BEL ENG DEU FRA

«Нет людей второсортных». Священник – про инвалидов и их место в обществе

 
 
  
4 МАЯ 2017 (Четверг) 20:47:48
Каждый христианин призван служить своим ближним, вот только выполнять это на практике не всегда легко. Особенно остро это чувствуется, когда мы говорим о тех из них, от кого общество отвернулось, в том числе и об инвалидах.

В канун 5 мая, когда в мире отмечается Международный день борьбы за права инвалидов, мы поговорили о месте инвалидов в обществе и Церкви со священником Николаем Куренковым. Отец Николай, настоятель прихода храма Святителя Николая Чудотворца в д. Рубежевичи, на протяжении нескольких лет окормляет насельников психоневрологического интерната в д.Куль. В интервью Sobor.by батюшка рассуждает о том, каким должно быть христианское отношение к инвалидам и как созидание здоровых приходских отношений помогает искоренить нетерпимость к не таким, как все.

Почему Господь допускает, что люди болеют

Этот вопрос близок к вопросам из серии "если Бог такой хороший и добрый, то почему на свете войны, почему люди голодают? Почему Господь попускает все эти безобразия?" Поэтому ответ, который я сейчас попытаюсь озвучить, подходит ко всем этим вопросам.

Здесь надо иметь в виду две основные проблемы нашего общества. Прежде всего, надо вспомнить, что мы не в раю живём, а также вспомнить, кто руководит нашим миром – говоря по-евангельски, кто князь мира сего. Господь чётко ответил на этот вопрос – сатана. И мир, в котором мы живём, абсолютно не райский, мы, наши предки его таким сделали - и рай потеряли. Мы исказили рай, испортили. Причём здесь слово "мы" – ключевое, поскольку сваливать вину только на Адама и Еву было бы несправедливо и противоречило бы закону любви. Это всё-таки наши предки, и мы живём, можем дышать и смотреть, ощущать этот мир благодаря тому, что мы родились от них. И что поделать, что родились в такой мир – мир довольно жёсткий, не совсем комфортный. Но самое главное – научиться ощущать наш мир так, чтобы видеть в нём отголоски рая, отголоски того творения, которое Бог изначально заложил. И частички этого райского мира сейчас видны тем, кто хочет их видеть. И если человек настроен на то, чтобы видеть это хорошее, райское, он тогда понимает и взаимосвязь между людьми. Тогда он понимает христианскую фразу "братья и сёстры" буквально, жизненно, а не просто как вежливое обращение. Он старается реализовывать в жизни то, что мы именно братья и сёстры, и один Отец у нас – Господь.

Я бы большинство проповедей с этого начинал, что и стараюсь делать, потому что такие вещи как-то сейчас забываются, находятся на периферии жизненных ценностей, но они мне видятся в ряду самых главных. И если бы христиане видели на примере хоть нескольких человек такое отношение, когда человек, несмотря ни на какие обиды, идёт дорогой Любви, это было бы самой лучшей проповедью. В моей жизни такие примеры были, и они всегда служат мне хорошим напоминанием, что такое жизнь во Христе.

Итак, исходя из вышесказанного, мы понимаем, что мир искажён, и искажён грехом. Грех накапливается, переходит из года в год, из десятилетия в десятилетия, и носителями его являются люди. Мы все болеем и духовно, и телесно, и все эти болезни от того, что, во-первых, наш мир не райский, мир во зле лежит. И мы зачастую не можем устоять, поддаёмся искушениям. Во-вторых, мы настолько связаны друг с другом, что какой-то грех, который человек совершает, рикошетом отдаётся на окружающих людях. Не бывает такого, чтобы человек совершал грех и это был только его поступок, и наказание потом было тоже только его. Вспомним, как в "Преступлении и наказании" один поступок Раскольникова вызвал огромный резонанс в окружающих людях. Грех склонен распространяться, задевать окружающих, и иногда получается так, что люди заболевают. Кто-то с детства носит этот крест, а кто-то его приобретает позже.

Мне кажется, что если мы – христиане и хотим жить по закону любви, то должны понимать: если человек заболевает, это не только его проблема, это и наша проблема. И Господь призвал нас включиться в эти проблемы и помогать людям в той мере, в которой каждый может.

О христианском отношении к инвалидам

Вообще, инвалид – это слово нерусское, когда-то его в употреблении не было. Раньше таких людей называли не инвалидами, а убогими, и воспринимали их не как внешнюю, а как внутреннюю часть общества. И относиться к ним надо по-христиански, как к любому другому человеку.

Когда люди в качестве волонтеров переступают порог психоневрологического интерната, одно из первых ощущений, которое у них возникает, что никто из нас от такого не застрахован. Они – наше зеркало, они – наши братья и сёстры. А что мы должны делать с братьями и сёстрами, которые попали в тяжёлую ситуацию и рядом с которыми мы также можем оказаться? Мне кажется, любой человек сразу скажет – надо помогать. Так вот они — наши братья и сёстры.

Теперь — как помогать. Самое главное для нас – молиться, подкрепляться Божьей силой, благодатью, просить у Него благословения, потому что помогать другим людям – нелегкий труд, и идти служить Богу и людям.

К сожалению, об этом сейчас не так часто говорят на приходах, но этой темой – темой служения – пропитан весь Новый Завет. И когда Господь наделял благодатью апостолов, прежде всего Он сказал им служить людям: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28:19-20). Служите Богу и людям!

И как служить – всё Господь рассказал. Вот недавно был Великий Четверг, и Господь в этот день чётко сказал: если хотите быть первыми, быть главнее и важнее, то будьте слугой. Служите, помогайте, отдайте свою жизнь на служение. Нет людей второсортных, все люди имеют право на то, чтобы их выслушали и как-то приняли участие в их судьбе. Надо проявлять сочувствие, без этой добродетели христианство превращается в фарисейство.

Церковь и помощь инвалидам

Я, конечно, не могу отвечать за всю Церковь, всех верующих, кто-то видит, что делается много, кто-то – мало. Некоторые люди делают очень много и больше они просто не в состоянии сделать, некоторые делают немного, а некоторым хотелось бы пожелать, чтобы они делали больше. Но работа идёт, и я думаю, что люди, которые видят такие проблемы, должны рассказывать другим, призывать и собственным примером показывать, как это можно решать.

И проблема здесь двоякая. Во-первых, в желании услышать и увидеть. Кто-то не хочет слышать и видеть, это как бы и не его проблема. Во-вторых, иногда человек не может по какой-то объективной причине это увидеть. Поэтому надо рассказать, показать, но не делать это агрессивно, а предложить. Дальше уже человек сам выбирает, заниматься ему этим или нет, но информации действительно недостаточно. Возьмём в качестве примера хотя бы количество психоневрологических интернатов только в Минской области (12 – прим.ред.) и то, что об этом практически никто не знает. А если простым людям предложить туда сходить, они за голову схватятся – ой, я же такой нежный человек, такой чувствительный, я же потом ночь спать не буду. Человек даже не попробовал, он не знает, что это такое, но он это всё объясняет с благочестивой точки зрения и верит в правдивость своих слов, даже не попробовав! Совет один — а ты попробуй, потом скажешь.

О нетерпимости к инвалидам в обществе

По моим наблюдениям, в обществе пока нетерпимость очень развита. Как любое отклонение от нравственной жизни, чаще всего она объясняется благочестивыми намерениями. Человек в светском обществе никогда не назовёт свою нетерпимость нетерпимостью, а объяснит это своей чрезмерной мягкостью, добротой, тем, что как только он увидит инвалида – он сразу так страдает и только поэтому отворачивается.

Внутри православных приходов это также распространено, но в гораздо меньшей степени. Настоящие христиане понимают, что жить по-христиански - жить как Христос, а Христос сказал, что Он пришёл прежде всего для больных, убогих и грешных. Поэтому, глядя на человека, который от чего-то страдает, христианин понимает, что надо как-то проявить сострадание, а истинное чувство сострадания всегда связано с желанием поддержать. То есть мы должны по отношению к этим людям вести себя по-христиански, необходимо деятельно сопереживать этим людям и молиться за них. Молитва – наше оружие против зла, дьявола и "сатрапов" его.

Как ни странно, по моим наблюдениям, на приходах сейчас уделяют мало внимания тому, что есть духовная жизнь и как на неё настроиться (это также и название книги свт. Феофана Затворника). Конечно, многие по-разному понимают эту проблему, но есть общие закономерности, исходящие из примера жизни Христа на земле, из жизни святых и из всего Нового Завета. Христос сказал: "возьмите иго мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем", и мне кажется, что сейчас этому уделяется недостаточное внимание. А если бы этому уделялось больше внимания, если бы больше этому следовали в построении приходской жизни в самом широком охвате этого понятия, тогда бы ситуация была другой, что отражалось бы и на отношениях друг с другом, и на отношении к больным и немощным.

Читайте также: "Мы должны любить каждого человека". Глава братства святителя Спиридона Тримифунтского - о служении в интернатах

Фото к статье: neinvalid.ru, religia.by 

/ sobor.by/ Надежда Филипчик

(просмотров 1192)




Новости разделов:

Интервью

18 ЯНВАРЯ 2018
Врач – про крещенские купания: «Всем окунаться ни в коем случае не нужно»
17 ЯНВАРЯ 2018
Почему собирают подписи за обретение мощей святой Валентины Минской? Комментарий отца Евгения Громыко
16 ЯНВАРЯ 2018
Главный миссионер БПЦ рассказал о своих любимых книгах: "Меня всегда пленяла абсурдность и запутанность сюжета"
6 ЯНВАРЯ 2018
Протоиерей Сергий Лепин: "Продавать ладанки как средства спасения ни в коем случае нельзя"
4 ЯНВАРЯ 2018
Поле битвы – сердца людей. Как в церкви помогают побороть алкоголизм и наркоманию
30 ДЕКАБРЯ 2017
Праздновать ли Новый Год? Смотрите, что про это думают православные минчане
26 ДЕКАБРЯ 2017
«Никто не будет думать про игрушки, когда нечего есть». О чём рассказал миссионер, побывавший в Африке
31 ОКТЯБРЯ 2017
«Почему мы должны отдавать дань языческой традиции?» Отец Евгений Громыко – про Хэллоуин и суеверия
21 ОКТЯБРЯ 2017
Всё, что важно знать про уныние и депрессию. Большой разговор со священником
7 ОКТЯБРЯ 2017
Священник про инвалидов: «Каждый человек – это галактика»
27 СЕНТЯБРЯ 2017
«Эта музыка возьмёт своё». Как церковный хор возрождает в Беларуси древний стиль пения
22 СЕНТЯБРЯ 2017
Живая легенда. Профессор Эдуард Загорульский выступил в Институте теологии с лекцией о древнем Минске
  Социальная работа

17 ЯНВАРЯ 2018
Рождество Христово отметило сестричество милосердия прп. Евфросинии Полоцкой. Видео
4 ЯНВАРЯ 2018
Поле битвы – сердца людей. Как в церкви помогают побороть алкоголизм и наркоманию
13 ДЕКАБРЯ 2017
5 благотворительных акций Беларуси, актуальных в Рождественский пост
19 НОЯБРЯ 2017
С 21 ноября начинается бесплатный курс дистанционного обучения по управлению социальными проектами
1 НОЯБРЯ 2017
В Свято-Елисаветинском монастыре открываются курсы по уходу за тяжелобольными
10 ОКТЯБРЯ 2017
Могилёвскому детскому хоспису передали подарки, собранные в Минске
7 ОКТЯБРЯ 2017
Священник про инвалидов: «Каждый человек – это галактика»
3 ОКТЯБРЯ 2017
В Червенском доме-интернате для молодых инвалидов освятили часовню
28 СЕНТЯБРЯ 2017
"Для того, чтобы помогать, не нужно быть богатым". Как в Минске добровольцы вяжут пледы для подопечных хосписов
11 СЕНТЯБРЯ 2017
Акцёр Юрый Жыгамонт агучыў Евангелле па-беларуску. Трэба дапамога ў выданні запісу
25 АВГУСТА 2017
Соберём школьные принадлежности для ребят из минского детдома
24 АВГУСТА 2017
Открыты бесплатные обучающие интернет-семинары по вопросам социального служения
  Церковь и общество

19 ЯНВАРЯ 2018
В Минске вручены Рождественские премии Христианского образовательного центра
18 ЯНВАРЯ 2018
Расписание богослужений в храмах Минска и Минского района на Крещенский сочельник и Богоявление
18 ЯНВАРЯ 2018
Врач – про крещенские купания: «Всем окунаться ни в коем случае не нужно»
15 ЯНВАРЯ 2018
Институт теологии БГУ приглашает на курсы повышения квалификации
13 ЯНВАРЯ 2018
Президент Беларуси подарил митрополиту Павлу уникальную икону белорусских мастеров
12 ЯНВАРЯ 2018
Созданный участниками рождественского фестиваля "Радость" вертеп передали Белорусскому детскому хоспису
12 ЯНВАРЯ 2018
12-13 января БГУФК примет Рождественский турнир по спортивно-боевым единоборствам
10 ЯНВАРЯ 2018
Патриарший Экзарх совершил великую вечерню в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска
9 ЯНВАРЯ 2018
В канун праздника Собора Пресвятой Богородицы митрополит Павел совершил великую вечерню в Свято-Духовом кафедральном соборе
8 ЯНВАРЯ 2018
Рождественская ночь в Беларуси выдалась аномально тёплой. Верующие призывают делиться теплом с окружающими
5 ЯНВАРЯ 2018
Флеш-носитель с аудиозаписями для детей выпустила аудиостудия Свято-Елисаветинского монастыря
5 ЯНВАРЯ 2018
Расписание богослужений в храмах Минска и Минского района на сочельник и Рождество Христово
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.