На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Социальная работа / Публикации

Татьяна Тарасевич
руководитель общественной инициативы
Движение Пролайф Беларусь,
Минск, Беларусь

Демографическая динамика: что определяет будущее страны?

Проблема демографического кризиса стоит очень остро. Начиная с 90-х годов наша страна вступила в стадию открытой депопуляции, когда смертность превысила рождаемость. Подобные процессы наблюдаются во всем мире: 59 стран в мире, в которых проживает 44% населения земного шара, погружаются в демографическую зиму.

Депопуляционные процессы вызваны рядом проблем и изменений, которые произошли в обществе – это аборты, культурно вызванное нежелание иметь детей, сожительство, поздний брак и т.д. Всё это привело к тому, что, начиная с 60-х годов прошлого века, наблюдается 50%-ное снижение рождаемости во всём мире. Поэтому культура семьи сейчас необходима как никогда и все здоровые силы общества должны объединиться для ее сохранения.

Демографическая динамика задается тремя параметрами – рождаемостью, смертностью и миграционными процессами. Изменение численности населения происходит в направлении усиления депопуляционных процессов, основной причиной которых является беспрецедентно низкая рождаемость.

Основной демографической проблемой является отсутствие потребности в детях. Демографам известно, что высокая рождаемость отмечается в слаборазвитых странах с низким экономическим потенциалом, и наоборот, низкая рождаемость наблюдается в экономически развитых странах. Из этого не стоит делать выводов о том, что снижение жизненного уровня даст нам прирост рождаемости, но важно понимать, что экономический критерий не является основным.

Общий коэффициент рождаемости в начале ХХ — начале ХХI века [16] Рождаемость в европейских странах за столетие с начала XX века и к началу XI века снизилась в 2-4 раза. Общий коэффициент рождаемости - число рождений на 1000 населения.

Современная демографическая динамика в мировом масштабе такова, что темпы роста населения во всем мире через 40 лет снизятся в 5 раз, в Европе в 14 раз. Как пишет американский политолог Патрик Бьюкенен в своей книге «Смерть Запада», ссылаясь на доклад «Перспективы мирового населения: ситуация 2000 года» от 28 февраля 2001 года Демографического отдела ООН: «В 1960 году люди европейского происхождения составляли четверть мирового населения; в 2000 году - .уже одну шестую; к 2050 году они будут составлять всего лишь одну десятую. Такова печальная статистика исчезающей расы. И распространение этой статистики среди широкой публики ведет к паническим настроениям в Европе». [20] Сто миллионов европейцев просто исчезнут с лица земли.

Динамика суммарного коэффициента рождаемости в среднем по странам мира за последние полвека настораживает своими негативными значениями. С 1970 по 2010 гг. число детей на одну женщину снизилось с 4,7 до 2,5, т.е. фактически в два раза. [16]

Интенсивность рождаемости более адекватно отражается суммарным коэффициентом рождаемости (количество детей, которое приходится на одну женщину в возрасте от 15 до 49 лет). Для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы этот показатель ежегодно составлял в среднем 2,15 ребенка на одну женщину. В целом в Беларуси и России суммарный коэффициент рождаемости в 2012 году составил 1,6 на одну женщину. В Беларуси в сельской местности этот показатель составил 2,664 – это означает, что сельчанки полностью обеспечивают замещение сельского населения. [17]

Число стран с уровнем рождаемости, недостаточным для полного замещения поколений, выросло с 13 в 1970 году до 76 в настоящее время. В этих странах живёт около половины всего населения мира. Особенно драматическая демографическая ситуация наблюдается в Восточной Европе, где суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,3 ребенка на одну женщину. В целом же по странам Азии, Африки, Ближнего Востока и других континентов мы видим те же процессы, что и в Европе – радикальное снижение рождаемости, рост внебрачных сожительств, откладывание деторождения, грандиозное старение населения, увеличение числа людей никогда не состоявших в браке и т.д.

Старение населения – сопутствующий процесс снижения рождаемости. В соответствии с классификацией ООН, население считается старым, если удельный вес жителей страны в возрасте 65 лет и старше составляет 7% и более. Численность пожилых людей уже сегодня в Беларуси приближается к численности детей: люди в возрасте старше 65 лет составляют 13,8% населения республики, а дети до 16 лет – 16%. Разница между этими показателями с каждым годом уменьшается. В Беларуси, по прогнозам, доля лиц старше трудоспособного возраста в 2025 году составит более 28%. [18] Возникает серьёзная проблема поддержки пенсионного фонда, замещения поколений и выхода на рынок труда.

Все без исключения демографические прогнозы на ближайшее десятилетие являются депопуляционными, то есть предрекают сокращение рождаемости и численности населения. Человечество нашло способ, как снизить рождаемость, но теперь никто не знает, как её повысить. Но прогнозирование может помочь избежать ожидаемого результата, иными словами, прогноз – это не диагноз, т.е. ситуацию можно изменить, и демографические процессы не являются необратимыми.

Проблема низкой рождаемости упирается в ценностную сферу. История снижения рождаемости – это по большому счёту история отказа людей от религиозных ценностей. Не случайно воспроизводство населения наблюдается в основном среди верующих людей независимо от их конфессиональной принадлежности, и наоборот, процессы депопуляции прямо пропорционально связаны с процессами секуляризации. Лишите народ веры – и он перестанет себя воспроизводить, а на свободные территории придут иммигранты и иностранные солдаты. Эти процессы возникли не вчера, они имеют свое основание в ряду трансформаций прошлого века, что требует изучения их причин.

В XX веке исследователи-демографы обнаружили прямую зависимость демографической динамики от духовного неблагополучия (выявленного по объективным критерием, таким как: динамика самоубийств, общей преступности, алкоголизма и токсикомании). Характерной чертой обществ с такой духовной картиной является повышение уровня смертности от неинфекционных заболеваний. Один из самых признанных и известных аналитиков в области здоровья доктор медицинских наук, профессор, руководитель лаборатории системных исследований здоровья Научно-исследовательского центра профилактической медицины Манзурова МЗ Российской Федерации И. А. Гундаров отмечает: «Природа упадка жизненных сил народа явно не экономическая – зависимости его от падения уровня жизни обнаружить не удается. Более того, можно заметить даже обратную тенденцию: чем богаче семья, тем меньше в ней детей. В 1999 г. при сравнении 10% самых бедных к 10 % самых богатых домохозяйств численность детей до 14 лет у вторых была меньше в 5,2 раза». [1]

И. А. Гундаров называет эти процессы фактором «X», который оказывает разрушительное влияние на наше здоровье. Он пишет, что «обнаружены следующие свойства фактора «Х»: наличие огромной скорости его распространения, когда смертность захватывает всю Россию за несколько месяцев; способность синхронного действия на территориях, отделённых тысячами километров; нечувствительность к нему детей и стариков; преимущественное влияние на мужчин; неспецифический характер повреждения. Такими свойствами не способны обладать материальные агенты. В такой ситуации остаётся полагать, что физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий бытия (материальных факторов), но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества (духовных и душевных факторов). На этот счёт в теологии существует представление о “смертных грехах”, т.е. таких психологических состояниях, которые ведут к смерти человека как личности. Будучи атеистом, я вынужден использовать церковные термины, поскольку светская наука не имеет пока собственного понятийного аппарата для рассматриваемого круга явлений». [1]

Фактор «Х», который не определила наука, хорошо известен, определён и объяснён Церковью: духовное неблагополучие нации. Оно не только способствует развитию болезней, но само является повреждающим фактором.

Невозможность объяснить происходящее с позиций традиционных материальных закономерностей побудило демографов обратиться к духовной сфере, связанной с человеческой психикой. Духовность – это ценности, установки, осознание смысла жизни. В медицине известно, что тоска, тревога, агрессивность, безысходность увеличивают риск заболеваемости и смертности. Об этом говорят мировые религии, выделяя «смертные грехи» – гордыню, гнев, уныние, сребролюбие, блуд и др. Наоборот, социальный оптимизм, служение высоким идеалам способствуют повышению резервов здоровья.

Согласно выводам Гундарова, доказать влияние духовности на физическое здоровье можно только в длительных, многолетних наблюдениях. [2] Если ухудшение (улучшение) нравственно-эмоционального состояния будет сопровождаться ростом (снижением) заболеваемости и смертности, значит, это является фактором риска. Проведение такого рода исследований требует количественного измерения изучаемого параметра. Известно, чем больше моральное состояние общества предрасположено к совершению дурных поступков, тем чаще они действительно случаются. Следовательно, по количеству нарушений нравственных заповедей («не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай родителей», «не отчаивайся») можно ретроспективно судить об уровне повреждения духовной сферы. Единицами измерения способны служить данные официальной статистики о проступках, которые считаются нарушением перечисленных моральных норм: убийства, грабежи, разводы, брошенные родители или дети, самоубийства и др. Там, где социальные аномалии встречаются чаще, уровень духовного неблагополучия выше.

Однако духовное неблагополучие сказывается не столько в отношении смертности (там этот уровень удается частично сбивать с помощью высокотехнологичной медицины и развитой социальной системы), сколько в отношении нежелания рожать детей. А это сфера нравственности и аксиологии. Установка на предпочтение чувственных наслаждений перед духовными привела к тому, что сила эгоизма оказалась выше потребности иметь детей. «В результате, – подытоживает Гундаров свои наблюдения, –рождающийся ребенок предстает для матери не как несравненная ценность, а как конкурент в обладании благами жизни. И здравый смысл подсказывает ей: зачем производить на свет своего конкурента?» [1]

Моральная деградация современного общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Социологи показывают, что «в конце XX – начале XXI века общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения; акцентируют «моральную аберрацию» мышления политиков – его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др. [4, 226]; экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы, – пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей их социального бытия» [5, 588]; искусствоведы констатируют, что «у нас сформировалась тотально аморальная система» [6, 73]; философы связывают происходящие процессы с тем очевидным фактом, что свобода приводит к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и, соответственно, должна предполагать ограничения на высвобождение худшего. «Что сделает из политической свободы человек, который не созрел для неё и переживает её как разнуздание? – задавался вопросом И. А. Ильин и отвечал, – он сам становится опаснейшим врагом чужой и общей свободы» [7, 146].

Нравственное состояние общества имеет в системе социальных процессов многокомпонетный статус, представляя собой одновременно три аспекта: а) индикатор состояния общества, б) следствие происходящих в нем процессов, в) прогноз того, что ожидает это общество в будущем. Последнее с особой отчетливостью проявляется в низкой рождаемости, которая в последние годы обозначается, в том числе и органами власти, в качестве одной из ключевых проблем демографического развития.

Как констатирует Р. С. Гринберг, «демографические исследования показывают, что более двух третей причин депопуляции связаны с такими возникшими в постсоветский период социально-психологическими феноменами, как социальная депрессия, апатия и агрессия» [5, 588], одни из которых (например, массовая агрессивность) являются непосредственными проявлениями разрушения нравственности, другие – апатия, депрессия и др. – массовой психологической реакцией на ее разрушение. В частности, перманентное ощущение безнравственности, враждебности и агрессивности окружающей среды вызывает у человека стресс, апатию, депрессию и т.п., в свою очередь, порождающие психические расстройства, заболевания нервной системы, сердечнососудистые, желудочно-кишечные и прочие болезни. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 45% до 70% всех заболеваний связаны со стрессом, а такие психосоматические заболевания, как неврозы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита, эндокринопатии и опухолевые заболевания обнаруживают от него прямую зависимость [8].

Президент группы компаний «Рольф» С. А. Петров подчеркивает, что «требования морали – это не какой-то привесок к бизнесу, навязываемый ему некими общественными силами, то есть извне, а залог его успешного развития» [9, 422]. Закономерность, состоящая в том, что «чем выше уровень духовно-нравственного развития основной массы населения, тем успешнее развивается экономическая и политическая система страны», по определению О.Богомолова [10, 367], «состояние экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности», как пишет С.Глазьев [11, 416], получает множественные подтверждения. А Святейший Патриарх Кирилл выразился еще более определенно: «Преодоление кризисных явлений в обществе невозможно без преодоления кризиса человеческой личности» [12].

Конечно же, есть еще целый ряд побочных, сопутствующих факторов, отягчающих картину демографического упадка как, например, угасание интереса к противоположному полу в связи с «сексуальной революцией» (индустрия интимных развлечений, навязчивая порнографичность массовой культуры делают реальных подруг для мужчин уже не столь привлекательными, как «красавицы с обложки»), рост феминизма, сексуальных извращений. Кроме того, в последние два десятилетия западная масскультура культивирует инфантилизм взрослых. При всем разнообразии описанных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которому название «моральная деградация» современного общества или, используя известное выражение английского социолога Э. Гидденса, «испарение морали». [19]

Одной из ее главных проблем является не дефицит свободы, в котором нас постоянно обвиняют с Запада, а прямо противоположное – дефицит контроля, прежде всего, контроля внутреннего – нравственного. Свобода предполагает ее разумные ограничения, вживленные в менталитет граждан, в терминах психологической науки, интериоризованных ими. В условиях характерного для современного общества дефицита внутренних нравственных регуляторов, следовало бы прибегнуть к их «экстернализации» путем придания моральным нормам статуса законов, с широким привлечением ученых – социологов, психологов, теологов и др. – к разработке законов, которая у нас считается сферой компетентности лишь профессиональных юристов и политиков. Законы – это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом нравственных, религиозных, культурных, социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками.

Многие асоциальные явления – алкоголизм, наркоманию, социальное сиротство, преступность, суициды – мы можем характеризовать как демографические угрозы, поскольку они также влияют на смертность и рождаемость, но их корни уходят в ценностную сферу, в сферу мировоззрения. Воздействуя на эту сферу, формируя позитивные жизненные ценности, формируя нравственный императив, мы сможем сформировать положительный демографический императив, как совокупность духовно-нравственных принципов, направляющих поведение и действия людей на создание семьи и рождение детей с целью обеспечения дальнейшего существования и развития общества.

Дальнейшее расширение нравственно мотивированных социальных групп, обеспечивающих расширенное воспроизводство населения в рамках группы, должно получить поддержку государства. Это наиболее прямой, естественный, но и трудный путь нравственной и аксиологической трансформации общества, поскольку обретение веры, тем более веры нелицемерной — вопрос всей жизни человека, и обретение это может быть только осознанным и добровольным.

Потенциально многие молодые люди готовы принять традиционные для нашей культуры ценности, но они просто их не знают. Современная молодежь подвергается безальтернативному навязыванию антисемейных ценностей эгоцентризма, гедонизма, разврата и вседозволенности со стороны СМИ, желтой прессы, беллетристики и т.д

В отличие от умозрительных искусственных ценностей традиционные ценности православной культуры могут быть усвоены даже сегодня, поскольку они закреплены в мировоззрении, истории, языке, русской литературе и искусстве, в целом в культуре, которую пусть в урезанном и искаженном виде, но все-таки преподавали и преподают в школах

Тем не менее, данное предложение особенно часто вызывает противоречие и вопросы, связанные с непониманием различия культурологического и культового аспектов религии. Культовый аспект связан с религиозной богослужебной практикой, направленной на взаимодействие с Богом и нематериальным миром, бытие которого воспринимается посредством осознанной веры. Культурологический аспект религии направлен на взаимодействие с материальным миром, на решение социокультурных задач, стоящих перед обществом и государством. В данном контексте Церковь представляет собой социальный институт, отражающий мнение и мировоззрение миллионов верующих людей. Не будем забывать о том, что Православие является традиционной культурообразующей религией русского мира.

В то же время современная демографическая ситуация требует решительного воздействия, которое может принести плоды в ближайшие годы. Существует ли возможность воздействовать на ценности людей напрямую, формируя положительный демографический императив? Действительно, базовые традиционные семейные ценности могут быть усвоены не только глубоко воцерковленными верующими людьми, но и широкими слоями населения.

Современная культура антисемейна по своей сути, от ценностей этой культуры предлагается отказаться. Но для этого необходимо возрождать и утверждать нравственные ценности с помощью СМИ, социальной рекламы, кинематографа, литературы, искусства, связей с общественностью (PR, подключение в качестве «катализатора» идеологического фактора). Необходимо создавать положительные образы семьи именно с 3-4 детьми, жертвенной и бескорыстной любви к детям. Семейная и информационная политика должна строиться на основе аксиологических критериев отбора проектов и программ.

К этой работе целесообразно привлекать представителей Церкви. Совместные церковно-государственные проекты, направленные на возрождение традиционной нравственности могут действовать наиболее эффективно. Эффективность доказана деятельностью Православной Церкви в направлении защиты жизни нерожденных детей.

Сегодня более чем в 50 епархиях Русской Православной Церкви функционируют церковно-общественные центры защиты семьи, материнства и детства, которые занимаются просветительской деятельностью в учебных и медицинских учреждениях, проведением акций, предабортным консультированием в женских консультациях. Открыты 18 приютов для беременных и женщин с детьми в трудной жизненной ситуации в России, более чем в 50 епархиях работают центры защиты материнства. Начали работу более 30 приходских детских садов, более 20 лагерей для семейного отдыха, более 60 досуговых центров, более чем в 10 епархиях проводятся регулярные молебны для беременных, более чем в 20 епархиях работают гуманитарные центры, более чем в 25 епархиях ведется предабортное консультирование женщин в женских консультациях, более чем в 125 епархиях назначены координаторы по защите материнства. [21]

Но все же наиболее эффективно работу по возрождению традиционных семейных ценностей можно проводить, помимо семьи, где государство не должно «управлять», в сфере образования, например, в рамках «основ религиозных культур и светской этики» или предмета «этика и психология семейной жизни», если его возродить и преподавать в духе традиционных семейных ценностей.

Все эти дополнительные меры могут помочь основополагающему коренному действию нравственного фактора в регулировании репродуктивного поведения в современном обществе. В сочетании с эффективной просемейной социально-демографической политикой это должно привести к существенному повышению рождаемости и заложить фундамент демографического развития.

Литература и источники:

1. Информационное Агентство “НЕТДА” [Электронный ресурс] / И. А. Гундаров. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы. – Режим доступа :http://www.svoboda.ru/library/pvr/pvr9.htm. – Дата доступа : 22.01.2012.
2. Информационное Агентство “НЕТДА” [Электронный ресурс] / И. А. Гундаров. Путь к социогуманизму – преодоление демокатастрофы в России. – Режим доступа :http://www.svoboda.ru/library/pvr/pvr10.htm. – Дата доступа : 22.01.2012.
3. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» [Электронный ресурс] / Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества. / А.В.
Юревич // Социологические исследования, № 10, 2009, C. 70-79. – Режим доступа : http://ecsocman.hse.ru/text/26627909/. – Дата доступа : 23.01.2012.
4. Левашов В. К. Социополитическая динамика российского общества: 2000 – 2006 / В. К. Левашов. – М.: Academia, 2007.
5. Гринберг Р. С. Пятнадцать лет рыночной экономики в России / Р. С. Гринберг // Вестник РАН, 2007. – Т. 77. – N 7. – С. 584 – 592.
6. Дондурей Д. Б. Без обновления массового сознания социально-экономические преобразования обречены / Д. Б. Дондурей // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. – М., 2008. С. 67 – 83.
7. Ильин И. А. О грядущем России /. И. А. Ильин. – М., 1991.
8. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу / К. В. Судаков. – М., 1998.
9. Петров А. С. Мораль в бизнесе / А. С. Петров // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. – М., 2008. С. 422 – 429.
10. Богомолов О. Т. Нравственный фактор социально-экономического прогресса / О. Т. Богомолов // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. – М., 2008. С. 359 – 371.
11. Глазьев С.Ю. Нравственные начала в экономическом поведении и развитии: важнейший ресурс возрождения России / С.Ю. Глазьев // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. – М., 2008. С. 406 – 421.
12. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс] / Святейший Патриарх Кирилл: Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1837365.html. – Дата доступа : 23.01.2012.
13. Институт демографических исследований [Электронный ресурс] / Шестаков К.А. Аксиологическое воздействие на репродуктивное поведение. // Демографические исследования. — №11. – Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1859. – Дата доступа: 23.01.2012.
14. Институт демографических исследований [Электронный ресурс] / Шестаков К. А.Аксиологический фактор в системе детерминант репродуктивного поведения // Демографические исследования. — №№8–9. —- Режим доступа: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt=1471. – Дата доступа: 23.01.2012.
15. Александр Ильяшенко, протоиерей. Большая семья – большие надежды. Демография и нравственность / Александр Ильяшенко, протоиерей. – М., – 2008. – 263 с.
16. Институт демографических исследований [Электронный ресурс] / Белобородов И. И. Перенаселение или грядущее вымирание? Мировые демографические тенденции / Режим доступа: http://demographia.ru/articles_N/index.html?idArt=1973. – Дата доступа: 30.07.2013.
17. Министерство труда и социальной защиты РБ [Электронный ресурс] / Рост рождаемости наблюдается в 2013 году / Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/rost-rozhdaemosti-nablyudaetsya-v-2013-godu. - Дата доступа: 30.07.2013.
18. Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) [Электронный ресурс] / Старение и здоровье: как улучшить качество жизни / Режим доступа:
http://unfpa.by/ru/resources/demografiya/stati/starenie-i-zdorove-kak-uluchshit-kachestvo-zhizni. - Дата доступа: 30.07.2013.
19. Э. Гидденс. Модерн и самоидентичность. [Электронный ресурс] / Э. Гидденс / Режим доступа: http://gendocs.ru/docs/3/2507/conv_5/file5.pdf. - Дата доступа: 15.08.2013.
20. Электронная библиотека RoyalLib.ru [Электронный ресурс] / П. Бьюкенен. Смерть Запада. - Режим доступа: http://royallib.ru/read/byukenen_patrik/smert_zapada.html#20480.- Дата доступа: 19.08.2013.
21. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.diaconia.ru/statistic. - Дата доступа: 19.03.2014.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым