Портретная галерея святых новомучеников и исповедников Минской епархии. Митрополит Минский и Белорусский Мелхиседек (Михаил Паевский; 1878-1931)
26 АПРЕЛЯ 2024 (Пятница) 10:08:08 В Минске, в приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" работает Галерея портретов подвижников и святых новомучеников Белорусской Православной Церкви. Портал Sobor.by запускает серию материалов о каждом из святых новомучеников, портреты которых размещены на стенах галереи.Размещается экспозиция, прортреты верных тружеников на ниве Христовой и святых новомучеников, прославленных Белорусской Православной Церковью решением Святого Синода от 12 декабря 1999 года, в учебном корпусе прихода, где работает воскресная школа, Минское духовное училище, школа катехизаторов и школа звонарей. Галерея открыта ежедневно по адресу: Минск, ул. Притыцкого, 65. Среди новомучеников более всего тех, кто был репрессирован, расстрелян или замучен в лагерях в 30-е годы, особенно - в известном 1937-ом. Эти репрессии обычно называют "сталинскими". Но не менее жестокими и беспощадными были репрессии начиная с 1918 и в начале 20-х годов, которые можно назвать "ленинскими". Читайте также: "История прихода в датах". 1999 год: Галерея портретов подвижников и святых новомучеников Белорусской Православной Церкви в учебном корпусе прихода "Всех скорбящих Радость" Автором галереи является член Белорусского союза художников, искусствовед, художник, публицист Любовь Николаевна Громыко Громыко Любовь Николаевна окончила Московское художественное училище, Московский государственный университет имени Ломоносова, исторический факультет, отделение искусствоведения. С 1991 года Любовь Николаевна преподавала в Воскресной школе прихода Христианскую эстетику и историю Православной Церкви. Награждена орденом Святой Равноапостольной Княгини Ольги III степени. В 2015 году Любовь Николаевна Громыко скончалась. Идея создания портретов Идея создания таких портретов родилась у Любовь Николаевны Громыко в 1996 году, когда газета "Церковное слово" стала регулярно публиковать материалы историка и священника Федора Кривоноса, который в течение длительного времени исследовал архивы НКВД, отыскивая в них документы о священнослужителях, репрессированных в 20-30-е годы прошедшего века. Федор Кривонос в некоторых случаях сталкивался с полным отсутствием фотодокументов. Самыми значительными находками были тюремные отпечатки - в профиль и в фас. В других случаях удавалось найти старые семейные фотографии. Художник Л.Н. Громыко старалась использовать все возможности - как, например, постепенное увеличение образа, портретируемого с размера чуть более сантиметра по вертикальной оси до необходимого для написания его в натуральную величину - 18-20 см. По ничтожно малому и лишенному резкости отпечатку вообще невозможно было представить, каким же был этот неповторимый живой человек. А именно такая задача стояла перед живописцем - проявить из небытия, сделать реально присутствующими в нашей сегодняшней жизни подвижников и святых мучеников Церкви. Сегодня мы открываем серию материалов о новомучениках и исповедников Минской епархии. Первая публикация посвящена Михаилу Паевскому, будущему Митрополиту Минскому и Белорусскому Мелхиседеку. Митрополит Минский и Белорусский Мелхиседек (Михаил Паевский; 1878-1931) Мелхиседек (в миру Михаил Львович Паевский (1878 — 1931 гг.) — белорус, родился в деревне Витулино тогдашнего Люблинского воеводства. Учился в монастырской школе, затем духовной семинарии. После окончания Казанской Духовной Академии в 1904 году иеромонах Мелхиседек был направлен в Могилев, где преподавал в Могилевской Духовной семинарии. В конце 1905 года стал исполнять обязанности игумена Могилево-Братского Богоявленского монастыря и благочинного над мужскими монастырями: Белыницким, Охорским, Оршанским, Неклюдовским. 18 декабря 1906 года Священный Синод утвердил его в качестве игумена Братского Богоявленского монастыря и епископ Могилевский и Мстиславский Стефан торжественно вручил ему игуменский жезл. 24 января 1907 года игумен Мелхиседек переведен в Белыничский монастырь в сане архимандрита. 22 сентября 1907 года по решению Священного Синода архимандрит Мелхиседек уехал из Могилева в Тавридскую епархию, где служил в качестве игумена Херсонского Свято-Владимирского монастыря. До первой мировой войны Мелхиседек находился в Крыму и был рукоположен в епископа Таврического, затем архиепископа Астраханского, был в Тифлисе. В 1917 году Мелхиседек являлся епископом Ладожским, викарием Петербургским. Участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В самом конце 1918—начале 1919 гг. епископ Мелхиседек получил назначение в Минскую епархию и стал епископом Слуцким, викарием Минским. Весной 1918 года Белоруссия была оккупирована немецкими войсками. 10 декабря 1918 года Красная Армия заняла Минск и утвердила советскую власть. Весной 1919г. Минск был занят польскими войсками. В условиях польской оккупации епископ Мелхиседек защищал интересы православных Минской епархии: в сентябре 1919 года в Минском Кафедральном Петропавловском соборе он встречался с главой польского правительства Пилсудским. По некоторым данным Пилсудский предлагал епископу Мелхиседеку возглавить будущую Польскую Автокефальную Православную Церковь. От предложения епископ Мелхиседек отказался. К моменту прихода советских войск в Минск, между сентябрем 1919 и летом 1920 гг. Мелхиседек де-юре стал правящим иерархом Минской епархии — епископом Минским и Туровским Избрание епископа Минского и Туровского Мелхиседека на правящую должность митрополита Белорусского и Минского произошло 10/23 июля 1922 г. при участии всего городского духовенства и представителей (до 60 человек) сельского духовенства, при стечении верующего народа в Минском Петропавловском Кафедральном Соборе. Мелхиседек, митрополит Минский и Белорусский, обратился в 1922 году с воззванием к пастырям и мирянам Православной Белорусской Церкви. В обращении говорилось о необходимости возвращения автономии Белорусской Православной Церкви, которая принадлежала ей ранее и вызывается особенностями народного быта и культуры. Образование автономной Советской Белорусской Республики, указывалось в воззвании, является предпосылкой для церковной автономии, т.е. утверждается государственно-территориальный принцип автономии. На этом съезде было установлено правило, согласно которому Минский архиерей является руководителем Православной Церкви в Белоруссии. Это правило осталось до сегодняшнего дня. Восстанавливались епископские кафедры в Слуцке, Бобруйске, Турове. Создавался новый орган — Церковное Управление Белоруссии (ЦУБ) под председательством митрополита. ЦУБ должен был действовать до выработки и утверждения в законно-каноническом порядке положения об управлении Белорусской автономной Церковью. В первой редакции воззвания митрополита Мелхиседека от имени управления Белорусской Церкви объявлялось о духовном единении, союзе мира и братского общения и взаимном сыновнем соподчинении Всероссийскому Поместному Собору. Акт Провозглашения Белорусской Митрополии в 1922 году являлся выражением церковного инстинкта самосохранения и прогрессивного течения религиозной мысли. Митрополит Мелхиседек стремился к миру церковному, всегда призывал к любви и миру гражданскому. В 1924 году в Могилеве состоялся обновленческий Белорусский областной церковный собор. Собор утвердил Положение Белорусской церковной области и окружных церковных управлений, избрал Белорусский Православный Священный Синод и Белорусского Митрополита. В результате решений обновленческого собора сложилась ситуация, когда в Минске управляло 2 митрополита. Обновленческий митрополит Владимир обратился к митрополиту Мелхиседеку с предложением приостановить титулование Мелхиседека Белорусским митрополитом. Митрополит Мелхиседек отказался от каких-либо контактов с обновленцами. В августе 1923 г. митрополит Мелхиседек был принят в каноническое общение с патриархом Тихоном. В жизни митрополит Мелхиседек был аскетом, ограничивал себя во всем житейском и мирском. Доходы его были ниже прожиточного минимума, поэтому даже советская власть освободила его от налогов. Жил митрополит в скромной небольшой комнате. Все незначительные поступления в казну Православной Церкви он распределял среди беднейшего духовенства и верующих. Митрополит Мелхиседек поддерживал семьи арестованных и репрессированных священников. Советская партийно-властная структура, включая "компетентные органы" — ГПУ — занялась "вплотную" Мелхиседеком в 1922 году, когда он был избран митрополитом. В 1923 году митрополит Мелхиседек находится на домашнем аресте. Власти санкционировали обновленчество и пытались внести раздор в отношениях между обновленцами и митрополитом Мелхиседеком. В июне 1924 года было начато уголовное дело,в отношении митрополита, а в июне 1925 — судебный процесс по ложному обвинению в массовом сокрытии от конфискации церковных ценностей. Это было надумано т.к. епископ Мелхиседек издал ранее послание в апреле 1922 года , в котором призывал к добровольной сдаче всех церковных ценностей, кроме сакраментальных, чем сохранил жизнь многим белорусским священникам. Семь дней длился процесс над митрополитом Мелхиседеком и его соратниками. Присудили к трем годам лишения свободы, условно. В конце ноября 1925 года митрополит Мелхиседек был вызван в Москву, откуда после нахождения в Бутырской тюрьме, отправлен в Сибирь. Поскольку он был условно осужден на три года, его отправили на Мариинское спецпоселение для выполнения тяжелых унизительных физических работ К весне 1927 года митрополит был освобожден и назначен архиепископом Красноярским. 23 мая 1927 года митрополит опять был задержан, а 4 июня арестован в Москве "за использование религиозного настроения масс в антисоветских целях". 17 сентября 1927 г. митрополит вновь был освобожден из тюрьмы. В 1930 году митрополит был вызван в Москву и избран в Священный Синод Русской Православной церкви. Митрополит Мелхиседек после всех ниспосланных на него нелегких испытаний умер в Дорогомиловском соборе Москвы перед богослужением 17 мая 1931 года, не изменив ни вере, ни убеждениям. Компромиссы этому человеку были не присущи Белорусский архипастырь вначале был похоронен в Москве, на Кузьменках, затем перезахоронен на Преображенском кладбище. На похоронах присутствовали представители Минской епархии. Подобно библейскому Мелхиседеку, Митрополит Минский и Белорусский Мелхиседек пребывает в сердцах православных первосвященником земли белорусской во веки веков. / sobor.by/ (просмотров 3218) |
Новости разделов: