BEL ENG DEU FRA

«Покаяние и изменение себя - это самая трудная работа». Священник – о духовной брани

 
  
21 МАРТА 2017 (Вторник) 13:24:28
Для православных христиан Великий пост – традиционно время покаяния, духовная весна, время усиленной борьбы со грехами и страстями. О том, как в этом духовном делании найти правильные ориентиры, в интервью Sobor.by согласился рассказать клирик минского Радосте-Скорбященского прихода протоиерей Владимир Шичко.

О настоящем покаянии

Я сам ещё не покаялся, поэтому я не знаю, какое оно – настоящее покаяние. Я только знаю, что цель нашей жизни – это покаяние, Господь Адама и Еву изгнал из рая на покаяние. Мы от них родились, наследовали от наших предков грехи, страсти. Все они у нас есть – семь известных в Церкви страстей. Один святой отец сказал: "Нет ни одной страсти, от которой бы я был свободен". Освободить нас от грехов и страстей может только Господь, если Он видит наше искреннее желание и труды для этого. Сами мы не можем победить грех в себе, наша природа греховна. Но когда Господь видит, что мы боремся с грехом, прикладываем наши умственные и телесные силы, падаем и опять встаём, Он помогает.

Один послушник как-то пришёл к духовному отцу жаловаться: отче, я пал! – Пал, так поднимайся! Потом снова жалуется: я опять пал! – Так опять поднимайся! – Но я опять упал! – Даже если тысячу раз падаешь, и в тысячный раз поднимайся и опять борись с грехом.

Такая наша природа, что для нас самих это не так просто. Поэтому отцы и говорят, что Бог будет судить нас не за то, что мы грешили, а за то, что мы не боролись с грехом. Согрешают все, ошибаются все, и ум наш подвержен этому, и тело у нас больное, но мы должны бороться с грехом. Каждый должен бороться со своими страстями, они у всех одинаковые. Есть восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, печаль, тщеславие и гордость, и для каждого человека свойственны они все. Но есть и самые главные: один любит хорошо покушать, попить, второй кинулся в блуд, третий любит деньги, четвёртый, чуть что, бросается в драку. Есть ещё духовная ловушка, когда человек победил какие-то страсти с помощью Божией и начинает возвышаться над другими – вот, они, например, пьяницы, а я не такой.

Духовная брань – как круговая оборона: со всех сторон искушают нас злые духи, а нам с помощью Божией надо бороться. Поэтому покаяние – это дело всей жизни. Отцы говорят, что покаяние можно начать, но его нельзя закончить. И умирать надо в состоянии покаяния, каяться всё время.

Один святой отец, по-моему, Сисой Великий, всю жизнь прожил в пустыне, и в конце Господь прислал ангелов забрать его душу. Когда ангелы пришли, он молился – Господи, дай мне ещё время, я не уверен, положил ли я начало покаянию! Душа чистая видит в себе малейшие детали, какие-то чувства, и тогда стыдно, что приняли тот или иной помысел, например. Чистота бесконечна, Господь всесвят, и сколько бы мы ни стремились, Бог – недосягаемый для нас образец. Но мы должны к нему всё время стремиться. Как сказал Паисий Святогорец, Бог – бесконечный ум, и сколько бы люди и ангелы ни развивались, они бы никогда не приблизились к Богу, но расти и развиваться они будут всегда. В этом радость, творчество и победа над грехом.

Покаяние и изменение себя – это самая трудная работа. Молитва – это самый тяжёлый труд, легче и землю копать, например. В молитве нет отдыха, перерыва на обед, отпуска, праздников или выходных. Мы должны всё время осознавать, что мы изгнаны из рая на землю, и мы здесь находимся для покаяния. Всё остальное, что мы делаем в миру, хорошо и нужно, Бог нас обязал это делать, но это второстепенно. Бог каждому дал свои обязанности, их надо исполнять, но самое главное – то, что Бог на нас смотрит и ждёт, чтобы мы менялись. Это очень трудно, душа наша греховная падка на эти страсти. Покаешься, причастишься – и на душе станет легче, но из опыта известно, что потом идут искушения. Злые духи нас же не оставляют, их задача – нас погубить. Они нас караулят, вылавливают, искушают человека на все грехи, стараются лишить его благодати. Это война, а мы должны стоять в Боге, удерживаться. Бог не попускает нам ничего сверх сил. Если мы согрешаем, падаем, то это по нашей распущенности, по маловерию, по отсутствию страха Божия и забвению. Опять надо каяться, бороться. Господь заповедь дал: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и за всё благодарите". Всё, что Бог попускает, надо принимать с благодарностью, без уныния и печали, ведь это часть продолжающейся духовной брани.

Найти силы на духовную брань

Мы силы на брань нигде не найдём, кроме как у Бога. Всё нам даёт Господь: и нас самих сотворил, и даёт нам силы – физические и духовные. Но Он хочет, чтобы мы это просили, Он сказал: "Яко без Мене не можете творити ничесоже". Лежит в постели больной человек и даже перевернуться сам не может – болеет, нет физических сил. А бывает так, что нет духовных сил, и тогда всё надо просить у Бога.

Оптинские старцы учили: когда на тебя идут искушения, тебе тяжело, и ты не можешь их сам перенести, надо вопить: "Господи, дай мне благодать! Господи, помоги! Господи, спаси и сохрани!". Бывают в духовной жизни такие искушения, что даже молиться трудно, "Отче Наш" не прочтёшь. Только сил хватает крестом себя осенить, сказать – Господи, спаси, помоги, я погибаю! Когда утопающий тонет, он же не говорит – прохожие, пожалуйста, подойдите сюда, спасите меня. Он просто кричит изо всех сил – спасите! Так и мы должны к Богу вопить.

Однажды Антоний Великий обратился к Богу: "Господи, бесы обнаглели, бьют меня, неужели Ты не видишь? Помоги!" И они тут же исчезли. Господь говорит: "Ты же Меня не просил, ко Мне не обращался, но теперь Я всегда с тобой". Маленький ребёнок, когда ему что-то не нравится, холодно или хочется кушать, кричит, и мама тут же бежит к нему. А если дитя не плачет, мать не поймёт. Поэтому и мы должны звать Бога, конечно, и Матерь Божию, ангельские силы, всех святых. А сами по себе мы – добыча злых духов. Когда искорка вылетает из костра, её сразу сжирает тьма, но сам огонь пылает и греет, и волки не подходят к огню. Так и человек, когда с Богом, защищён благодатью Божией.

Ум нужно посвящать Богу

Надо всё время молиться, но это тяжело, это самый тяжёлый труд. Люди соглашаются делать что угодно, только бы ум свой занять хоть чем-то. А Господь сказал: отдай кесарево кесарю, а Божие – Богу. Ум нужно посвящать Богу, то есть помнить о Боге, помнить, что он на нас смотрит, и отвечать Ему. Как? Непрестанной молитвой. Это очень трудно, но потихонечку надо себя всё время заставлять. Читаешь афонских старцев и видишь, что для них молитва – это счастье, благодать и блаженство, всё остальное превращается в прах и пепел. Но вначале молиться тяжело. Всякое дело начинать тяжело, но потом становится легче. Вроде бы легче, но потом, как пишут отцы, приходят другие трудности.

Церковная жизнь трудна. Приходя в церковь, человек берёт на себя ответственность, что надо исполнять всё церковное, посты соблюдать, раз в неделю приходить на службу, делать добрые дела, выполнять молитвенное правило, смиряться перед другими. А если человек явный грешник, он покается. Так и разбойник на кресте рядом с Богом покаялся и первый вошёл в Царство Небесное, а про праведников, которые его осуждали, ничего не слышно. Где они? В раю? Хорошо, если так. Фарисей тоже говорил: я не такой грешник, как мытарь, я и пощусь, и молюсь, деньги жертвую. А спасся ли он? Мягко говоря, неизвестно.

Беседовала Надежда Филипчик.

/ sobor.by/

(просмотров 2367)




Новости разделов:

Интервью

14 ИЮНЯ 2018
Исполнить принцип любви. Врач и священник – про донорство крови
18 МАЯ 2018
«Живая игра с человеком - прекрасный вариант досуга!». Беседа о настольных играх с главным миссионером БПЦ
9 МАЯ 2018
Священник: "Для меня сейчас два главных праздника – Пасха и День Победы"
4 МАЯ 2018
«Эти дети не должны страдать». Как принять диагноз ДЦП и всегда ли страшна инвалидность
24 АПРЕЛЯ 2018
«Заповедь о любви к ближнему имеет предел». Разговор о пастырском выгорании
11 АПРЕЛЯ 2018
Проповедовать Христа до конца Вселенной. Как живут и молятся православные на другой стороне Земли
29 МАРТА 2018
Что означает модный обычай повязывать на руку красную нить? Рассказывает сектовед
21 МАРТА 2018
"Самый главный подарок – это сердце". Интервью с о.Андреем Лемешонком про фестиваль "Радость"
21 МАРТА 2018
«Я благодарна Господу за этот крест». Рассказ мамы молодого человека с синдромом Дауна
16 МАРТА 2018
Родительская суббота: зачем идти на богослужение и как помочь усопшим? Отвечает священник
1 МАРТА 2018
«Каждый из нас может достигнуть святости». Кого канонизирует Церковь и в чём смысл почитания мощей
22 ФЕВРАЛЯ 2018
Высокая музыка – это последняя ступенька перед молитвой. Интервью о «Великопостных концертах» с монахиней Иулианией (Денисовой)
  Церковь и общество

14 ИЮНЯ 2018
Исполнить принцип любви. Врач и священник – про донорство крови
7 ИЮНЯ 2018
Полоцк отпраздновал память преподобной Евфросинии
7 ИЮНЯ 2018
В Минске православные "рыцари XXI века" отпраздновали 20-летие своего клуба
6 ИЮНЯ 2018
9-10 июня в Минске состоится встреча участников "Христианского фонда молодёжных программ "Вместе на планете"
4 ИЮНЯ 2018
Митрополит Филарет награждён медалью "Священномученника пресвитера Владимира Хираско" I степени
4 ИЮНЯ 2018
У православных начался Петров пост
1 ИЮНЯ 2018
Расписание лекций курсов "Свет Православия" на первую половину июня
1 ИЮНЯ 2018
Пленэр "Святость земли Белорусской" собрал художников из четырёх стран
1 ИЮНЯ 2018
Шотландия: учёные надеются явить миру потерянный монастырь, основанный сестрой древнего святого
31 МАЯ 2018
Возобновила работу благотворительная телефонная линия Союза сестричеств милосердия
29 МАЯ 2018
Прочувствовать единство друг с другом, с природой, с Творцом: в приходе Николая Японского состоялся "Траецкі фэст"
29 МАЯ 2018
В праздник Святого Духа Патриарший Экзарх возглавил Литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.