BEL ENG DEU FRA

«Господь снисходил к людям, это забытый пример для всех нас». Беседа о празднике Вербного воскресенья со священником Владиславом Богомольниковым

 
  
21 АПРЕЛЯ 2019 (Воскресенье) 13:09:52
Накануне Лазаревой субботы и праздника Входа Господня в Иерусалим мы встретились с клириком минского храма Богоявления и заведующим Церковно-историческим музеем БПЦ иереем Владиславом Богомольниковым, чтобы поговорить с ним о самых важных гранях этих событий.

В канун Вербного воскресенья мы вспоминаем событие воскрешения праведного Лазаря. В чём смысл этого евангельского чуда?

Воскрешение праведного Лазаря удостоверяет в возможности воскресения как такового. Об этом говорится в тропаре – молитве праздника. Чудо совершается за несколько дней до конца земной жизни Спасителя, чтобы память о нём поддерживала учеников в то время, когда их вера пошатнётся.

Нужно помнить, что во времена Христа представление о всеобщем воскресении мёртвых ещё не было общераспространённым. Фарисеи, например, верили в воскресение, а саддукеи – нет. И в Ветхом Завете не говорится об этом прямо. По мнению некоторых святых отцов, так случилось потому, что у древних иудеев – выходцев из Египта – существовала опасность установления культа мёртвых наподобие древнеегипетского.

Вербное воскресенье – это, как известно, воспоминание о пришествии нашего Господа в Иерусалим, когда Его с ликованием приветствовали толпы народа. Праздник, безусловно, радостный, но буквально на следующий день после него наступает Страстная седмица – можно сказать, самое скорбное время в году. Почему есть такой контраст – сначала Господа приветствуют как Царя, а буквально через несколько дней распинают?

Очевидно, что Господь не оправдал ожидания народа, ведь по представлениям иудеев Мессия должен быть изгнать иноземцев и восстановить независимое царство. Судя по всему, воскрешение Лазаря было воспринято в народе как начало восстановления царства Израиля, теперь Мессия входит в Иерусалим, чтобы на Пасху завершить начатое. Но этого не происходит: Христа берут под стражу, судят и собираются казнить. Иудеи были разочарованы, ведь самозванцы появлялись и ранее, в книге Деяний упоминаются Февда и Иуда Галилеянин, например.

Мне сложно интерпретировать события тех дней с определённостью, как это часто делают. Но через сто лет после Христа в Иудее появился человек, которого провозгласили было Мессией сами духовные предводители народа в лице Акивы бен Йосефа. Эта история очень показательна.

Звали его Шимон бен Косиба, он стал известен под прозвищем Бар-Кохба. Восстание Бар-Кохбы против римлян началось удачно, повстанцы захватили более пятидесяти населённых пунктов, в их числе Иерусалим. Бар-Кохба начал чеканить серебряную монету, называя себя князем Израиля. В 135-м году римляне подавили восстание, Акива и Бар-Кохба были казнены. После этого иудеи стали воспринимать Бар-Кохбу как очередного самозванца.

Но вот что интересно: такой авторитетный иудейский мыслитель Средневековья как Моше бен Маймон, известный также как Рамбам или Моисей Маймонид, говорит, что Бар-Кохба был не лжемессией, а как бы претендентом на роль Мессии. То есть, получись у него уложиться в иудейские представления о деяниях Мессии – он был бы по праву признан таковым. Это представление, похоже, было распространено, ведь период истории от XII века и выше представлен такими претендентами в количестве более десятка в разных странах, где проживали иудеи. В XVIII веке даже на территории современной Украины произошло нечто подобное.

Так проясняется ситуация с отношением иудеев ко Христу, та радость, с которой Его встречали, и то разочарование, на котором сыграли саддукеи в момент суда у Пилата. Я говорю о саддукеях, потому что именно им, по мнению некоторых исследователей, принадлежит идея распять Христа. Фарисеи не поддерживали смертной казни, для них был характерен подход к инакомыслящим, сформулированный чуть позже Гамалиилом, который сказал в Синедрионе о христианах: "Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками" (Деян. 5:34-39).

Почему Господь въезжает в Иерусалим именно на ослёнке?

Нужно, наверное, сказать, что в образе осла тогда не видели ничего унизительного. Для современного европейца осёл – символ бедности и упрямства, для древних обитателей южных стран – совсем не так. Один путешественник описывает, как ещё в XIX веке на Сицилии за ослов молились сильнее, чем за членов семьи, потому что те были кормильцами, и потеря осла иногда ставила бедную семью перед угрозой голодной смерти.

Въезд в город на ослёнке символизирует мирные намерения, завоеватели въезжали в город на коне. Так было принято на Востоке.

Об ослёнке говорится и в одном из пророчеств: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах.9:9).

Зачем в день празднования Входа Господня в Иерусалим мы освящаем вербы? Какова вообще важность освящения вербы среди прочих событий празднования Вербного воскресенья?

В соответствующей молитве нет указания на освящение вербы, там есть просьба сохранить людей, которые подражают тем, кто встречал Господа. Окроплять ветки тоже стали не сразу. Так что в них самих не заключается чего-то особенного.

Верба заменяет в наших широтах листья пальмы, которыми встречали Христа в Иерусалиме. Листья пальмы на Востоке использовали с глубокой древности, об этом пишет уже святитель Иоанн Златоуст. Ещё несколько столетий назад на Руси совершали чин "шествия на осляти ": царь вёл лошадь, на которой сидел патриарх, перед ними несли наряженную вербу, шли бояре с ветками в руках, а путь их устилали полотнами и одеждой в память евангельских событий. Так делали в Москве до начала единоличного правления Петра I, в некоторых других городах вместо царя выступал воевода, вместо патриарха – местный архиерей.

Вербы в руках молящихся – символ радости, никакого другого смысла в "освящении ваий" нет. На праздник их окропляют освящённой водой, люди уносят их с собой как память о празднике. Поэтому так странно выглядит обычай освящать вербу без участия в богослужении.

Очень много есть различных мнений по поводу того, как необходимо хранить освящённые веточки вербы. Как, по-Вашему, следует с ними поступать?

Это народные обычаи, их практически невозможно контролировать. И у разных народов поступают с вербой по-разному. Где-то почки вербы едят, запекают в хлеб, где-то скармливают скоту, стегают ими землю, скот и друг друга, что-то при этом приговаривают. Я бы воздержался от всего вышеперечисленного, разве что в шутку можно чуть постегать знакомых. Раньше в сельской местности ветки с праздника хранили, чтобы положить в гроб умершему. Опять-таки, это народный обычай.

Вербу лучше всего поставить рядом с иконами в доме, когда она засохнет – вынести и оставить там, где обычно не ходят люди. Думаю, этого будет достаточно, чтобы никого не смутить.

Что лично для Вас является самым удивительным в этом празднике – празднике Входа Господня в Иерусалим?

Я никогда не задумывался об этом. Но есть кое-что удивительное, что косвенно связано с праздником.

Только что мы вспоминали, чего народ ожидал от Мессии. Но точно так же поступали ученики Христа: перед входом в Иерусалим они хотят узнать, кто сядет рядом с Ним у трона, и даже после Воскресения – "не в сие ли время, Господи, восстановишь Ты царство Израилю" (Деян.1:5)?

Меня это всегда удивляло и удивляет сейчас: ученики три года были с Ним и не понимали главного, а Он не требовал от них понимания, чтобы назвать учениками. То есть апостолом мог быть человек, который делал определённые вещи, не тот, кто понимал, знал что-то определённое. Господь снисходил к людям, это забытый пример для всех нас. Кажется, христиане за всю свою двухтысячелетнюю историю и не пытались подражать Спасителю именно в этом.

Очень часто в дни больших церковных праздников у людей, знакомых с народными традициями, возникают вопросы по поводу того, можно ли в этот день работать. Вербное воскресенье – не исключение. Давайте раз и навсегда проясним – можно ли работать в церковные праздники?

Недоумения в нашей среде возникают от народных интерпретаций четвёртой заповеди: "Помни день субботний, чтобы святить его" (Исх. 20:8). Но эти недоумения появились гораздо раньше, ещё у иудеев. В традиции митнагдим сегодня всерьёз обсуждается вопрос: можно ли в субботу проходить мимо светочувствительного элемента, становясь тем самым причиной открытия двери или включения света.

Впрочем, для иудеев это вопрос благочестия, их образ мысли по-своему логичен. Для христиан же вопрос давно перешёл в плоскость умозрения, ведь Сам Господь во время Своей земной жизни делом показывал, что можно, а чего нельзя.

Если кратко, то принцип такой: в праздники не стоит зарабатывать деньги, если мы сами решаем, когда их зарабатывать; не стоит делать ту работу, которую можно сделать после. Освятить этот день – посвятить его Богу – можно разными способами. Но если время, которое человек экономит, не работая в праздник, он тратит просто на отдых, то смысл воздержания от работы теряется. А если, например, человек выпивает, зная, что в таком состоянии он создаёт угрозу своей семье, то лучше бы просто работал.

Спаси Господи за беседу!

/ sobor.by/Беседовала Надежда Филипчик Фото culture.ru
(просмотров 3269)




Новости разделов:

Интервью

8 МАЯ 2019
Священник: "Для меня сейчас два главных праздника – Пасха и День Победы"
21 АПРЕЛЯ 2019
«Господь снисходил к людям, это забытый пример для всех нас». Беседа о празднике Вербного воскресенья со священником Владиславом Богомольниковым
22 МАРТА 2019
Родительская суббота: зачем идти на богослужение и как помочь усопшим? Отвечает священник
15 МАРТА 2019
Игумен Евсевий (Тюхлов):"Если в храме вам люди мешают, то проблема – внутри вас. Заставьте себя выстоять службу"
1 МАРТА 2019
Айцец Сергій Гардун: "Полацкі сабор 1839 года можна параўнаць з падзеннем Берлінскай сцяны"
18 ЯНВАРЯ 2019
Беседа о празднике Крещения с отцом Владиславом Богомольниковым
1 ЯНВАРЯ 2019
С 31 января по 3 февраля 2019 года в Днепре пройдёт юбилейный 10-й кинофестиваль "Международная Киноассамблея на Днепре"
7 ДЕКАБРЯ 2018
Протаіерэй Сергій Гардун: Мітрапаліт Іосіф (Сямашка) уз’яднаў дзве раздзеленыя часткі беларускага народа — уніятаў і праваслаўных — у адно цэлае
20 НОЯБРЯ 2018
Архіепіскап Пінскі і Лунінецкі: Хочаце мудрасці? Чытайце «Новую зямлю»
2 НОЯБРЯ 2018
О Дмитриевской родительской субботе и поминании усопших. Беседа с прот. Алексием Климовым
31 ОКТЯБРЯ 2018
"Такие люди – это большая ценность нашей Церкви". Мужской хор «Всехсвятский» празднует пятилетие
17 ОКТЯБРЯ 2018
Главный миссионер БПЦ о ситуации с Константинополем: "Воздержимся от ударов себя в грудь"
  Церковные праздники

20 МАЯ 2019
20 мая Церковь отмечает праздник Явления Жировичской иконы Божией Матери
14 МАЯ 2019
Сегодня празднование иконы Божией Матери "Нечаянная Радость"
3 МАЯ 2019
Памяць мучаніка-дзіцяткі Гаўрыіла Беластоцкага шануе сёння Царква
3 МАЯ 2019
К Пасхе Христовой паломники дивно украсили место упокоения святой Валентины Минской
29 АПРЕЛЯ 2019
Пасху Господню встретили более 40 храмов белорусской столицы
28 АПРЕЛЯ 2019
Христос воскрес! Сегодня православные христиане празднуют Пасху Христову
21 АПРЕЛЯ 2019
«Господь снисходил к людям, это забытый пример для всех нас». Беседа о празднике Вербного воскресенья со священником Владиславом Богомольниковым
21 АПРЕЛЯ 2019
Сегодня православные отмечают Вход Господень в Иерусалим
17 АПРЕЛЯ 2019
Памяць свяшчэннамучаніка Іаана Вячоркі святкуе сёння Царква
7 АПРЕЛЯ 2019
Сегодня праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
2 АПРЕЛЯ 2019
Память мученицы Фотинии (Светланы) самарянки празднует сегодня Церковь
1 АПРЕЛЯ 2019
Сегодня празднование Могилёво-Братской иконы Божией Матери
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.