Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковный календарь: 9 октября
9 ОКТЯБРЯ 2024 (Среда) 10:45:58 9 октября в Православной Церкви празднуется день 10 известных поимённо святых, включая великого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, автора знаменитого Апокалипсиса, и Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Согласно Церковному Уставу, поскольку сегодняшний день приходится на среду, он является постным. На трапезе благословляется постная пища с растительным маслом.Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Это евангельское изречение широко известно даже тем, кто никогда в жизни не брал в руки Священное Писание. Принадлежит оно святому Иоанну Богослову, самому загадочному из апостолов-евангелистов. Любимому ученику Христа, чьи тексты, в первую очередь Евангелие от Иоанна и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), за последние два тысячелетия трактовались наиболее часто. Сам Господь дал апостолу Иоанну имя Сын грома – за пламенные проповеди, потрясающие людей, как гром и молнии. При этом иконографическим символом Иоанна Богослова является орёл – образ высокого парения богословской мысли этого святого. Сегодня мы именуем богословами всех, кто получил хоть какое-то теологическое образование. Но в православной традиции лишь трое святых носят это высокое имя: Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Казалось бы, это значит, что учение святого Иоанна должно быть очень сложным и возвышенным. И отчасти это так, что особенно заметно на примере Апокалипсиса. Однако основная мысль, которую Иоанн Богослов стремился донести до всех людей, предельно ясна. ПРЕСТАВЛЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА. ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU Так, в одной из своих проповедей протоиерей Андрей Ткачёв следующим образом объяснил эту основную мысль апостола Иоанна Богослова:
Казалось бы, зачем так категорично? Но именно в этом и заключается истинная Любовь. Всечеловеческая любовь апостола Иоанна, единственного из смертных, кому было дано во всей полноте Откровение о Конце времён. Возможно, именно поэтому он и был столь прямолинеен в неприятии любого греха. Ведь именно наши грехи, главным из которых является оскудение любви к Богу и ближним, отдаляют наш мир от его Создателя и приближают воцарение антихриста. * * * Прославление Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея РусиРеволюционный 1917 год принёс Русской Церкви и её народу немало бед. Но в том же году произошло событие, которого православные ждали больше двух столетий. В ноябре на Поместном соборе впервые после петровских реформ был избран Московский Патриарх. Им стал Святитель Тихон (Беллавин), человек, чьи мудрость и кротость удивительно контрастировали с духом наступивших времён. Будущий Патриарх родился в 1865 году в Псковской губернии в священнической семье. С юных лет он был добродушным, кротким и богобоязненным, без лукавства и святошества. А среди своих товарищей по Псковской семинарии имел шутливое прозвище Архиерей. Шутники-семинаристы оказались прозорливы. Уже в 32 года отец Тихон, никогда не искавший высоких званий и наград, был рукоположён епископом Люблинским, викарным архиереем Холмской Руси, ныне находящейся в составе Польши. Позднее владыка служил в Северной Америке, в Виленском крае и на Ярославщине, где не чуждался и политической деятельности, возглавляя местный Союз русского народа. И наконец в судьбоносном 1917-м стал всероссийским Патриархом. Именно на Владыку Тихона пал этот тяжкий жребий. Избрание Первосвятителя не ослабило давления светской власти на духовную. Более того, богоборческие гонения лишь усиливались. Но в сознании церковного народа отложилось чётко: теперь у нас есть земной заступник – Святейший Патриарх. В последние годы своей земной жизни Святитель Тихон неоднократно оказывался в заключении. Но, несмотря на жесточайшее давление, от патриаршего служения не отрёкся вплоть до своей смерти в 1925 году. Святитель мужественно нёс первосвятительский крест. И это принесло свои плоды: Русская Церковь выстояла, а в 1989 году торжественно прославила в лике святых своего Первосвятителя тяжелейших лет – Патриарха Тихона. СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ. ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU * * * Праведный Гедеон, судия Израильский. Ветхозаветный святой XI столетия до Рождества Христова. Этот праведник жил в годы, когда древние евреи были разобщены политически и духовно, отчего израильские земли находились в упадке и угнетении мадианитянами, как говорится в Библии: "И весьма обнищал Израиль" (Суд. 6:6). Отважный воин Гедеон был призван Богом избавить свой народ от угнетения, и во главе небольшого отряда в 300 человек он смог изгнать за Иордан мадианитян. Израильтяне предлагали ему стать монархом, но Гедеон отказался от этой формы правления, став судией, и под его началом на протяжении сорока лет Израиль благоденствовал. Преподобный Ефрем Перекомский. Русский святой XV столетия, основатель Перекомского монастыря под Великим Новгородом. С юности стремился к монашеской жизни и, несмотря на настоятельные просьбы родителей, отказался от семейной жизни. Первым учителем и духовным наставником будущего святого стал преподобный Макарий Калязинский, вторым – преподобный Савва Вишерский, который и постриг отца Ефрема в монашество. Около 1450 года будущий старец отправился на озеро Ильмень, где некоторое время пребывал в отшельническом уединении, но позднее к нему присоединились ученики и была образована монашеская община. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, рукоположил отца Ефрема в священнический сан и назначил игуменом новой обители, получившей название Перекопской, или Перекомской. Скончался старец в 1492 году от Рождества Христова. Священномученики Афанасий Докукин, Александр Левитский и Димитрий Розанов, пресвитеры, мученики Иоанн Золотов и Николай Гусев (1937). Священномученик Владимир Вятский, пресвитер (1939). Эти святые страдальцы, в том числе в священном сане, приняли мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все были прославлены в лике святых в многотысячном Соборе новомучеников и исповедников Церкви Православной. / sobor.by/ (просмотров 360) |
Новости разделов: