 1661 году и как бы склонить на то царя Петра Первого. “Когда же он о таком своем намерении при пиршестве высказал старому кавалеру, ведущему род свой от древних знаменитых предков, князю Шереметьеву и прочим бывшим здесь офицерам, то старик Шереметьев отвечал: "Полно, Александр Данилович! Ведь на то война была, и наши сами были виноваты; смотри, и нынче не мало ли наших побито, да будем ли за это мстить? Во всем изволение Божие, посмотри, как нынче город Могилев и нас самих, и солдат-драгун, и офицеров царских хлебом и солью кормит, а беды нам никакой не творит. И мы им благодарны, пусть себе здравствуют". Таким же образом о намерениях Меньшикова отозвались и другие старшие офицеры. А те, которые городу благоприятствовали, этот секретный разговор передали. Князь же Меньшиков питал в сердце своем постоянную злую мысль об избиении города. Однажды, быв по обыкновению на богослужении в Братской церкви и стоя пред чудотворною иконою Пресвятыя Богородицы, стал князь обдумывать, как бы осуществить свое злобное предположение. Вдруг он внезапно силой Божией был повержен на землю. Устрашенный и смущенный гневом Богоматери, Меньшиков не осмелился больше ходить в Братскую церковь, но перестал мыслить и злое. Так покровительством Пресвятой Девы Марии злобные намерения не возымели никаких последствий”. В 1903 году ученик Могилевского городского училища Андрей Артюшенко заболел туберкулезом костей. Ему сделали операцию, но после нее начался воспалительный процесс: все тело распухло, больной лежал в страшном жаре, бредил и метался. Прописанные лекарства не помогали. Тогда родные обратились в своем горе к заступлению Пресвятой Богородицы. Помолившись перед Братской иконой и взяв из горевшей пред образом лампады масла, они помазали им больного. Тотчас же по всему его телу образовались струпья, а из них пошел гной. Жар упал, больной пришел в себя, а воспаление кончилось. Через неделю юноша был уже совсем здоров. В 1904 году акушерка Богоугодного заведения К. Ходжина в течение 4-х месяцев страдала мучительной болезнью. Испробованы были все медицинские средства, но облегчения не наступило. Специалист, доктор Л., отказался лечить. Тогда, по совету старшей акушерки, она пошла к Могилево-Братскому образу Божией Матери и здесь стала усердно молиться. Придя через несколько дней к своей сослуживице, она сказала: "Благодарю вас, Мария Григорьевна, за совет. С того вечера я стала совершенно здоровою". Приведенные свидетельства – только малая часть сказаний о чудесах Божией Матери от Ее Могилево-Братской иконы. Могилево-Братский образ Божией Матери почитали многие святые и подвижники благочестия. Это святители Георгий (Конисский), Мелетий (Леонтович), Гавриил (Городков), святые Царственные страстотерпцы, священномученики Митрофан (Краснопольский), Павлин (Крошечкин), Иоасаф (князь Жевахов), Александр (Раевский), Феодосий (Ващинский), архимандрит Жировицкий преподобномученик Серафим (Шахмуть), митрополиты Иосиф (Тукальский), Исидор (Никольский), Иосиф (Чернов), и многие другие. Великое усердие жителей града Могилева к прославленному чудесами образу Божией Матери не прекращалось никогда. И даже в трудные для Церкви Христовой времена могилевчане помнили о своей святыне и сохраняли ее. Помимо празднования дня чудесной помощи от иконы Божией Матери в 1655 году, через некоторое время после самого события были установлены крестные ходы 1 марта и в среду Преполовения на место, где находилась хижина бедной пекарки. После учреждения в 1907 году Гомельского викариатства Могилевской епархии на эту кафедру возводились настоятели Братского монастыря. В 1910 году преосвященный епископ Гомельский священномученик Митрофан (Краснопольский) установил ежегодный крестный ход с чудотворной Могилево-Братской иконой из епархиального центра Могилева-на-Днепре в город Гомель и южную часть тогдашней Могилевской епархии (Гомельский и Рогачевский уезды). 1913 году заботами Гомельского викария преосвященного епископа Варлаама (Ряшенцева) в Могилеве издано "Сказание о чудотворной Могилево-Братской иконе". В страшные годы смут и нестроений XX века, когда храмы разрушались, а святыни подвергались попранию и осквернению, чудотворный образ и многие его чтимые списки сохранились. Богоборческие власти в 1930-е годы относились к почитателям чудотворной иконы как к страшным преступникам. В Государственном архиве общественных объединений Могилевской области хранится донесение, где текст "Сказания о Могилево-Братской иконе" 1913 года, изъятый у некоторых верующих, назван "контрреволюционной пропагандой". Сегодня историками считается (некоторые историки не согласны с этим), что первообраз утрачен в годы Великой Отечественной войны, а сохранились только копии. Но по милости Божией наш город имеет древнюю прославленную чудесами икону-список (а может быть, и подлинник), которая сегодня находится в Трехсвятительском соборе. Другие почитаемые списки Могилево-Братской иконы находятся в Свято-Борисо-Глебском храме, в Свято-Никольском женском монастыре и иных местах. Сейчас, по милости Божией, наступили для Святой Церкви благоприятные времена. Православный народ имеет возможность свидетельствовать о своей вере и благочестии. Как и в старину, на праздники и в будние дни не только со всего города Могилева, но и из многих селений стекаются богомольцы под кров Пресвятой Девы, невидимо, но ощутимо являющей благодатную силу от святой Могилево-Братской иконы. Сюда, к чудотворному образу, приносят верующие и горе, и радости. Здесь изливают свою душу, обретают утешение, помощь и благословение в делах и намерениях. Царица Небесная являет Свое дивное заступничество всем скорбящим и обремененным, неотступно молясь Своему Сыну и Богу о спасении рода человеческого. В Трехсвятительском соборе перед Могилево-Братской иконой Божией Матери ежедневно служатся молебны, и по пятницам, за редким исключением, по окончании Божественной литургии архиепископ Софроний возглавляет молебен с чтением акафиста. 1 апреля, в день Могилево-Братской иконы Божией Матери, в Трехсвятительском соборе происходит торжественное богослужение, которое совершает архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний в сослужении собора духовенства Могилевской епархии. Возблагодарим же Небесную Благодетельницу, притецем под Ее покров и заступление, с умилением сердечным вопиюще: "Радуйся, Пречистая Дево, иконою Своею граду Могилеву милости являющая!". / sobor.by/ (просмотров 577) |
Новости разделов: