О духовной музыке старейшего поколения белорусских композиторов слушайте в радиопрограмме «Духовное наследие»
14 АПРЕЛЯ 2017 (Пятница) 14:40:21 Творческий путь старейшего поколения белорусских композиторов начинался ещё в дореволюционные годы. Все они получили регентское образование, имели опыт работы с церковными хорами. В советское время некоторые из них стояли у истоков профессионального музыкального образования, работали в жанрах светской музыки, создавая первые национальные оперы, симфонии, хоровую музыку. Именно эти сочинения в своё время широко исполнялись, вошли в биографические справочники, но, по известным причинам, церковные сочинения этих авторов оставались в забвении.Так произошло и с духовной музыкой Алексея Евлампиевича Туренкова - автора первой белорусской советской оперы "Цветок счастья", с успехом показанной на Декаде белорусского искусства в Москве в 1940 году, за что последовала высокая награда - звание заслуженного деятеля искусств. А ведь его композиторское творчество началось с создания духовных сочинений. Петербургская среда начала 20 века, в которой формировался Туренков-композитор, была поистине благодатной. Воспитанник школы детей-сирот одного из армейских полков, певчий церковного хора, в 15-летнем возрасте он был направлен в трёхгодичные регентские классы. Изучал Туренков и церковные сочинения выпускника регентских курсов Императорской придворной капеллы Александра Архангельского, создателя лучшего в Петербурге концертного хора. В те годы он был самым ярким композитором, утвердившим характерные черты "новой петербургской школы". Именно этот стиль в полной мере проявится впоследствии и в церковных сочинениях Туренкова, становление которого как композитора начинается в 1911 году, когда он поступает в Петербургскую консерваторию в класс композиции Анатолия Лядова. Знакомство и дружба со студентом из Болгарии Петром Диневым (впоследствии известным церковным композитором) способствовала тому, что Туренков сосредоточил своё внимание на изучении церковной музыки. По рекомендации Лядова Туренков принимает активное участие в деятельности петербургского издателя, регента Петербургского митрополичьего хора Александро-Невской лавры Поликарпа Киреева. Туренков выступает как автор сочинений, публикуя их в сборниках, и как хоровой аранжировщик, выполняя переложения для мужского хора обиходных напевов и произведений известных церковных композиторов. Эти сборники периодически издавались с 1911 по 1917 годы и явились своеобразной антологией церковной музыки первой половины XX века. Первая мировая война, а затем революция изменили и судьбу страны и судьбы людские. В 1918 году начинается белорусский период творчества Алексея Туренкова. С этого времени он живёт в Гомеле, становится одним из организаторов и педагогов музыкальной школы, руководителем самодеятельных хоровых кружков, артистом городского симфонического оркестра, заведующим музыкальной секции отдела народного образования. Безусловно¸ он мог познакомиться в эти годы с молодым гомельским регентом Николаем Бутомо. Свои первые музыкальные произведения Николай Бутомо написал в 1925 году, когда ему было 20 лет. Несмотря на тяжесть революционных потрясений, издевательства безбожной власти Николай был погружен в церковную музыку: много писал и работал с хором Преображенской церкви. Однако в 1927 году всеми уважаемый протоиерей Владимир Бутомо, отец Николая, был арестован. Его отправили в ссылку, а Преображенский храм закрыли. Николаю пришлось срочно переехать в Добруш, где ему предложили место регента в храме. Однако добрушские комсомольцы стали следить за регентом церковного хора и на одном из комсомольских заседаний решили разделаться с классовым врагом. Мать одного из активистов, женщина верующая, узнав о решении, несмотря на глубокую ночь, прибежала к Николаю и предупредила его. Семья, собрав нехитрый скарб, до утра покинула Добруш. Они приехали в Гомель морозным зимним утром. Зима 1928 года была на редкость снежной, и для расчистки путей набирали в бригады всех желающих. Николай устроился убирать снег. Один бригадир, очень почитавший отца Владимира Бутомо, решил помочь его сыну. С его помощью музыкант стал бухгалтером и проработал им всю жизнь. Но Николай Владимирович продолжал писать церковную музыку. И это, видимо, было для него большим подвигом. К 1929 году все храмы Гомеля были закрыты, а с 1933 года начался настоящий террор против верующих. И какую надо было иметь веру и надежду, чтобы в годы массовых арестов и расстрелов священнослужителей и простых верующих продолжать писать церковную музыку?! После войны Николай Владимирович стал регентом хора в Петропавловском соборе, а после его закрытия управлял хором в Никольской церкви. 50-60-е годы явились пиком творчества гомельского композитора. Он пишет свои лучшие произведения – тропари, великопостные и праздничные песнопения, ведёт активную переписку не только с белорусскими музыкантами, но и с регентами России, Украины, Казахстана. Рассылает свои произведения, пишет их по заказу. Николай Владимирович Бутомо умер 26 октября 1983 года, не застав возрождения церковной жизни, не дождавшись заслуженного признания. Ещё одно имя в белорусской духовной музыке - Антон Волынчик, творчество которого развивалось в Западной Беларуси. Началом его трудовой биографии была должность регента большого солдатского хора русской армии (во время Первой мировой войны), работа в Клецкой белорусской гимназии. В 1929 году Антон Волынчик переезжает в Новогрудок и работает в Белорусской гимназии. Здесь он преподавал пение, организовал хор и оркестр, который стал одним из лучших в Западной Беларуси. После окончания Великой Отечественной Антон Михайлович работал руководителем хоровых коллективов в Ошмянах, Горках, Минске, Пуховичах, Ивье, Лиде. А в свободное от работы время ездил по деревням и посёлкам, записывая белорусские народные песни. В 1961 году он переезжает в Гродно. Под его руководством Гродненская капелла учителей стала одним из лучших самодеятельных хоровых коллективов Беларуси. Через всю жизнь Антон Михайлович пронёс любовь к народной песне, передавая её своим воспитанникам. Известно, что Антон Волынчик преподавал в Минской духовной семинарии в Жировичах, писал церковные произведения. В своих воспоминаниях о студенческих годах профессор Минских духовных школ протоиерей Виталий Антоник писал: " Особенно часто менялись преподаватели церковного пения: за время первого возрождения Минской семинарии этот предмет поочерёдно преподавали 6 человек…. Любопытной личностью был Волынчик, родом со Слонимщины. Он окончил Виленскую семинарию, а затем Варшавскую консерваторию. Это был прекрасный регент. До войны он работал в приходском храме на Слонимщине (с. Мелькановичи). Тогда он представил варшавскому митрополиту Дионисию церковные песнопения собственного сочинения с просьбой издать их. Владыка митрополит, ссылаясь на то, что не является специалистом в церковной музыке, отказал просьбе Волынчика. При этом он добавил, что и так имеется предостаточно прекрасных церковных песнопений. Кроме церковной музыки Волынчик сочинял также и светскую. К сожалению, чрезмерное увлечение именно светской музыкой побудило его оставить семинарию и уйти на музыкальное поприще в миру (в гродненский пединститут). Было бы интересно установить, сохранились ли его сочинения и где находятся". И, наконец Николай Равенский - композитор, имя которого было возвращено белорусской культуре в конце 80-х — начале 90-х годов. Он родился в 1886 году в имении Капланцы Игуменского повета. Учился в школе Минского православного братства, затем был направлен на учёбу в Московское синодальное училище церковного пения. Вернувшись, стал регентом в новогрудском храме. В 1919 году приехал в Минск, преподавал музыку в школе и работал дирижёром церковного хора при православной Церкви святой Екатерины - теперь это Свято-Петропавловский собор. В Минске Равенский основал хор Белорусского драматического театра. Тогда же написал свои первые произведения для хора, основанные на национальной традиции. В 1923 году его направили учиться в Московскую консерваторию. В 1930 году Николай Равенский вернулся в Минск. Сначала он преподавал в музыкальном техникуме, потом его пригласили в только что созданную консерваторию. Бывшие ученики Равенского, в числе которых были музыковед Бронислав Смольский и композитор Анатолий Богатырёв, с большой любовью вспоминали о своём учителе. Неоднократно преследовавшийся органами безопасности, в 1940 году он был вынужден переехать в Могилёв. В годы войны оказался в Игумене (нынешний Червень), где работал регентом местной церкви. Написал музыку для молитв "Херувимская", "Милость Мира", "Верую", "Отче наш", "Достойно есть" и концерт "Слава в вышних Богу". Летом 1944 года Николай Равенский уехал в Германию. Тогда около полумиллиона белорусов, напуганные предвоенными репрессиями, покинули страну. 6 лет Николай Равенский жил в лагерях для перемещённых лиц в Баварии, преподавал в белорусской гимназии, создал хоровой и женский вокальные ансамбли. Последние три года жизни прошли в Бельгии, в университетском городе Лювене. Сюда композитора пригласили руководить хором белорусских студентов-эмигрантов. Ребята не были профессиональными музыкантами, но Николай Равенский обучил их так, что хор стал местной знаменитостью. За три года существования коллектив много ездил по Европе: Брюссель, Париж, Лондон… Из большого наследия композитора (духовная музыка, записи и обработки народных песен, фортепьянные, хоровые, вокальные произведения, теоретические работы о белорусском фольклоре и школе пения) сохранилось очень немного, меньше 20 процентов им созданного. Эти произведения изданы усилиями творческого объединения "Белорусская капелла". Слушайте программу "Духовное наследие" 16 апреля в 21.30 на канале "Культура"./ sobor.by/ (просмотров 3336) |
Новости разделов: