Отец Адриан Латушко: «Не бывает духовной радости без труда»
17 ЯНВАРЯ 2017 (Вторник) 13:34:08 Зачем мы приходим в храм, снова и снова исповедуемся и причащаемся? В чём заключается та духовная радость, которую каждый из нас находит в своей церковной жизни? Об этом – в интервью с иереем Адрианом Латушко, настоятелем минского храма Успения Пресвятой Богородицы.- Мы встречаемся с Вами в дни Святок, когда меняется само настроение духовной жизни христианина – от покаянного настроения поста мы переходим к радости о родившемся Спасителе. Легко ли даётся людям такой переход, по Вашим наблюдениям? - Всё зависит, в первую очередь, от самого человека. Пост, воздержание, молитва – то, что предшествует празднику Рождества – это подготовка к самому празднику. Мы постимся, воздерживаемся, боремся с грехами, и духовную радость в первую очередь воспринимают те, кто действительно, по-настоящему и качественно постился и молился в течение поста, ходил больше в церковь. Чем больше контраст, тем больше, соответственно, и радость. Самое главное – чтобы человек правильно понимал, что есть пост и что есть сам праздник. Тогда это ощущается действительно как духовная радость, а не как просто ещё один выходной день, и в праздничные дни человек полностью испытывает духовную радость, потому что все богослужения располагают к этому. Сам по себе период после Рождества особо праздничный, и устав это тоже подтверждает, в эти дни в связи с праздником упраздняется пост. - А что такое вообще радость в христианском понимании, чем она отличается от радости нецерковного человека? - Я всегда призываю людей к миру в душе, потому что это и есть радость. Есть светское понимание радости – веселье, а есть духовный аспект этого вопроса – мир в душе, то, к чему и призывает Господь. Это является результатом определённого труда и определённого состояния человека. Как достигнуть этого состояния – вот это самый, в принципе, сложный вопрос. Кто может иметь мир в душе, кто может так радоваться? В нашем мире у людей сложилось определённое представление о том, что есть веселье, но то, что они под этим понимают, не есть настоящая радость. Это временное развлечение, которое сегодня вечером есть, а завтра утром его уже нет, а в душе пустота. Так вот, мир в душе – дар Божий, награда за определённый образ жизни. Человек, который живёт настоящей православной жизнью, это испытывает, в особенности тогда, когда он особо близок к Богу и Церкви. Наверное, после Причастия, после хорошей исповеди человек имеет подобное состояние мира в своей душе и понимание, что ничто земное так не важно, как небесное. Всё земное временно, и мы понимаем, что не может быть полноценной радостью то, что заканчивается, хочется, чтобы радость продолжалась. Мы знаем, что после смерти жизнь человека не заканчивается, мало того, если человек стремился к миру в душе, то это потом продолжает развиваться и в мире духовном. Человек ведь должен познавать Бога и вечно блаженствовать, это призвание человека, то, для чего Господь его сотворил, и, наверное, вот это правильное понимание радости хотелось бы предложить людям. У нас происходит подмена понятий – радость как развлечение и радость духовная, связанная с миром и человеческими добродетелями. Не бывает духовной радости без труда, без того, чтобы человек приложил какие-то усилия, и тогда Господь, конечно, вознаграждает человека. - Православие – это вера радостная? - Это религия любви. Бог есть любовь, поэтому однозначно можно и нужно говорить, что это действительно религия любви. Господь пришёл, чтобы дать Себя нам, дать совершенную любовь. Другое дело, что не все люди готовы, не все люди хотят этой любви, и в понимании многих людей любовь – это нечто другое. Но христианское понимание именно такое. Это очень широкий вопрос и, наверное, основа всех других понятий и ценностей христианства. Если говорить кратко, Бог есть любовь, и эту любовь по-настоящему можно черпать только в Церкви, только у Бога. Если мы хотим пить, мы идём к источнику воды и пьём. - Почему тогда существует в обществе негативный образ верующего человека как некоего мракобеса, отставшего от жизни и не способного получать в жизни удовольствие? - Да, есть у некоторых людей мнение, что человек верующий немного отличается от людей, которые живут по правилам и законам этого мира. Мы знаем, мир во грехе лежит, и если следовать правилам и принимать ценности этого мира, то человек будет всё больше и больше склоняться ко греху. Другой момент – не совсем правильно многие люди понимают и воплощают в своей жизни истинные христианские ценности, привыкли жить обычно. Человек воцерковился, ранее у него возникли какие-то привычки, отношения с другими людьми, которые были основаны на светском понимании жизни. И вот человек пытается поменяться. В церкви он видит одну жизнь, видит и слышит то, к чему его призывают, но изменить свою жизнь полностью он не в состоянии, поскольку многие привычки уже укоренились в сознании. Получается некая двойственность: человек приходит в церковь, пытается себя вести правильно, но выйдя из церкви, он опять возвращается к тому, к чему он привык. Но он уже видит, что ведёт себя неправильно, видит свои ошибки и ошибки близких людей и начинает их критиковать, делать замечания, может быть, и осуждать. И это вызывает негатив у людей – раньше ты ведь делал так же, а сейчас ты нас критикуешь, осуждаешь за то же самое, возможно, ты и сам ещё не перестал это делать. Никто не любит критики, никто её не выносит, потому что амбиции человеческие всегда этому противятся. И сам человек не находит в себе сил изменить себя, но у него есть желание. И вот это большое несоответствие желаемого и действительного и вызывает подобную реакцию в обществе. И ещё один очень важный фактор: человек, который уже немного воцерковился, несёт в себе свет Божий, который освещает грех, показывает его. Это тоже вызывает определённое непонимание и негатив в обществе, потому что на фоне этого человека я выгляжу хуже. Естественно, возникают различные чувства – зависть и осуждение, нежелание измениться самому. Люди не желают меняться, они привыкли к этому образу жизни, а человек, который становится более благочестивым, своей жизнью осуждает этот грех. Люди не хотят замечать в себе грех, поэтому немного озлобляются и стараются критиковать то, что им неприятно. - Понятно, что такой образ мало способствует приходу людей в церковь. Виноваты ли в этом сами верующие и можно ли этот образ как-то изменить? - Я думаю, что изменить его в корне не получится. Грех всегда остаётся в людях – и люди, которые находятся вне Церкви, живут с грехом, и те люди, которые ходят в церковь, также грешат, нет человека без греха. И для того, чтобы это изменить, чтобы общество перестало осуждать Церковь, все люди в Церкви должны стать безгрешными, что невозможно. И поэтому это сохранится всегда, потому что враг рода человеческого не дремлет и будет использовать разные способы, чтобы опорочить Церковь, христианское звание. Человека, который становится на путь исправления, тут же нужно вернуть в болото греха, а для этого применяются всяческие изощрения. - Есть популярное мнение, что в Церковь приходят, во-первых, люди слабые, которые не могут сами нести ответственность за свои дела, и во-вторых, люди психологически нестабильные. Вы с этим согласны? - Что касается первой категории людей, то это не совсем так. Если человек заболел, он идёт к доктору, и глупо думать, что если я заболел какой-то серьёзной болезнью, я смогу сам вылечиться. Если мы хотим духовно исцелиться, мы идём в церковь. И мы видим, что если человек воцерковляется, жизнь его легче не становится, потому что он вступает в борьбу с грехом, а это дополнительный труд. Это очень сложно, это самое сложное, что есть у человека в жизни. Грешить намного легче, здесь не надо сопротивляться, нужно просто жить как все, плыть по течению. Борьба с грехом – это сопротивление, сопротивление ценностям, не соответствующим христианскому пониманию, страстям, плохим привычкам, грехам. Поэтому человек не перекладывает свою ответственность, а именно становится на путь борьбы, и об этом говорят все святые. Что касается психологически нестабильных людей, здесь всё, наверное, как раз наоборот. В этом очень бурном мире, очень неспокойном и насыщенном информацией, человеку не хватает как раз того мира в душе, о котором мы с вами говорили. Многие его ищут, куда-то уезжают, чтобы отдохнуть и психологически расслабиться, но это – на время. А здесь человек обретает настоящий мир в душе, и именно это является основой для его психологической стабильности. Можно, конечно, найти среди прихожан людей болящих, но это лишь единичные случаи. Конечно, можно найти сучок в глазу брата, и люди, которые хотят опорочить Церковь, это всё равно найдут. Очень часто бывает так, что один человек воцерковляется в семье, а вторая половина остается при своем мнении. Тогда начинаются какие-то раздоры, непонимания, и у этой второй половины, невоцерковлённой, возникает мнение, что было раньше всё хорошо, жили вроде в любви и согласии, а теперь возникла какая-то нестабильность. Наверное, неопытность человека, который ещё не умеет правильно применить то, что он получил и узнал в Церкви, и вызывает подобные вопросы. Христианство должно нести объединение, а не разделение, любовь, а не злобу и ненависть. Поэтому лучше, когда семья воцерковляется целиком, и лучше ещё в молодом возрасте, а не в зрелом, когда уже возникли какие-то привычки и сложились между членами семьи отношения без Церкви, без этого правильного фундамента, на котором действительно нужно строить свою жизнь. Что-то ломать, переделывать намного сложнее, нежели сразу строить свою жизнь на фундаменте, а фундамент у нас – Христос. - В чём для Вас радость христианства? - Для меня как для священника и пастыря радость – это когда приходят семьи, приходят люди в церковь и приводят своих детей. Это и есть радость. Можно назвать её профессиональной радостью, потому что когда мы видим, что люди приходят, когда люди исповедуются и причащаются, когда участвуют в жизни в Церкви, это и есть, наверное, самая большая радость для пастыря. Хотелось бы, наверное, пожелать всем читателям умеренности во всём. Да, нужно призывать человека к святости, нужно призывать человека к совершенству, но очень большая добродетель – это умеренность. Умеренность даёт человеку возможность подумать, даёт возможность взвесить свои силы, чтобы действительно качественно донести тот крест, который он на себя берёт, чтобы не испортить жизнь своим близким. Именно в этой умеренности, рассудительности и рождается любовь, рождается сочувствие, рождается терпение, терпение к слабостям близких людей. Если мы не будем терпеть, если мы будем забывать о себе, о том, что мы и раньше грешили, и сейчас грешим, то мы увидим сучок в глазу брата, а бревна в своём глазу мы не заметим. Поэтому в добродетелях умеренности и рассудительности, наверное, и есть залог нашей твёрдости в вере. И тогда мы сможем преодолеть все те искушения, которые нам будут посылаться, потому что мы взвалили на себя ту ношу, которую мы сможем донести. Очень плохо, когда человек берёт на себя то, что он не может понести. Вроде бы есть желание, стремление поднять что-то очень большое, но потом человек надрывается. Лучше взять тот вес, который донесёшь до конца. Поэтому эта мысль для людей очень важна. Кто-то не прилагает нужных усилий и использует себя не на сто процентов. Это тоже не очень хорошо, потому что тот, кто, взявшись за плуг, озирается назад, ненадёжен, он сомневается. А те люди, которые взваливают на себя ношу неподъёмную, к сожалению, не доходят до конца. И бывают очень печальные случаи, когда действительно человек спотыкается, падает и уже не имеет сил подняться. Поэтому в этой умеренности и кроется небольшой секрет нашего спасения. Беседовала Надежда Филипчик. Фото с сайта sppsobor.by. / sobor.by/ (просмотров 4265) |
Новости разделов: