Прот. Григорий Разумовский. Объяснение Священной Книги Псалмов.
Псалом 30
В надписании сего псалма, составляющем первый стих его, кроме обычных слов: 1 В конец, псалом Давиду — прибавлено еще слово изступления. По свидетельству отцев Церкви, сего прибавления нет в еврейской Библии, а имеется оно только в некоторых списках перевода LXX толковников и внесено или самими переводчиками, или кем-либо из переписчиков. Можно думать, что оно заимствовано из 23-го стиха сего псалма, где составитель его говорит: Аз же рех во изступлении моем. В изданиях Псалтири на русском языке это слово (изступления) переведено с еврейского словами «во время смятения» а с греческого: «при исступлении». Исступление (греч. , лат. ecstasis) значит ужас, смятение. Давид написал сей псалом, когда был в ужасе, в смятенном состоянии по причине восстания против него сына его Авессалома, а с ним вместе и всего израильского народа, о чем повествуется в 15-й главе 2-й книги Царств. Находясь в таком ужасном состоянии и укрываясь бегством от нападения врагов, Давид выражает надежду на Бога и просит у Него помощи и заступления. Различные изречения сего псалма могут быть применимы в равной мере и вообще к Церкви Божией, претерпевающей гонения и нападения со стороны врагов, и к каждому христианину в отдельности, у которого всегда есть враги, видимые и невидимые. А потому псалом сейвесьма прилично введен в состав церковного богослужения и слышится нами во дни Великого поста наряду с другими молитвословиями великого повечерия, возбуждающими в сердцах христиан чувства сокрушения о грехах и надежду на милосердие Божие.
2 На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя.
Находясь в тесных обстоятельствах, застигнутый неожиданно своими домашними врагами, Давид выражает надежду на Бога, в особенности же на правду Его, по которой, как справедливо верил он, Господь праведников защищал, спасал и избавлял от бед, а грешников наказывал; и вместе с тем говорит, что такая надежда его навсегда пребудет непостыдна — да не постыжуся во век, — что все молитвы и прошения его ко Господу будут удовлетворены и исполнены, что Господь избавит его от напастей и исхитит его из руки врагов его.
3 Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя.
Выражение буди ми в Бога Защитителя в переводе с еврейского читается так: «Будь мне каменною твердынею». Так как Давид, узнав своевременно о заговоре против него Авессалома и о том, что этот сын его с войском идет из Хеврона на Иерусалим, чтобы овладеть царским престолом, поспешно со своими приближенными оставил свою столицу и чрез поток Кедрон и гору Елеонскую направился на восток, в места пустынные, где не было ни городов, ни домов или других каких-либо построек, куда бы можно было пристать хотя для временного отдыха, то, продолжая свое молитвенное обращение к Богу, просит, чтобы Господь приклонил с высоты Небесной слух Свой к его молению и ускорил бы Своею помощью. Так как ему угрожала близкая и скорая опасность, то просит поспешить на избавление от этой опасности: ускори изъяти мя. Будь мне, говорит, Господи, вместо твердейшей крепости, вместо укрепленного дома, в котором я мог бы безопасно укрыться, чтобы спастись от вражеских нападений.
4 Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: и имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя.
Держава — значит «сила, крепость, владычество». В Псалтири русской (по пер. с евр.) это место читается так: «ибо Ты каменная гора моя и ограда моя». Вторая же половина сего стиха вполне соответствует обстоятельствам поспешного бегства Давида из Иерусалима, как они описываются в книге Царств (2 Цар.гл. 16). Уходя поспешно из Иерусалима чрез гору Елеонскую, Давид не знал, в какую сторону ему идти, чтобы безопаснее укрыться от врагов, притом же, по причине поспешности, он не запасся необходимым для путешествия пищевым продовольствием. И в этих затруднительных обстоятельствах он, предавая себя в волю Божию, говорит, на Тебя, Господи, вся надежда моя: ибо Ты каменная гора моя и ограда моя, в славу пресвятого имени Твоего Ты направишь путь мой к безопасному месту и найдешь способы для моего пропитания. И он не обманулся в уповании на Бога, надежда его оказалась непостыдной: Промысл Божий устроил так, что некто Сива, слуга Мемфивосфея, встретил его на пути с двумястами хлебов, с таким же количеством фиников и смокв и с двумя мехами вина и предложил все это для продовольствия Давида и бывшего с ним народа (2 Цар.16:1—2).
5 Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси Защититель мой, Господи. 6 В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи, Боже истины.
Сетью называет здесь Давид тот тайный заговор, который составил против него Авессалом со своими приверженцами, а также — тот совет Ахитофела, который дан был последним Авессалому для наиудобнейшего и скорейшего поражения Давида. Совет этот был сетью для уловления Давида, но он разрушен был чрез некоего Хусия, друга Давидова (2 Цар.17:14). Предложу дух мой значит то же, что «предаю душу мою», или «жизнь мою». В таком смысле, как известно нам из Святого Евангелия, эти слова произнесены были Господом Иисусом Христом, умирающим на кресте (Лк.23:46). Словами: избавил мя ecи, Господи, Боже истины псалмопевец выражает соединенную с надеждою уверенность, что Господь, многократно спасавший его и от руки Голиафа, и от козней Саула, и в разных других опасностях, избавит его и на этот раз от угрожающей ему беды (и избавил). Таким образом, все эти изречения могут быть выражены так: ни на кого более я не надеюсь, как на Тебя, Господи Боже мой. Ты один и единственный Защитник мой. Ты не только наставишь меня на безопасный путь и препитаешь в сем пути, но и избавишь от тех наветов, которые, как скрыше сети, расставили мне враги. А потому Тебе единому, Твоей всемогущей силе и Твоему промышлению о мне вручаю жизнь мою, и уверен, что Ты, Бог истинный, спасешь меня, как и прежде спасал и избавлял от всяких зол и напастей.
7 Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: азже на Господа уповах.
Суеты, от слова «суета», значит: суетность, пустота, тщетность. Хранящий суеты вотще — значит: люди, преданные суетным, бесполезным предметам, любящие суетное и надеющиеся на суетные вещи, которые никакой помощи и никакой вообще пользы принести не могут, каковы, например, идолопоклонники, надеющиеся на своих идолов, а также все те, которые наблюдают сны, счастливые и несчастливые встречи, или птичьи полеты, или гадания, волшебства и ворожбы, как, например, делал Саул, который обращался к волшебнице для определения будущей судьбы своей (1 Цар.28и след.). Под именем хранящих суеты разумеются здесь также и те которые для достижения своих целей употребляют человеческую хитрость или такие усилия, которые, будучи предприняты без Бога или даже вопреки воле Божией, никакого значения не имеют. О них псалмопевец и говорит: Тебе, Господи, ненавистны те люди, которые не взирают на силу Твою, а уповают на суетные вещи, которые никакой пользы доставить не могут; что же касается до меня, то я нисколько не обращаю на них внимания, но надеюсь на единого Господа Бога.
8 Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, 9 спасл еси от нужд душу мою, и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои.
Смирение иногда означает отсутствие, неимение гордости, изгоняемой из сердца самим человеком; иногда же под словом смирение разумеется злострадание, униженное или бедственное, угнетенное состояние, в которое человек поставляется обстоятельствами или другими людьми по допущению Божию. Здесь, в выражении: яко призрел ecи на смирение, — это слово имеет и то, и другое значение, особенно же последнее, т.е. «злострадание» (2 Цар.16:5—10), которому подвергся Давид вследствие заговора от Авессалома. В изречении: неси мене затворил — слово неси составлено из отрицательной частицы не и вспомогательного глагола еси (не еси неси), и самое изречение может быть иначе выражено так: не затворил еси мене. Выражение поставил ecи на пространне нозе мои означает то, что Давид, помощью Божией освободившись от утеснения врагов, получил покой и простор для своей деятельности, что он и приписывает всецело милости и помощи Божией, и по сему случаю спешит выразить свои радостные чувства: хотя и многие скорби претерпел я, говорит он, подвергшись уничижению и изгнанию от врагов, но уповая на Тебя, Господи, я сподобился от Тебя великой милости, за которую мне остается только радоваться и веселиться, потому что Ты призрел на мое уничижение во время гонений, сохранил жизнь мою и избавил ее от всех бедствий и мучений, не попустил мне впасть в руки врагов моих, хотя я и много раз был в такой опасности, освободил от стесненных обстоятельств и дал мне возможность спокойной жизни и свободной деятельности.
10 Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя. 11 Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася.
Только что выразив радостные чувства по поводу полученной от Бога милости, как уже опять начинает вспоминать прежние свои скорби, умоляя Господа о помиловании. В слове яростию выражен гнев Божий за грехи, от которого пострадали и глаза (око мое) Давида от слез, и душа его (душевные силы: разум, воля и совесть), и утроба его (память как вместилище не вещественной, а духовной пищи — понятий и разных сведений). Приближаясь к старости и воспоминая о гонениях, бедствиях, о многих войнах с соседними народами, о борьбе с внутренними врагами и о претерпенных от всего этого многоразличных скорбях, он говорит, вся жизнь моя истощилась, протекла в скорбях и печали — исчезе в болезни живот мой, — и годы мои в стенаниях — лета мои в воздыханиих. К сим душевным скорбям и страданиям присоединились и телесные немощи и страдания, которые выразил Давид словами: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася. Здесь нужно иметь в виду, что Давид, во время гонения от Саула, а также во время восстания Авессалома, принужден был бегством спасаться часто без съестных припасов, иногда бежал он чрез места пустые и безводные почти пеш и бос, а потому неудивительно, что ему приходилось претерпевать и голод, и жажду (2 Цар.17:29), и разные другие нужды и чрез то терять силы и здоровье. А потому он и говорит: ослабела от нищета и страданий сила моя и измождены кости мои.
12 От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящий мя вон бежаша от мене. 13 Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен.
В этих словах псалмопевец продолжает изображать бедственное свое состояние, в каком находился в смутные времена при Сауле и Авессаломе. В те дни, говорит он, много было врагов у меня, и для всех них я служил посмешищем: как кто хотел и как мог, — все поносили и злословили меня. Соседние евреям народы, которые прежде завидовали счастью и воинским успехам моим, теперь, узнав о моем изгнании и бегстве, нашли случай безжалостно (зело) смеяться надо мной. Даже самые близкие знакомые и друзья мои, и те боятся встретиться со мной, чтобы не навлечь на себя, со стороны врагов моих, подозрения в близости и содружестве со мной и чрез то не подвергнуть себя опасности потерять честь и даже лишиться жизни. Завидя меня и опасаясь встречи со мной, вон бежаша от мене. Многими из таковых я совсем забыт был и изгнан из сердца (забвен бых яко мертв от сердца), лишился места в их сердце, как умерший, о котором забывают, и стал для них подобен разбитому сосуду: бых яко сосуд погублен.
14 Яко слышах гаждение многих живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша.
Гаждение значит — злоречие, порицание, хула. Окрест значит — кругом, со всех сторон. Вкупе — вместе. В те дни (время гонения Саула и восстания Авессалома), продолжает Давид, посмеяния и хульные ругательства сыпались на меня со всех сторон. Я сам слышал злоречие и ругательства от многих. Здесь, конечно, припоминает поступок того Семея, который не только злословил Давида прямо в лицо, но даже дерзнул бросать в него камнями и грязью (2 Цар.16:5—10). Хотя библейская история рассказывает один этот случай публичного порицания Давида, но самому ему, без сомнения, известны были и многие другие подобные случаи, почему он и говорит: слышах гаждение многих. Кроме того, было немало случаев, когда враги его собирались вместе для совещания о том чтобы лишить жизни Давида, убить его (2 Цар.17:1—4). О чем он и говорит: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Прияти душу и значит: отнять жизнь.
|