"Настоящий воин-христианин – это человек мужественный и кроткий одновременно". Интервью о патриотизме с о. Алексеем Климовым

 
  
21 МАРТА 2016 (Понедельник) 15:01:25
Сегодня - когда по всему миру идут локальные конфликты, когда почти не осталась ветеранов, отдавших свою жизнь за Родину в годы ВОВ, когда молодёжь стремится уехать из родной страны за границу в поисках лучшей жизни - вопросы патриотизма, любви к своему Отечеству особенно актуальны. Sobor.by решил пообщаться на эту тему со священнослужителями. Первым нашим собеседником стал клирик минского прихода в честь иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радость" протоиерей Алексей КЛИМОВ.

Отец Алексей, что для Вас патриотизм?

- Когда я начал интересоваться этим термином, то увидел, что есть разные мнения на этот счёт. Термин "патриотизм" древний, античный, и в общем виде означает "любовь к Родине". Причём это не какое-то сентиментальное чувство – умиление закатами, запахом хлеба (эмоциональной составляющей патриотизма) – но всё же это определённая активная позиция и служение своему Отечеству. Патриотизм должен проявляться в реальных созидательных действиях на пользу Отечеству, в жертвенности, а не просто декларироваться на словах.

Сегодня, когда человек вовлечён в разные социальные группы, в противовес патриотизму иногда говорят о космополитизме – любви ко всем вообще, предлагают осознавать себя "человеком мира". А некоторые, говоря о патриотизме, приравнивают его к верности к любимой футбольной команде. Я считаю, что любить мир вообще, не умея любить ближних, – пустые слова. А проливать кровь за любимую команду (футбольные ультрас) - глупость. Поэтому для меня патриотизм – это высшее проявление служения своей вере, своим предкам, своей Родине, своей семье.

Наверное, правомочно рассматривать несколько уровней патриотизма. Представим себе несколько концентрических кругов: в центре находится ближайшее окружение человека – его семья, где и начинается патриотизм. Затем это наши друзья, школа, родительский дом – малая Родина. Когда человек взрослеет, восприятие дома у него расширяется до границ всей страны. Конечно, это упрощенно. Ведь общество неоднородно, и с одними соотечественниками мы ощущаем единство, а интересы других нам могут быть совершенно чуждыми. Но, все эти люди – наши. И патриотизм побуждает трудиться на общее благо, а не подчёркивать разногласия. Можно сравнить общество с лугом, где вместе растут различные цветы и травы. Это красивее, чем однообразные грядки.

Что подразумевается под активной гражданской позицией?

- Это зависит от степени вовлечённости человека в жизнь страны – каждый на своём месте должен стремиться жить не как берущий, мол, я здесь родился, поэтому лелейте меня и хольте. Но есть понятие "служение", когда ради общего блага приходится ущемлять свои личные потребности. Если в стране всё идет ровно, как часики, то её гражданам достаточно быть добросовестными тружениками и хорошо выполнять свои обязанности. Но иногда возникает необходимость сделать что-то большее. Особенно в ситуациях опасных, когда Отечеству грозит какая-то беда.

Как патриотизм соотносится с христианством, которое призывает любить ближнего, а не родного по крови, и говорит о том, что наше Отечество – на Небесах?

- Патриотизм ничуть не нарушает любви ко всем людям. Можно сравнить его с жизнью в многоквартирном доме, где есть семья и соседи – ближайшие и дальние. И ко всем мы относимся хорошо. Это добрососедство. Также мы должны относиться и к жителям других стран – ближайших, где, возможно, есть наши родственники и знакомые, и дальних, где я, возможно, никого не знаю, но в душе желаю всем добра. Получается, что патриотизм начинается в своей стране, но векторы его любви выходят далеко за её границы, когда другого человека мы воспринимаем как возможного друга, а не врага.

Мы видим, что многие государства именно так и строят в лучших своих исторических периодах отношения с другими странами – устраивают союзы. Правда, часто это бывают союзы против кого-то. Важно помнить, что дружить с одним не значит враждовать со вторым.

Чтобы любить свою нацию, нет необходимости иметь негативное отношение к другим нациям. Ведь большинство стран – многонациональные. С другой стороны, любовь к своей стране не может быть сформирована путём принуждения и насилия. Принуждать можно и нужно только соблюдать закон, а что касается вопросов культуры и веры, это должно выбираться свободно. Многие конфликты возникают именно потому, что одна группа пытается навязать свои ценности и предпочтения другой группе. Кстати, этим пользуются для дестабилизации общества, когда некие экстравагантные (мягко говоря) ценности начинают активно и агрессивно пропагандировать в стране.

А как быть с тем, что по своей сути патриотизм говорит о привязанности к чему-то земному – дому, стране…

Привязанность не должна быть страстной. Ведь мы живём на земле, о будущей жизни только мечтаем и готовимся к ней. Но реально живём здесь. Господь говорит, что по делам нашим мы после смерти окажемся либо в лучшем месте, либо в худшем. Если здесь враждуем, то как сможем жить в месте, где любовь и мир, и согласие? Земная жизнь – время нашей учёбы и становления. Человек существо обучаемое. Чему он научится, тем он и станет. Это к тому, что и патриотизму нужно обучать и обучаться.

Часто идеи патриотизма в целях манипуляции людьми используют разные политические группы. Как не попасться на их уловки?

- Христианин не должен быть безвольным винтиком, который могут завинтить власть имущие или к власти идущие. Чтобы этого не происходило, нужно быть более образованным, изучать историю, политологию, участвовать в жизни своей страны.

Нужно понимать, что у всех конфликтов есть заказчики – те люди, у которых денег много-много, а совести – мало-мало. Как говорится "кому война, а кому – мать родна". Если бы идущие громить очередных врагов во имя очередных светлых целей, могли бы увидеть реальных выгодополучателей… А с другой стороны – "штыки – в землю" часто также провокация и манипуляция: когда враги жгут наши сёла, о пацифизме говорят предатели. Ещё раз повторюсь: реальный патриотизм – это очень серьёзно и ответственно. Если каждая профессия требует длительного обучения, то тем более – "профессия Родину защищать".

Должны ли христиане интересоваться политикой? Многие перестают смотреть новости, чтобы не терять душевный покой…

- Это понятно - сегодня СМИ обрушивают на нас шквал информации, переполненный ужасами и страхами, чтобы как можно больше взбудоражить душу человека. Устав от этой пустой болтовни, от страстей и оскорблений, христианин, не желая наносить себе духовный вред, перестаёт интересоваться новостями. Но тут есть опасность – если ты просто устранишься от всего происходящего, то станешь винтиком, и за тебя будут решать. Поэтому и здесь должен быть баланс. Нужно изучать политику. Но делать это не только по новостям. Из новостей можно собирать лишь факты и высказывания людей. А дальше на основании этого (и самостоятельно изученного по серьёзным источникам) уже делать выводы. Важно также помнить о логической ошибке – поспешном обобщении, этого нужно избегать.

Будем внимательными: если нас активно на что-то подвигают, если мы видим, что кто-то целенаправленно будоражит обстановку, то, как правило, нас просто хотят использовать, как орудие. Я даже придумал такой стишок:

Кто обстановку нагнетает,
Тот, вероятно, забывает
Синоним слова НАГНЕТАТЬ,
А это будет НАДУВАТЬ.
Читая прессу, не забудь:
Тебя стараются надуть.

Поэтому если идёт кампания, обращённая к глубинным негативным эмоциям – гневу, ненависти, всплеску обид – то важно понимать, все эти эмоции нужны, чтобы людей толкнуть на противоправное действие.

У нас в стране два государственных языка. При этом служба на белорусском языке – скорее событие исключительное, чем повсеместная практика. С другой стороны, на фоне событий на Украине некоторые прихожане боятся перевода богослужений на белорусский язык, усматривая за этим политические мотивы…

- Казалось бы, что даже на самых безобидных вопросах – на каком языке говорить – возникают распри! Мы можем говорить об обязательном употреблении нормативной лексики, что ты не должен своей речью оскорблять других – и всё. А уже на каком языке разговаривать – это совершенно свободный выбор каждого человека.

На мой взгляд, родная речь та, на которой ты впервые услышал слова. Для большинства людей у нас родными являются русский и белорусский языки. Такая ситуация сложилась исторически.

Так как родной язык – это данность, ведь мы уже говорим, то агитировать и требовать "учи родной язык" - неразумно. Я помню, как в лихие 90-е пытались "одним махом всех белоруссифицировать". Даже лозунги были для несогласных: "Чемодан, вокзал, Россия".

Никто не должен навязывать человеку, как ему разговорить с ближними и с Богом. Традиционно в Православной Церкви служба в нашей стране идёт на церковнославянском языке, и здесь копья ломать не нужно – это не есть догмат веры, молиться можно на любом языке. И давно все эти вопросы решены. Если есть большое количество людей, для которых какой-то язык является родным и на нём не совершаются богослужения, то это повод для Церкви провести миссионерскую работу и перевести богослужения на этот язык. Что и делалось в своё время для малых народов Российской империи…

Принуждать Церковь сменить язык богослужения – это значит порождать конфликт внутри Церкви. В своё время эти вопросы поднимали люди, только приходящие в Церковь, которые хотели подкорректировать Церковь под свои запросы.

Конечно, это нонсенс, если в Беларуси не используется белорусский язык, ведь это один из аспектов нации и любить свою родину и не любить свой язык – это совершенно ненормально. Только прививать любовь – не то же самое, что делать шприцом прививку под лопатку…

Взаимные обиды между русским и белорусским языками надуманы, на мой взгляд. Хотя для некоторых людей это пунктик – пока не будет молитва на белорусском, я в вашу церковь не пойду. А есть люди, которые просто любят этот язык и не пытаются посредством его манипулировать. Если бы вся паства была белорусскоязычной, то и проповеди были бы на белорусском языке.

В своё время я пробовал служить на белорусском, и всё было нормально. Но сейчас я осторожничаю, потому что вижу, как у наших братьев на Украине на языковой почве произошло противостояние, которое стало чуть ли не поводом к борьбе друг с другом – эта Церковь говорит на вражеском языке, поэтому надо её уничтожить. Здесь насилие совершенно недопустимо, ведь речь идёт даже не о говорении друг с другом, но с Богом. Пусть будут разные виды обряда, главное, чтобы люди жили в мире. Вспомним, по какому признаку Христос определяет своих учеников: "… если будете иметь любовь между собою (Ин. 13.35) "

Как Вы относитесь к оппозиции?

- Анатомически, - собеседник смеётся. – Давайте посмотрим на свою ладонь – у нас 4 пальчика и в оппозиции к ним большой палец. Оппозиционный значит противопоставленный - opponens (с лат.). Оппозиция пальца нужна для лучшей работы всего органа. Большой палец помогает в работе всей ладони, такая оппозиция – конструктивная. Если же этот палец постоянно борется с остальными и никогда не работает с ними согласованно, то такая позиция деструктивная. Аналогично и в обществе. Оппозиция хороша, когда её отношения с властью находятся в правовом поле и действия направлены на общее благо. Если человек что-то предлагает, он должен за это отвечать. Быть в оппозиции легко, когда ты не за что-то не отвечаешь, а только критикуешь.

Есть в нынешней молодёжи чувство патриотизма?

- Сейчас меньше, чем раньше. Посмотрите на отношение к воинским обязанностям.

В школах военную подготовку не преподают, многие мальчишки воспитываются женщинами (часто на мужчин обиженными). И мы удивляемся, где рыцари? Хореографию изучают, наверное.

Считаю, что надо возрождать военно-патриотическое воспитание юношей. Я знаю, что на некоторых оппозиционных сайтах появляется информация, что если организуется какой-то военно-патриотический клуб, то готовят боевиков. Так, например, организацию казаков, которая проводит с детками занятия по физическому воспитанию и боевой подготовке, они воспринимают как подготовку вторжения России в Беларусь. Мне кажется, это настолько несерьёзно! Это как если объявить все секции дзюдо и карате подготовкой японских диверсантов. Я считаю, что занятия с мальчишками по воинской подготовке очень полезны, другое дело, что в этих клубах не должно быть формирования образа врага.

Настоящий воин-христианин – это человек мужественный и кроткий одновременно. Для него служба в армии – это именно служение, ратный труд. Сильная армия – спокойная страна. "Когда поют солдаты, спокойно дети спят".

Мнение героя интервью может не совпадать с мнением редакции Sobor.by.

/ sobor.by/

(просмотров 4507)





Новости разделов:

Интервью

7 МАРТА 2025
Героем программы «Сила веры» стал иерей Антоний Бондарев
16 ФЕВРАЛЯ 2025
Госцем праграмы "Сiла веры" стаў клiрык прихода иконы Божай Мацi "Усiх тужлiвых Радасць" протаiерэй Вiктар Мельнiкаў. (другая частка)
14 ЯНВАРЯ 2025
Программа «Iснасць», посвященная празднику Рождества Христова, познакомила зрителей с работой Социальных мастерских прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
9 ОКТЯБРЯ 2024
Предлагают стать крестным: согласиться или нет? Отвечает священник нашего храма
2 ОКТЯБРЯ 2024
«С женой и с детьми нужно дружить». Протоиерей Павел Кивович – о самом важном для каждого человека
9 СЕНТЯБРЯ 2024
"Люди хотят любви, но боятся взять на себя ответственность". Клирик прихода иконы "Всех скорбящих Радость" - в программе "Сила веры"
13 ИЮЛЯ 2024
В эфир вышла программа "Існасць" о минском приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
4 МАЯ 2024
"Все по молитвам дается, только стараться надо". Простыми словами о главном: интервью с мастером-резчиком Алексеем Хацкевичем
27 АПРЕЛЯ 2024
В программе «Прикосновение к свету» о Лазаревой субботе рассказывает протоиерей Игорь Коростелев
30 МАРТА 2024
Интервью священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова (2-я часть)
24 МАРТА 2024
Программа Белорусского телевидения «СИЛА ВЕРЫ» взяла интервью у священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова
19 МАРТА 2024
Программа "Сила веры" рассказала о премии "За духовное возрождение". В числе первых награжденных - протоиерей Игорь Коростелев
  Приход Всех Скорбящих Радость

20 МАРТА 2025
15 марта хоровой концерт "Песнопения Великого поста. Время покаяния" состоялся в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"(день первый)
19 МАРТА 2025
На месте строительства храма старообрядческой общины в честь святого пророка Илии 2-го Минского городского благочиния Белорусской Православной Церкви состоялось производственное совещание
19 МАРТА 2025
История прихода в датах". 2022 год: Рождество Христово в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Минска
18 МАРТА 2025
Репортаж ПТК «Союз». Великопостные концерты «Время покаяния» состоялись в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
18 МАРТА 2025
20 марта приглашаем на обзорную экскурсию по приходу иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
18 МАРТА 2025
Sobor.by запускает документальный проект «Минский приход иконы "Всех скорбящих Радость". История в датах»
17 МАРТА 2025
Неделя святого. Григория Паламы. Проповедь протоиерея Игоря Коростелева
16 МАРТА 2025
17 марта братство священномученика Владимира Хираско приглашает на просмотр фильма «Царь»
14 МАРТА 2025
Клирик прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» провел беседу для школьников, приуроченную к Дню православной книги
14 МАРТА 2025
17 марта в приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" состоится соборование
14 МАРТА 2025
15 марта - родительская суббота. В нашем храме можно подать записки
13 МАРТА 2025
Книжная новинка недели из нашей библиотеки
  Церковь и общество

20 МАРТА 2025
В Беларуси, в преддверии праздника Воскресения Христова», объявлен конкурс детских рисунков «Пасхальная радость»
20 МАРТА 2025
Чтения на каждый день Великого поста: Четверг 3-й седмицы
18 МАРТА 2025
Чтения на каждый день Великого поста: Вторник 3-й седмицы
18 МАРТА 2025
О книгах для детей, или зачем сказкам комментарии
18 МАРТА 2025
Жизнь как житие: факты о Святителе Луке Воино-Ясенецком
16 МАРТА 2025
С 18 по 27 марта Годеновский крест будет пребывать в пределах Слуцкой епархии
16 МАРТА 2025
Донести радость Пасхи каждому: началась благотворительная Пасхальная акция
14 МАРТА 2025
Чтения на каждый день Великого поста: Пятница 2-й седмицы
14 МАРТА 2025
17 марта в приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" состоится соборование
14 МАРТА 2025
15 марта - родительская суббота. В нашем храме можно подать записки
14 МАРТА 2025
Соборование в Великий пост: для чего нужно и кому стоит прибегать
14 МАРТА 2025
Клирик прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» провел беседу для школьников, приуроченную к Дню православной книги
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.