 |
основатель |
Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54 Сообщения: 4394
|
Дмитрий_П писал(а): Ключевые акценты: - Тленность прежде всего – это голод, жажда, < далее список примеров безукоризненных страстей>, смерть, разлучение души с телом и т.п. Нет тех различий, о которых говорит Геннадий, считая безукоризненные страсти – естественными для первозданной человеческой природы (приводя, в т.ч. очень странное мнение Карташова). В других местах и преп. Иоанн и преп. Максим недвусмысленно говорят о привнесённости в наше естество (а не только «в жизнь») этих непорочных страстей.
Встретилось еще одно достаточно прозрачное изложение этого вопроса, созвучное мнению А.В. Карташева: "В домостроительном Божественном творчестве можно различить определенную поэтапность. Спасение человечества начинается с события космического значения — с Боговоплощения, в котором происходит ипостасное соединение двух природ: Божественной и человеческой, в ее естественном, не поврежденном состоянии, — отсюда «спасения начало бысть миру всему»(152). В утробе Девы неделимое единство Божественной Ипостаси, восприняв человеческую природу, восстановило «всю ее первоначальную безгрешность и чистоту», то есть Слово сочеталось с человеком в его состоянии «до падения»(153). В рождестве «осуществовавшагося человечеством»(154) Бога свершилось непостижимое: естество человека, «ипостасно соединившись со Вторым Лицом Святой Троицы, обожилось и стало источником обожения людей»(155). Обе природы во Христе соединились «неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно»(156) в одну Божественную Ипостась Логоса. Отныне Хрисос единосущен каждому из нас(157), теперь «Божественная печать совместилась со своим оттиском» — Образец совпал с человеческим образом(158). Человека, «по Божию образу бывшаго», но «отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель»(159). Восприяв общее и единое для всех людей естество, Бог Сын восстанавливает природу в ее бесстрастии(160); тем самым человечеству возвращено, туне даровано во Христе первозданное состояние естества, восстановлен разоренный в Адаме образ Божий. «Очерневшее Адамово естество преображся», оно претворено в «Божества славу же и светлость»(161).
Затем искупительный подвиг Богочеловека вершится в приятии на Себя всечеловеческого греха, в безвинном страдании и мученической смерти. Голгофа начинается «в вертограде Гефсиманстем», во мраке последней ночи на земле, когда «до пота кровава в молитве подвизающася» Господа уже ожидает чаша, Им Самим Себе уготованная, — «егда яко бремя тяжкое греси наши отяготеша на» Нем, Он «бо Адама погибшаго на рамо восприим»(162). Гефсимания это не столько страх грядущих крестных мук, сколько «подъятие страшного бремени грехов всего человечества»(163), всех «людей, живших от Адама, живущих и имеющих жить до скончания века»(164), «поскольку Искупитель понес на Себе и будущие грехи мира». Он «скорбит не собственною, но нашею скорбию»: Сей грехи наша носит и о нас болезнует(165). «Чаша, которую подает Ему Отец Его, есть чаша всех беззаконий, нами содеянных, и всех козней, нам уготованных, которая потопила бы весь мир, если бы Он один не воспринял», не иссушил ее(166).
Завершается земное поприще Искупителя в торжестве Воскресения; наконец же — в Его Вознесении, которое венчается тем, что «Сын Божий воссел одесную Бога Отца и спосадил на Своем Престоле воспринятую в Свою Ипостась и обоженную человеческую природу»(167); неотъемлемо и навечно «Слово воипостазировало человеческое естество в Свою собственную Ипостась» — человеческая природа Христа «стала ипостасной, в Ипостаси Слова»(168). Теперь, когда Христос вознесся на небеса и воссел одесную Отца на Престоле, — вся человеческая природа вознесена на этот Престол(169), «теперь ангелы увидели наше естество сияющим на троне Царя, блистающим славою и вечной красотой»(170). «Теперь человеческая природа возведена на Престол в недрах Святой Троицы; теперь ничто не может отлучить человеческую природу от Бога. Теперь, после воплощения Господа, сколь грешными людьми мы бы ни были, сколько бы мы ни отлучали себя от Бога, если пожелаем, всегда можем в покаянии соединиться с Ним. Соединиться и стать богами по благодати»(171). После этого каждый из людей нуждается только в одном — в обожении своей личности через единение со Христом силой Святого Духа. Чтобы это стало возможным, необходим был еще один, последний шаг. И следующим событием в деле Божиего Домостроительства стала Пятидесятница — рождение Церкви, нового организма, живого инструмента обожения, где оно вершится посредством таинств. Нам дарована возможность личного приятия и усвоения совершенного ради нас Христом спасения(172). Теперь это практически осуществимо, теперь да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут(173). Это «конечный праздник» и «обещания исполнение»(174), так как для спасения человека отныне сделано всё. Остается только эсхатологическое чаяние «воскресения мертвых и жизни будущего века». Пятидесятница важна не менее, чем чудо искупления. Искупительный подвиг Христа есть необходимое условие для обожения, но чтобы каждый человек смог индивидуально воспринять плоды Его подвига, должно было свершиться обетованное: созижду Церковь Моют (175) — нужна была Пятидесятница. Ради этого «Сын послал от Отца Духа Святого, освящающего мир»(176). Теперь «желающему соединиться с Ним надлежит и плоть Его принять, и в обожении участвовать». Теперь, когда евхаристически «питаемся священнейшим Хлебом и пьем Божественную чашу, когда сообщаемся той самой плоти и той самой крови, которые восприняты Спасителем», тому самому обоженному человечеству Христа, что ныне пребывает во Святой Троице, — то и мы вводимся туда же. «И пищею бывает Он для нас, и таким образом, всячески внедряя Себя в нас и соединяя Себя с нами, соделывает нас Своим Телом... Когда изливается в нас Христос и соединяет с нами Себя Самого, Он переменяет и в Себя преобразует нас, как бы малую каплю воды, влитую в беспредельное море», в драгоценное миро, что делает нас, растворенных в нем, «не просто благоуханными, но самим благоуханием»(177), ибо мы, — как сказано, — и есть Христово благоухание(178). «Сын стал подобен нам через воплощение; мы становимся подобными Ему через обожение», — в связи с этим можно говорить о двухэтапности нашего спасения. В своем становлении люди, чья двойственность заложена в самом акте творения по образу и по подобию, вовлечены и в «двойное домостроительство», как выражаются богословы: прежде совершено искупление ради нас и за нас Богом Сыном, обожившим нашу природу; после — требуется, уже от нас, синергийный подвиг ради обожения наших личностей(179). Христос в Своем воплощении и восприятии нашего естества обожил именно общечеловеческую сущность, но не отдельные человеческие личности. Вся полнота человеческой природы в своей совокупности уже стала соучастницей Божественной благодати(180), в этом смысле человечество уже спасено — обновленное естество даровано ему во Христе неотъемлемо и окончательно. Своей Жертвой Спаситель любому, кто избирает подвиг жизни во Христе, даровал возможность достигать личного обожения(181). Теперь, на втором этапе, каждому человеку, ради своего персонального спасения, остается только принять этот дар — опытно приобщиться ему и усвоить его, в обмен на это принося в жертву свою ветхую душу. «В одном случае нужно было Богу снизойти на землю, в другом — нас возвести на Небо». Ему — вочеловечиться, человеку — быть обожену. Прежде — Он полностью освобождает природу, победив грех; после — каждого из людей очищает от грехов и уподобляет Богу. Мы «начинаем оттуда, где Он окончил, и оканчиваем тем, чем Он начал». Бог «сошел затем, чтобы мы взошли... Его делом было сойти, а мы восходим», движемся словно по одной и той же лестнице, но то, «что было для Него последним, когда Он сходил, то становится для нас первым, когда мы восходим»(182).
152 Служба Рождества Христова. Великое повечерие, стихиры на стиховне. 153 Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1995. С. 324, 358. 154 Осуществовавшагося человечеством (слав.) — в человеческой природе явившегося. Канон ко св. причащению. Богородичен 9-й песни. 155 Григорий Палама, свт. // Мандзаридис Г. Обожение человека. ТСЛ, 2003. С. 49. 156 Определение Халкидонского Собора 451 г. 157 «Иисус Христос есть один и тот же... единосущный Отцу по Божеству и тот же единосущный нам по человечеству, подобный нам во всем, кроме греха». Определение Халкидонского Собора 451 г. 158 Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. Минск, 2001. С. 222, 228. 159 Человека, сотворенного некогда по образу Божию, но отпадшего от Божественной жизни, мудрый Творец восстанавливает заново. Служба Рождества Христова. Канон утрени, песнь 1-я, тропарь 1-й. 160 Максим Исповедник, прп. Ц Мейепдорф Иоанн, прот. Византийское богословие. Минск, 2001. С. 220. 161 Служба Преображения. Вечерня, стихиры на стиховне. 162 Акафист Божественным страстям Христовым. Кондак 2-й. 163 Сергиевский П., прот. // Гнедич Петр. прот. Догмат искупления... М., 2007. С. 269. 164 Варфоломей (Городцов), митр. // Там же. С. 345. 165 Ис. 53, 4. 166 Филарет (Дроздов), свт. // Там же. С. 269. 167 Афанасий Великий, свт. // ЖМП. 1975. № I. С. 63. Ср.: «Недр Отеческих не разлучся... с земными яко человек пожив... вознеслся еси во славе и падшее естество наше милостивно вознес, Отцу спосадил еси». Вознесение. Стихиры на «Господи воззвах». 168 Леонтий Византийский. М., 2006. С. 663, 665. 169 Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1995. С. 326. 170 Иоанн Златоуст, свт. // Там же. С. 360. 171 Георгий (Капсанис), архим. Бог стал человеком... М., 2008. С. 15. 172 Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1995. С. 359. 173 Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21). 174 Служба Пятидесятницы. Утреня, седален по 1-м стихословии. 175 Мф. 16, 18. 176 Афанасий Великий, свт. //ЖМП. 1975. № I. С. 63. 177 Николай (Кавасила), св. О жизни во Христе. М., 2006. С. 23, 25. 71. 178 2 Кор. 2, 15. 179 Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003. С. 644. 180 Это стало возможным потому, что «люди обладают единой общей природой во многих человеческих личностях». Однако для нас «это различие природы и личности в человеке не менее трудно уловимо, чем аналогичное различие единой природы и трех Лиц в Боге». Лосский В.Н. Боговидение. С. 203. 181 Иосиф Ватопедский, старец. Слова утешения. 2005. С. 397. 182 Николай (Кавасила), св. О жизни во Христе. М., 2006. С. 25, 70.(Николай Новиков. МОЛИТВА ИИСУСОВА. ОПЫТ ДВУХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ. УЧЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ И ПОДВИЖНИКОВ БЛАГОЧЕСТИЯ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ. ОБЗОР АСКЕТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Т.3.)
|
|