www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 09 апр 2020, 03:07

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 143 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 май 2005, 18:05 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 мар 2005, 13:02
Сообщения: 689
Откуда: Минск
Если брать последнюю точку, после которой изображение становится иконой - из бесед с Ольгой Игоревной узнал, что это подпись. То есть какой святой изображен, или Богородица, или Спаситель. Подробнее к Ольге Игоревне. Она же говорила, что уже потому невозможно представить, чтобы неудавшейся иконой подпирали капусту, что даже каждая стадия подготовки материалов для написания иконы требует особого молитвенного предуготовления и очень трудоёмка. Если какой-то лик например неудался - его счищают, красочный слой до левкаса, если случилась ошибка в подготовке или нанесении левкаса - счищают до паволоки и т.д.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 май 2005, 19:00 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май 2005, 18:34
Сообщения: 32
кто-нибудь кроме меня этот фильм еще смотрел? лично мне по фильму понятно почему феофан так поступал.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 май 2005, 01:40 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 май 2005, 23:37
Сообщения: 128
Откуда: из Минска
Конечно, смотрели мы фильм (помню, когда-то в далёкой молодости целой толпой у Матвея дома). Только тут уже говорилось, что реальные Феофан Грек и Андрей Рублёв - это совсем не герои Тарковского.
А вообще, фильм хороший. С точки зрения любителя кино. Как теолог, могу найти в нём множество ляпов, но это простительно, всё-таки это же художественный фильм. Поэтому просто смотрю и получаю удовольствие.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 май 2005, 15:54 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Фильм смотрела очень давно и мне он тоже понравился, как, впрочем, и все остальные ленты этого удивительно талантливого человека. Но воспринимаю эту картину просто как художественное произведение. Это его взгляд на историю, на монашество, на святых иконописцев - его субъективный взгляд, вот и все! А о том, что он, создавая "Андрея Рублева", был еще не воцерковлен и делал первые шаги к христианству - узнала из разговора с композитором Валентиной Серых. Она хорошо знакома с семьей Тарковского, знает многие детали его жизни и творчества. Так что, можно у нее и поспрашивать по-подробнее (она зарегистрирована на нашем форуме).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 май 2005, 18:56 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май 2005, 18:34
Сообщения: 32
ух было бы классно узнать более подробно о том как тарковский фильм снимал.

немного отходя от темы... в ходе фильма вроде бы никто ни разу не перекрестился, а дух православия очень чувствуется.


может Валентина Серых знает почему тарковский так снял феофана?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2005, 16:45 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Матвей уже сказал об этом, но хочу дополнить: когда изображение на доске готово, заключительное действие – подпись. Соединение образа с первообразом происходит после того, как на иконе появляется имя. А чин освящения иконы (молитва и окропление святой водой) появился только в 9-10 веке, когда закончился период иконоборчества. В современной Греции, например, икону вовсе не освящают.
Но (продолжаю настаивать) - ничто не дает право поступать кощунственно даже с неподписанным изображением. Вполне понимаю движение души героя обсуждаемого нами фильма. Даже признаюсь – для меня самым трудным в иконописании является преодоление вот этого самого чувства: не получаются лики святыми - на них отражается моя немощь, не смею больше прикасаться к этому деланию, куда мне «с суконным рылом…»… и т.п. Однако постепенно поняла, что это чувство необходимо преодолевать, что оно не от смирения идет, а скорее от противоположного свойства души… Не мне судить о ликах, о святости. Мое дело тихонечко молиться и писать (коль благословили). А уж получилось или нет определит Церковь. В конце концов, не моей же силой это делается-то… Задача – трудиться с максимальной самоотдачей, т.е. постараться сделать все что на сегодняшний день можешь, а результат таких усилий - целиком в руках Божиих.
Думаю, понятно, что не сравниваю себя с Феофаном (о такой высоте даже и рассуждать не берусь), но вот художественный образ, созданный Тарковским, по-моему, действует как далекий от христианства светский художник с мятущимися чувствами, который сам себе бог и сам для себя – церковь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 май 2005, 19:48 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Ольга Игоревна писал(а):
В современной Греции, например, икону вовсе не освящают.



А у меня другая информация от моих заказчиков-греков: первую мою икону они освящяли в Греции и по их правилам икона должна была находиться сейчас точно не помню, но где-то около 40 дней, затем сдедуют уговоры священника вообще отставить икону в храме, поэтому последующие иконы по договору я освящала у своего батюшки, а на сербском подворье, по информации от моего другого заказчика, моя икона освящалась неделю, так, что у всех разные правила...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2005, 13:34 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Благодарю за поправку об освящении икон в современной Греции. Эту, как оказалось, не точную информацию получила от одного весьма грамотного священника-богослова-историка. Вероятно, когда он так говорил (а его слова я процитировала буквально), имелось в виду именно то, что у всех разные правила. И в некоторых храмах или монастырях Греции иконы не считают нужным освящать. При встрече, по возможности, постараюсь уточнить этот вопрос.
Еще раз - спасибо большое за интересные сведения!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 май 2005, 21:04 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Скорее дополнение чем поправка, священник-богослов безусловно гораздо более информирован,... просто поделилась своим опытом


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 май 2005, 12:44 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Уважаемая Марина Львовна! Радуюсь тому обстоятельству, что появилась возможность пообщаться с иконописцем из Москвы. Ведь всегда полезно обменяться опытом, что-то новое узнать... Для меня, например, интересной информацией оказалось то, что греки и сербы заказывают русские иконы для своих храмов. И, как я поняла из Ваших слов, - это постоянные контакты. Хотелось бы знать: востребованы только Ваши работы или есть такая тенденция в целом? И ещё (если возможно): где Вы учились, как давно и в какой традиции пишете? И уж совсем идеально - увидеть фотографии икон.
Не хочу излишне обременять, но думаю, это было бы весьма полезно и интересно не только мне и нашим участникам форума, но иконописцам Беларуси в целом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 май 2005, 00:29 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Уважаемая Ольга Игоревна, благодарю за радушный прием, мне тоже очень интересно пообщаться с иконописцами из Белоруссии и узнать по возможности какие тенденции современной иконописи Белоруссии, какие существуют проблемы и вообще мне все интересно.
Теперь немного о себе: мое иконописное образование начиналось в 1998 г. в самой заурядной иконописной школе, затем продолжилось в индивидуальном порядке благодаря протекции у меня была возможность поочередно поучится у известного московского реставратора и иконописица..., в настоящее время в свободном полете под бдительным присмотром духовника, который освящает мои работы, делает всегда очень точные нелицемерные замечания, сообщает другие мнения и об оставленных у него в монастыре работах, что мне тоже очень полезно. Пишу в технике традиционной русской иконы: липовые доски, меловой левкас, только минеральные пигменты, желток из деревенских, а не инкубаторских , яиц, олифа. Творческий идеал – работы монахини Иулиании (Соколовой).
Хотя я и пишу на заказ иконы и имею небольшую клиентскую базу, на жизнь себе зарабатываю в иностранной строительной фирме, что дает моему творчеству финансовую независимость. На заказ храмовые иконы я еще не писала ( правда две моих работы оказались в храмах – одна на западной Украине, другая в провинциальном монастыре средней полосы), писала для келейных и домашних иконостасов, и так уж получилось, что моих работ больше за границей, (Сербия, Греция, Македония, Босния, Украина) чем в России. Поэтому есть возможность судить о некоторых тенденциях спроса на русскую традиционную икону, а интерес довольно большой, причин несколько.
Греки проявляют интерес из-за более тонкой проплавки ликов, цветных лессировок, гармоничной и неядовитой яркости красок (тухляк им не нравится), нравится им гравированный левкас под позолоту и любые украшательства в стиле ярославцев, а также привлекает цена, если мне в Москве мои коллеги говорят «ого!!!» за икону, проданную за 300$, то в Греции такая цена вызывала приятное удивление. Однако лично мне с греками было очень тяжело работать, они заставляют писать всякие глупости, приходится все время спорить, что-то доказывать, больший трудности с переводом и написанием на древнегреческом хартий и названий – этот язык в Москве никто не знает, я так и не смогла найти переводчика и пришлось сворачивать хартии в рулон, не могли мне помочь и мои друзья греки с Кипра. Если честно, я им ничего писать не хотела, отсылала к своим друзьям в мастерские, но они любят чтобы было все по «знакомству» то есть для них было важно иметь рекомендации и знать того человека, который пишет.
С республиками бывшей Югославии все гораздо проще – им все нравится все устраивает, кроме цены, платят гораздо меньше греков, много работ ушло на подарки. Сегодня у меня был в гостях один сербский коллекционер (потомок белоэмигрантов), который сетовал на крайне слабое развитие иконописи в Сербии, отсутствие хороших мастеров и хотел привезти в Москву одну девушку на стажировку...
Пробовала послать фото своих работ – ничего у меня не получилось, если подскажите как это правильно сделать – попробую еще раз


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 май 2005, 15:00 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
То, что Вы написали очень интересно, спасибо.
Самой главной проблемой у иконописцев Беларуси, как мне кажется, является отсутствие возможности видеть «живые» древние образцы, нам (увы!) приходится довольствоваться созерцанием репродукций в альбомах. Те немногие поездки в Россию, которые мы можем себе позволить, то что мы изредка видим в подлиннике – это и питает и греет и создает тот внутренний камертон, на который ориентируемся. В нашем национальном музее есть несколько образцов древнего византийского письма, но в основном – это, так называемая «белорусская» икона, т.е. сильно искаженная западной религиозной живописью. От настоящей иконы там почти ничего и не осталось, а некоторые изображения – вообще граничат с кощунством. А это полная тоска и упадок.
Сейчас, слава Богу, активно возрождается каноничная икона. Многие из наших закончили различные школы в России, появляются мастерские при монастырях и Епархиях, работают мастера-одиночки, в общем – набираем силу. Пишем в традиционной технике так же как и вы. Основная ориентация, как я уже говорила, на русскую традицию, но некоторые пишут по византийским, греческим образцам.
Мне, к сожалению, не пришлось учиться иконописанию в каких-либо мастерских. Было только огромное желание писать и, полностью оставив светское искусство, начала этим заниматься в 1990 году. К тому времени имела уже высшее художественное образование, являлась членом союза художников, так что имелся уже некоторый опыт и необходимые навыки в рисунке, в работе с разнообразными материалами и т.п. В Минске тогда писали всего несколько человек, привозили технологические рецепты и материалы для работы из России. Приходилось трудновато. Поехать куда-то не имела возможности, изучала иконы по репродукциям. А чтобы узнать технологию, приходилось капаться в библиотеке, изучая самые древние иконописные книги. Чаще всего необходимую технологическую информацию получала по телефону, а также во время очень коротких встреч с такими же как я, ищущими… Вот так, по крупицам, методом проб и ошибок накапливался собственный опыт и формировались (естественно, не воспринятые ни у кого) приемы письма. Поэтому путь был долог и тернист. Хорошо вам, живущим в России молодым иконописцам - столько школ, столько опытных учителей, столько сохранившихся древних икон, монастырей, храмов, иконостасов и росписей! Несколько лет назад довелось побывать в иконописных мастерских Троице-Сергиевой Лавры. И эта поездка мне очень многое дала.
Книга монахини Иулиании (Соколовой) «Труд иконописца» - одна из настольных моих книг. Богословские статьи, ее жизнь, фотографии работ, прориси – все это помогает. Мне даже кажется, что помогает она сама, сочувствует нашим внутренним и внешним проблемам, молится о нас, дерзающих … Ее иконы живые и очень тонкие.

Самостоятельно разместить фотографии на страницах форума, как мне объяснили специалисты, довольно сложно. Поэтому лучше всего прислать их на электронный адрес храма: info@hramvsr.by
А потом администратор вставит их в форум.


Совершенно согласна с тем, что в современной греческой иконе явно не хватает тонкости в ликах, у них почему-то лики пишутся настолько упрощенно резко, что подобная условность приобретает черты плаката. О колорите могу судить только по репродукциям, но даже сквозь типографские искажения пробивает излишняя цветовая прямолинейность. Впрочем, это их темперамент, такое у них искусство вообще. Хотелось бы увидеть современные греческие иконы в натуре. И сербские хотелось бы... Хотя бы фотографии.

Интересно, а какие такие глупости греки заставляют писать? О чем был спор?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 май 2005, 11:38 
Не в сети
новичок
новичок
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 16:17
Сообщения: 6
Откуда: Минск
gorec писал(а):
ух было бы классно узнать более подробно о том как тарковский фильм снимал.

немного отходя от темы... в ходе фильма вроде бы никто ни разу не перекрестился, а дух православия очень чувствуется.


может Валентина Серых знает почему тарковский так снял феофана?


Фильм создавался в то застойное время, когда религия и все, что с ней было связано запрещалось партийной политикой тогдашнего правительства. Вплоть до последних своих фильмов Тарковский привычно пользовался эзоповым языком (символами), чтобы доносить до зрителя свои идеи. Все его фильмы советского периода беспощадно урезались. Это было причиной его отъезда из СССР. Теперь мне, например, интересно просматривать его фильмы с точки зрения расшифровки его христианских мыслей (особенно глубоко это просматривается в фильмах «Солярис», «Сталкер», «Зеркало»). Во время создания этих фильмов его углубляющееся христианство вступало в особое противоречие с атеистической политикой руководящего строя. В первом фильме «Андрей Рублев» его взгляды и интерес к религии только формировались. Знания о христианстве были не столь глубоки, к тому же это был период особых хрущевских гонений на церковь, где цензурой не допускалось не только перекреститься, но и любое упоминание о религии, поэтому этот фильм мне нравится менее остальных. К сожалению и в эмиграции Тарковский не нашел гармонии для своей души, потому что, на мой взгляд, был слишком русским человеком. Эта внутренняя тоска и тяжкий творческий опыт всего пережитого и привел его, на мой взгляд, к тяжелому и неизлечимому недугу. Однако, по воспоминаниям жены Ларисы он умирал истинным христианином - с покаянием и Библией в руках. Смею надеяться, умирал уже воцерковленным.

Поскольку, по вышеупомянутым причинам я избегаю смотреть фильм «Андрей Рублев», а о некоторых кощунственных моментах говорил мне и мой духовник тогдашнего московского периода, я думаю, что эти моменты были созданы не только по недостаточному духовному уровню режиссера, но и в угоду властям того времени. Без этого фильм никак не смог бы пройти. Христианство в те времена было принято изображать только в смехотворно-карикатурном виде, иного не допускалось. Я хорошо помню то время и советую вам поинтересоваться тем периодом. Человек, способный видеть дух православия в этом фильме сам, вероятно, достаточно далек от церкви и христианства в глубоком его смысле. А как художественный фильм – он достаточно интересен, потому что гениальность режиссера чувствуется уже там. Но в процессе создания других фильмов совершенствовался не только его творческий дар, но и глубина его веры. Попробуйте поискать евангельские истины в последующих его фильмах! Это интересная задача. Об этом мы много спорили в свое время, например, почему Тарковский так часто показывает дождь, воду? А ведь вода – это купель, символ очищения – не только физического тела, но и духовного. А музыка Баха из «Страстей», Перголези «Стабат Матер» в соответствующих моментах фильмов… Это уже философия… Именно христианская философия. И таких моментов множество. Вспомните хотя бы горящий куст во дворе главной героини фильма «Зеркало». Кстати, фильм заканчивается длинной дорогой в поле, на горизонте которой маячит телеграфный столб в виде креста, а музыка соответствует этой мысли о житейской дороге каждого человека. Звучит «Шествие на Голгофу» И.С. Баха из его «Страстей по Матфею». Вполне достойное окончание фильма. Надеюсь, и вы сможете поискать и найти зашифрованные символы режиссера в фильмах и сообщить нам об этом, поскольку о некоторых расшифровках можно даже поспорить. Один автор фильма может до конца знать что он хотел выразить в том или ином эпизоде. Но несомненно только одно: именно христианские свои чувства и размышления он вкладывал во все сюжеты своих фильмов. Это было дело его проповеди. Это я знаю точно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 май 2005, 15:00 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 май 2005, 18:34
Сообщения: 32
Валентина Серых
спасибо, обязательно поищу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 июн 2005, 20:56 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Здравствуйте Ольга Игоревна!
Специфика развития иконописи в Белорусси безусловно отличается от более благоприятных московско-российских условий, в плане нашего духовного наследия – действительно все прекрасно и замечательно ( по милости Божией ), а вот в части доступности иконописного образования – не могу с Вами согласиться исходя и собственного опыта и опыта моих знакомых. Как я ранее писала, чтобы хоть чему-то научиться мне потребовалась мощная протекция: в первом случае мне было сказано, мол «шляются тут всякие – учиться видете ли хотят, я вот даже сына своего прогнал, но так уж и быть возьмусь за тебя поскольку не могу отказать N...», во втором случае меня приняли по указке моего духовника, попадались пару раз объявления иконописных школ при храмах, одним из условий допуска к экзаменам было возрастное ограничение – 30 лет (!), оставлю это без комментария. В других школах мне вообще не нравились работы преподавателей. Таким образом, и мне тоже очень много пришлось постигать самостоятельно, по библиотекам я не ходила, но живя в центре посещала очень многие букинистические магазины ( подавляющее большинство на настоящий момент закрыты), книжные развалы, даже есть кое-что просто из помоек и таким образом у меня собралась очень хорошая и ценная библиотека по иконописи и материаловедению по предметам живописи. Сначала у меня был даже некий ропот на трудности в постижении необходимой мне информации, но потом я поняла для себя, что чтобы получить ответ на какой-то вопрос, нужно сначала самой внутренне созреть для этого..., тут недавно прочитала книгу об о. Иосифе (Муньосе), и он оказывается был самоучкой.
В Москве в последнее время стали часто устраиваться различные православные выставки, но к сожалению современная каноническая икона очень убого представлена, есть очень сильные мастерские ярославцев, но у них другое направление...
У меня есть большая мечта – поехать в какой-нибудь монастырь на стажировку, но пока все никак не получается, если куда-то и приглашают то лишь просто в гости отдохнуть.
Теперь о моих знакомых греках – как-то не получилось у нас взаимопонимания с самого начала т.е. с образцов, от которых не просто тоска, а дрожь по коже..., к третьей иконе мне было предоставлено в качестве образца денежная розовая купюра достоинством 50 чешских крон, на которой изображена бабка в платке, + фотография изображения католической монахини и это все сопровождалось требованием написать икону св. «Агни», когда я выяснила и сообщила им, что мне предоставлено изображение Агнессы Пражской, канонизированной католической церковью в 12 веке, мой духовник категорически запретил мне писать католичку, но сказал выяснить у о.Михаила, настоятеля чешского подворья, может она прославлена как местночтимая, о.Михаил сказал что нет, но если греки её почитают надо писать, чтобы выяснить кого они почитают звоню и выясняю День ангела – тогда оказывается, что это св. мчц. Ангия Римская, её я могу написать, но греки отказываются, затем передумывают, но требуют чтобы я её написала старушкой, я возражаю, поскольку она никогда не была старушкой , затем они соглашаются со мной, но задают свой крайне неудобный для данного случая размер доски, так, что пришлось писать образ в полный рост с академическими пропорциями – и это всего лишь один пример, кроме этого были требования написать поручи вместо обшлагов и голубой платок у св.мчц. Параскевы, нимб у Спасителя без креста и подписей и т.д....
Греческих икон довольно много в Интернете, адреса можно найти в ссылках сайта www.hramdecor.ru, а по поводу сербских – затрудняюсь дать ссылку, у меня есть несколько типографских образцов – что-то в византийском стиле, но с большим минимализмом.
Пробовала послать фотографии моих работ по указанному Вами адресу – провозилась целый вечер и опять ничего не получилось, может быть снимки занимают слишком много памяти – всего 8,3 МВ, по отдельности тоже не проходят, может надо их сжимать архиватором, я в этом мало что понимаю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 143 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство