BEL ENG DEU FRA

Лествица. Как синайский подвижник рассказал о пути на небо
26 МАРТА 2017 (Воскресение)

 
  
Четвёртая неделя Великого поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника - автора знаменитого аскетического труда "Лествица".

Фактов в житии преподобного Иоанна сообщается мало. Остаётся неясным даже время, когда жил преподобный, и откуда был он родом. По косвенным данным можно догадываться, что умер он в середине VІІ века. В ранней молодости приходит он на Синай, и проводит здесь всю жизнь. Впрочем, кажется, он бывал в Египте, в Ските и в Тавенниси. Много лет он подвизается на послушании у некоего старца. После его смерти удаляется в затвор и живёт отшельником в недалёкой, но уединённой пещере.

Преподобный Иоанн был уже глубоким старцем, когда его избрали игуменом Синайской горы. Пробыл игуменом он недолго, и снова ушёл в затвор. Во время игуменства он и составил свою "Лествицу", — "книгу, именуемую Скрижали духовные", — "в назидание новых Израильтян, т.е. людей новоисшедших из мысленного Египта и из моря житейского". Это — систематическое описание нормального монашеского пути, по ступеням духовного совершенства. Основное здесь есть именно система, идея закономерной последовательности в подвиге, идея ступеней. "Лествица" написана простым, почти народным языком, — автор любит житейские сравнения, пословицы и оговорки. Писал он по личному опыту, но вместе с тем всегда опирается на традицию, на учение "богодухновенных отцов". "Лествица" была любимой книгой для чтения не только в монастырях. Об этом свидетельствует прежде всего многочисленность списков (нередко с миниатюрами).

План "Лествицы" очень прост. Определяется он скорее логикой сердца, нежели логикой ума. Практические советы закрепляются психологическим анализом. Каждое требование должно быть объяснено; т.е. для подвизающегося должно быть ясно, почему предъявляется к нему то или иное требование, и почему развёртываются они именно в таком порядке и последовательности. Нужно, впрочем, помнить, что пишет преподобный Иоанн только для монахов, имеет в виду всегда монастырские условия и обстановку жизни...

Первое требование монашества есть отречение от всего мирского. Возможно отречение только через свободу, "самовластие", — это и есть основное достоинство человека. Грех есть свободное отпадение или отдаление от Бога, и отпадение от жизни, — вольная смерть, своего рода самоубийство по своеволию. Подвиг есть вольное и волевое обращение к Богу, последование и подражание Христу. Иначе сказать, всегдашнее напряжение воли и обращённость к Богу. Вершина подвига в монашестве. "Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств". Отречение от миpа должно быть полным и решительным, — "отвержение естества, для получения тех благ, которые выше естества". Это очень важное противопоставление: "естественное" расторгается ради сверх-естественного, а не заменяется противо-естественным. Задача подвига в сублимации естественной свободы, не в противоборстве её подлинным законам. Поэтому только верные мотивы и истинная цель оправдывают и отречение, и подвиг... Подвиг есть средство, а не цель. И завершается подвиг только тогда, когда приходит сам Иисус и отваливает от двери сердца камень ожесточения, иначе подвиг бесплоден и бесполезен. Впрочем, может оказаться благотворным и невольный подвиг, отречение по обстоятельствам и даже по нужде; ибо душа, может и вдруг проснуться... Отречение завершается духовным странничеством. Мир должен стать и казаться чужим.

Внутренний подвиг начинается покаянием. Вернее сказать, покаяние или сокрушение о грехах своих есть самая стихия подвига. И с покаянием связана память смертная. Это есть духовное предвосхищение смерти и уже некая "повседневная смерть". Подлинная "память смертная" возможна только чрез полное беспристрастие и совершенное отсечение воли. В ней нет страха. И это дар Божий. Следующая ступень есть плач, и плач радостотворный. "Покаяние есть возобновление крещения", а плач больше крещения. "Источник слёз после крещения больше крещения", как бы то ни казалось парадоксально. Ибо плач есть непрестанное очищение от совершаемых грехов. Есть плач от страха, плач о милосердии; и есть плач от любви, он удостоверяет в том, что моление принято. "Мы не будем обвинены, братия, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения; но без сомнения должны будем дать Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих".

Цель внутреннего подвига есть стяжание бесстрастия. И задача внутреннего устроения сводится к постоянному угашению страстей. Нужно останавливать и вовсе остановить в себе движение и возбуждение страстей. И прежде всего должна быть преодолена гневливость, "возмущение сердца", — нужно стяжать безгневие и кротость, мир и тишину. В понимании Лествичника гнев связан с самолюбием. Поэтому он и определяет безгневие, как "ненасытимое желание бесчестий", и кротость, как "недвижимое устроение души, пребывающей одинаково и в чести, и в бесчестии". Ещё выше совершенное непамятозлобие, в подражание незлобию Иисусову. И нужно воздерживаться от всякого осуждения. О согрешающих молись втайне, — "сей образ любви угоден Богу". Судить и осуждать не подобает кающимся. "Судить значит дерзостно присваивать себе сан Божий". Ведь человеку недоступно всезнание, без которого суждение всегда окажется поспешным. "Если даже собственными глазами увидишь, что кто согрешает, не осуждай. Ибо часто и глаза обманываются"... Много говорит Лествичник о преодолении плотских соблазнов и о стяжании чистоты. Источник чистоты в сердце, и она выше сил человека, но есть дар Божий, хотя и чрез подвиг... Сребролюбие погашается в нестяжании, в совершенном "отложении попечений о земном", — это есть некая беззаботность в жизни, беспечальность, по вере и упованию... Ещё опаснее соблазн гордости, — гордящийся соблазняется уже и без бесовского искушения, он сам для себя стал бесом и супостатом. Преодолевается гордость в смирении, и смирение не поддаётся словесному определению, это есть некая "неименуемая благодать души", постижимая только в собственном опыте. И научиться смирению можно только у самого Христа: "научитеся не от Ангела, не от человека, не от книги, но от Меня, т.е. от Моего в вас вселения, и осияния, и действия, — ибо Я кроток и смирен сердцем" (срв. Мф. 11:29)... В известном смысле смирение в подвизающихся есть некая слепота к собственным добродетелям, — "Божественный покров, который не даёт нам видеть наши исправления".

В развитии страсти Лествичник различает следующие моменты. Прежде всего, прилог — некий образ или мысль, "набег мыслей". В этом нет ещё греха, ибо здесь ещё не участвует воля. Воля сказывается уже в сочетании — это есть некое "собеседование с явившимся образом". И в этой заинтересованности или внимании начало греха ("не совсем без греха"). Однако, важнее увлечение воли, сосложение, согласие души с представившимся помыслом, соединённое с услаждением. И далее — помысл (соблазнительная мысль или образ) укореняется в душе, — это ступень пленения, своего рода одержимость сердца. Наконец, создаётся порочный навык, — это и есть страсть в собственном смысле слова. Из этого видно, что корень страстей в попустительстве воли, во-первых; и во-вторых, соблазн приходит чрез мысль, под образом мысли или помысла. Аскетическая задача поэтому раздваивается. С одной стороны, требуется укрепление воли (через отсечение произвола и послушание), с другой — очищение мысли.

Предел подвига в священном безмолвии, в безмолвии тела и души. "Безмолвие тела есть благочиние и благоустройство нравов и чувств телесных. Безмолвие души есть благочиние помыслов и неокрадываемая мысль". Иначе сказать — стройность жизни, внутренней, а потому и внешней... Безмолвие есть бдение души: "я сплю, а сердце мое бодрствует" (П. Песней. 5:2). И это внутреннее безмолвие важнее одного только внешнего. Важна эта строгая бдительность сердца. Истинное безмолвие есть "ум неволнующийся", и сила безмолвия в непрестанной молитве: "безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние перед Ним". Иначе и непосильно безмолвие, ибо и молитва есть предстояние пред Богом, а затем и соединение с Ним; или, обратно, подлинное предстояние пред Богом и есть молитва. В известном смысле безмолвие и молитва совпадают. И то же духовное состояние можно определить и как бесстрастие. Ибо и бесстрастие есть именно ,устремление и самоотдание Богу.

Впрочем, и самое тело чрез стяжание бесстрастия становится нетленным (точнее: нерастлеваемым), это есть стяжание ума Господня. В душе звучит неизречённый голос самого Бога, возвещающего волю свою, — и это уже "выше всякого человеческого учения". И потому разгорается жажда бессмертной красоты. "Кто постиг безмолвие, тот узнал глубину таинств"... Лествичник созерцает и чувствует напряжённый динамизм духовного мира. И в Ангельском мире есть устремление к Серафимской высоте. И в человеческом подвиге есть тяготение к высотам Ангельским, к "образу жизни умных сил". Бесстрастие есть предел и задача. Не все достигают этого предела, но и недостигающие могут спастись, ибо всего важнее устремление... Движущая сила подвига есть любовь. Но и полнота подвига есть стяжание любви.

Характерно, что о высших ступенях или степенях преподобный Иоанн говорит меньше и становится здесь скуп на слова. Он пишет для начинающих и для средних. Преуспевающие уже не нуждаются в человеческом назидании и руководстве. Они имеют уже внутреннее удостоверение и очевидность. И кроме того на высших ступенях становится бессильным и недостаточным самое слово. Они едва описуемы, это уже земное небо, разверзающееся в душе, это есть обитание в ней самого Бога. Здесь вершина лествицы, которая скрывается в небесных высотах...

По материалам книги прот. В. Флоровского "Византийские Отцы V-VIII веков"

/ sobor.by/ На фото: Лествица. Икона из синайского монастыря св. Екатерины, 2-я пол. XII века.

(просмотров 1526)




Новости разделов:

Библиотека

15 СЕНТЯБРЯ 2017
В Минской духовной академии проходит акция «Книга в подарок библиотеке»
14 ИЮЛЯ 2017
Кампанологическая секция пройдёт в рамках конгресса «500 лет белорусского книгопечатания» в Минске
5 ИЮЛЯ 2017
23 ноября в Витебске пройдёт ІII Международная научно-практическая конференция «Віцебскі край»
5 ИЮЛЯ 2017
26 октября в Витебской областной библиотеке состоится конференция «Женский подвиг в истории Беларуси. 1917–2017 годы»
22 МАЯ 2017
В приходе иконы "Всех скорбящих Радость" проходит конференция «Духовное возрождение общества и православная книга»
4 МАЯ 2017
Издано пособие по помощи людям с ментальными нарушениями
16 АПРЕЛЯ 2017
"Воскрес Христос, и торжествует жизнь!" Слово Иоанна Златоуста на Пасху
8 АПРЕЛЯ 2017
"Да будем же мы служителями духа Христова!" Слово святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на праздник Вербного воскресенья
7 АПРЕЛЯ 2017
Митрополит Макарий (Булгаков). Речь в день Благовещения Пресвятой Богородицы
6 АПРЕЛЯ 2017
Сотрудники библиотек Центрального района Минска посетили приход иконы "Всех скорбящих Радость"
4 АПРЕЛЯ 2017
Обзорная выставка детской духовной литературы прошла в Радосте-Скорбященском приходе
26 МАРТА 2017
Лествица. Как синайский подвижник рассказал о пути на небо
  Просвещение

20 НОЯБРЯ 2017
Опубликована программа Третьих Белорусских Рождественских чтений
8 НОЯБРЯ 2017
В Минске пройдёт конференция «Миссия монашества в современном мире»
18 ОКТЯБРЯ 2017
Священник и бывший преподаватель философии – о том, чего не хватает системе образования
4 ОКТЯБРЯ 2017
12-13 октября пройдёт Международная научная конференция "Государство, общество и Церковь в Беларуси"
4 ОКТЯБРЯ 2017
В Минской духовной академии состоится презентация книги о храме в Сынковичах
4 ОКТЯБРЯ 2017
6-7 декабря в Минске пройдут «X Чтения памяти митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко)»
2 ОКТЯБРЯ 2017
«Начистоту» – всем ли понятно православное богослужение?
29 СЕНТЯБРЯ 2017
В кафедральном соборе Борисова открываются духовно-просветительские курсы
21 СЕНТЯБРЯ 2017
Лекция профессора Георгия Митрофанова "Православная Российская Церковь между февралём и октябрём 1917 года" прошла в Минске
20 СЕНТЯБРЯ 2017
Американский священник: Мы чтим Богородицу в день Её рождения, потому что хотим приблизиться к Сыну Божьему
18 СЕНТЯБРЯ 2017
"В этой заповеди - весь закон и пророки". Проповедь прот. Игоря Коростелёва
15 СЕНТЯБРЯ 2017
20 сентября в Минске - лекция «Древний Минск в археологическом и церковно-историческом прошлом»
  Церковные праздники

21 НОЯБРЯ 2017
2-ое Минское городское благочиние. Минский приход Архистратига Михаила отмечает престольный праздник
21 НОЯБРЯ 2017
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных празднует сегодня Церковь
17 НОЯБРЯ 2017
"Крестный ход - это мой воздух". Под Малоритой почтили память св. Параскевы Пятницы
10 НОЯБРЯ 2017
Святую мученицу Параскеву, наречённую Пятницею, вспоминает сегодня Церковь
3 НОЯБРЯ 2017
3 ноября Церковь чтит память священномученика Павлина Могилёвского
1 НОЯБРЯ 2017
Святого мученика Уара вспоминает сегодня Церковь
24 ОКТЯБРЯ 2017
Крупнейшее массовое паломничество проходит в Бухаресте
9 ОКТЯБРЯ 2017
Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова празднует сегодня Церковь
3 ОКТЯБРЯ 2017
Память святого благоверного князя Олега Брянского празднует сегодня Церковь
29 СЕНТЯБРЯ 2017
Память святой мученицы Людмилы, княгини Чешской празднует сегодня Церковь
26 СЕНТЯБРЯ 2017
"Крест - хранитель всея вселенныя". Святитель Иоанн Шанхайский - о празднике Воздвижения Креста Господня
21 СЕНТЯБРЯ 2017
Рождество Пресвятой Богородицы празднует сегодня Церковь
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Akavita RATING ALL.BY


© www.sobor.by 2004-2016.