BEL ENG DEU FRA

О Рождестве и Святках. Разговор с отцом Романом Артёмовым
6 ЯНВАРЯ 2017 (Пятница)

 
  
В канун праздника Рождества Христова мы встретились с иереем Романом Артёмовым, клириком минского храма равноапостольной Марии Магдалины и преподавателем Минской духовной академии. О смысле Рождества, дате рождения Спасителя и праздничных традициях – в интервью с отцом Романом.

- Что для Вас Рождество?

Рождество – это праздник рождения Спасителя, вхождения Его в земную жизнь. С одной стороны, это праздник радостный, очень красивый и торжественный, а с другой стороны грустный, потому что мы знаем, к чему всё это приведёт. И в самих богослужебных рождественских текстах есть указание на то, что в этот день Церковь и радуется, и находится уже в ожидании того подвига, который Спаситель совершит ради нас.

По сути, для меня всё точно также. С одной стороны, это огромная радость, окончание Рождественского поста и рождение Спасителя, а с другой стороны, это и большая грусть, связанная со знанием о крестных страданиях Спасителя. Хотя мы как христиане должны всегда радоваться, и Рождество – это большая радость.

- Многих смущает, что часть поместных православных церквей празднует Рождество 25 декабря, а часть – 7 января. Как так сложилось?

- Это и меня раньше смущало, пока мой преподаватель не объяснил мне, почему так. Есть такое явление, как новоюлианский календарь. Он возник в 20 веке, когда часть православных церквей решила, что ввиду определённых социальных и политических причин переходящие праздники, такие как Пасха и связанные с ней, они будут праздновать по юлианскому календарю, а непереходящие праздники, такие как Рождество и Крещение – по григорианскому. Вот и возникло такое явление, как новоюлианский календарь.

Сложно сказать, хорошо это или плохо. Они приняли такое решение, оно их устраивает, оно не разобщает нас – в догматическом и литургическом плане мы едины. Поэтому такой вариант возможен, и меня как христианина мало беспокоит, кто и когда празднует. Мы литургически всё равно едины, потому что, причащаясь от одной Чаши Тела и Крови Христовых, мы всё равно через Христа соединяемся друг с другом. А даты праздников – это всего лишь видимые различия, которые связаны с социальными и политическими факторами, с тем, что им так удобнее. Раз им так удобнее, не думаю, что это такая большая проблема, они же всё равно Пасху празднуют вместе с нами.

Тем более, условность даты Рождества Христова сама по себе предполагает возможность такого смещения. Согласно исследованиям Библии, события Рождества произошли явно не 7 января или 25 декабря, это было в совершенно другое время и даже в другую пору года. Но в то же самое время мы приняли ту дату, которая у нас есть. Как говорил апостол Павел, во второстепенном у нас может быть многообразие, а в главном – единство.

Мне кажется, что наше общество пока ещё не готово к переходу на новоюлианский календарь. Светское общество перейдёт без проблем, а вот в Церкви часть людей просто будут негодовать, говорить, что мы уходим куда-то в раскол. То есть пока мы к этому не пришли, да и нужно ли это?

- Возможно, это помогло бы урегулировать ситуацию с празднованием Нового года, который сейчас приходится на время Рождественского поста?

- На самом деле, я не вижу здесь особой проблемы, Новый год ведь никто праздновать не запрещает. Праздновать ведь можно и во время поста – аккуратно, спокойно и без излишеств.

В этот раз Новый год попал на ночь с субботы на воскресенье. Мы служили в субботу вечером, а в воскресенье утром у нас было две литургии, как и во многих храмах. Я думал, что на раннюю службу никто не придет, а было, по-моему, шестьдесят или семьдесят причастников, людей, которые после двенадцати ничего не ели. Я не знаю, отмечали они Новый год или нет, но факт остаётся фактом – тому человеку, который живёт Христом, это не мешает. Если для нас приоритет – отпраздновать Новый год, тогда вопрос, нужен ли нам Господь.

Лично для меня это проблемой не является, но если для кого-то это большая проблема, то из неё можно найти очень много выходов. Постный стол не хуже непостного, объесться можно и постной пищей. Но, с другой стороны, это определённый сдерживающий фактор для верующих людей, потому что тогда человек будет себя удерживать от каких-то бесчинств.

Календари ничего не изменят. Будет у нас Рождество 25 декабря, и что изменится? Будет непостный стол вместо постного, а сама суть останется той же. Тут вопрос в том, как мы к этому относимся, какие у нас приоритеты. И те люди, которых я видел первого января в храме – а на поздней службе было ещё больше людей! – ясно показывают, что можно выстроить определённые приоритеты и никаких проблем не будет.

- Как правильно провести период Святок?

- Мы сейчас очень часто смешиваем православные традиции Святок с языческими. Например, с язычеством связаны многие атрибуты колядования, такие, как переодевания в животных. Христианское в колядовании – это когда есть Вифлеемская звезда, когда люди поют христианские песнопения. Обычно период Святок – это возможность творить милосердие, ведь раньше колядовали как раз нищие, которым нужно было что-то подать, это сейчас уже колядуют дети. Но сейчас колядующие – это люди, которые идут и делятся через песни и стихи радостью о Родившемся Спасителе, и те, кому они эту радость несут, что-то им взамен дают. Это наша народная традиция, не регламентированная никакими церковными правилами.

Самое правильное в Святки – это быть в храме, причащаться, чтобы, таким образом, постоянно держать себя во внутреннем тонусе, в единении со Христом. Эта внутренняя радость, которую человек получил во время празднования Рождества, тянется на протяжении всей сплошной седмицы. В период Святок у нас нет поста, потому что Церковь, таким образом, ориентирует нас на постоянную радость, а пост – это всё-таки покаянное чувство, это осознание своей греховности.

На мой взгляд, в Святки было бы правильнее этой радостью делиться – ходить в гости, навещать своих крестников, близких, пожилых людей. Если есть желание и возможность, можно навестить тех людей, которых никто не навестит, например, на многих приходах прихожане ездят в период Святок в интернаты и детские дома.

- Почему для православных христиан неприемлемы святочные гадания?

- Дело в том, что гадания противны Богу, это ещё в Ветхом Завете написано. Они изначально были связаны с языческими практиками, которые для нас неприемлемы. Распространение подобных традиций, в том числе и традиция гадать накануне Рождества, – это наследие языческих времён. Они органично вплетаются в нашу жизнь, и люди иногда даже думают, что это традиция христианская, так как связана с Рождеством, и надо же погадать, например, на суженого.

На самом деле, это прямое противоречие той вере, которая у нас есть. Мы это не поощряем и наоборот призываем людей к этому не прибегать, потому что, таким образом, человек становится уязвимым перед миром злых духов. Церковь настаивает на том, что лучше не омрачать праздник Рождества гаданиями, а сходить в храм, причём заметьте, что все эти гадания перед Рождеством рассчитаны на сочельник, когда люди должны быть в храме. Проходит и торжественное вечернее богослужение, и ночная рождественская служба, а ведь все эти гадательные практики предполагают, что человек должен в это время сидеть дома, а не быть в храме.

- Существуют ли какие-либо интересные традиции, связанные с Рождественским Сочельником?

- Конечно, они есть. 6 января у нас строгий пост, и чтобы людям можно было подкрепиться перед ночной службой, обычно готовят такое блюдо, как сочиво, или, как ещё называют, коливо, кутья. Оно готовится из крупы, в которую добавляют мед и сухофрукты, причём вся эта смесь является постной, поскольку это время строгого поста. Зёрна, которые используются для приготовления колива, символизируют жизнь, которую принёс Господь, рождение Спасителя.

Обычно говорят, что в сочельник до первой звезды есть нельзя. На самом деле, это монашеская традиция, связанная с тем, что служба утром в сочельник очень длинная. По уставу она должна начинаться в час дня. Сейчас эта служба, Литургия Василия Великого, служится утром сразу же после Царских часов и заканчивается примерно к двенадцати, но по уставу она должна начинаться в час дня. Когда её так служили, она заканчивалась обычно к трём часам, когда уже начинало смеркаться, отсюда и пошла традиция не есть до первой звезды. Если говорить о современной практике, то уже после окончания службы вполне можно перекусить.

Сейчас не каждая христианская семья готовит кутью, хотя, по сути, было бы правильно вместо постного обеда приготовить кутью, покушать её, и до вечера этого будет достаточно. Это очень красивая и древняя традиция, и я знаю, что у нас в духовной академии в прошлом году готовили кутью.

- Что бы Вы могли пожелать нашим читателям в канун Рождества?

- Мне хотелось бы пожелать вашим читателям, всем, кто заходит на Sobor.by, в первую очередь здравия духовного и телесного, потому что оно всем нам надо. Желаю, чтобы тот мир, который в наших душах Господь поселяет и Своим Рождеством, и тем, что Он всегда рядом с нами, постоянно был в наших сердцах. Ведь как только мы теряем этот мир, мы теряем всё – спокойствие, рассудительность и мудрость, а когда этот мир у нас есть, он нам действительно помогает жить. Поэтому пусть этот мир будет в сердцах у всех ваших читателей и у нас с вами, пусть Господь хранит нас всех. Я думаю, что радость о Родившемся Спасителе будет не только в наших сердцах, но мы поделимся ей со всеми, кто нуждается в этом, с нашими родными и близкими, друзьями, коллегами, с теми людьми, которых мы будем встречать.

- Спасибо за беседу!

/ sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик

(просмотров 624)




Новости разделов:

Интервью

24 МАРТА 2017
Родительская суббота: зачем идти на богослужение и как помочь усопшим? Отвечает священник
23 МАРТА 2017
Записки "О упокоении": что важно знать
21 МАРТА 2017
«Покаяние и изменение себя - это самая трудная работа». Священник – о духовной брани
17 МАРТА 2017
Как строить храмы без вреда для природы
17 МАРТА 2017
Ребенок шумит в храме: как быть родителям и окружающим?
13 МАРТА 2017
Какие великопостные богослужения посетить? Беседа с протод. Максимом Логвиновым
10 МАРТА 2017
Как поститься с детьми? Отвечает священник
9 МАРТА 2017
Детские вопросы о Боге и Церкви - что ответить родителям? Советует священник
6 МАРТА 2017
Писатель Николай Гаврилов: "Уже с десяток лет у меня 2 настольные книги"
1 МАРТА 2017
Историк о репрессиях 1937 года: то, что было сделано, оправданию не подлежит
24 ФЕВРАЛЯ 2017
«Мы должны любить каждого человека». Глава братства святителя Спиридона Тримифунтского – о служении в интернатах
22 ФЕВРАЛЯ 2017
Какой фильм посмотреть? Какую книгу почитать самому и ребёнку? Советует священник
  Церковные праздники

26 МАРТА 2017
Лествица. Как синайский подвижник рассказал о пути на небо
21 МАРТА 2017
В этом году Церковь вспоминает святых 40 мучеников Севастийских 21 марта
19 МАРТА 2017
"Оставаться в падении нельзя". Слово святителя Феофана Затворника в Крестопоклонную неделю
11 МАРТА 2017
Святитель Григорий Палама: всякому христианину надлежит подвизаться в молитве всегда
10 МАРТА 2017
Русская Православная Церковь будет отмечать День святого Патрика
5 МАРТА 2017
"Ныне день радости!" Слово священномученика Сергия (Мечева) в день Торжества Православия
1 МАРТА 2017
Святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского, вспоминает сегодня Церковь
26 ФЕВРАЛЯ 2017
Митрополит Сурожский Антоний о Прощёном воскресении: нам надо вырваться из многого для того, чтобы быть свободными
24 ФЕВРАЛЯ 2017
Как отмечают праздники в школе, где изучают основы православной культуры
19 ФЕВРАЛЯ 2017
Протопресвитер Александр Шмеман: Каждый из нас несёт на себе ответственность за частицу Царствия Небесного
17 ФЕВРАЛЯ 2017
Память святой блаженной Валентины Минской паломники почтили на месте упокоения святой
16 ФЕВРАЛЯ 2017
Память святого равноапостольного Николая Японского совершает сегодня Церковь
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.