«Нет людей второсортных». Священник – про инвалидов и их место в обществе
4 МАЯ 2017 (Четверг) 20:47:48 Каждый христианин призван служить своим ближним, вот только выполнять это на практике не всегда легко. Особенно остро это чувствуется, когда мы говорим о тех из них, от кого общество отвернулось, в том числе и об инвалидах.В канун 5 мая, когда в мире отмечается Международный день борьбы за права инвалидов, мы поговорили о месте инвалидов в обществе и Церкви со священником Николаем Куренковым. Отец Николай, настоятель прихода храма Святителя Николая Чудотворца в д. Рубежевичи, на протяжении нескольких лет окормляет насельников психоневрологического интерната в д.Куль. В интервью Sobor.by батюшка рассуждает о том, каким должно быть христианское отношение к инвалидам и как созидание здоровых приходских отношений помогает искоренить нетерпимость к не таким, как все. Почему Господь допускает, что люди болеют Этот вопрос близок к вопросам из серии "если Бог такой хороший и добрый, то почему на свете войны, почему люди голодают? Почему Господь попускает все эти безобразия?" Поэтому ответ, который я сейчас попытаюсь озвучить, подходит ко всем этим вопросам. Здесь надо иметь в виду две основные проблемы нашего общества. Прежде всего, надо вспомнить, что мы не в раю живём, а также вспомнить, кто руководит нашим миром – говоря по-евангельски, кто князь мира сего. Господь чётко ответил на этот вопрос – сатана. И мир, в котором мы живём, абсолютно не райский, мы, наши предки его таким сделали - и рай потеряли. Мы исказили рай, испортили. Причём здесь слово "мы" – ключевое, поскольку сваливать вину только на Адама и Еву было бы несправедливо и противоречило бы закону любви. Это всё-таки наши предки, и мы живём, можем дышать и смотреть, ощущать этот мир благодаря тому, что мы родились от них. И что поделать, что родились в такой мир – мир довольно жёсткий, не совсем комфортный. Но самое главное – научиться ощущать наш мир так, чтобы видеть в нём отголоски рая, отголоски того творения, которое Бог изначально заложил. И частички этого райского мира сейчас видны тем, кто хочет их видеть. И если человек настроен на то, чтобы видеть это хорошее, райское, он тогда понимает и взаимосвязь между людьми. Тогда он понимает христианскую фразу "братья и сёстры" буквально, жизненно, а не просто как вежливое обращение. Он старается реализовывать в жизни то, что мы именно братья и сёстры, и один Отец у нас – Господь. Я бы большинство проповедей с этого начинал, что и стараюсь делать, потому что такие вещи как-то сейчас забываются, находятся на периферии жизненных ценностей, но они мне видятся в ряду самых главных. И если бы христиане видели на примере хоть нескольких человек такое отношение, когда человек, несмотря ни на какие обиды, идёт дорогой Любви, это было бы самой лучшей проповедью. В моей жизни такие примеры были, и они всегда служат мне хорошим напоминанием, что такое жизнь во Христе. Итак, исходя из вышесказанного, мы понимаем, что мир искажён, и искажён грехом. Грех накапливается, переходит из года в год, из десятилетия в десятилетия, и носителями его являются люди. Мы все болеем и духовно, и телесно, и все эти болезни от того, что, во-первых, наш мир не райский, мир во зле лежит. И мы зачастую не можем устоять, поддаёмся искушениям. Во-вторых, мы настолько связаны друг с другом, что какой-то грех, который человек совершает, рикошетом отдаётся на окружающих людях. Не бывает такого, чтобы человек совершал грех и это был только его поступок, и наказание потом было тоже только его. Вспомним, как в "Преступлении и наказании" один поступок Раскольникова вызвал огромный резонанс в окружающих людях. Грех склонен распространяться, задевать окружающих, и иногда получается так, что люди заболевают. Кто-то с детства носит этот крест, а кто-то его приобретает позже. Мне кажется, что если мы – христиане и хотим жить по закону любви, то должны понимать: если человек заболевает, это не только его проблема, это и наша проблема. И Господь призвал нас включиться в эти проблемы и помогать людям в той мере, в которой каждый может. О христианском отношении к инвалидам Вообще, инвалид – это слово нерусское, когда-то его в употреблении не было. Раньше таких людей называли не инвалидами, а убогими, и воспринимали их не как внешнюю, а как внутреннюю часть общества. И относиться к ним надо по-христиански, как к любому другому человеку. Когда люди в качестве волонтеров переступают порог психоневрологического интерната, одно из первых ощущений, которое у них возникает, что никто из нас от такого не застрахован. Они – наше зеркало, они – наши братья и сёстры. А что мы должны делать с братьями и сёстрами, которые попали в тяжёлую ситуацию и рядом с которыми мы также можем оказаться? Мне кажется, любой человек сразу скажет – надо помогать. Так вот они — наши братья и сёстры. Теперь — как помогать. Самое главное для нас – молиться, подкрепляться Божьей силой, благодатью, просить у Него благословения, потому что помогать другим людям – нелегкий труд, и идти служить Богу и людям. К сожалению, об этом сейчас не так часто говорят на приходах, но этой темой – темой служения – пропитан весь Новый Завет. И когда Господь наделял благодатью апостолов, прежде всего Он сказал им служить людям: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20). Служите Богу и людям! И как служить – всё Господь рассказал. Вот недавно был Великий Четверг, и Господь в этот день чётко сказал: если хотите быть первыми, быть главнее и важнее, то будьте слугой. Служите, помогайте, отдайте свою жизнь на служение. Нет людей второсортных, все люди имеют право на то, чтобы их выслушали и как-то приняли участие в их судьбе. Надо проявлять сочувствие, без этой добродетели христианство превращается в фарисейство. Церковь и помощь инвалидам Я, конечно, не могу отвечать за всю Церковь, всех верующих, кто-то видит, что делается много, кто-то – мало. Некоторые люди делают очень много и больше они просто не в состоянии сделать, некоторые делают немного, а некоторым хотелось бы пожелать, чтобы они делали больше. Но работа идёт, и я думаю, что люди, которые видят такие проблемы, должны рассказывать другим, призывать и собственным примером показывать, как это можно решать. И проблема здесь двоякая. Во-первых, в желании услышать и увидеть. Кто-то не хочет слышать и видеть, это как бы и не его проблема. Во-вторых, иногда человек не может по какой-то объективной причине это увидеть. Поэтому надо рассказать, показать, но не делать это агрессивно, а предложить. Дальше уже человек сам выбирает, заниматься ему этим или нет, но информации действительно недостаточно. Возьмём в качестве примера хотя бы количество психоневрологических интернатов только в Минской области (12 – прим.ред.) и то, что об этом практически никто не знает. А если простым людям предложить туда сходить, они за голову схватятся – ой, я же такой нежный человек, такой чувствительный, я же потом ночь спать не буду. Человек даже не попробовал, он не знает, что это такое, но он это всё объясняет с благочестивой точки зрения и верит в правдивость своих слов, даже не попробовав! Совет один — а ты попробуй, потом скажешь. О нетерпимости к инвалидам в обществе По моим наблюдениям, в обществе пока нетерпимость очень развита. Как любое отклонение от нравственной жизни, чаще всего она объясняется благочестивыми намерениями. Человек в светском обществе никогда не назовёт свою нетерпимость нетерпимостью, а объяснит это своей чрезмерной мягкостью, добротой, тем, что как только он увидит инвалида – он сразу так страдает и только поэтому отворачивается. Внутри православных приходов это также распространено, но в гораздо меньшей степени. Настоящие христиане понимают, что жить по-христиански - жить как Христос, а Христос сказал, что Он пришёл прежде всего для больных, убогих и грешных. Поэтому, глядя на человека, который от чего-то страдает, христианин понимает, что надо как-то проявить сострадание, а истинное чувство сострадания всегда связано с желанием поддержать. То есть мы должны по отношению к этим людям вести себя по-христиански, необходимо деятельно сопереживать этим людям и молиться за них. Молитва – наше оружие против зла, дьявола и "сатрапов" его. Как ни странно, по моим наблюдениям, на приходах сейчас уделяют мало внимания тому, что есть духовная жизнь и как на неё настроиться (это также и название книги свт. Феофана Затворника). Конечно, многие по-разному понимают эту проблему, но есть общие закономерности, исходящие из примера жизни Христа на земле, из жизни святых и из всего Нового Завета. Христос сказал: "возьмите иго мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем", и мне кажется, что сейчас этому уделяется недостаточное внимание. А если бы этому уделялось больше внимания, если бы больше этому следовали в построении приходской жизни в самом широком охвате этого понятия, тогда бы ситуация была другой, что отражалось бы и на отношениях друг с другом, и на отношении к больным и немощным. Читайте также: "Мы должны любить каждого человека". Глава братства святителя Спиридона Тримифунтского - о служении в интернатах Фото к статье: neinvalid.ru, religia.by / sobor.by/ Надежда Филипчик (просмотров 3634) |
Новости разделов: