Очередной выпуск программы «Свет души» посвящен 35-летию пастырского служения владыки Филарета в Беларуси
9 ДЕКАБРЯ 2013 (Понедельник) 15:21:16
«Служение в священном сане исключительно ответственно, ибо это, прежде всего, ответственность перед Богом за свою паству. На наперстном священническом кресте начертаны следующие слова из Послания апостола Павла своему ученику Тимофею: «Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» - мысли, высказанные Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, в напутствие служителям Церкви.В программе «Свет души», новый выпуск которой будет посвящён 35-летию служения Предстоятеля Белорусской Православной Церкви, принимают участие архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, председатель Отдела Белорусского Экзархата по взаимодействию с Вооруженными Силами РБ протоиерей Сергий Кузьменков, кандидат исторических наук, доцент Белгосуниверситета, профессор Минских духовных школ Валентина Теплова. В 1978 году, решением Священного Синода, владыка Филарет был назначен Митрополитом Минским и Белорусским. С этого времени его жизнь и служение связаны с землей Белой Руси, с возрождением ее православной жизни. Правда, первое десятилетие пришлось лишь собирать силы. Но уже тогда владыка предпринял необходимые усилия по восстановлению истории белорусской святости. В 1984 году он благословил ежегодное празднование Собора Белорусских Святых, и во имя которых в построенном новом епархиальном здании, была освящена домовая церковь. Ветер «перестройки» принес перемены и в церковную жизнь. Они наметились в 1988 году, после празднования 1000-летия Крещения Руси (кстати, владыка Филарет стал одним из организаторов торжеств). Вскоре после этого он созвал коллоквиум, собрав крупнейших ученых Беларуси, среди которых были Георгий Штыхов и Николай Ермалович, с целью установления точной даты образования Полоцкой Епархии- древнейшей на территории Беларуси. Опираясь на научные данные , временем ее возникновения был определен 992 год, и в 1992 году было торжественно отмечено тысячелетие Полоцкой епархии и Православия в Беларуси. Воистину всенародным стал Крестный ход в Полоцке от Софийского собора к Спасо-Евфросиньевскому монастырю. Тысячи людей объединила память веков, звучание молитв и колоколов, устремленность к храму и святым мощам преподобной Евфросинии. Тогда же началась длительная и кропотливая работа по воссозданию духовного символа Беларуси - креста Евфросинии Полоцкой, который ныне пребывает в родном уделе преподобной. Он стал как бы знаком воскрешения православной Белой Руси. В 1989 году был учреждён Белорусский Экзархат, получивший определенный самостоятельный статус и второе каноническое название - Белорусская Православная Церковь. Владыка Филарет был назначен Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Его усилиями были восстановлены исторические архиерейские кафедры. За последние десятилетия Белорусской Православной Церковью были подняты из руин и построены многие храмы и монастыри, возросло число православных приходов, но еще одной важной миссией владыки стало возрождение духовного образования, традиции которого после 1917 года были прерваны. Минские духовные семинария и академия по давней традиции располагаются в Жировичском Свято-Успенском монастыре - духовном сердце Беларуси, который даже во времена гонений не закрывался и стал истоком духовного возрождения. Из размышлений Владыки: «... Процесс духовного возрождения и обращения человека из лагеря темных сил в мир света, возвращение к Отцу, не только к отцу и матери, но к Отцу нашему Небесному, к общему Отцу - эта задача всегда стояла перед Церковью и перед обществом. Чтобы никогда Церковь и общество не рассматривали себя как тезис и антитезис, а лишь как единую силу, цель которой в сохранении общества с человеческим лицом. Где все красиво не только внешне, но и внутренне. Церковь и государство, средства массовой информации- всем пора объединиться в походе за спасением человека, за возвращение его в отчий дом. Надо более ответственно относиться к свободе, которая сейчас является реальной. Мы никогда не чувствовали себя такими свободными как сегодня. И Церковь это переживает. Очень важно не дать развиться насилию. Насилие тоже имеет свободу в своем выражении, в действиях. Пора говорить о жизни, как о священном даре. Это объединяет нас всех- верующих и неверующих. Жизнь дорога для всех. Религиозные ценности должны стать стержнем духовной культуры нации, но эти заботы Церкви - лишь часть ее социального служения в современном мире. Священнослужители, братства и сестричества проявляют заботу об инвалидах и людях, находящихся в местах лишения свободы, бездомных и наркоманах, посещают детские приюты, дома престарелых, больницы». Благодаря усилиям владыки, в Беларуси сложилось плодотворное сотрудничество государства и Церкви в различных областях общественной жизни. В июне 2003 года был подписан уникальный документ - Соглашение между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью, в котором намечены главные направления взаимодействия. Воплощением этой договоренности стало подписание последующих соглашений с Министерством образования, Министерством культуры, Министерством внутренних дел. Одним из первых был подписан документ о сотрудничестве с Министерством обороны Республики Беларусь. Самого Владыку Филарета необычайно волнуют проблемы современного мира. В киевском издательстве «Дух и литера» вышли книги его бесед и размышлений. Одна из них - «Богословие добрососедства». Добрососедство - это стремление Церкви освятить своим благодатным духом все сферы человеческой деятельности, а потому в этой книге можно найти размышления о медицине как служении и подвиге, о последствиях Чернобыльской трагедии и даже о древней профессии сборщика налогов и современных компьютерных технологиях: «Становясь все более телесным, чувственно- душевным, человек в течение многих тысячелетий утрачивает свойства бесплотного духа, которыми обладал до грехопадения, но он сохраняет способность творить, и поэтому старается воспроизвести потерянные духовные качества своими собственными человеческими усилиями. Одним словом, человек пытается воспроизвести то потерянное, чем он обладал в Раю - доме Отца своего Небесного. Но после грехопадения он лишь мучительно пытается исследовать, а в конечно счете вспомнить то, что знал прежде. Сегодня об информатике все чаще говорят как о «новой реальности». И в этой искусственной реальности, как и в жизни, есть проявления как научного гения, так и преступного интеллекта. По глобальным компьютерным сетям перемещаются мировые финансы, стратегия и тактика информационной войны. Уже стало привычным сочетание понятий «вирус», «война», «стресс» вместе с прилагательным «компьютерный». И здесь Церковь проводит резкое ограничение научного знания. Критерием определения границ служат слова Спасителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Глобальные информационные сети, спутниковая связь и мгновенная ретрансляция событий в самые дальние уголки мира - это буквальное исполнение слов Спасителя относительно любого жителя планеты: «... Он приобретает весь мир...». Но слова о пользе и о душе - совершенно индивидуальны для каждого. Информационные сети ставят человека в центр сверхскоростного калейдоскопа новостей. Одна за другой они сообщают о катастрофах, о торжествах, об убийствах, войнах и развлечениях. В этой лавине внешних событий человеческие души привыкают не реагировать ни на чужое горе, ни на чужую радость. В этой суете человек привыкает не размышлять ни о мире, ни о ближних, ни о себе самом и не молиться. Массовое воспитание всеобщего цинизма- лишь один из множества негативных результатов информационного взрыва. Быстрый доступ к знаниям посредством всемирных сетей формально сближает людей, облегчает работу ученых, исследователей, студентов... Но такое понятие, как «общение» безвозвратно уходит из нашей жизни, а его место занимает холодный термин «коммуникация». «Все мне позволительно, но не все полезно,- писал апостол Павел. - Все мне позволительно, но ничего не должно обладать мною». С этой точки зрения Церковь благословляет творческий поиск человеческого разума, но предостерегает от превращения его в замкнутый самодовлеющий процесс накопления знаний». Это один из примеров богословской публицистики владыки Филарета. Вообще, он придает огромное значение развитию богословской мысли, которая изымает человека из «горизонтальной» повседневной жизни и ставит перед ним максимальные задачи самосовершенствования. Богословие, по его мнению, выполняет пророческую функцию в Церкви, а потому одну из важнейших направлений Ее служения миру. С именем владыки связано воскрешение утраченного отечественного богословского наследия и историко-церковных исследований, ежегодное проведение чтений, конференций, семинаров, на которых встречаются ученые, политики, деятели искусства, священнослужители. Создана Синодальная Библейская комиссия, с работой которой связан перевод Священного Писания на белорусский язык. Белорусская Православная Церковь ведет широкую издательскую деятельность. Общаясь с сильными мира сего, владыка доступен всякому, даже старушке из дальнего сельского прихода, потому что осознает высокое предназначение Архипастыря, каждое мгновенье жизни предстоя пред Богом. Через все катаклизмы переломного периода истории он сумел пронести безраздельную преданность воле Божией, Отечеству небесному и земному и своей пастве. Слушайте программу «Свет души» 14 декабря в 8.30 на Первом национальном канале Белорусского радио. Повтор в этот же день в 21.30 на канале «Культура». / sobor.by (просмотров 3440) |
Новости разделов: