О Рождестве и Святках. Разговор с отцом Романом Артёмовым
6 ЯНВАРЯ 2017 (Пятница) 21:03:22 В канун праздника Рождества Христова мы встретились с иереем Романом Артёмовым, клириком минского храма равноапостольной Марии Магдалины и преподавателем Минской духовной академии. О смысле Рождества, дате рождения Спасителя и праздничных традициях – в интервью с отцом Романом.- Что для Вас Рождество? Рождество – это праздник рождения Спасителя, вхождения Его в земную жизнь. С одной стороны, это праздник радостный, очень красивый и торжественный, а с другой стороны грустный, потому что мы знаем, к чему всё это приведёт. И в самих богослужебных рождественских текстах есть указание на то, что в этот день Церковь и радуется, и находится уже в ожидании того подвига, который Спаситель совершит ради нас. По сути, для меня всё точно также. С одной стороны, это огромная радость, окончание Рождественского поста и рождение Спасителя, а с другой стороны, это и большая грусть, связанная со знанием о крестных страданиях Спасителя. Хотя мы как христиане должны всегда радоваться, и Рождество – это большая радость. - Многих смущает, что часть поместных православных церквей празднует Рождество 25 декабря, а часть – 7 января. Как так сложилось? - Это и меня раньше смущало, пока мой преподаватель не объяснил мне, почему так. Есть такое явление, как новоюлианский календарь. Он возник в 20 веке, когда часть православных церквей решила, что ввиду определённых социальных и политических причин переходящие праздники, такие как Пасха и связанные с ней, они будут праздновать по юлианскому календарю, а непереходящие праздники, такие как Рождество и Крещение – по григорианскому. Вот и возникло такое явление, как новоюлианский календарь. Сложно сказать, хорошо это или плохо. Они приняли такое решение, оно их устраивает, оно не разобщает нас – в догматическом и литургическом плане мы едины. Поэтому такой вариант возможен, и меня как христианина мало беспокоит, кто и когда празднует. Мы литургически всё равно едины, потому что, причащаясь от одной Чаши Тела и Крови Христовых, мы всё равно через Христа соединяемся друг с другом. А даты праздников – это всего лишь видимые различия, которые связаны с социальными и политическими факторами, с тем, что им так удобнее. Раз им так удобнее, не думаю, что это такая большая проблема, они же всё равно Пасху празднуют вместе с нами. Тем более, условность даты Рождества Христова сама по себе предполагает возможность такого смещения. Согласно исследованиям Библии, события Рождества произошли явно не 7 января или 25 декабря, это было в совершенно другое время и даже в другую пору года. Но в то же самое время мы приняли ту дату, которая у нас есть. Как говорил апостол Павел, во второстепенном у нас может быть многообразие, а в главном – единство. Мне кажется, что наше общество пока ещё не готово к переходу на новоюлианский календарь. Светское общество перейдёт без проблем, а вот в Церкви часть людей просто будут негодовать, говорить, что мы уходим куда-то в раскол. То есть пока мы к этому не пришли, да и нужно ли это? - Возможно, это помогло бы урегулировать ситуацию с празднованием Нового года, который сейчас приходится на время Рождественского поста? - На самом деле, я не вижу здесь особой проблемы, Новый год ведь никто праздновать не запрещает. Праздновать ведь можно и во время поста – аккуратно, спокойно и без излишеств. В этот раз Новый год попал на ночь с субботы на воскресенье. Мы служили в субботу вечером, а в воскресенье утром у нас было две литургии, как и во многих храмах. Я думал, что на раннюю службу никто не придет, а было, по-моему, шестьдесят или семьдесят причастников, людей, которые после двенадцати ничего не ели. Я не знаю, отмечали они Новый год или нет, но факт остаётся фактом – тому человеку, который живёт Христом, это не мешает. Если для нас приоритет – отпраздновать Новый год, тогда вопрос, нужен ли нам Господь. Лично для меня это проблемой не является, но если для кого-то это большая проблема, то из неё можно найти очень много выходов. Постный стол не хуже непостного, объесться можно и постной пищей. Но, с другой стороны, это определённый сдерживающий фактор для верующих людей, потому что тогда человек будет себя удерживать от каких-то бесчинств. Календари ничего не изменят. Будет у нас Рождество 25 декабря, и что изменится? Будет непостный стол вместо постного, а сама суть останется той же. Тут вопрос в том, как мы к этому относимся, какие у нас приоритеты. И те люди, которых я видел первого января в храме – а на поздней службе было ещё больше людей! – ясно показывают, что можно выстроить определённые приоритеты и никаких проблем не будет. - Как правильно провести период Святок? - Мы сейчас очень часто смешиваем православные традиции Святок с языческими. Например, с язычеством связаны многие атрибуты колядования, такие, как переодевания в животных. Христианское в колядовании – это когда есть Вифлеемская звезда, когда люди поют христианские песнопения. Обычно период Святок – это возможность творить милосердие, ведь раньше колядовали как раз нищие, которым нужно было что-то подать, это сейчас уже колядуют дети. Но сейчас колядующие – это люди, которые идут и делятся через песни и стихи радостью о Родившемся Спасителе, и те, кому они эту радость несут, что-то им взамен дают. Это наша народная традиция, не регламентированная никакими церковными правилами. Самое правильное в Святки – это быть в храме, причащаться, чтобы, таким образом, постоянно держать себя во внутреннем тонусе, в единении со Христом. Эта внутренняя радость, которую человек получил во время празднования Рождества, тянется на протяжении всей сплошной седмицы. В период Святок у нас нет поста, потому что Церковь, таким образом, ориентирует нас на постоянную радость, а пост – это всё-таки покаянное чувство, это осознание своей греховности. На мой взгляд, в Святки было бы правильнее этой радостью делиться – ходить в гости, навещать своих крестников, близких, пожилых людей. Если есть желание и возможность, можно навестить тех людей, которых никто не навестит, например, на многих приходах прихожане ездят в период Святок в интернаты и детские дома. - Почему для православных христиан неприемлемы святочные гадания? - Дело в том, что гадания противны Богу, это ещё в Ветхом Завете написано. Они изначально были связаны с языческими практиками, которые для нас неприемлемы. Распространение подобных традиций, в том числе и традиция гадать накануне Рождества, – это наследие языческих времён. Они органично вплетаются в нашу жизнь, и люди иногда даже думают, что это традиция христианская, так как связана с Рождеством, и надо же погадать, например, на суженого. На самом деле, это прямое противоречие той вере, которая у нас есть. Мы это не поощряем и наоборот призываем людей к этому не прибегать, потому что, таким образом, человек становится уязвимым перед миром злых духов. Церковь настаивает на том, что лучше не омрачать праздник Рождества гаданиями, а сходить в храм, причём заметьте, что все эти гадания перед Рождеством рассчитаны на сочельник, когда люди должны быть в храме. Проходит и торжественное вечернее богослужение, и ночная рождественская служба, а ведь все эти гадательные практики предполагают, что человек должен в это время сидеть дома, а не быть в храме. - Существуют ли какие-либо интересные традиции, связанные с Рождественским Сочельником? - Конечно, они есть. 6 января у нас строгий пост, и чтобы людям можно было подкрепиться перед ночной службой, обычно готовят такое блюдо, как сочиво, или, как ещё называют, коливо, кутья. Оно готовится из крупы, в которую добавляют мед и сухофрукты, причём вся эта смесь является постной, поскольку это время строгого поста. Зёрна, которые используются для приготовления колива, символизируют жизнь, которую принёс Господь, рождение Спасителя. Обычно говорят, что в сочельник до первой звезды есть нельзя. На самом деле, это монашеская традиция, связанная с тем, что служба утром в сочельник очень длинная. По уставу она должна начинаться в час дня. Сейчас эта служба, Литургия Василия Великого, служится утром сразу же после Царских часов и заканчивается примерно к двенадцати, но по уставу она должна начинаться в час дня. Когда её так служили, она заканчивалась обычно к трём часам, когда уже начинало смеркаться, отсюда и пошла традиция не есть до первой звезды. Если говорить о современной практике, то уже после окончания службы вполне можно перекусить. Сейчас не каждая христианская семья готовит кутью, хотя, по сути, было бы правильно вместо постного обеда приготовить кутью, покушать её, и до вечера этого будет достаточно. Это очень красивая и древняя традиция, и я знаю, что у нас в духовной академии в прошлом году готовили кутью. - Что бы Вы могли пожелать нашим читателям в канун Рождества? - Мне хотелось бы пожелать вашим читателям, всем, кто заходит на Sobor.by, в первую очередь здравия духовного и телесного, потому что оно всем нам надо. Желаю, чтобы тот мир, который в наших душах Господь поселяет и Своим Рождеством, и тем, что Он всегда рядом с нами, постоянно был в наших сердцах. Ведь как только мы теряем этот мир, мы теряем всё – спокойствие, рассудительность и мудрость, а когда этот мир у нас есть, он нам действительно помогает жить. Поэтому пусть этот мир будет в сердцах у всех ваших читателей и у нас с вами, пусть Господь хранит нас всех. Я думаю, что радость о Родившемся Спасителе будет не только в наших сердцах, но мы поделимся ей со всеми, кто нуждается в этом, с нашими родными и близкими, друзьями, коллегами, с теми людьми, которых мы будем встречать. - Спасибо за беседу! / sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик (просмотров 3466) |
Новости разделов: