«Победа над смертью – это прежде всего победа духовная». Беседа о Воскресении с французским богословом
29 АПРЕЛЯ 2017 (Суббота) 20:52:08 Жан-Клод Ларше – известный французский православный богослов, доктор философии, патролог и писатель. В интервью на тему Воскресения, которое появилось в пасхальные дни в румынском издании Lumina de Duminică, господин Ларше рассказывает о патрологическом взгляде на Воскресение, а также раскрывает смысл этого события для каждого из нас. Публикуем первую часть интервью. - Ни одна религия, кроме Христианства, не говорит о Воскресении. Что Воскресение Христа означает для древнего языческого мира и как Святые Отцы освещали это событие в своих трудах? - Утверждение о воскресении мёртвых является кардинально новым по отношению к доминирующим учениям того времени, среди которых одним из основных был платонизм. Платонисты придавали значение только душе и считали, что жизнь после смерти может существовать исключительно как жизнь освобождённой от тела души, которое больше не было для неё тюрьмой, как во времена её земного существования. Христианские антропологи всегда учили, что человек состоит из души и тела, которые соединены в нём неотделимо. Тело так же ценно, как и душа, поскольку оно тоже сотворено Богом, по Его образу, и призвано участвовать в духовной жизни, принимать Божественную благодать и даже быть обоженным. Такое повышение значения тела как составляющего человеческой природы подтверждается и на более высоком уровне тем, что когда Слово, Сын Божий, воплотился, Он принял не только душу, но и тело. Про это духовное измерение, эту способность к обожению когда-то говорил и апостол Павел: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6, 19-20). Такой взгляд на человеческую природу защищали ещё первые Отцы Церкви (в особенности святой Ириней) в дискусии со сторонниками платонизма и гностицизма, у которых было ложное представление о ничтожности тела. В 14 веке основы христианской антропологии защищал и святой Григорий Палама, который особенно подчёркивал участие тела в духовной жизни с её первых шагов, аскезы и молитвы, до её вершины – боговидения, и то, что тело подвергается обожению настолько же, насколько и душа. Веру в воскресение защищали ещё первые Отцы Церкви в полемике с мудрецами того времени, которые считали её скандальной и поднимали на смех. Этому посвящён апологетический труд Оригена "Против Кельса", и в особенности трактат Афинагора Афинского "О воскресении мёртвых". - Казалось, что на Кресте жизнь была поглощена смертью, но, как известно, во Христе нет смерти. Что мы можем сделать, чтобы смерть больше не имела к нам отношение, чтобы мы стали подобны Христу и смерть больше не находила в нас пристанища? - Победа над смертью – это не только, как иногда думают, победа физическая, то, что обнаружится в будущем воскресении. Это прежде всего победа духовная, которую мы ощущаем уже сейчас: Христос на кресте преодолел ту власть, которой смерть обладала над нами через внушаемый ей нам страх, и ту силу, которую имеет над нами дьявол, используя этот страх. Об этом говорил сам апостол Павел, утверждая, что Христос, приняв наше естество, должен был "избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству" (Евр. 2:15). Святой Иоанн Златоуст также говорил о том, что люди сознательно подвергаются воздействию страстей в попытке жить более ярко и убежать от смерти, но это, конечно, двойная иллюзия. Эти идеи находят свою основу и в словах апостола Павла, который перед лицом победы Христа над смертью восклицает: "Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?" (1 Кор. 15:55). Объединившись во Христе, мы можем благодаря Ему это принять: не только победить физическую смерть через будущее воскресение, но и стать через это свободными от наших страстей, которые привязывают нас к нашей земной жизни и этому миру. - Воскресение совершает коренное изменение в нашей падшей природе, давая нам удивительную возможность освящения через смерть. В Румынской Православной Церкви 2017 год будет посвящён воспоминанию о тех, кто свидетельствовал о Православии во время гонений коммунистической эпохи. Как смогли те люди, преодолев страх и физические мучения, освятить свою собственную смерть? Что значила смерть для них? - Я не знаю, можно ли говорить о том, что имело место освящение смерти. В пасхальном тропаре сказано "смертию смерть поправ", про своеобразную "смерть смерти" говорит и святой Иоанн Златоуст. Это означало прежде всего уничтожение всего того, что превращало смерть в небытие. Смерть больше не конец существования, она превратилась лишь в точку перехода от одной жизни к другой. Что касается мучеников, то они представляют для нас пример христиан, которые смогли благодаря вере в Христа и близкому союзу с Ним превзойти страх страданий и смерти. У страданий и смерти, как и у дьявола и грехов, не было больше власти над ними. Мученики выступили против них смело и по доброй воле. Кроме того, каждый христианин также призван совершать нечто подобное, налагая на себя аскетические ограничения, что некоторые Отцы считают своеобразным постепенным мученичеством. Аскетика позволяет нам приблизиться к пониманию страдания благодаря добровольным формам ограничения и отказа от чего-либо, а также из-за нежеланных нами трудностей, которые на нас налагает наше земное существование, например, болезней, но которые мы принимаем по доброй воле. Аскетика также помогает нам познакомиться со смертью, с тем, что Святые Отцы называют "память смертная", и с процессом "умерщвления" ветхого человека (Рим. 6:6, Еф. 4:22). Это человек, подчинённый уловкам своих страстей, тому, что от него хочет общество и его собственная физическая природа. Продолжение следует. / sobor.by/ orthodoxie.com (просмотров 3063) |
Новости разделов: