BEL ENG DEU FRA



Отец Роман Артёмов: «Каждый из нас несёт на себе ответственность за тех, кто приходит в храм»

 
  
7 ОКТЯБРЯ 2016 (Пятница) 17:06:04
Есть темы, о которых в Церкви вспоминают не так часто. Одна из них – проблема маловерия и кризиса веры, с которой рано или поздно сталкивается каждый православный христианин, а также проблема отхождения людей от Церкви. Почему люди покидают общину, как пережить кризис веры и как помочь своему ближнему сохранить стремление к духовной жизни? Отвечает клирик минского храма равноапостольной Марии Магдалины иерей Роман Артёмов.

– Почему люди отходят от Церкви? Причин может быть много. Может, например, присутствовать разочарование – разочарование в вере, в том, что человек ожидал, но не получил, очень часто бывает разочарование в людях, как в прихожанах, так и в священниках, во многом человек может разочаровываться. Человек может также испытывать злость, злость от того, что он что-то хотел, но не получил, от того, что он думал, что Господь ему будет всегда помогать и всегда будет рядом, но пришли житейские сложности, которые человеком воспринимались как временное отхождение Господа от него.

Мне кажется, одна из главных причин расцерковления – люди отходят, потому что ожидания, которые они возлагают, приходя в церковь, не оправдываются.

– Могут ли ошибки воцерковления привести к отхождению от Церкви?

– Каждый возраст имеет свои особенности вхождения в Церковь. Маленькие детки ведь тоже отходят, когда в возрасте 12-14 лет они чувствуют себя взрослее и начинают переоценивать этот мир. Они отходят, потому что авторитеты меняются, меняется взгляд на мир, да всё меняется. Если говорить о более взрослых людях, тех, кому 20-29 лет, то здесь, конечно, встречаются определённые ошибки в воцерковлении. Всё зависит от того, на основании чего человек воцерковляется. Можно же воцерковляться на трудах, допустим, митрополита Антония Сурожского, а можно воцерковляться на Почаевских листках. Тот образ, который человек вбирает в себя на этом этапе, он начинает потом транслировать в своей жизни. И естественно, если человек изначально входит в Церковь с системной ошибкой, то эта ошибка будет постоянно повторяться. И тогда если человек не будет находить отклик в общине, куда он приходит, не будет чувствовать общность взглядов, положений веры, то он будет разочаровываться и эта ошибка будет ему мешать вливаться в эту общину. Если, допустим, человек воцерковился с мыслью о том, что Николай II – это царь-искупитель, который искупил всех людей, что есть ересь царебожия, то если он не найдёт отклика среди верующих, он будет думать, что они все еретики. Как же он воцерковится? Он пойдёт и найдёт себе общину, которая будет думать так же.

То есть существуют особенности у каждого возраста и каждой группы людей. Если мы говорим о людях среднего возраста, то там уже совершенно иной взгляд, там много проблем и сложностей, и некоторые находят в церкви какой-то отклик, а некоторые не находят. Сказать, что у всех групп есть одна определённая ошибка, которая повторяется, нельзя, всё очень индивидуально.

– Каким должно быть воцерковление?

– Воцерковление – очень зыбкий путь, и мы говорим о том, что есть такие моменты, которые надо знать обязательно – надо знать катехизис, надо знать догматику, но это не всегда помогает человеку полностью войти в Церковь. Это такой забор, который человек выстроил, а что он внутри там у себя посадит, никто же не знает. Один начнет возделывать сад и будет сажать там какие-нибудь культуры, цветы, а другой набросает сорняков. И один будет в Церкви, и другой будет в Церкви, и у одного сад, и у другого, но только внутри у каждого по-разному.

Здесь мы видим, что воцерковление не ограничивается знанием каких-то канонически-догматических норм Церкви. Это знание обязательно, чтобы находиться в этом обществе, но важно то, чем человек этот сад засаживает. А ведь мы имеем сегодня огромный выбор церковной литературы. Мы заходим в церковную лавку, и у нас разбегаются глаза: там Ткачёв, там Смирнов, там митрополит Антоний, там и священническая проза, там и Святые Отцы и так далее. И каждый человек выбирает то, что ему ближе: одному Отцы ближе, а второму Ткачёв, одному митрополит Антоний, другому Почаевские листки. В современном медиапространстве человек также может найти немало явлений, которые приведут его к разочарованию и отходу от Церкви. Кто-то ведь смотрит, например, ролики "Батюшка ответит" отца Александра Кухты, а кто-то – размышления о каком-нибудь грехе, который этот человек никогда не совершал, но ролик про это ему, как он считает, надо посмотреть.

То, что человек выбирает, это то, что он потом посадит в своём саду. А если человек приходит в общину и община не поддерживает его взгляды, тогда человек разочаровывается, потому что он не нашёл того ответа, который ждал, таких случаев бывает много. И человек отходит – он либо находит другую общину, либо вообще отходит.

Бывает совершенно по-иному, когда человек воцерковляется на образе другого человека. С одной стороны, это неплохо – найти какого-то человека, который живёт по Христу, и за ним пойти, но очень часто люди идут не ко Христу, а за этим человеком. Здесь тоже есть своя особенность: человек пошёл за кем-то, за священником или кем-то ещё, и сначала всё хорошо, но потом он его ближе узнаёт и понимает, что это такой же человек, как и он сам, и начинает разочаровываться. Он думает, что он разочаровался во Христе, а он разочаровался в конкретном человеке.

– Как можно помочь своему ближнему, если видишь, что он хочет покинуть общину?

– Во-первых, необходимо понять, что он хочет уйти. Редко бывает так, что человек прямо говорит – всё, я ухожу. Всё происходит очень банально и просто: одну, вторую, третью службу человек пропускает и потом уже не может вернуться. Поэтому существовало даже такое правило, что если человек три службы воскресные пропускает по неуважительной причине, то он отлучён, хоть это и касается больше священников. Это правило имеет практическое значение: как только человек расслабляется, то в какой-то момент его начинает ломать, когда он себя пытается на что-то побудить. Поэтому отход от Церкви, отход от Бога происходит незаметно.

Увидеть это очень сложно. Но если вы поняли, что человек собирается отойти от Церкви, его нужно окружить своей заботой. Нужно ему показать, что церковная жизнь – это не какое-то индивидуальное явление, это действительно наше общее дело. Почему наша главная служба называется "Литургия" - "общее дело "? Потому что в течение её мы вместе молимся, вместе причащаемся, соединяясь со Христом, соединяемся друг с другом. И вот это единение нужно человеку передавать, и тогда, даже если у него будут какие-то проблемы, он подумает – а ведь не так всё и плохо, есть люди, которые могут помочь, мои единомышленники и единоверцы, которым я не безразличен. А у нас каждый – один в поле воин: пришёл, принес Богу свои проблемы, помолился за Литургией и пошёл дальше. И мы, священники, тоже иногда неправильно поступаем, когда не можем организовать такое единение прихожан. Мы же все прекрасно знаем, что всё это зависит от настоятеля или от священников, от конкретного человека и от того, как мы взаимодействуем с прихожанами. Делаем ли мы дистанцию, проходя мимо них, или пытаемся как-то поговорить с человеком, перекинуться парой фраз, сказать ему "рад вас видеть". Вроде бы это мелочь, а для человека это очень важно. Но здесь главное не обманывать, потому что люди всё равно всё видят, понимают по глазам, рад ты их видеть или нет.

Из этих мелочей всё и складывается. Очень важно ещё понимать, что человек, который приходит в храм, приходит не к нам, он приходит к Богу, и мы не имеем права к нему относиться как-то неправильно. Это было бы сродни тому, что мы вместе с этим человеком пришли к кому-то в гости, и мы этого гостя настолько оскорбили своим поведением, что он ушёл. Но это же не наш гость! А ведь каждый из нас так поступает, когда делает замечание, когда не обращает внимание на своего ближнего, когда пытается показать, что он благочестивее ближнего и больше ходит в храм. Когда мы начинаем это раздувать, мы этим отгоняем людей, и они разочаровываются, уходят. Они ведь не в Боге зачастую разочаровываются, а в людях, которые к Богу идут, поэтому каждый из нас несёт на себе определённую ответственность за людей, которые приходят в храм.

– Как община может поддержать прихожанина, переживающего кризис веры, чтобы не дать ему разочароваться в Церкви?

Есть очень интересная практика, к сожалению, не у нашей конфессии, а, например, у сектантов. Они знают всех своих единоверцев, и если человек один или два раза не пришёл на богослужение, они ему звонят и уточняют – а почему ты не пришёл? Такая же практика есть в малочисленных православных общинах, расположенных чаще всего не в странах СНГ, а в дальнем зарубежье. Там община действительно чувствует себя клубом единомышленников, потому что за стенами храма – враждебный для них мир. Эта сплочённость позволяет интересоваться, чем живёт другой человек, такой же, как ты, почему он не пришёл и так далее.

У нас такой практики нет. У нас люди могут годами ходить в храм, кивать друг другу головой и расходиться после службы по своим делам. Если кто-то не приходит, они могут это вообще не заметить, а если и заметят, то никак не отреагируют. А вот если бы у нас такая же практика была, если бы определённые люди могли звонить тем, кто не пришёл на службу, и спрашивать, что случилось и всё ли в порядке, то такой человек не чувствовал бы себя одиноким. Когда человек отходит, он делает для себя вывод – ничего же не изменилось, от того, что я не хожу в храм, ни мне, ни кому-либо ещё хуже не стало.

– Обязательно ли каждый христианин после периода неофитства должен пройти через кризис веры?

– Я думаю, да. Период неофитства – это период, когда Господь даёт особую благодать человеку. Он настолько его касается, что человек горит верой, ни о чём, кроме Церкви и Бога, не может говорить, читает взахлёб духовную литературу и постоянно тусуется в православных кругах. Но потом этот накал ослабевает, потому что Господь дает человеку понять – к этому нужно стремиться, ради этого нужно работать. Господь ждёт, что человек, ощутив эту радость и присутствие Бога, захочет к этому вернуться и снова, но для этого нужно будет поработать, изменить себя.

Эти кризисы возникают постоянно, и это нормально, мы просто должны всегда себя держать в тонусе. Вот почему у нас есть практика, согласно которой мы причащаемся и исповедуемся минимум раз в месяц. Есть практика совместных молитв и молебнов, совместных встреч. Есть и практика чтения Писания, ведь мы должны им жить, не просто знать, а жить. Из этих маленьких кирпичиков и складывается то, поднимемся мы снова на глубину этого опыта, захотим ли мы этого.

Иногда читаешь жития святых и удивляешься тому, как они от всего отказывались, смиряли себя ради ощущения присутствия Бога. Оно было не таким, как у неофита, оно было более ярким, более осознанным и глубоким, но ради этого они оставляли всё. Каждому человеку Господь даёт познать это ощущение, но у каждого оно своё, и если человек это пережил, то он будет к этому стремиться опять. Неважно, какие кризисы у него будут, самое главное – готов он стремиться к ощущению присутствия Бога или нет. Большая часть людей, которые отходят от Церкви, отходят потому, что они не готовы ради этого опыта всё оставить. Помните притчу о сеятеле? Она ведь повествует как раз о таких людях, об их отношении к духовному труду: одни вообще не делают этого, вторые не могут оставить какие-то свои дела, третьи слабы перед искушениями, и только четвёртые могут преодолеть всё и встретиться с самим Богом.

Беседовала Надежда Филипчик.

/ sobor.by/

(просмотров 4092)





Новости разделов:

Интервью

30 МАРТА 2024
Интервью священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова (2-я часть)
24 МАРТА 2024
Программа Белорусского телевидения «СИЛА ВЕРЫ» взяла интервью у священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова
19 МАРТА 2024
Программа "Сила веры" рассказала о премии "За духовное возрождение". В числе первых награжденных - протоиерей Игорь Коростелев
14 МАРТА 2024
26 января в эфир на телеканале "Беларусь 3" вышла программа "СИЛА ВЕРЫ", посвященная знакомству с Минским приходом храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
27 ДЕКАБРЯ 2023
ВРЕМЯ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
22 ДЕКАБРЯ 2023
Интервью светлой памяти протоиерея Сергия Гордуна - в программе "Сила веры" рассказывает протоиерей Игорь Коростелев
16 СЕНТЯБРЯ 2023
Очередной выпуск программы «Сила веры» посвящён приходу иконы «Всех скорбящих Радость»
23 АВГУСТА 2023
Продолжение интервью протоиерея Игоря Коростелева смотрите в программе «Сiла веры», посвященной 30-летию прихода иконы «Всех скорбящих Радость» (видео)
10 АПРЕЛЯ 2023
В программе «Прикосновение к свету» на телеканале СТВ вышло интервью с регентом Ольгой Янум
6 АПРЕЛЯ 2023
Церковная музыка - это, наверное, это самый прямой и короткий путь для детей к Богу: регент детско-юношеского хора «Встреча» Людмила Литошик
27 МАРТА 2023
Ольга Янум, Семен Климанов, Мария Бахвалова - в программе «Свет души» рассказывают о концертах «Песнопения Великого поста»
28 ЯНВАРЯ 2023
Смотрите программу «Сiла веры», посвященную 30-летию прихода иконы «Всех скорбящих Радость» (видео)
  Просвещение

28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
5 МАРТА 2022
Вручены дипломы церковным звонарям - выпускникам 44 набора отделения звонарей МДУ
  Церковь и общество

23 АПРЕЛЯ 2024
Общенациональное телевидение ОНТ познакомила минчан и гостей столицы с песнопениями Великого поста, которые можно было услышать в соборе иконы «Всех скорбящих Радость»
22 АПРЕЛЯ 2024
Фестиваль "Радость" пройдет в Минске с 16 по 26 мая
22 АПРЕЛЯ 2024
Музыкальные и хоровые коллективы приглашаются для участия в фестивалев честь праздника иконы Божией Матери "Жировичская"
22 АПРЕЛЯ 2024
20 апреля 2024 года депутаты Палаты представителей приняли участие в республиканском субботнике
22 АПРЕЛЯ 2024
Внимание! 24 апреля состоится Крестный ход в честь праздника Белыничской иконы Божией Матери
19 АПРЕЛЯ 2024
Поступаем в духовные учебные заведения Беларуси
18 АПРЕЛЯ 2024
Четверток 5-й Седмицы Великого Поста
16 АПРЕЛЯ 2024
Православные меценаты организуют творческие мастер-классы для талантливой молодежи Витебщины
14 АПРЕЛЯ 2024
«Творчество Олега Молчана живет во мне, в его друзьях и поклонниках» - Ирина Видова
13 АПРЕЛЯ 2024
В Минске на одну сакуру стало меньше: горожане печалятся и вспоминают о прекрасных розовых деревьях
11 АПРЕЛЯ 2024
16 апреля в Минске состоится концерт духовной музыки «Душа поет от музыки духовной…»
11 АПРЕЛЯ 2024
Рубрика "Ответы священника": "Как научиться доверять Богу?"
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.