Этот фильм о стремлении человека найти рай на земле – режиссёр Владимир Оролов о фильме «Аргентинский синдром» и фестивале «Киноассамблея»
21 ФЕВРАЛЯ 2013 (Четверг) 15:32:10 Ежегодно в феврале в Днепропетровске проходит «Международная Киноассамблея на Днепре-2013». Этот кинофорум, традиционным лозунгом которого является «Правда о нас — в документальном кино», проводится центром православной культуры «Лествица», с которым уже на протяжении ряда лет сотрудничает наш портал. Главная цель форума – популяризация документального киноискусства. В нынешнем году в работе фестиваля приняли участие 25 известных режиссеров из Украины, России, Беларуси, Польши, Сербии и Азербайджана. Нашу страну на Киноассамблее представил известный режиссёр, а также писатель, сценарист, публицист Владимир Орлов. Владимир Александрович - автор свыше 50 кинолент. На Днепропетровском кинофоруме была представлена его картина «Аргентинский синдром. В поисках Рая». Об этой картине, о фестивале «Киноасамблея», о творческих планах, о современном православном кино наш разговор с Владимиром Орловым. - Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, о фильме “В поисках Рая”. Что это за картина, и почему именно этот фильм Вы представляли на Киноассамблее? - Это фильм прошлого года. В прошлом году для проекта ОНТ “Обратный отсчёт” я сделал шесть фильмов, в том числе и этот. C руководителем фестиваля “Киноассамблея (который ежегодно организует Центр православной культуры «Лествица») с отцом Игорем Сабко, мы общаемся много лет, потому, что он приезжает практически каждый год в Минск на фестиваль “Магнификат”, еще мы виделись с ним в Краснодаре на фестивале православного кино “Вечевой колокол”. Он попросил меня послать этот фильм на «Киноассамблею». Это фильм не духовный. Но наша жизнь состоит из духовной и прагматичной, земной деятельности, и этот фильм о стремлении человек найти для себя хорошее, райское место на земле. И вот в 39-м году семьи в Западной Белоруссии разрастались, православным очень сложно было получить землю, и тут появилась информация о том, что можно в Аргентине получить землю, и белорусы ринулись туда. Это был первый пароход из Европы, который привёз их в Аргентину. А там так: отмеряли тебе ширину сельвы, леса, - и руби. Сколько ты вырубил – столько будет твоей земли. Стали жить, хорошо стали жить, но началась война, они своей угнетенной родине собирали деньги, одежду, продукты, всё это фиксировалось в белорусских общинах, и всё это передавали в Советский красный крест. После войны в советском посольстве устраивали кинопросмотры, и всех смутил фильм “Кубанские казаки”. Они как увидели эту прекрасную жизнь, эти полные прилавки, этих улыбающихся, смеющихся людей, все захотели поехать в СССР. И все подали заявления, получили советские паспорта. Но в посольстве знали, что эмигрантов ничего ласкового не ждёт, и что там могут их сослать просто в Сибирь, и поэтому ещё 10 лет, до смерти Сталина, их ещё никуда не выпускали, не давали им никакой визы, ничего. Где-то в 55-56-м году они приехали. И они увидели, что тут совсем не такая жизнь, как была в фильме “Кубанские казаки”. Девушки были белошвейками, а их поставили шить телогрейки; мастер был краснодеревщик, а его поставили на распиловку брёвен, древесины. В общем, они покрутились-покрутились, и в 60-е годы запросились обратно. Вернулись туда, в Аргентину, а там всё уже изменилось: работы нет, друзей нет, дома нет. Они опять там покрутились-покрутились, и опять стали проситься в СССР. То есть, фильм о том, как человек ищет, где лучше, ищет своё место в жизни. Но параллельно с этим всё время идёт развал, разрыв семей. Молодые уезжают из Белоруссии – родители остаются, решили возвращаться – кто-то остается. Вернулись сюда - тут попереженились и повыходили замуж – кого-то оставили. То есть, в фильме показана вот эта ломка человеческих связей, родственных связей. Видимо, этим фильм и понравился отцу Игорю Сабко (я вчера отвёз эту картину в мастерскую Владимира Букова, который делает фильмы для проекта “Обратный отсчёт”). Мы взяли специальный приз жюри. Вот так коротко об этом фильме. Это очень больной фильм. Вы знаете, странное дело: я человек довольно весёлый, люблю писать шуточные всякие стихи, песни, в институте я устраивал капустники, но все фильмы у меня получаются с каким-то драматическим надломом. Сейчас я делаю сценарий для нового фильма, и тоже получаются какие-то драмы, хотя фильм должен быть о рок-музыке в Белоруссии, но тоже какие-то сломанные судьбы… Вот так кратенько об этом фильме. Получил уже приглашения с этим фильмом и на “Вечевой колокол” в Краснодар, и на “Лествицу” в Днепропетровск. - Как будет называться следующий фильм? - Вы знаете, названия у нас меняются, но будет обыграно слово “рок”. Минский рок - роковое явление, потому, что это рок в двух смыслах, он прокатился по судьбам людским. - Какой период будет охватывать фильм? - 68-й и 71-й годыы. Первый фестиваль был в 68-м году, а второй в 71-м. Кстати, там будет идти речь и о настоятеле прихода Иконы «Всех скорбящих Радость» отце Игоре. Он был участником одного из фестивалей. Его мы уже снимали. Он рассказывает там много забавных историй, например, когда его уже пришли брать за антисоветщину, - у него даже кличка была Битник, - друзья положили его в военный госпиталь, врачи отправили в изолятор, и сказали: “нельзя, вы что, мы ему секретный, уникальный препарат вводим, H2O!“ – это серьёзно! А потом он рассказывает, как он к Богу пришёл, но в фильме этого не будет, потому, что не по теме. Но я камеру не выключал, мы это сняли, может быть, для какой-то другой картины это пригодится. - Вы постоянно участвуете в различных кинофорумах, в том числе и в православных. Что даёт Вам участие в кинофестивалях и как вы оцениваете уровень православного кино в целом? - Вы знаете, за последние пять месяцев я был на трёх фестивалях, и с разными фильмами, потому, что работаю очень много, и есть, что показать. В сентябре я был на “Магнификате”, получил там приз за фильм “Красный костёл. История покушений”, в октябре был в Краснодаре на “Вечевом колоколе”, там получил приз, и вот сейчас в Днепропетровске. Вы знаете, на фестивалях что хорошо - вот лежит двойной диск с фильмами-призёрами прошлого года, и я учусь. Понимаете, я учусь, смотрю, кто, что делает как лучше, и не без гордости хочу сказать, что я в обойме лучших чувствую себя комфортно, потому, что нет у меня ощущения «эх, я бы туда не попал”, нет. Я вижу, что мои фильмы сделаны, - и это не только моё мнение. Раз меня отмечают - хорошо. У меня все фильмы сжатые, компактные и очень темповые, и они этим очень выигрывают. А есть фильмы, которые невозможно смотреть: полтора часа тебе показывают, не буду говорить о чём, но это невозможно смотреть, понимаете? Вот позавчера я был на фестивале, пятого приехал, и сразу пятого и шестого был на фестивале джаза моего друга Михаила Яковлевича Фимберга. После закрытия фестиваля мы пошли поужинать, и он мне сказал: “Володя, ты пойми, я почему делаю в одном отделении весь концерт? Потому что час, от силы час двадцать – всё, дальше уже человек ничего не воспринимает”. А на кинофестивалях часто бывают фильмы такие длинные, и один за другим, один за другим. Я вообще думаю, что надо расширить тематику православных кинофестивалей. Потому что на экране в основном или церковные деятели, или какие-то страдальцы, и продолжительность, затянутость почти всех фильмов, отсутствие интриги, интереса: “а что будет дальше?”, там просто повествуют, як яно ёсць. - А что можете сказать о «Киноассамблее»? - Уровень хороший. Лучшие фильмы – они очень впечатляют. Здесь хочу обязательно сказать, что двигателем этого фестиваля является протоиерей Игорь Сабко, замечательный человек, который раньше всех вставал, позже всех ложился, был постоянно при нас, и всё было организовано хорошо. И он успевает посетить все фестивали, потому, что на протяжении этих пяти месяцев мы виделись с ним и на “Магнификате”, и в Краснодаре, и сейчас. Поэтому, кроме того, что он церковный деятель, он ещё совершенно замечательный товарищ и организатор. Ещё я хочу сказать о другом личном впечатлении. Профессия режиссёра такова, что ты всё время за что-то отвечаешь, за организацию, за то и сё, а на фестивалях, несколько дней в году, ты чувствуешь себя в состоянии полной безответственности, что ты ни за что не отвечаешь! Тебе казали: в 9.00 завтрак – идёшь на завтрак, в 10.00 выезд – сели в автобус и поехали, в 10.30 пресс-конференция – пожалуйста, в 11.00 – просмотр… И вот это мне тоже очень приятно. - Среди ваших киноработ есть фильмы православной тематики? - Я думаю, что это не основная моя тематика. Но бывают у меня такие фильмы. Есть фильм “Батюшка” об отце Викторе Васильевиче Бекаревиче (это его фотография на полке). В 44-м году он был награждён Орденом Великой Отечественной войны второй степени за то, что во время войны помогал партизанам. Я для канала “Культура” 9 лет назад сделал фильм о нём. Его уже нет с нами. Это был мой духовник. Он в течение 40 лет был настоятелем церкви Александра Невского на Военном кладбище. 10 лет был настоятелем собора Святителя Николая в Вене. Великий был человек, великий подвижник… Когда сердце, душа тянет делать такое кино, я этим занимаюсь. А в целом у меня, конечно, больше светских картин, очень много картин о музыке: дилогия о Песнярах, “Неправильные песни” – прошлогодний фильм о бардах, о том, что первый бардовский фестиваль был в Бресте в 65-м году. И вот сейчас картина о рок-музыке. Первый рок-фестиваль в СССР был у нас, в Минске в 68-м году. И дальше у меня будет фильм о белостокских корнях Владимира Семёновича Высоцкого. Так что нету у меня какой-то тематической определённости. Это всё получается неожиданно, спонтанно - какие-то темы наплывают, и я берусь и работаю. / sobor.by/ Беседовала Анна Галковская (просмотров 5225) |
Новости разделов: