BEL ENG DEU FRA

О Рождестве и Святках. Разговор с отцом Романом Артёмовым
6 ЯНВАРЯ 2017 (Пятница)

 
  
В канун праздника Рождества Христова мы встретились с иереем Романом Артёмовым, клириком минского храма равноапостольной Марии Магдалины и преподавателем Минской духовной академии. О смысле Рождества, дате рождения Спасителя и праздничных традициях – в интервью с отцом Романом.

- Что для Вас Рождество?

Рождество – это праздник рождения Спасителя, вхождения Его в земную жизнь. С одной стороны, это праздник радостный, очень красивый и торжественный, а с другой стороны грустный, потому что мы знаем, к чему всё это приведёт. И в самих богослужебных рождественских текстах есть указание на то, что в этот день Церковь и радуется, и находится уже в ожидании того подвига, который Спаситель совершит ради нас.

По сути, для меня всё точно также. С одной стороны, это огромная радость, окончание Рождественского поста и рождение Спасителя, а с другой стороны, это и большая грусть, связанная со знанием о крестных страданиях Спасителя. Хотя мы как христиане должны всегда радоваться, и Рождество – это большая радость.

- Многих смущает, что часть поместных православных церквей празднует Рождество 25 декабря, а часть – 7 января. Как так сложилось?

- Это и меня раньше смущало, пока мой преподаватель не объяснил мне, почему так. Есть такое явление, как новоюлианский календарь. Он возник в 20 веке, когда часть православных церквей решила, что ввиду определённых социальных и политических причин переходящие праздники, такие как Пасха и связанные с ней, они будут праздновать по юлианскому календарю, а непереходящие праздники, такие как Рождество и Крещение – по григорианскому. Вот и возникло такое явление, как новоюлианский календарь.

Сложно сказать, хорошо это или плохо. Они приняли такое решение, оно их устраивает, оно не разобщает нас – в догматическом и литургическом плане мы едины. Поэтому такой вариант возможен, и меня как христианина мало беспокоит, кто и когда празднует. Мы литургически всё равно едины, потому что, причащаясь от одной Чаши Тела и Крови Христовых, мы всё равно через Христа соединяемся друг с другом. А даты праздников – это всего лишь видимые различия, которые связаны с социальными и политическими факторами, с тем, что им так удобнее. Раз им так удобнее, не думаю, что это такая большая проблема, они же всё равно Пасху празднуют вместе с нами.

Тем более, условность даты Рождества Христова сама по себе предполагает возможность такого смещения. Согласно исследованиям Библии, события Рождества произошли явно не 7 января или 25 декабря, это было в совершенно другое время и даже в другую пору года. Но в то же самое время мы приняли ту дату, которая у нас есть. Как говорил апостол Павел, во второстепенном у нас может быть многообразие, а в главном – единство.

Мне кажется, что наше общество пока ещё не готово к переходу на новоюлианский календарь. Светское общество перейдёт без проблем, а вот в Церкви часть людей просто будут негодовать, говорить, что мы уходим куда-то в раскол. То есть пока мы к этому не пришли, да и нужно ли это?

- Возможно, это помогло бы урегулировать ситуацию с празднованием Нового года, который сейчас приходится на время Рождественского поста?

- На самом деле, я не вижу здесь особой проблемы, Новый год ведь никто праздновать не запрещает. Праздновать ведь можно и во время поста – аккуратно, спокойно и без излишеств.

В этот раз Новый год попал на ночь с субботы на воскресенье. Мы служили в субботу вечером, а в воскресенье утром у нас было две литургии, как и во многих храмах. Я думал, что на раннюю службу никто не придет, а было, по-моему, шестьдесят или семьдесят причастников, людей, которые после двенадцати ничего не ели. Я не знаю, отмечали они Новый год или нет, но факт остаётся фактом – тому человеку, который живёт Христом, это не мешает. Если для нас приоритет – отпраздновать Новый год, тогда вопрос, нужен ли нам Господь.

Лично для меня это проблемой не является, но если для кого-то это большая проблема, то из неё можно найти очень много выходов. Постный стол не хуже непостного, объесться можно и постной пищей. Но, с другой стороны, это определённый сдерживающий фактор для верующих людей, потому что тогда человек будет себя удерживать от каких-то бесчинств.

Календари ничего не изменят. Будет у нас Рождество 25 декабря, и что изменится? Будет непостный стол вместо постного, а сама суть останется той же. Тут вопрос в том, как мы к этому относимся, какие у нас приоритеты. И те люди, которых я видел первого января в храме – а на поздней службе было ещё больше людей! – ясно показывают, что можно выстроить определённые приоритеты и никаких проблем не будет.

- Как правильно провести период Святок?

- Мы сейчас очень часто смешиваем православные традиции Святок с языческими. Например, с язычеством связаны многие атрибуты колядования, такие, как переодевания в животных. Христианское в колядовании – это когда есть Вифлеемская звезда, когда люди поют христианские песнопения. Обычно период Святок – это возможность творить милосердие, ведь раньше колядовали как раз нищие, которым нужно было что-то подать, это сейчас уже колядуют дети. Но сейчас колядующие – это люди, которые идут и делятся через песни и стихи радостью о Родившемся Спасителе, и те, кому они эту радость несут, что-то им взамен дают. Это наша народная традиция, не регламентированная никакими церковными правилами.

Самое правильное в Святки – это быть в храме, причащаться, чтобы, таким образом, постоянно держать себя во внутреннем тонусе, в единении со Христом. Эта внутренняя радость, которую человек получил во время празднования Рождества, тянется на протяжении всей сплошной седмицы. В период Святок у нас нет поста, потому что Церковь, таким образом, ориентирует нас на постоянную радость, а пост – это всё-таки покаянное чувство, это осознание своей греховности.

На мой взгляд, в Святки было бы правильнее этой радостью делиться – ходить в гости, навещать своих крестников, близких, пожилых людей. Если есть желание и возможность, можно навестить тех людей, которых никто не навестит, например, на многих приходах прихожане ездят в период Святок в интернаты и детские дома.

- Почему для православных христиан неприемлемы святочные гадания?

- Дело в том, что гадания противны Богу, это ещё в Ветхом Завете написано. Они изначально были связаны с языческими практиками, которые для нас неприемлемы. Распространение подобных традиций, в том числе и традиция гадать накануне Рождества, – это наследие языческих времён. Они органично вплетаются в нашу жизнь, и люди иногда даже думают, что это традиция христианская, так как связана с Рождеством, и надо же погадать, например, на суженого.

На самом деле, это прямое противоречие той вере, которая у нас есть. Мы это не поощряем и наоборот призываем людей к этому не прибегать, потому что, таким образом, человек становится уязвимым перед миром злых духов. Церковь настаивает на том, что лучше не омрачать праздник Рождества гаданиями, а сходить в храм, причём заметьте, что все эти гадания перед Рождеством рассчитаны на сочельник, когда люди должны быть в храме. Проходит и торжественное вечернее богослужение, и ночная рождественская служба, а ведь все эти гадательные практики предполагают, что человек должен в это время сидеть дома, а не быть в храме.

- Существуют ли какие-либо интересные традиции, связанные с Рождественским Сочельником?

- Конечно, они есть. 6 января у нас строгий пост, и чтобы людям можно было подкрепиться перед ночной службой, обычно готовят такое блюдо, как сочиво, или, как ещё называют, коливо, кутья. Оно готовится из крупы, в которую добавляют мед и сухофрукты, причём вся эта смесь является постной, поскольку это время строгого поста. Зёрна, которые используются для приготовления колива, символизируют жизнь, которую принёс Господь, рождение Спасителя.

Обычно говорят, что в сочельник до первой звезды есть нельзя. На самом деле, это монашеская традиция, связанная с тем, что служба утром в сочельник очень длинная. По уставу она должна начинаться в час дня. Сейчас эта служба, Литургия Василия Великого, служится утром сразу же после Царских часов и заканчивается примерно к двенадцати, но по уставу она должна начинаться в час дня. Когда её так служили, она заканчивалась обычно к трём часам, когда уже начинало смеркаться, отсюда и пошла традиция не есть до первой звезды. Если говорить о современной практике, то уже после окончания службы вполне можно перекусить.

Сейчас не каждая христианская семья готовит кутью, хотя, по сути, было бы правильно вместо постного обеда приготовить кутью, покушать её, и до вечера этого будет достаточно. Это очень красивая и древняя традиция, и я знаю, что у нас в духовной академии в прошлом году готовили кутью.

- Что бы Вы могли пожелать нашим читателям в канун Рождества?

- Мне хотелось бы пожелать вашим читателям, всем, кто заходит на Sobor.by, в первую очередь здравия духовного и телесного, потому что оно всем нам надо. Желаю, чтобы тот мир, который в наших душах Господь поселяет и Своим Рождеством, и тем, что Он всегда рядом с нами, постоянно был в наших сердцах. Ведь как только мы теряем этот мир, мы теряем всё – спокойствие, рассудительность и мудрость, а когда этот мир у нас есть, он нам действительно помогает жить. Поэтому пусть этот мир будет в сердцах у всех ваших читателей и у нас с вами, пусть Господь хранит нас всех. Я думаю, что радость о Родившемся Спасителе будет не только в наших сердцах, но мы поделимся ей со всеми, кто нуждается в этом, с нашими родными и близкими, друзьями, коллегами, с теми людьми, которых мы будем встречать.

- Спасибо за беседу!

/ sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик

(просмотров 401)




Новости разделов:

Интервью

17 ЯНВАРЯ 2017
Отец Адриан Латушко: «Не бывает духовной радости без труда»
9 ЯНВАРЯ 2017
Организатор паломнических поездок: "Матушка Василисса всех учила любви"
9 ЯНВАРЯ 2017
Владыка Вениамин об убийстве матушки Василиссы: "Очень важно следить за тем, что происходит в нашем сердце"
6 ЯНВАРЯ 2017
О Рождестве и Святках. Разговор с отцом Романом Артёмовым
6 ЯНВАРЯ 2017
"Идёт невидимая духовная брань". Протоиерей Алексей Климов про убийство матушки Василиссы
5 ЯНВАРЯ 2017
"Сегодня наша задача - соединить то, что уже разъединено, помирить тех, кто сегодня враждует". Беседа с митрополитом Павлом об итогах 2016 года
19 ДЕКАБРЯ 2016
Как не разрушить детскую сказку: правила для родителей, которые приглашают к ребёнку Деда Мороза
9 ДЕКАБРЯ 2016
“Любоў да бліжняга праяўляецца і ў любові да сваёй Радзімы”. Айцец Яўген Грамыка – пра Багдановіча, патрыятызм і беларускую мову
06 ДЕКАБРЯ 2016
Детский писатель Борис Ганаго и в 89 лет продолжает писать книги
2 ДЕКАБРЯ 2016
Расказаць пра Раство праз малюнкі: размова з арганізатаркай унікальнай акцыі
21 НОЯБРЯ 2016
"Не судите - потеряете Бога". Протоиерей Андрей Лемешонок встретился со студентами и преподавателями МДУ
8 НОЯБРЯ 2016
Священник:"Кто протянет руку младенцу, которого хотят убить?"
  Церковные праздники

8 ЯНВАРЯ 2017
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Проповедь протоиерея Игоря Коростелёва. 07.01.17
7 ЯНВАРЯ 2017
В Свято-Духовом кафедральном соборе состоялась встреча Патриаршего Экзарха и Главы государства
6 ЯНВАРЯ 2017
Расписание богослужений в православных храмах Минска на Рождественский сочельник и Рождество Христово
6 ЯНВАРЯ 2017
О Рождестве и Святках. Разговор с отцом Романом Артёмовым
4 ЯНВАРЯ 2017
Память святой великомученицы Анастасии Узорешительницы совершает сегодня Церковь
1 ЯНВАРЯ 2017
Память мученика Вонифатия празднует сегодня Церковь
25 ДЕКАБРЯ 2016
Церковь празднует память святителя Спиридона Тримифунтского
22 ДЕКАБРЯ 2016
Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы празднует сегодня Церковь
19 ДЕКАБРЯ 2016
Святителя Николая Чудотворца вспоминает сегодня Церковь
13 ДЕКАБРЯ 2016
Святого апостола Андрея Первозванного вспоминает сегодня Церковь
9 ДЕКАБРЯ 2016
Преподобного Стилиана Пафлагонянина вспоминает сегодня Церковь
9 ДЕКАБРЯ 2016
Монастырь св. Екатерины на Подлясье отпраздновал престольное торжество
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.