ПЕПЕЛ БУХЕНВАЛЬДА Сюжеты партизанской войны при всех трагических коллизиях имеют главный смысловой акцент: люди сражаются на своей земле, защищают свою Родину. Но сколь возрастает трагизм противостояния жизни и смерти, когда человек брошен в кромешный ад Освенцима, Дахау, Бухенвальда! И вот Савицкий начинает говорить о самом невероятном, о том, что невозможно ни вообразить, ни помыслить, о том «обыкновенном фашизме», который стал обыкновенными буднями лагерей смерти. В 1978 году было написано большинство картин серии «Цифры на сердце». Работа над ней обозначила новую веху восхождения мастера на Голгофу человеческих страданий. «Мне пришлось быть свидетелем чудовищных преступлений против человечества… Поэтому я взялся писать серию картин о фашизме, чтобы в обобщенных, синтезированных образах показать то, что невозможно почерпнуть ни из словесных описаний, ни из документов», -говорит Михаил Андреевич. Савицкий воссоздал леденящую атмосферу разгула смерти. Вереницу обреченных эсэсовцы гонят в газовую камеру. Тела жертв, как строительный мусор, сгребаются бульдозером или, наоборот, аккуратно укладываются в штабеля бревен для сожжения. Чадят дымные факелы в руках обезумевших палачей. Изображая ужасное, жестокое, живописец утверждает собственную, выстраданную концепцию прекрасного. Если человек есть венец творения, а жизнь его представляет ни с чем не соизмеримую ценность, то и истязаемый, обреченный, замученный он должен сиять бессмертной, одухотворенной красотой. Эта концепция, во-первых, обратила художника к классической традиции, наиболее соответствующей воплощению образов идеально прекрасных, возвышенных. Во-вторых, она вызвала необходимость метафорического контраста изображений-символов прекрасного и безобразного. Строг и отточен рисунок тел убитых, они кажутся изваянными из благородного мрамора, прекрасны их лица с печатью отрешенного спокойствия. Жертвы везде олицетворяют истинно человеческое начало, изначально и бесконечно прекрасное. Палачи, наоборот, всюду мертвы уродством «нелюдей», извративших человеческую природу. Отвратителен белобрысый молодчик, деловито утирающий руки после кровавой расправы, мистически ужасны черные исчадья какого-то инфернального мира в конвульсивной пляске с факелами. И картины вызывают шок – настолько они неожиданно поражают мощью ритмических, тональных, пластических контрастов. Наверное, трудно найти в современной живописи более четкого, более непримиримого противостояния света – тьме. «Я был в массе людей, - вспоминает Михаил Андреевич, - был одним из этой массы, среди людей разных национальностей, судеб, характеров. И тогда, перед лицом гибели, высвечивалась особенно ярко вся шкала человеческих сущностей – от предательства до самопожертвования. Уничтожая людей столь массово, нацисты пытались доказать, что человек есть всего лишь «тварь дрожащая». Но, оказалось, существует то, над чем ни насилие, ни смерть не властны – человеческое достоинство, сила духа». На фоне плотной тьмы – группа узников. Мучительно напряжены их изможденные, заострившиеся лица. Но эти лица вспыхивают ярким светом надежды, исступленной жажды жизни и свободы. А маленькая рация посылает в эфир сигналы бедствия «СОС». Затерянные в грохоте второй мировой войны, эти молящие о спасении позывные превратились в мощный гул Бухенвальдского набата. Полотна серии различны по степени преобладания в них документального или символического начала. Убеждающая сила факта – в картине 1974 года «Побег», с которой началась работа над всем циклом. Совершенно достоверна композиция «Канада». Так называли гитлеровцы пункты сбора награбленных богатств, преимущественно драгоценностей. Картина «Танец с факелами» чрезвычайно органично и ёмко соединяет достоверность факта с образной символикой. Но есть удивительное полотно целиком рожденное как символ, звучащее торжественно, реквиемно. Прекрасная мадонна с младенцем (словно родная сестра тех, что созданы мастерами итальянского Возрождения) парит над черной землей. Багровое сияние в небе напоминает о кругах того ада, мрачный образ которого, наверное, не смогло бы вместить воображение самого Данте. Их прошла «Мадонна Биркенау», возносящаяся над лагерем смерти. На одном из тринадцати полотен серии, написанном в 1976 году, изображен неестественной худобы юноша в короткой не по росту арестантской одежде. Красный треугольник на его груди означает – русский, политический. И рядом номер – 32815. Он же вибит на жетоне, висящем на шее. Потеря такого жетона каралась смертью. Вот и есть они, цифры на сердце. Юноша стоит гордо выпрямившись. Чуть закинута голова, и глаза из-под опущенных век смотрят с дерзким вызовом, зорко, всевидяще. Это единственный автопортрет Савицкого, так и названный «Узник 32815». В этом названии – и 12 миллионов погибших из 18 миллионов узников концлагерей, и 50 миллионов (а, возможно, и гораздо больше) жертв второй мировой войны. Цифры ужасают. Но разве в современном мире меньше еще никем не подсчитанных жертв агрессии и террора, голода и нищеты? Актуальность серии мастера – в пронзительном и громогласном пафосе протеста против гибели человека и человечества
|