BEL ENG DEU FRA

«Нет людей второсортных». Священник – про инвалидов и их место в обществе
4 МАЯ 2017 (Четверг)

 
 
  
Каждый христианин призван служить своим ближним, вот только выполнять это на практике не всегда легко. Особенно остро это чувствуется, когда мы говорим о тех из них, от кого общество отвернулось, в том числе и об инвалидах.

В канун 5 мая, когда в мире отмечается Международный день борьбы за права инвалидов, мы поговорили о месте инвалидов в обществе и Церкви со священником Николаем Куренковым. Отец Николай, настоятель прихода храма Святителя Николая Чудотворца в д. Рубежевичи, на протяжении нескольких лет окормляет насельников психоневрологического интерната в д.Куль. В интервью Sobor.by батюшка рассуждает о том, каким должно быть христианское отношение к инвалидам и как созидание здоровых приходских отношений помогает искоренить нетерпимость к не таким, как все.

Почему Господь допускает, что люди болеют

Этот вопрос близок к вопросам из серии "если Бог такой хороший и добрый, то почему на свете войны, почему люди голодают? Почему Господь попускает все эти безобразия?" Поэтому ответ, который я сейчас попытаюсь озвучить, подходит ко всем этим вопросам.

Здесь надо иметь в виду две основные проблемы нашего общества. Прежде всего, надо вспомнить, что мы не в раю живём, а также вспомнить, кто руководит нашим миром – говоря по-евангельски, кто князь мира сего. Господь чётко ответил на этот вопрос – сатана. И мир, в котором мы живём, абсолютно не райский, мы, наши предки его таким сделали - и рай потеряли. Мы исказили рай, испортили. Причём здесь слово "мы" – ключевое, поскольку сваливать вину только на Адама и Еву было бы несправедливо и противоречило бы закону любви. Это всё-таки наши предки, и мы живём, можем дышать и смотреть, ощущать этот мир благодаря тому, что мы родились от них. И что поделать, что родились в такой мир – мир довольно жёсткий, не совсем комфортный. Но самое главное – научиться ощущать наш мир так, чтобы видеть в нём отголоски рая, отголоски того творения, которое Бог изначально заложил. И частички этого райского мира сейчас видны тем, кто хочет их видеть. И если человек настроен на то, чтобы видеть это хорошее, райское, он тогда понимает и взаимосвязь между людьми. Тогда он понимает христианскую фразу "братья и сёстры" буквально, жизненно, а не просто как вежливое обращение. Он старается реализовывать в жизни то, что мы именно братья и сёстры, и один Отец у нас – Господь.

Я бы большинство проповедей с этого начинал, что и стараюсь делать, потому что такие вещи как-то сейчас забываются, находятся на периферии жизненных ценностей, но они мне видятся в ряду самых главных. И если бы христиане видели на примере хоть нескольких человек такое отношение, когда человек, несмотря ни на какие обиды, идёт дорогой Любви, это было бы самой лучшей проповедью. В моей жизни такие примеры были, и они всегда служат мне хорошим напоминанием, что такое жизнь во Христе.

Итак, исходя из вышесказанного, мы понимаем, что мир искажён, и искажён грехом. Грех накапливается, переходит из года в год, из десятилетия в десятилетия, и носителями его являются люди. Мы все болеем и духовно, и телесно, и все эти болезни от того, что, во-первых, наш мир не райский, мир во зле лежит. И мы зачастую не можем устоять, поддаёмся искушениям. Во-вторых, мы настолько связаны друг с другом, что какой-то грех, который человек совершает, рикошетом отдаётся на окружающих людях. Не бывает такого, чтобы человек совершал грех и это был только его поступок, и наказание потом было тоже только его. Вспомним, как в "Преступлении и наказании" один поступок Раскольникова вызвал огромный резонанс в окружающих людях. Грех склонен распространяться, задевать окружающих, и иногда получается так, что люди заболевают. Кто-то с детства носит этот крест, а кто-то его приобретает позже.

Мне кажется, что если мы – христиане и хотим жить по закону любви, то должны понимать: если человек заболевает, это не только его проблема, это и наша проблема. И Господь призвал нас включиться в эти проблемы и помогать людям в той мере, в которой каждый может.

О христианском отношении к инвалидам

Вообще, инвалид – это слово нерусское, когда-то его в употреблении не было. Раньше таких людей называли не инвалидами, а убогими, и воспринимали их не как внешнюю, а как внутреннюю часть общества. И относиться к ним надо по-христиански, как к любому другому человеку.

Когда люди в качестве волонтеров переступают порог психоневрологического интерната, одно из первых ощущений, которое у них возникает, что никто из нас от такого не застрахован. Они – наше зеркало, они – наши братья и сёстры. А что мы должны делать с братьями и сёстрами, которые попали в тяжёлую ситуацию и рядом с которыми мы также можем оказаться? Мне кажется, любой человек сразу скажет – надо помогать. Так вот они — наши братья и сёстры.

Теперь — как помогать. Самое главное для нас – молиться, подкрепляться Божьей силой, благодатью, просить у Него благословения, потому что помогать другим людям – нелегкий труд, и идти служить Богу и людям.

К сожалению, об этом сейчас не так часто говорят на приходах, но этой темой – темой служения – пропитан весь Новый Завет. И когда Господь наделял благодатью апостолов, прежде всего Он сказал им служить людям: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20). Служите Богу и людям!

И как служить – всё Господь рассказал. Вот недавно был Великий Четверг, и Господь в этот день чётко сказал: если хотите быть первыми, быть главнее и важнее, то будьте слугой. Служите, помогайте, отдайте свою жизнь на служение. Нет людей второсортных, все люди имеют право на то, чтобы их выслушали и как-то приняли участие в их судьбе. Надо проявлять сочувствие, без этой добродетели христианство превращается в фарисейство.

Церковь и помощь инвалидам

Я, конечно, не могу отвечать за всю Церковь, всех верующих, кто-то видит, что делается много, кто-то – мало. Некоторые люди делают очень много и больше они просто не в состоянии сделать, некоторые делают немного, а некоторым хотелось бы пожелать, чтобы они делали больше. Но работа идёт, и я думаю, что люди, которые видят такие проблемы, должны рассказывать другим, призывать и собственным примером показывать, как это можно решать.

И проблема здесь двоякая. Во-первых, в желании услышать и увидеть. Кто-то не хочет слышать и видеть, это как бы и не его проблема. Во-вторых, иногда человек не может по какой-то объективной причине это увидеть. Поэтому надо рассказать, показать, но не делать это агрессивно, а предложить. Дальше уже человек сам выбирает, заниматься ему этим или нет, но информации действительно недостаточно. Возьмём в качестве примера хотя бы количество психоневрологических интернатов только в Минской области (12 – прим.ред.) и то, что об этом практически никто не знает. А если простым людям предложить туда сходить, они за голову схватятся – ой, я же такой нежный человек, такой чувствительный, я же потом ночь спать не буду. Человек даже не попробовал, он не знает, что это такое, но он это всё объясняет с благочестивой точки зрения и верит в правдивость своих слов, даже не попробовав! Совет один — а ты попробуй, потом скажешь.

О нетерпимости к инвалидам в обществе

По моим наблюдениям, в обществе пока нетерпимость очень развита. Как любое отклонение от нравственной жизни, чаще всего она объясняется благочестивыми намерениями. Человек в светском обществе никогда не назовёт свою нетерпимость нетерпимостью, а объяснит это своей чрезмерной мягкостью, добротой, тем, что как только он увидит инвалида – он сразу так страдает и только поэтому отворачивается.

Внутри православных приходов это также распространено, но в гораздо меньшей степени. Настоящие христиане понимают, что жить по-христиански - жить как Христос, а Христос сказал, что Он пришёл прежде всего для больных, убогих и грешных. Поэтому, глядя на человека, который от чего-то страдает, христианин понимает, что надо как-то проявить сострадание, а истинное чувство сострадания всегда связано с желанием поддержать. То есть мы должны по отношению к этим людям вести себя по-христиански, необходимо деятельно сопереживать этим людям и молиться за них. Молитва – наше оружие против зла, дьявола и "сатрапов" его.

Как ни странно, по моим наблюдениям, на приходах сейчас уделяют мало внимания тому, что есть духовная жизнь и как на неё настроиться (это также и название книги свт. Феофана Затворника). Конечно, многие по-разному понимают эту проблему, но есть общие закономерности, исходящие из примера жизни Христа на земле, из жизни святых и из всего Нового Завета. Христос сказал: "возьмите иго мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем", и мне кажется, что сейчас этому уделяется недостаточное внимание. А если бы этому уделялось больше внимания, если бы больше этому следовали в построении приходской жизни в самом широком охвате этого понятия, тогда бы ситуация была другой, что отражалось бы и на отношениях друг с другом, и на отношении к больным и немощным.

Читайте также: "Мы должны любить каждого человека". Глава братства святителя Спиридона Тримифунтского - о служении в интернатах

Фото к статье: neinvalid.ru, religia.by 

/ sobor.by/ Надежда Филипчик

(просмотров 485)




Новости разделов:

Интервью

25 МАЯ 2017
В чём духовный смысл Вознесения Господня? Рассуждает священник
14 МАЯ 2017
Отец Владимир Шичко: «Покаяние – это когда в сердце есть любовь ко всем людям»
9 МАЯ 2017
Священник: "Для меня сейчас два главных праздника – Пасха и День Победы"
9 МАЯ 2017
Богословие воскресения. Интервью с профессором Страсбургского университета
6 МАЯ 2017
О. Павел Кивович: "Кладбище - это Церковь. И об этом нужно говорить"
4 МАЯ 2017
«Нет людей второсортных». Священник – про инвалидов и их место в обществе
29 АПРЕЛЯ 2017
Из светской журналистики - в церковный журнал: "Я была мухой, а хочу быть пчелой"
29 АПРЕЛЯ 2017
«Победа над смертью – это прежде всего победа духовная». Беседа о Воскресении с французским богословом
28 АПРЕЛЯ 2017
"Его нельзя было не любить". В Минске прошла встреча в память о владыке Иеремии
25 АПРЕЛЯ 2017
«Со святыми упокой». Протоиерей Сергий Лепин о Радонице - "Пасхе усопших"
21 АПРЕЛЯ 2017
Сестра милосердия: "Я уже не смогу не помогать людям"
19 АПРЕЛЯ 2017
“Не стала вялікага беларуса”. Успаміны пра ўладыку Уроцлаўскага Іерэмію
  Социальная работа

22 МАЯ 2017
Поможем многодетной семье после пожара!
19 МАЯ 2017
С 5 по 15 августа под Логойском пройдёт интеграционный лагерь-семинар "Круглое Озеро - 2017"
15 МАЯ 2017
Искусственные цветы на кладбищах - "это общая наша катастрофа"
8 МАЯ 2017
Помощь белорусских волонтёров мирным жителям Донбасса
8 МАЯ 2017
В Брестской областной детской больнице освятили часовню
5 МАЯ 2017
Соберём 3250 евро на реабилитацию Яны Костик!
4 МАЯ 2017
«Нет людей второсортных». Священник – про инвалидов и их место в обществе
28 АПРЕЛЯ 2017
Братство святителя Спиридона поздравило с Пасхой более 2,5 тысяч насельников ПНИ
26 АПРЕЛЯ 2017
Воскресная школа Радосте-Скорбященского прихода организовала праздник семьям с детьми-инвалидами
21 АПРЕЛЯ 2017
13 мая под Слонимом - День открытых дверей реабилитационного центра «Анастасис»
15 АПРЕЛЯ 2017
Незрячие насельники дома-интерната посетили храм, в котором можно видеть руками
12 АПРЕЛЯ 2017
Учащиеся 117-й школы Минска пишут научную работу, посвящённую людям с ограничениями
  Церковь и общество

26 МАЯ 2017
Приход в честь святого Владимира Хираско открыт в Погосте
25 МАЯ 2017
Воскресная школа прихода иконы "Всецарица" посетила Ляденский Благовещенский монастырь
25 МАЯ 2017
Ученики православных классов 44-ой школы посетили богослужение в Свято-Петро-Павловском соборе
25 МАЯ 2017
В чём духовный смысл Вознесения Господня? Рассуждает священник
25 МАЯ 2017
Центр «Матуля» представляет опыт православных психологов по доабортному консультированию в Красноярске
23 МАЯ 2017
27-28 мая пройдёт благотворительный пробег «Забег тысячи сердец»
23 МАЯ 2017
Храм святителя Николая Чудотворца освящён в агрогородке Лядно на Случчине
23 МАЯ 2017
Межпарламентская Ассамблея Православия проводит художественный иконографический конкурс
22 МАЯ 2017
Программа «Свет души» рассказала о Свято-Вознесенском храме Несвижа
22 МАЯ 2017
Поможем многодетной семье после пожара!
22 МАЯ 2017
Ковчег с частью мощей святителя Николая Чудотворца принесён в Россию
22 МАЯ 2017
В Беларуси торжественно отметили праздник Жировичской иконы Божией Матери
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.