Благодаря занятиям иппотерапией ребенок, который не ходит, гораздо быстрее делает первые шаги: Елена Мороз
24 ФЕВРАЛЯ 2011 (Четверг) 22:37:25 На прошедшем в Минске научно-практическом семинаре «Психолого-педагогические формы реабилитации и развития людей с особенностями психофизического развития» состоялась встреча с инструктором по иппотерапии Еленой Мороз на тему «Опыт организации и возможности иппотерапии». Семинар проходил в приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 15 февраля с участием социальных работников из Мозырского района, а также представителей Туровской епархии с целью знакомства с видами работы с людьми с ограниченными возможностями. Во время выступления инструктор по иппотерапии ответила на ряд вопросов. Предлагаем вашему вниманию запись беседы Елены Мороз с гостями из Мозыря. Елена Мороз: Иппотерапия — это вид лечебной физкультуры, при котором в качестве основного тренажера используется лошадь. Ребенок, сидя на лошади, вынужден постоянно пытаться сохранять равновесие. Таким образом, улучшается координация, моторика. Чтобы проверить эффективность метода, можно сделать простые тесты. Например, попросить ребенка пройти по прямой до верховой езды и после. Разница будет видна уже после первого занятия. Аппаратные исследования также показывают положительное влияние иппотерапии на организм больного человека. Лошадь заставляет рефлекторно сокращаться и расслабляться практически все группы мышц всадника. Ощущения, которые всадник получает при верховой езде на неоседланной лошади, схожи с ощущениями при прямохождении. Благодаря занятиям иппотерапией ребенок, который не ходит, гораздо быстрее делает первые шаги. Часто дети физически готовы сделать первый шаг, но психологически боятся высоты собственного тела, боятся упасть. Когда ребенок привыкает ездить верхом на лошади, то сделать первый шаг ему психологически проще. И последнее, что хотелось бы отметить. Температура лошади 37,5 – 38,5°C, поэтому когда ребенок или сидит на лошади, или лежит, то получает своеобразный массаж с подогревом. Процедура иппотерапии — универсальна. Проще говорить о противопоказаниях, чем о показаниях. Иппотерапия может использоваться и для лечения детей, и для взрослых. В нашем центре занимались и дети с 4 месяцев, и взрослые люди с ДЦП — все они добивались прекрасных результатов. Самому взрослому нашему всаднику было 72 года. Противопоказания такие: несвертываемость крови, ломкость костей, ряд болезней позвоночника, в частности, межпозвоночная грыжа и аллергия на лошадей. Мы просим родителей приносить справки от врачей, что ребенку разрешено заниматься верховой ездой. К сожалению, в нашей стране нет официального зарегистрированного термина «иппотерапия». По сути, мы занимаемся верховой ездой с больными детьми. Право работать с детьми имеет психолог, реабилитолог, дефектолог, педагог, тренер по физкультуре. Но в идеале, конечно, должен быть тренер по конному спорту. От специалиста требуется хорошее знание анатомии и физиологии человека, а также знания о тех заболеваниях, с которыми он работает. Наличие высшего образования у инструктора обязательно? Елена Мороз: На мой взгляд, лучше, чтобы инструктор был со средним медицинским, чем с высшим, например, инженерным. Человек должен уметь обращаться с лошадью, знать правила техники безопасности и, конечно, ездить верхом сам. Инструктор должен понимать, что одно дело — ответственность за ребенка, другое дело — ответственность за ребенка на лошади. Для того чтобы не нанести вред в процедуре иппотерапии, нужно очень хорошо знать, что мы делаем, как мы делаем и иметь достаточную практику. Опасность есть всегда, даже на самой спокойной лошади, и об этом надо помнить. Потому что не бывает идеально спокойных лошадей и не бывает идеально спокойных ситуаций. Инструктору никогда нельзя расслабляться. Постоянно надо работать с лошадью, постоянно надо проверять ее готовность к экстремальным ситуациям. С чего начинал Ваш центр? Елена Мороз: Мы начинали с одной лошади, для которой арендовали в Республиканском конном центре манеж. Сегодня в нашем центре 10 лошадей и свой манеж. Находится центр в семи километрах от Минска, в поселке Тарасово. Каким должен быть манеж? Елена Мороз: Крытым. Без крытого манежа проводить занятия по иппотерапии очень тяжело. Главная действенность этого метода заключается в регулярности. Если занятия будут проводиться иногда, когда хорошая погода, нет дождя и ветра, то эффективность таких занятий понижается. Ребенок должен заниматься минимум два раза в неделю по полчаса, можно больше. Меньше — это уже не реабилитационный процесс, а катание для удовольствия. Минимальный размер манежа 12-18 м, и он должен быть либо квадратным, либо прямоугольным, только не круглым. Потому что когда лошадь движется по кругу, во-первых, ребенок сидит, чуть съехав на бок. Во-вторых, у лошади идет больше нагрузка на внутренние ноги и ее ресурс быстрее изнашивается. С другой стороны, катание для своего удовольствия тоже может быть. Потому что больные дети из дома выходят только в поликлиники, реабилитационные центры и на этом их мирок заканчивается. Ограниченный круг родственников, врачей. Иппотерапия позволяет таким детям абсолютно по-другому взглянуть на себя, делать что-то, что не умеют делать их родители. Как показывают наше тестирование среди детей и среди родителей — у ребят повышается самооценка, повышается мотивация что-то делать и учиться чему-то новому. Когда мы тренируем детей с задержкой психического развития, речевого развития, с трудностями в обучении, то по стенкам манежа развешиваем методические пособия, буквы, картинки. Проводим занятие так, как его могут провести психолог или логопед у себя в кабинете, но верхом на лошади. Что мы получаем в такой ситуации? Во-первых, ребенок занимается охотнее, чем в стандартном кабинете. Во-вторых, если снять цифолограмму у ребенка во время верховой езды на лошади и после, то мы увидим, что активируются все структуры мозга. Обучение и запоминание в такие моменты происходит гораздо быстрее. Научить ребенка элементарным понятиям — право, лево, счет, цвета, когда он сидит на лошади, быстрее и проще, чем в кабинете. Можно ли менять интенсивность занятий. Например, заниматься не 2-3 раза в неделю, а ежедневно в течение месяца? Елена Мороз: Да, можно. Мы проводили ежедневные курсы от 20 до 30 дней. Но если ребенок в это время занимается не только иппотерапией, но и посещает бассейн, массаж, иглоукалывание и т.д. — это не всегда хорошо. Когда ребенок приходит на занятия вымотанный и уставший, мы зачастую отказываемся усаживать его на лошадь. Но если других занятий нет? Елена Мороз: Если других занятий нет или иппотерапия сочетается с чем-то одним, то смысл есть. Но занятия по иппотерапии нельзя прекращать на полпути. То есть если у ребенка появилось движение в ранее неподвижном суставе, и занятия резко прекратили — улучшение исчезнет. Какие медицинские специалисты могут отслеживать улучшения? Елена Мороз: Как правило, невропатологи и реабилитологи. Когда мы начинали, мы почти уговаривали родителей приводить к нам детей, потому что все боялись. Со временем наш телефон начали передавать из рук в руки. Сегодня 90% детей, которые к нам приходят — это дети по направлению своих лечащих врачей. Есть ли в центре специальные подъемники? Елена Мороз: Нет. Подъемников специальных нет. Мы используем пандус — ступеньки, по которым ребенок может подняться с поддержкой и сесть на лошадь. К сожалению, я думаю, что подъемника не будет, потому что он требует другой конструкции манежа. И не каждую лошадь можно приучить к подъемнику. Вообще не каждая лошадь сможет работать с детьми. Для лошади это тяжелая работа и, в первую очередь, психологическая. Потому что многие дети имеют ментальные проблемы: могут неожиданно закричать, ударить, укусить, ущипнуть. Готовят ли специально лошадь? Елена Мороз: Обязательно. Лошадей отбирают. Не всегда можно с первого раза угадать, что данная лошадь пойдет для занятий иппотерапией. Лошадь должна несколько часов спокойно ходить под всадником, а к этому лошадей нужно готовить. Скажите, используете ли вы седла? Елена Мороз: Чтобы иппотерапия была эффективной, дети с физическими проблемами занимаются без седла. Если же у ребенка ментальные проблемы — могут использоваться седла с безопасными стременами. Можно ли проводить занятия на пони? Елена Мороз: Доказано что, для успешного лечения физических проблем, рост лошади должен быть не менее 150 см. В ином случае, длина шага лошади не достаточная и не создаются нужные колебания спины, эффективность таких занятий будет падать. Если мы говорим о лечении ментальных проблем, нам не нужно разрабатывать мышцы, связки суставов — тогда можно использовать и пони. Возраст лошади имеет значение? Елена Мороз: Да, безусловно. По нашему законодательству нельзя сажать ребенка на лошадь моложе 6 лет. Чем старше лошадь, тем она мудрее и более готова к тому, чтобы не слишком остро реагировать на разные ситуации. Очень взрослых лошадей тоже не используем, потому что у них снижается эластичность движений и ширина захвата пространства при шаге. И, конечно же, лошадь должна быть здорова, потому что нельзя лечить на животном с патологией человека с патологией. Часто центру предлагают лошадей после спорта с травмами, с проблемами дыхания, но мы отказываемся. Я сделала больше акцент на детях, но хочется сказать, что иппотерапия эффективна и в работе со взрослыми людьми. В центре, например, занималась молодая девушка после ДТП. У нее был перелом позвоночника, шейного отдела. Она ходила на занятия больше года. Занимались и пожилые люди с остеохондрозом, радикулитом. Возможности у иппотерапии большие. / sobor.by/ (просмотров 6198) |
Новости разделов: