Пост - это очень индивидуально, и человек должен выбирать его по силам - иерей Евгений Свидерский
7 МАРТА 2011 (Понедельник) 11:34:46 На вопросы о Великом посте газеты «Комсомольская правда» ответил ответственный по связям Белорусского Экзархата со СМИ иерей Евгений Свидерский. С понедельника у православных начинался Великий пост - самый долгий и строгий в году. - Пост начинается с понедельника, 7 марта. Остался завтрашний день, как его провести? - Завтра Прощенное воскресенье. Пост нужно начинать с того, что простить обидчиков, примириться с теми, с кем враждовали. Если прощаете вы, то и Господь простит прегрешения ваши. Бывает, что извиняться нужно именно лично. Но есть случаи, когда мы в своей душе должны попросить прощения у человека, к которому относимся недружелюбно, даже если мы не давали ему повода понять это. То, что мы скрываем в глубине души, ранит, прежде всего, нас самих. Мы должны в мире с собой начинать пост. - Есть традиция и звонить, и при встрече просить прощения… - Думаю, это хорошая традиция. Если это не вызывает смущения, раскрывает нас с той стороны, что мы любим друг друга, и слово «прости» говорит «ты мне нужен». Хорошо, что этот день есть, но лучше, если виновен, просить прощения сразу. - А вечером делают ли какой-то ужин особенный, все же пост? - Есть не очень хорошая традиция наедаться перед постом, как в последний раз. В воскресный день стоит зайти в церковь, в этот день вспоминают изгнание Адама и Евы, вспоминают о прародительском грехе. И устраивать в этот день пир не правильно. Нужно настраиваться на то, чтобы умерить желания. Завтра будет только труднее, если в последний день поста чрезмерно насытить желудок. «Гастрономическая» часть поста не должна быть главной!» -- Так что же можно, а что нельзя есть во время поста? -- Я понимаю, что гастрономическая сторона поста больше всего интересует людей, которые или только становятся на путь воцерковления, или сочувствуют тому, что предписывает церковный устав. Но нужно быть осторожным. Пост вне церкви – это не пост. Мы – образ и подобие Божие, или, как говорится, мы – икона Бога, и цель поста – восстановить в себе тот образ, который в нас заложен. Мы должны всмотреться в свою душу, спросить свою совесть, вспомнить Евангелие, чтобы воскресить в сознании образ Христа. А пост телесный нам нужен для того, чтобы духовные движения стали более явными. Пост и молитва – это крылья, на которых мы поднимаемся выше к небу. И уделять внимание только одной стороне поста, гастрономической, это лететь на одном крыле. Если человек во время поста ни разу не зашел в храм, не причастился ни разу, то вряд ли он сможет испытать настоящую духовную радость в день Пасхи. Его чувства будут совсем иные. Кровь и плоть иногда делают наши духовные переживания очень обманчивыми. Во время поста мы сопереживаем тем событиям, о которых говорится в церковных песнопениях, готовимся встретиться с Христом в праздник Его Воскресения так, чтобы радость Пасхи ощущалась в нашем сердце. Во время поста не менее важно, чем воздерживаться от скоромной пищи, бывать в церкви, приобщаться к её богослужениям, совершать добрые дела, посещать больных, оказывать помощь детским домам. Это время, чтобы приобщать к Церкви своих детей. - Что же делать? Как правильно начать пост, провести его? Когда смотришь на этот календарь, становится страшновато… - Как правильно провести пост, что должно быть на столе - лучше всего задавать вопросы вашему духовнику. Если еще не нашли его, то стоит поговорить с тем священником, что служит в ближайшем храме. Хотя священник все за вас решить не может. Пост – дело индивидуальное. Тот пост, что предписывается в церковных календарях – это монашеский пост. Он пришел в нашу церковь еще в XI веке, и был воспринят людьми как канон. Это высота, к которой мы должны стремиться. Богословы и священники призывают, чтобы пост был для каждого составлен, исходя из его духовного состояния, материальных возможностей, физического здоровья и тех обстоятельств, в которых он находится. Многие занимаются тяжелым физическим трудом, и восстановить силы той скудной пищей, которая предписывается монашеским уставом, невозможно. С другой стороны, человек может решить, что он недолжным образом постится, это приведет в смущение его душу. Нужно самому определить меру поста, которая ему по силам. И попросить у священника благословения на послабление в посте. А затем, не смущаясь, поститься по мере сил. Мирянам хочется пожелать, чтобы они не брали чрезмерно высоких планок, а приходили к священнику и советовались. - Но есть дни, в которые нужно поститься с большей строгостью? - Да, это первая неделя поста, третья неделя, ее называют Крестопоклонная, и Страстная неделя, она проходит в память о последних днях земной жизни Спасителя. Отказ от мяса, молока – это то, что все знают. Мы советуем в эти недели также отказываться от рыбы. В эти дни более строгого поста рекомендуется почаще бывать в храме. Первую неделю читается канон Андрея Критского, покаянные молитвы отличаются особенной глубиной, и настраивают на весь период поста. Люди даже берут отпуск на свой счет, хотя бы пару дней, чтобы бывать в храме. - Кому не положено поститься слишком строго? - Послабления в посте необходимы людям, которые страдают болезнями пищеварительного тракта, или болезнями, при которых предписана особая диета. Беременным и кормящим женщинам. Людям, занятым тяжелым физическим трудом и тем, кто занят тяжелой умственной работой. Также тем людям, которые начинают пост в первый или во второй раз, и не имеют достаточного опыта. - А детям поститься можно? С какого возраста?-- Детям не рекомендуется поститься, если ребенок не сознает цели поста. Когда ребенок еще не причащался, не приходил в храм, призывать ребенка к посту не нужно. Иначе в сознательном возрасте у него будет негативное отношение к посту из-за того, что он был принудительным. И не нужно сразу отказываться от мясной и молочной пищи. Ребенок должен принести в жертву то, что стало его страстью, в чем он злоупотребляет. Компьютерные игры, сладости… И эта жертва должна быть ради Бога. Кстати, назначать пост ребенку должны именно родители, священник может только дать благословение. - Тем, кто постится первый-второй раз, что посоветуете? Им ведь сложнее… - Универсальности нет, пост – дело индивидуальное. Но некоторые советы есть. Помните, что пост – не только отказ от каких-то продуктов. Это также и ограничение количества пищи. Можно пресыщаться и пищей постной, и даже развращать свой вкус, она может быть изысканной и разнообразной. Если мы проводим много времени на кухне, чтобы приготовить постную пищу, это не пост. Человек должен думать в этот период не о пище, а о Боге… Я посоветую идти постепенно. Например, в первый прием пищи на одну ложку съесть меньше, во второй – на две… Мы должны добиться того, чтобы не испытывать пресыщения после приема пищи, не есть больше необходимого. Нужно решить, сколько нужно приемов пищи. Одни едят почаще, другие два раза, но помногу. Первым нужно посоветовать придерживаться строгости: есть четыре или пять раз понемногу, и отучить себя от пристрастия лишний раз сходить на кухню и еще кусочек положить в рот. А те, кто наедается, тем лучше три-четыре раза в день есть, но поменьше. И помните, что «гастрономическая» составляющая поста не должна быть на первом плане! Иначе получается, что такой «постящийся» приходит домой с работы, голодный, если ужина нет, ругается с женой, в доме скандал... Лучше сала с хлебом съесть или что другое под рукой в таком случае, чем проводить пост в сварах, создавать негативную атмосферу дома. - Я прочитала, что вообще раз в день во время поста есть… - Это тоже относится к монашескому уставу. Его строгость необходима в первую очередь для монашеской общины. Для мирян пост должен устанавливать для себя сам человек, советуясь со священником. - Приведу пример, человеку нельзя без масла, у нее больной желудок. И один священник дал благословение на нарушение поста, а другой сказал «я вам не врач…» - Во-первых, это не нарушение поста, а послабление. Мы не нарушаем пост, потому что монашеский пост для нас не обязателен. Во-вторых, когда священник рекомендует посоветоваться с врачом, он совершенно прав. Человек не должен искушать такими вопросами священника. Он должен поговорить с врачом, подумать сам, а затем прийти к священнику.Не нужно необдуманных решений в назначении себе поста. - Сложно бывает отказаться не только от мяса, молока. Вот у меня девушка знакомая съедает шоколадку в день, и заранее расстраивается, что этого в пост нельзя. Что делать? - Пост – это период борьбы со своими страстями. Они нам мешают ясно смотреть на Бога, Его слышать и видеть. Человек сам должен определить, с какой страстью бороться в первую очередь. Если это страсть к сладкому, то тоже должен определить меру. Например, на первой неделе себя ограничить, на второй неделе попытаться еще немножко меньше съесть сладостей... Нужно тренировать волю. И если после поста с остервенением набросимся на шоколад, можно сказать, что в посте мы совершенно не преуспели… Чаще всего потому, что надеялись лишь на себя и не обращались к Богу. На собственном опыте могу сказать. Когда я пришел к вере, в первый мой пост мне посоветовали – откажись от сладостей. Я их любил, и поначалу было сложно… А к концу поста я потерял интерес, и до сих пор не понимаю, как можно так любить есть сладкое. Но для этого я часто бывал в храме, читал молитвы, исповедовался, причащался. Бог, видя наши старания преодолеть какую-либо страсть, освобождает нас от этого плена. - Во время поста есть дни, когда разрешены рыба, икра… - Не нужно, особенно мирянам, так обращать внимание на то, когда разрешаются рыба, икра. Иначе бывает, человек весь пост ждет, пока можно будет есть рыбу, видит этот день, рисует образ блюд, закупает икру… Он согрешает в уме, ведь чревоугодие - это и чрезмерное желание пищи. Мирянам рекомендуется обходиться без рыбы и морепродуктов в строгие дни – три недели, что я называл, и в среду и пятницу. В остальные дни рыба и морепродукты могут быть включены в рацион. - Но есть люди, которые выдерживают монашеский пост? - Достаточно много таких людей. Большинство – люди воцерковленные. До какой степени поститься – дело опыта. До изнеможения нельзя себя доводить. Мы идем к высоте монашеского поста, и постепенность достижения этой высоты – в испытании своих физических и духовных сил. Например, поститься первую неделю как предписывает устав, но добавляя растительное масло. Если через три дня чувствуете резкий упадок сил, то без рыбы не обойтись. Следующую строгую неделю снова пойти на эту попытку, и, может быть, только на четвертый день почувствуем, что нужно добавить рыбу. Главное, чтобы в человеке было стремление, борьба со своими плотскими желаниями, чтобы мы покорили плоть духу – это главная цель телесной стороны поста. «Праздники и развлечения в пост лучше исключить» - Вино также в выходные разрешается… Но никакой другой алкоголь? - В пост нужно ограничить себя в принятии алкоголя. И это может быть шанс для тех, кто пристрастился, может быть, незаметно для себя, к алкоголю. - Что делать с праздниками? - Есть моменты, когда речь идет не о нарушении поста, а об уважении ближнего, о любви к нему. Например, у человека, который не осознает еще необходимость поста, юбилей. И отказать, не прийти – значит оскорбить. В этом случае, думаю, нужно не кичиться, а с благодарностью принимать все, что подается на стол, но не поддаваться лукавству: раз пригласили – можно есть без меры. Предлагают мясное – возьми, но сам не бери. Предлагают немного вина – выпей, но сам не проси. Это и будет постом. - На второй день поста приходится 8 Марта. Праздник спорный, с коммунистическим прошлым, но сейчас его воспринимают просто как дань уважения женщинам… - В христианской традиции нет почитания этого праздника, скажем откровенно. По моему мнению, если у человека в семье есть традиция дарить подарки в этот день как свидетельство любви, и люди ждут внимания, то отказывать им не нужно. Но нарушать пост в связи с этим не рекомендуется. Чувства постящегося тоже должны уважаться. - И что еще во время поста не рекомендуется? Развлечения, походы в кино, в театр, на дискотеки? Шоу по телевидению, компьютер как развлечения? - Развлечения желательно исключить в период поста. Кроме моментов, когда не почтить какой-то праздник будет оскорблением для другого, или если это необходимо в связи с должностными обязанностями человека. Если о телевизоре говорить, то не будет грехом быть в курсе событий, то есть не нужно исключать новости, а вот от фильмов и развлекательных программ стоит отказаться. - Отношения мужа и жены, тоже ведь есть какие-то ограничения? -По поводу воздержания супружеского всегда были споры. Но два человека, которые соединены браком, способны сами разрешать такие вопросы. Всем нам предписанием должны быть слова апостола Павла в его Послании к коринфянам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве. А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» Если, например, один супруг верующий, другой нет, и одна сторона уклоняется из-за периода поста, то последствием этого может быть охлаждение в любви между супругами. Все же нашей целью остается поддержание таких отношений в семье, чтобы брак не распадался, а укреплялся. Потому это дело супругов, какую меру назначить в супружеской жизни, чтобы это было по силам. И тут благословения брать не нужно. Необходимо стремиться к полному воздержанию, и воздерживаться в самые строгие периоды поста. Это тонкий вопрос, и когда подходят к нему неправильно, это может грозить распадом брака. /sobor.by/ (просмотров 4627) |
Новости разделов: